Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к порядку межведомственного взаимодействия
медицинских организаций, подведомственных
комитету здравоохранения Волгоградской
области, организаций социальной защиты
населения и социального обслуживания
населения, подведомственных комитету
социальной защиты населения Волгоградской
области, при оказании медико-социальной
помощи лицам пожилого и старческого
возраста в Волгоградской области, приказа
комитета здравоохранения Волгоградской
области,
комитета социальной защиты населения
Волгоградской области
от 23, 24 мая 2017 г. N 1385/835
Тестирование лиц пожилого и старческого возраста
с целью выявления синдрома старческой астении
Наименование медицинской организации ____________________________________
Ф.И.О. пациента _________________________________________________________
Год рождения ____________________________________________________________
Адрес проживания - ______________________________________________________
Контактный телефон ______________________________________________________
1. Исследования первого этапа КГО:
1.1. Исследование по шкале "Возраст не помеха"
N п/п |
Перечень вопросов |
Результат да/нет |
1 |
Похудели ли Вы на 5 кг и более за последние 6 месяцев? (вес) |
|
2 |
Испытываете ли Вы какие-либо ограничения в повседневной жизни из-за снижения зрения или слуха? |
|
3 |
Были ли у Вас в течение последнего года травмы, связанные с падением? |
|
4 |
Чувствуете ли Вы себя подавленным, грустным или встревоженным на протяжении последних недель? (настроение) |
|
5 |
Есть ли у Вас проблемы с памятью, пониманием, ориентацией или способностью планировать? |
|
6 |
Страдаете ли Вы недержанием мочи? |
|
7 |
Испытываете ли Вы трудности в перемещении по дому или на улице? (Ходьба до 100 м/ подъём на 1 лестничный пролёт). |
|
Интерпретация обследования: Три и более положительных ответа
указывают на наличие у пациента синдрома старческой астении, что
является основанием для направления данного пациента на консультацию к
врачу гериатру.
1.2. Минимальное психологическое исследование (Mini Cog)
Пациента просят повторить и запомнить 3 слова: Лимон, Ключ, Шар с
последующей оценкой исполнения.
/------------\ /-------------------\ /--------------\
| Выполнен | | Выполнен частично | | Не выполнен |
\------------/ \-------------------/ \--------------/
Тест часов. - Пациента просят самостоятельно нарисовать круглые
часы, поставить цифры в циферблате часов в правильном порядке, стрелки
часов при этом должны показать время 12:45. По завершении проводится
оценка исполнения.
/------------\ /-------------------\ /--------------\
| Выполнен | | Выполнен частично | | Не выполнен |
\------------/ \-------------------/ \--------------/
После проведения теста "Часы" пациента просят повторить ранее запомненные
3 слова (Лимон, Ключ, Шар) с оценкой исполнения.
/------------\ /-------------------\ /--------------\
| Выполнен | | Выполнен частично | | Не выполнен |
\------------/ \-------------------/ \--------------/
Интерпретация обследования: Наличие каких-либо заметных отклонений
в положении цифр на циферблате или положения стрелок, а также, если
пациент не смог воспроизвести раннее запомненные слова (хотя бы одно),
следует считать, что у пациента выявлены когнитивные расстройства. Это
является основанием для направления к врачу-гериатру.
1.3. Оценка функциональных способностей стареющего человека по шкале Katz
ADL.
N п/п |
Перечень вопросов |
Варианты |
Результат да/нет |
|
1. |
Купание (ванна или душ) |
Помощь не требуется или требуется для мытья какой-либо одной части тела. |
|
|
2. |
Одевание |
Одевается без помощи, кроме надевания обуви |
|
|
3. |
Посещение туалета |
Пользуется туалетом, справляется с одеждой (может использовать палку или ходунки) |
|
|
4. |
Перемещение по комнате |
Ложится и садится, встает с кровати и стула без помощи (может использовать палку или ходунки). |
|
|
5. |
Контроль мочеиспускания и дефекации |
Полностью контролирует мочеиспускание и дефекацию |
|
|
6. |
Питание |
Ест самостоятельно (исключая нарезание мяса и намазывание масла на хлеб). |
|
|
|
Сумма |
|
|
|
Ответы "Да" оцениваются в 1 балл, ответ "Нет"- 0 баллов. Вычисляется
общая сумма.
Интерпретация обследования:
1-2 балла - тяжёлые функциональные расстройства. Имеется необходимость в
посторонней помощи или постороннем уходе.
3-4 балла - средняя выраженность функциональных расстройств.
Рассматривается вопрос о посторонней помощи, поддержке и уходе, хотя бы
частичном.
5-6 баллов - практически не нуждаются в постороннем уходе.
Выявление признаков функциональных расстройств является основанием
направления пациента к врачу гериатру, а также вопроса о мерах социальной
поддержки
2. Исследования третьего этапа КГО:
2.1. Исследование базовой активности в повседневной жизни по шкале
Бартел-ADL
Перечень вопросов |
Варианты |
||
Прием пищи |
10 - не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами; 5 - частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи; 0 - полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью) |
||
Личная гигиена (умывание, чистка зубов, бритье, причесывание) |
5 - не нуждается в помощи; 0 - нуждается в помощи |
||
Одевание |
10 - не нуждается в посторонней помощи; 5 - частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.; 0 - полностью нуждается в посторонней помощи |
||
Прием ванны |
5 - принимает ванну без посторонней помощи; 0 - нуждается в посторонней помощи |
||
Посещение туалета: перемещение в туалете, раздевание, очищение кожных покровов, одевание, выход из туалета |
10 - не нуждается в помощи; 5 - частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.); 0 - нуждается в использовании судна, утки |
||
Контролирование мочеиспускания |
10-полное контролирование; 5 - случайные инциденты (максимум 1 раз за 24 часа); 0- недержание; |
||
Контролирование дефекации |
10 - полное контролирование; 5 - случайные инциденты (не чаще одного в неделю) 0-недержание; |
||
Перемещение с кровати на стул и обратно |
15 - не нуждается в помощи; 10 - при вставании с постели требуется незначительная помощь или присмотр; 5 - при вставании с постели требуется помощь, может самостоятельно сидеть в постели; 0-перемещение не возможно; |
||
Подъем по лестнице |
10 - не нуждается в помощи; 5 - нуждается в наблюдении или поддержке; 0 - не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой; |
||
Мобильность (перемещение в пределах дома и вне дома; могут использоваться вспомогательные средства) |
15 - не нуждается в помощи; 10 - может ходить с посторонней помощью; 5 - может передвигаться с помощью инвалидной коляски; 0 - не способен; |
||
Общий балл: |
/100 |
Интерпретация обследования:
-0 - 20 баллов - полная зависимость в повседневной жизни
- 21 - 60 баллов - выраженная зависимость в повседневной жизни
- 61 - 90 баллов - умеренная зависимость в повседневной жизни
- 91 - 99 баллов - легкая зависимость в повседневной жизни - 100 баллов -
нет зависимости.
2.2. Оценка повседневной инструментальной активности (Шкала IADL)
1. Можете ли Вы пользоваться телефоном |
Без посторонней помощи С частичной помощью Полностью не способен |
3 |
2 | ||
1 | ||
2. Можете ли Вы добраться до мест, расположенных вне привычных дистанции ходьбы |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен добираться, если не организована специальная доставка |
1 |
|
3. Можете ли Вы ходить в магазин за едой |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен делать любые покупки |
1 |
|
4. Можете ли Вы готовить себе пищу |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен готовить любую еду |
1 |
|
5. Можете ли Вы выполнять работу по дому |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен выполнять какую-либо работу по дому |
1 |
|
6. Можете ли Вы выполнять мелкую "мужскую"/"женскую" работу по дому |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен выполнять любую мелкую "мужскую"/"женскую" работу по ДОМУ |
1 |
|
7. Можете ли вы стирать для себя |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен стирать |
1 |
|
8. Можете или могли бы вы самостоятельно принимать лекарства |
Без посторонней помощи (в правильных дозах и в назначенное время) |
3 |
С частичной помощью (если кто-то приготовит лекарство к приему и/или напомнит о необходимости принять его) |
2 |
|
Полностью не способен принять лекарство |
1 |
|
9.Можете ли вы распоряжаться своими деньгами |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен распоряжаться своими деньгами |
1 |
|
| ||
Общий балл: |
|
Интерпретация обследования: Менее 27 баллов - снижение
инструментальной активности
2.3. Исследование равновесия и походки по шкале Willifms В.А.
N п/п |
Перечень вопросов |
Варианты |
Результат |
1. |
Равновесие сидя |
Наклоняется или скользит по стулу |
0 |
Сидит устойчиво, надежно |
1 |
||
2. |
Вставание |
Не способен без посторонней помощи |
0 |
Способен, но с помощью рук |
1 |
||
Способен без помощи рук |
2 |
||
3. |
Попытка встать |
Не способен без посторонней помощи |
0 |
Способен, но требуется более одной попытки |
1 |
||
Способен с первой попытки |
2 |
||
4. |
Сохранение равновесия (первые 5 сек.) |
Неустойчив (пошатывание, переставляет ноги) |
0 |
Устойчив, но использует трость или ходунок |
1 |
||
Устойчив без трости или ходунка |
2 |
||
5. |
Равновесие стоя |
Неустойчив |
0 |
Стоит, но широко расставив ноги, или использует трость, ходунок |
1 |
||
Стоит, поставив ноги вместе, не использует трость и др. |
2 |
||
6. |
Способность сохранять равновесие при подталкивании |
Начинает падать |
0 |
Пошатывается, ищет опору, но удерживается на ногах |
1 |
||
Устойчив |
2 |
||
7. |
Способность сохранять равновесие с закрытыми глазами |
Неустойчив |
0 |
Устойчив |
1 |
||
8. |
Поворот на 360 градусов |
Прерывающиеся шаги |
0 |
Плавный поворот |
1 |
||
Неустойчив (ищет опору, пошатывается) |
0 |
||
Устойчив |
1 |
||
9. |
Попытка сесть |
Неуверенность (неверно рассчитывает дистанцию) |
0 |
Использует руки |
1 |
||
Надежное, безопасное движение |
2 |
||
10. |
Инициация движения (сразу после команды) |
Любые колебания или множественные попытки начать движение |
0 |
Никаких колебаний |
1 |
||
11. |
Длина и высота шага |
Начинающая правая нога: |
|
не может начать шаг с левой ноги |
0 |
||
может начать с левой ноги |
1 |
||
правая нога не отрывается полностью от пола при шаге |
0 |
||
правая нога полностью отрывается от пола |
1 |
||
Начинающая левая нога: |
|
||
не может начать с правой ноги |
0 |
||
может начать с правой ноги |
1 |
||
левая нога не отрывается полностью от пола при шаге |
0 |
||
левая нога полностью отрывается от пола |
1 |
||
12. |
Симметричность шагов |
Правый и левый шаги неодинаковой длины |
0 |
Правый и левый шаги одинаковые |
1 |
||
13. |
Шаг непрерывный |
Остановки и неодинаковые шаги |
0 |
Непрерывные шаги |
1 |
||
14. |
Траектория (может устанавливаться по отклонению одной ноги более 10 см от прямой) |
Заметное отклонение |
0 |
Небольшое отклонение или использование помощи при ходьбе |
1 |
||
Прямо, без помощи при ходьбе |
2 |
||
15. |
Туловище |
Имеется заметное качание |
0 |
Нет качания, но есть сгибание коленей или спины или раскидывание рук во время ходьбы |
1 |
||
Лет качания, сгибания, нет раскидывания рук и вспомогательных приспособлений |
2 |
||
16. |
Положение ног при ходьбе |
большое расстояние между стопами |
0 |
Пятки почти касаются друг друга при ходьбе |
1 |
Интерпретация обследования:
- Пациент с суммой баллов 28 не испытывает проблем с сохранением
равновесия и трудностей при перемещении и ходьбе.
- Сумма баллов менее 26 - 27 указывает на наличие минимальных
нарушений тех или иных функций сохранения равновесия и ходьбы.
- Сумма баллов 25 - 19 указывает на умеренные нарушения функций
сохранения равновесия и ходьбы.
- Сумма баллов менее 19 - указывает на выраженные нарушения в
сохранении равновесия и ходьбе и ассоциируется с увеличением риска
падений в 5 раз.
2.4. Исследование когнитивных функций с использованием шкалы оценки
психического статуса (MMSE)
N п/п |
Перечень вопросов |
Результат правильный/неправильный |
1 |
Какое сегодня число? |
|
2 |
Какой сейчас месяц? |
|
3 |
Какой сейчас год? |
|
4 |
Какой сегодня день недели? |
|
5 |
Какое сейчас время года? |
|
6 |
В каком городе мы с Вами находимся? |
|
7 |
В какой области мы находимся? |
|
8 |
Назовите учреждение, в котором Вы сейчас находитесь |
|
9 |
На каком этаже мы находимся? |
|
10 |
В какой стране мы находимся? |
|
Неврологическое исследование восприятия "Слушайте меня внимательно,
сейчас мы будем исследовать ваше внимание. Я произнесу 3 слова, ваша
задача - запомнить слова. Я попрошу Вас повторить эти слова через
некоторое время. Когда я вас попрошу - произнесите слова "Мяч, Флаг,
Дверь"медленно и четко." Попросите повторить слова. Повторяйте тест до
тех пор, пока пациент правильно не произнесет все три слова (не более 5
попыток). Зафиксируйте результат первой попытки:
11 |
Ответил "Мяч" |
|
12 |
Ответил "Флаг" |
|
13 |
Ответил "Дверь" |
|
Неврологическое исследование ВНИМАНИЯ и СЧЕТА Попросите пациента от 100
последовательно вычитать 7. Остановите пациента после пяти
вычислений. Правильно: 93, 86, 79, 72, 65. За каждый правильный ответ 1
балл. За правильность всего теста 5 баллов
14 |
Правильно "93" |
|
15 |
Правильно "86" |
|
16 |
Правильно "79" |
|
17 |
Правильно "72" |
|
18 |
Правильно "65" |
|
Неврологическое исследование памяти Попросите повторить три слова,
которые вы просили запомнить в разделе "восприятие"
19 |
Ответил "Мяч" |
|
20 |
Ответил "Флаг" |
|
21 |
Ответил "Дверь" |
|
Неврологическое исследование функции РЕЧИ
22 |
Покажите пациенту часы и спросите "Что это?". 1 балл за правильный ответ |
|
23 |
Покажите пациенту ручку и спросите "Что это?". 1 балл за правильный ответ |
|
24 |
Попросите пациента повторить "Никаких если, и, или но" 1 балл за задачу |
|
Выполнение операций из трех действий "возьмите бумагу в правую руку,
Сложите пополам и положите на колено "
25 |
Пациент взял лист бумаги в правую руку - 1 балл |
|
26 |
Пациент сложил пополам - 1 балл |
|
27 |
Пациент положил на колено - 1 балл |
|
Чтение - Покажите лист бумаги с надписью "Закройте глаза". Попросите
пациента прочитать надпись и сделать то, что написано.
28 |
Пациент закрыл глаза - 1 балл |
|
Письмо - Попросите пациента на чистой бумаге написать предложение, в
котором содержится существительное и глагол. Предложение должно быть
осмысленным
29 |
Пациент написал предложение - 1 балл |
|
Копирование На листе бумаги нарисованы два пересекающихся пятиугольников.
Просим пациента перерисовать картинку
30 |
На листе бумаги нарисованы два пересекающихся пятиугольников. Просим пациента перерисовать картинку |
|
Интерпретация обследования:
1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать
сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5)
дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и
год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла.
Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет
только число, спрашивают "Какого месяца?", "Какого года?", "Какой день
недели?". Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один
балл.
2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: "Где мы находимся?". Если
больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной
должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит
обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие
ответа снижает оценку на один балл.
3. Восприятие. Дается инструкция: "Повторите и постарайтесь
запомнить три слова: карандаш, дом, копейка". Слова должны произноситься
максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное
повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов.
Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы
испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь
первое повторение.
4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по
7, так как это описано в 2.1.3.е. Достаточно пяти вычитаний (до
результата "65"). Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой
вариант: просят произнести слово "земля" наоборот. Каждая ошибка снижает
оценку на один балл. Например, если произносится "ямлез" вместо "ялмез"
ставится 4 балла; если "ямлзе" - 3 балла и т.д.
5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в
п. З. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.
6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: "Что это такое?",
аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом
отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.
Устно дается команда, которая предусматривает последовательное
совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.
Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и
выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными
печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение
второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно
написать осмысленное и грамматически законченное предложение. При
выполнении третьей команда больному дается образец (два пересекающихся
пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на
нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные
искажения или несоединение линий, выполнение команды считается
неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.
Итоговый балл выводится путем суммирования результатов по каждому
из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что
соответствует оптимальному состоянию когнитивных функции /\. Чем ниже
\/
итоговый балл, тем более выражен когнитивный дефицит. Результаты теста
могут трактоваться следующим образом:
/-\ /-\
28 - 30 баллов - нет нарушении \-/когнитивных функции \-/;
24 - 27 баллов - преддементные когнитивные нарушения;
20 - 23 балла - деменция легкой степени выраженности;
11 - 19 баллов - деменция умеренной степени выраженности;
0 - 10 баллов - тяжелая деменция.
2.5. Проведение гериатрического теста на депрессию (по показаниям)
N п/п |
Вопросы |
Результат да/нет |
|
1 |
В целом, удовлетворены ли Вы своей жизнью? |
|
Нет |
2 |
Вы забросили большую часть своих занятий и интересов? |
Да |
|
3 |
Вы чувствуете, что Ваша жизнь пуста? |
Да |
|
4 |
Вам часто становится скучно? |
Да |
|
5 |
У вас хорошее настроение большую часть времени? |
|
Нет |
6 |
Вы опасаетесь, что с Вами случится что-то плохое? |
Да |
|
7 |
Вы чувствуете себя счастливым большую часть времени? |
|
Нет |
8 |
Вы чувствуете себя беспомощным? |
Да |
|
9 |
Вы предпочитаете остаться дома, нежели выйти на улицу и заняться чем-нибудь новым? |
Да |
|
10 |
Считаете ли Вы, что Ваша память хуже, чем у других? |
Да |
|
11 |
Считаете ли Вы, что жить - это прекрасно? |
|
Нет |
12 |
Чувствуете ли Вы себя сейчас бесполезным? |
Да |
|
13 |
Чувствуете ли Вы себя полным энергией и жизненной силой? |
|
Нет |
14 |
Ощущаете ли вы безнадежность той ситуации, в которой находитесь в настоящее время? |
Да |
|
15 |
Считаете ли Вы, что окружающие Вас люди живут более полноценной жизнью в сравнении с Вами? |
Да |
|
|
Общий балл: |
/15 |
Интерпретация обследования:
0 балл зачисляется за ответ "нет" на вопросы 1, 5, 7, 11, 13 и за
ответ "да" на вопросы 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15
Интерпретация результатов: 0 - 4 балла - нет депрессии; 5 баллов и
более - вероятная депрессия.
2.6. Оценка результатов функциональных проб: Определение функциональной
мобильности.
- Тест "Встань и иди" Пациента просят встать со стула без помощи
рук, пройти 3 метра, вернуться назад и сесть на стул. При ходьбе пациент
использует обычные для себя средства помощи.
Интерпретация обследования: Оценивается походка.
- "Тандем-тест" Тест выполняется стоя, глаза открыты, руки в
произвольном положении, ступни ног поставить последовательно друг за
другом по прямой линии, пятка передней стопы касается носка задней.
Зафиксировать положение и стоять 10 секунд.
Интерпретация обследования: Каждое перемещение стопы расценивается
как преждевременное завершение теста. Для правильной оценки можно
проводить не более 3 попыток. Время менее 10 сек. - высокий риск падения.
2.7. Оценка способности выполнения основных функций;
|
Может 2 балла |
Не может 0 баллов |
С затруднением 1 балл |
Завести руки за голову, за спину на уровне талии (оценивается способность расчесываться, мыть спину, способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры) |
|
|
|
Сидя дотронуться рукой до большого пальца на противоположной ноге (способность одевания нижней части тела, подстригания ног) |
|
|
|
Сжать пальцы врача обеими руками (способность открывать двери, банки) |
|
|
|
Удерживать лист бумаги между большим и указательным пальцами (способность выбора и удержания предметов) |
|
|
|
Подняться со стула без помощи рук (возможность свободного передвижения) |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.