Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Приоритетная цель государственной политики в области образования на современном этапе - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина. Идет внедрение новых стандартов качества образования, новых организационно - экономических механизмов, повышается открытость образования обществу.
В муниципальной системе образования к 1.09.2017 года 3 автономных (МАОУ "СОШ N 7", МАОУ "Гимназия N 30", МАОУ "СОШ N 20") и 44 бюджетных общеобразовательных организаций, 71 бюджетная организация дошкольного образования, 8 бюджетных учреждений дополнительного образования детей. Для каждого учреждения разработаны и утверждены муниципальные задания.
В муниципальной системе образования города Кургана для оказания поддержки семье в вопросе воспитания детей дошкольного возраста функционирует 71 дошкольная образовательная организация (1 из них строящаяся), 17 дошкольных групп открыто в школах, 6 групп, функционирующие на условиях муниципального заказа у предпринимателей.
В связи с демографическим ростом ежегодно увеличивается количество детей в детских садах. Посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Кургана с сентября 2017 года 19820 детей (в 2016 году - 19073, в 2015 году - 18645 детей). Охват организованными формами дошкольного образования составил 75,4%.
С целью достижения к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет созданы новые дошкольные места: 2015 год - 350 мест, 2016 год - 475 мест, 2017 год - 325 мест.
В связи с тем, что очередность на предоставление мест в дошкольные организации сохраняется, необходимо реализовать комплекс мер по обеспечению доступности дошкольного образования как для детей в возрасте 3-7 лет, так и в возрасте 0-3 лет.
В муниципальных общеобразовательных организациях создаются условия для обеспечения доступности и повышения качества образования. В муниципальной системе образования оказывают образовательные услуги 47 общеобразовательных организаций. На 1.09.2017 г. в школах города обучается 36 903 учащихся (в 2015 году - 34 247 школьников, в 2016 году - 35 552 учащихся). Одной из задач является организация работы по обеспечению доступности для старшеклассников профильного обучения. В тридцати двух школах города Кургана (94% от общего числа школ, где имеются 10-11 классы) организовано профильное обучение. Доля старшеклассников, охваченных профильным обучением, увеличилась с 59% в 2014 году до 71,8% в 2016 году. Но профильное обучение не всегда эффективно, о чем свидетельствует выбор предметов на ЕГЭ обучающимися профильных классов. В большинстве средних общеобразовательных школ отсутствует возможность выбора старшеклассниками профиля обучения не менее чем из 4-х основных профильных направлений.
Доля школьников, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, к общей численности обучающихся в начальной школе составила 100%. По федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования обучались школьники 5 - 6 классов. С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные организации города, реализующие образовательные программы основного общего образования, перешли на федеральный государственный образовательный стандарт. С 2017 года по федеральным образовательным стандартам будут обучаться 1-7 классы. Оснащение школ должно соответствовать требованиям ФГОС.
Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
В настоящее время в Кургане в большинстве школ образовательный процесс организован в две смены, несмотря на положительную динамику показателя. В период с 2012 по 2016 год зафиксировано снижение количества учащихся, занимающихся во вторую смену в общеобразовательных организациях с 32% до 26,5%, в 2016-2017 учебном году во вторую смену обучалось 28,3% учащихся в связи с увеличением классов-комплектов.
В перспективе необходимо сделать акцент на реконструкцию существующих и строительство новых школ, а также возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению.
На уровне города задача создания современных условий для обучения и воспитания школьников всегда является актуальной.
Основной формой внешней оценки качества образования является Единый государственный экзамен. Ежегодно показатель соотношения результатов единого государственного экзамена по русскому языку и математике в 10% школ с лучшими и в 10% школ с худшими результатами улучшен. Показатель должен стремиться к единице, поэтому отрицательная динамика является положительным результатом. 2015 год - 1,61, 2016 год - 1,58.
В 2016 году по результатам года и государственной итоговой аттестации не завершили образование и не получили аттестат о среднем общем образовании 26 выпускников 11 классов, в 2017 году -13 выпускников. В муниципальной системе образования есть школы, которые не первый год показывают низкие результаты ЕГЭ. В 2017 году 110 выпускников школ города Кургана (в 2016 году - 95, в 2015 году - 76) получили аттестаты с отличием и медаль "За особые успехи в учении".
Необходимо реализовать мероприятия по улучшению результатов ЕГЭ, в том числе наладить систему опережающей диагностики ЕГЭ за счет внедрения регионального и муниципального мониторинга качества образования, использовать дистанционные технологии для подготовки к ЕГЭ с участием ресурсов вузов области.
Возросла эффективность участия школьников в олимпиадах и конкурсах. Каждый второй участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стал победителем или призером.
100% общеобразовательных организаций Курганской области обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с обязательной системой контентной фильтрации.
За счет выделенных средств из областного и федерального бюджетов проведены работы по формированию базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
Проблема - наличие образовательных учреждений, требующих ремонта, увеличение доли общеобразовательных организаций с высокой степенью износа зданий.
Совершенствование системы дополнительного образования - одно из основных направлений деятельности.
Проблема качества дополнительного образования приобретает особое значение в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей и плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции. В связи с этим необходимо особое внимание уделить программному обеспечению образовательного процесса, разработке новых образовательных программ для детей среднего и старшего школьного возраста научной, научно-технической, социально-педагогической, экологической, военно-патриотической направленностей.
Увеличилось количество подростков старших классов и молодежи старше 18 лет, осваивающих программы в учреждениях дополнительного образования.
Одна из задач в сфере дополнительного образования - совершенствование материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы технического творчества.
Сближение и взаимодействие основного и дополнительного образования - острая необходимость современного времени, которая успешно реализуется в современных условиях.
Дополнительному образованию уделяется большое внимание и в общеобразовательных учреждениях. 78,4% учащихся общеобразовательных организаций города Кургана охвачены системой дополнительного образования в школах и учреждениях дополнительного образования. Нас ждёт значительный за последние годы рост численности школьников. В этой связи актуальной задачей является сохранение данного охвата.
Решать проблему повышения качества образования можно только с помощью квалифицированных кадров.
В образовательных учреждениях города Кургана работают - 5 092 педагогических и руководящих работника. Ежегодно увеличивается количество педагогических работников, имеющих звания, награды, ученые степени.
В настоящее время в учреждениях образования г. Кургана доля молодых специалистов со стажем до 3 лет составляет 17,8%. Это доля соответствует доле работающих пенсионеров. Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций - 23%.
За последние 3 года в образовательные учреждения города Курган прибыло 366 молодых специалистов.
С целью привлечения молодых кадров в образовательные учреждения города на муниципальном уровне предусмотрены меры социальной поддержки молодых педагогов. Молодые специалисты получают единовременное подъемное пособие в размере 50 000 рублей. Попыткой решить кадровую проблему стало обучение будущих педагогов в вузах в рамках целевого приема. В период с 2011 по 2017 гг. в рамках целевого приема получили направление на обучение в вузах города и области 85 выпускник школ города Кургана.
С 1 сентября 2013 года осуществляется переход на "эффективные контракты".
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций достигла и превысила среднее значение заработной платы в Курганской области. Несмотря на то, что наблюдается рост заработной платы, ежегодно из системы образования по различным причинам выбывают педагоги.
По-прежнему, потребность в педагогических кадрах в образовательных учреждениях города Кургана остается актуальной. Максимальную потребность образовательные организации города испытывают в учителях иностранного языка, математики, физики, начальных классов.
Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле". Одним из направлений управления развитием образования является создание целостной многоуровневой и многофункциональной системы инновационных площадок как опорного механизма управления развитием городской системы образования. Системная и качественная работа по повышению квалификации, методической поддержке педагогических работников, в том числе и молодых специалистов, проводится Курганским городским инновационно-методическим центром.
В современных условиях возрастает роль социальных технологий в управлении, обеспечивающих объединение различных субъектов сферы для решения социально-педагогических проблем и развития образования. Необходимо более эффективно использовать социальные, социально-педагогические технологии в управлении системой образования.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию структуры сети муниципальных образовательных организаций, направленную на повышение доступности качественного общего образования, нивелирование различий между "слабыми" и "сильными" школами.
В целом следует признать, что система образования города сумела сохранить управленческие и педагогические кадры, основные фонды, управляемость системы, достаточно высокое качество образования.
В то же время в процессе функционирования и развития системы образования города Кургана можно выделить ряд проблем и противоречий, на разрешение которых направлена Программа.
Таким образом, основными проблемами системы образования являются:
- отсутствие достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, сохранение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в связи с последующим ростом численности детского населения;
- недостаточное материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций согласно требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, организация образовательного процесса в общеобразовательных организациях в две смены;
- сохранение остроты кадрового дефицита в учреждениях образования;
- наличие выпускников школ города не прошедших государственную итоговую аттестацию и не получивших среднее общее образование, наличие образовательных организаций, показывающих стабильно низкие результаты обучения, недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества общего образования и индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- необходимость эффективного использования современных методов управления и обучения;
- необходимость оптимизации сети образовательных учреждений, снижение неэффективных расходов в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.