Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 20.02.2014 N 224/01 "О комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Волгоградской области" (в редакции от 05.05.2015 N 343, от 04.08.2016 N 1063) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужила собственная инициатива Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, поскольку имеются основания полагать, что в предыдущем экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие федеральному законодательству и экспертное заключение должно быть изменено (на основании пунктов 5 и 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом образована комиссия по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Волгоградской области, утверждены ее состав и Положение.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в процессе недропользования на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2016 N 465-ФЗ);
- Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 03.07.2016 N 104-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в редакции от 03.07.2016 N 104-ФЗ" имеется в виду "в редакции от 03.07.2016 N 279-ФЗ"
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 03.07.2016 N 358-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 03.07.2016 N 360-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.11.1996 N 89-ОД "О недропользовании на территории Волгоградской области" (в редакции от 03.06.2015 N 81-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 24.11.2016 N 111-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области".
Согласно пунктам "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 статьи 1.1 указанного выше Закона Российской Федерации субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Статьей 33.1 Закона Российской Федерации "О недрах" установлено, что установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории Волгоградской области, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственное управление защитным лесоразведением на территории Волгоградской области, а также сохранение и воспроизводство защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Волгоградской области, государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.
Абзацем 5 пункта 3.3. указанного выше Положения установлено, что Председатель комитета издает приказы комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Кроме того, издание данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены положения, содержащие коррупциогенный фактор, заключающийся в следующем.
Пунктами 3.2, 3.7, 4.8, 4.10 Положения о комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Волгоградской области установлены сроки совершения следующих действий:
- заявка на установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых (далее - заявка) должна быть подана в Комитет не позднее 180 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения;
- срок рассмотрения заявки комиссии - в течение 45 дней с даты ее регистрации;
- выдача свидетельства или мотивированного отказа удовлетворении заявки пользователю недр непосредственно в Комитете, либо направления решения почтовой связью - не более 10 дней со дня принятия соответствующего решения;
- направление Комитетом в Волгоградский филиал Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу" копии свидетельства - в течение 10 дней со дня направления (вручения) свидетельства пользователю недр.
Вместе с тем, указанными нормами не установлен порядок исчисления сроков в календарных или в рабочих днях, что влечет за собой неопределенность сроков принятия решения Комиссией.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, одним из коррупциогенных факторов, является широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков принятия решения,
В целях устранения выявленного коррупциогенного фактора предлагаем в Положении о комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Волгоградской области, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 20.02.2014 N 224/01 установить способ исчисления сроков совершения действий.
В тексте рассматриваемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 3.4. исследуемого Положения установлено, что заявку и прилагаемые к ней материалы и документы пользователь недр вправе представить в Комитет непосредственно либо направить посредством почтовой связи.
Однако, возможность пользователя недр направить указанную заявку электронным способом, как установлено статьей 2 Федерального закона от 27.07.2020 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" отсутствует.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в отсутствии права пользователя недр на подачу заявки в электронной форме.
В тексте исследуемого Приказа выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В тексте исследуемого Приказа имеется ссылка на постановление Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 39-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области", утратившее силу в связи с изданием постановления Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области".
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в том, что в тексте исследуемого Приказа имеется ссылка на утративший силу нормативный правовой акт.
Вывод: приказ министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 20.02.2014 N 224/01 "О комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Волгоградской области" (в редакции от 05.05.2015 N 343, от 04.08.2016 N 1063) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные коррупциогенный фактор, несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушение правил юридической техники; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 20 марта 2017 г. N 609н "На приказ министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 20.02.2014 N 224/01 "О комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Волгоградской области" (в редакции от 05.05.2015 N 343, от 04.08.2016 N 1063)"
Текст заключения официально опубликован не был