Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторная правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" (в редакции от 21 февраля 2014 г. N 28-ОД, от 05 июня 2014 г. N 88-ОД, от 24 апреля 2015 г. N 47-ОД, от 22 мая 2015 г. N 75-ОД, от 30 октября 2015 г. N 184-ОД, от 31 декабря 2015 г. N 248-ОД, от 05 февраля 2016 г. N 1-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение действующего федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон направлен на установление порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются жилищные правоотношения.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016 N 298-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Жилищного кодекса в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 16 Устава Волгоградской области к полномочиям Волгоградской областной Думы относится законодательное регулирование по предметам ведения Волгоградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Волгоградской области в пределах полномочий Волгоградской области.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Кроме того, издание данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении", вносящим изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации в части требований к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора, в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Так, согласно новой статье 178.1 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельствами, препятствующими назначению на должность руководителя регионального оператора, являются:
1) признание судом кандидата на должность руководителя регионального оператора недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) нахождение указанного лица на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Не допускается наличие у руководителя регионального оператора, кандидата на должность руководителя регионального оператора:
1) неснятой или непогашенной судимости;
2) неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности.
Руководитель регионального оператора не может быть депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом органа местного самоуправления, государственным служащим. Сложение депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом органа местного самоуправления своих полномочий или прекращение служебного контракта о прохождении государственной службы, освобождение от замещаемой должности государственной службы и увольнение с государственной службы кандидата на должность руководителя регионального оператора, признанного победителем открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, должны быть произведены в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией.
Однако, статья 20 исследуемого Закона не учитывает указанные требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора.
Также необходимо обратить внимание на то, что согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ положения статьи 178.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ) распространяются на лиц, назначенных на должность руководителя регионального оператора до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Сложение депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом органа местного самоуправления своих полномочий или прекращение служебного контракта о прохождении государственной службы, освобождение от замещаемой должности государственной службы и увольнение с государственной службы руководителя регионального оператора должны быть произведены в течение одного месяца со дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в отсутствии в исследуемом Законе требований к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 355-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), заключающиеся в следующем.
Согласно новой редакции ЖК РФ предусмотрено введение механизма специального депозита для размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемых на специальном счете и на счете регионального оператора (статья 175.1 ЖК РФ). Так, в соответствии со статьей 175.1 ЖК РФ владелец специального счета размещает на специальном депозите временно свободные средства фонда капитального ремонта, который формируется на специальном счете. Решение об этом принимает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Полученные доходы используются, например, для оплаты капитального ремонта.
Также, указанный выше Федеральный закон от 03.07.2016 N 355-ФЗ вносит изменения в часть 1 статьи 170 ЖК РФ устанавливая, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с новым пунктом 7.1 части 1 статьи 177 ЖК РФ по специальному счету предоставлена возможность размещения денежных средств (части денежных средств) на специальном депозите и их зачисление со специального счета на специальный депозит, возврат денежных средств (части денежных средств), процентов от размещения денежных средств на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на специальный счет.
Таким образом, необходимо учесть указанные изменения федерального законодательства при дальнейшей работе с исследуемым Законом.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 25 декабря 2013 г. N 242.
Законы Волгоградской области от 21 февраля 2014 г. N 28-ОД, от 05 июня 2014 г. N 88-ОД, от 24 апреля 2015 г. N 47-ОД, от 22 мая 2015 г. N 75-ОД, от 30 октября 2015 г. N 184-ОД, от 31 декабря 2015 г. N 248-ОД, от 05 февраля 2016 г. N 1-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградской области" от 05 марта 2014 г. N 40, от 11 июня 2014 г. N 104-105, от 25 апреля 2015 г. N 75, от 23 мая 2015 г. N 91, от 31 октября 2015 г. N 168, от 16 января 2016 г. N 5, от 16 февраля 2016 г. N 26.
Вывод: Закон Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" (в редакции от 21 февраля 2014 г. N 28-ОД, от 05 июня 2014 г. N 88-ОД, от 24 апреля 2015 г. N 47-ОД, от 22 мая 2015 г. N 75-ОД, от 30 октября 2015 г. N 184-ОД, от 31 декабря 2015 г. N 248-ОД, от 05 февраля 2016 г. N 1-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 1 ноября 2016 г. N 2469н "На Закон Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" (в редакции от 21 февраля 2014 г. N 28-ОД, от 05 июня 2014 г. N 88-ОД, от 24 апреля 2015 г. N 47-ОД, от 22 мая 2015 г. N 75-ОД, от 30 октября 2015 г. N 184-ОД, от 31 декабря 2015 г. N 248-ОД, от 05 февраля 2016 г. N 1-ОД)"
Текст заключения официально опубликован не был