Постановление Губернатора Волгоградской области от 10 августа 2017 г. N 502
"Об утверждении Концепции развития трудовых ресурсов Волгоградской области на 2017 - 2025 годы"
В целях систематизации мер, направленных на совершенствование системы формирования и использования трудовых ресурсов, способных обеспечить успешное социально-экономическое развитие Волгоградской области, повышение благосостояния жителей региона, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития трудовых ресурсов Волгоградской области на 2017 - 2025 годы (далее именуется - Концепция).
2. Определить:
координатором реализации Концепции - комитет по труду и занятости населения Волгоградской области;
соисполнителями реализации Концепции - комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, комитет здравоохранения Волгоградской области, комитет молодежной политики Волгоградской области, комитет образования и науки Волгоградской области, комитет по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области, комитет промышленности и торговли Волгоградской области, комитет сельского хозяйства Волгоградской области, комитет социальной защиты населения Волгоградской области, комитет строительства Волгоградской области, комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, комитет экономической политики и развития Волгоградской области.
3. Комитету по труду и занятости населения Волгоградской области совместно с соисполнителями реализации Концепции до 01 октября 2017 г. разработать план мероприятий по реализации Концепции.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Волгоградской области З.О. Мержоеву
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Волгоградской области |
А.И. Бочаров |
Утверждена
Постановлением Губернатора
Волгоградской области
от 10 августа 2017 г. N 502
Концепция
развития трудовых ресурсов Волгоградской области на 2017 - 2025 годы
1. Общие положения
Концепция развития трудовых ресурсов Волгоградской области на 2017 - 2025 годы (далее именуется - Концепция) разработана в целях систематизации мер, направленных на совершенствование системы формирования и использования трудовых ресурсов, способных обеспечить успешное социально-экономическое развитие Волгоградской области, повышение благосостояния жителей региона.
Концепция направлена на совершенствование системы обеспечения региона необходимыми трудовыми ресурсами, позволяющей на основе прогнозирования, рационального планирования подготовки и распределения трудовых ресурсов, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников обеспечить работодателей персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи перспективного развития своей сферы деятельности.
Концепция определяет цели, задачи, принципы, направления деятельности, этапы реализации мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, работодателями, объединениями работодателей, представительными органами работников, образовательными организациями профессионального, в том числе высшего, образования и направленных на обеспечение экономики Волгоградской области профессионально подготовленными рабочими и специалистами, создание механизмов регулирования кадровых процессов и отношений с учетом перспектив социально-экономического развития региона.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Волгоградской области, законами Волгоградской области, нормативными правовыми актами Волгоградской области, регулирующими отношения в социально-экономической сфере.
2. Анализ состояния трудовых ресурсов Волгоградской области
Численность трудовых ресурсов определяется демографической ситуацией в регионе. Демографические проблемы в Волгоградской области - это проблемы и в России в целом.
Депопуляция населения началась в период распада СССР, когда стремительно снизилась рождаемость и выросла смертность.
В настоящее время смертность населения по-прежнему превышает рождаемость, а миграционные процессы не покрывают естественную убыль населения.
На начало 2009 года численность населения Волгоградской области составляла 2618,1 тыс. человек, на начало 2017 года - 2536 тыс. человек. Снижение численности населения Волгоградской области за период с 2009 по 2016 годы произошло на 82,1 тыс. человек, или на 3,1 процента.
Вместе с тем благодаря реализации на территории Волгоградской области мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, в период с 2009 по 2016 годы удалось снизить коэффициент естественной убыли населения с -3,1 промилле в 2009 году до -2,4 промилле в 2016 году. Реализация государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" в том числе позволила снизить миграционную убыль населения с 8,8 тыс. человек в 2013 году до 4,5 тыс. человек в 2016 году, а коэффициент миграции с -3,4 промилле до -1,8 промилле соответственно.
Вместе с тем, по прогнозу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее именуется - Волгоградстат), к 2025 году численность населения Волгоградской области составит 2407,8 тыс. человек, к концу 2030 года - 2301,5 тыс. человек. В течение 2017 - 2030 годов ежегодно будет иметь место снижение численности населения Волгоградской области в среднем по 16,3 тыс. человек (от 10,5 до 18,1 тыс. человек в год), что обусловлено продолжающейся естественной убылью и недостаточным миграционным притоком населения.
Так, в период 2017 - 2030 годов, по прогнозу Волгоградстата, ежегодная естественная убыль населения Волгоградской области составит в среднем по 10 тыс. человек (от 4,1 до 12,8 тыс. человек в год). Миграционная убыль населения также будет иметь место в данный период, она достигнет своего максимального значения (8,2 тыс. человек) к 2020 году. В дальнейшем, в течение 2021 - 2030 годов, миграционная убыль населения начнет сокращаться и составит от 7,7 до 4,2 тыс. человек в год.
Численность населения в трудоспособном возрасте в Волгоградской области за период с 2009 по 2016 годы снизилась более чем на 189,6 тыс. человек, с 1605,2 тыс. человек на начало 2009 года до 1415,6 тыс. человек на начало 2017 года.
За период с 2009 по 2016 годы доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения Волгоградской области сократилась на 5,5 процентного пункта, с 61,3 процента в 2009 году до 55,8 процента на начало 2017 года. При этом наблюдается значительное увеличение (на 3,8 процентного пункта) доли населения в возрасте старше трудоспособного, с 23,2 процента в 2009 году до 27 процентов на начало 2017 года, и незначительное увеличение (на 1,6 процентного пункта) доли населения в возрасте моложе трудоспособного, с 15,5 процента в 2009 году до 17,1 процента на начало 2017 года.
Таким образом, коэффициент демографической нагрузки, характеризующий экономическую нагрузку на лиц трудоспособного возраста (число нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного возраста), в регионе возрос с 631 в 2009 году до 790 на начало 2017 года.
По прогнозным данным Волгоградстата, численность населения в трудоспособном возрасте к 2025 году составит 1260,4 тыс. человек, или 52,3 процента в общей численности населения Волгоградской области, к концу 2030 года - снизится до 1198 тыс. человек и составит 52,1 процента в общей численности населения.
В последние годы вследствие снижения численности населения Волгоградской области, сокращения численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в регионе активно происходит снижение численности трудовых ресурсов, в состав которых входят:
трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте;
работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки);
иностранные граждане, работающие на территории региона.
В период с 2009 по 2016 годы численность трудовых ресурсов Волгоградской области снизилась на 146 тыс. человек, или на 8,7 процента, и составила 1529,9 тыс. человек, или 60,1 процента численности постоянного населения Волгоградской области.
За период 2009 - 2016 годов трудовые ресурсы претерпели следующие изменения:
численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, составляющего основу трудовых ресурсов, сократилась на 11,2 процента, с 1543,5 тыс. человек до 1370,8 тыс. человек;
численность лиц старше трудоспособного возраста, занятых в экономике области, возросла на 40,8 процента, с 95,9 тыс. человек до 135 тыс. человек;
численность подростков достигла 0,1 тыс. человек;
численность иностранных трудовых мигрантов уменьшилась в 1,5 раза, с 36,5 тыс. человек до 24 тыс. человек.
В 2016 году доля граждан в трудоспособном возрасте составила 89,6 процента от общей численности трудовых ресурсов Волгоградской области, доля лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, - 8,8 процента, доля иностранных трудовых мигрантов -1,6 процента.
Численность рабочей силы (экономически активное население) снизилась на 4 процента, с 1342,7 тыс. человек в 2009 году до 1288,6 тыс. человек в 2016 году, и составила 50,6 процента в общей численности населения Волгоградской области.
По данным прогноза баланса трудовых ресурсов Волгоградской области, разработанным в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 25 сентября 2012 г. N 391-п "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Волгоградской области", с 2009 года прослеживается снижение численности занятых в экономике граждан на 3,3 процента, с 1254,2 тыс. человек в 2009 году до 1212,7 тыс. человек в 2016 году. При этом доля занятых в экономике в общей численности населения уменьшилась только на 0,3 процентного пункта с 47,9 процента в 2009 году до 47,6 процента в 2016 году, а в общей численности трудовых ресурсов Волгоградской области увеличилась с 74,8 процента в 2009 году до 79,3 процента в 2016 году.
По данным прогноза баланса трудовых ресурсов Волгоградской области, среднегодовая численность трудовых ресурсов, занятых в экономике, по итогам 2015 года распределилась по видам экономической деятельности в следующем порядке:
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 238,7 тыс. человек, или 19,5 процента от общего числа занятых в экономике;
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 191,6 тыс. человек, или 15,7 процента;
обрабатывающие производства - 176,6 тыс. человек, или 14,5 процента;
транспорт и связь - 95,7 тыс. человек, или 7,8 процента;
образование - 95 тыс. человек, или 7,8 процента;
строительство - 86,7 тыс. человек, или 7,1 процента;
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 85 тыс. человек, или 7 процентов;
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 75,5 тыс. человек, или 6,2 процента;
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование - 55,4 тыс. человек, или 4,5 процента;
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 38,5 тыс. человек, или 3,2 процента;
производство, передача и распределение электроэнергии - 14,2 тыс. человек, или 1,2 процента;
производство и распределение газообразного топлива - 14,2 тыс. человек, или 1,2 процента;
гостиничный и ресторанный бизнес - 19 тыс. человек, или 1,6 процента;
финансовая сфера - 16,9 тыс. человек, или 1,4 процента;
добыча полезных ископаемых - 6,1 тыс. человек, или 0,5 процента;
рыболовство, рыбоводство - 3,3 тыс. человек, или 0,3 процента;
прочие виды экономической деятельности - 8,8 тыс. человек, или 0,7 процента.
По сравнению с 2009 годом наблюдается снижение численности занятых в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающие производства - с 197,9 тыс. человек в 2009 году до 176,6 тыс. человек в 2015 году, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - с 253,7 до 238,7 тыс. человек, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование - с 62 до 55,4 тыс. человек, здравоохранение и предоставление социальных услуг - с 80,7 до 75,5 тыс. человек, образование - с 99,6 до 95 тыс. человек.
Увеличение численности занятых наблюдается в следующих видах экономической деятельности: операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - с 66,8 в 2009 году до 85 тыс. человек в 2015 году, финансовая сфера - с 15,3 до 16,9 тыс. человек.
В возрастной структуре граждан, занятых в экономике, прослеживается тенденция снижения удельного веса молодежи в возрасте до 25 лет и увеличения доли лиц старше 55 лет.
Самый высокий уровень занятости среди населения наблюдается в возрастных группах 30-49 лет и 25-29 лет. В 2015 году данный уровень составил 49,2 процента и 13,8 процента соответственно.
Таким образом, демографическая ситуация, сложившаяся в постперестроечном периоде, в настоящее время и в прогнозируемом периоде до 2030 года, негативно сказывается на ситуации на рынке труда:
сокращение доли населения в трудоспособном возрасте с 55,8 процента в 2016 году до 52,1 процента в 2030 году;
ухудшение возрастной структуры населения - коэффициент демографической нагрузки (число нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного возраста) к концу 2030 года составит 921 против 791 в 2016 году.
В результате при реализации в регионе мер по экономическому развитию в ближайшие годы возникнет соответствующий демографическому спаду дефицит трудовых ресурсов, поскольку рост производительности труда не может осуществляться теми же темпами, что и демографический спад. Следовательно, ситуация на рынке труда Волгоградской области в 2017 - 2030 годах во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений.
Текущее состояние рынка труда Волгоградской области характеризуется как стабильное, что подтверждается снижением в 2016 году по сравнению с 2015 годом численности граждан, не имеющих занятия, но активно его ищущих [в соответствии с методологией Международной организации труда (далее именуется - МОТ) они классифицируются как безработные].
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики, общая численность безработных по методологии МОТ в Волгоградской области в среднем за 2016 год составила 88 тыс. человек при общей численности рабочей силы 1288,6 тыс. человек и снизилась по сравнению с 2015 годом на 6,7 тыс. человек.
Уровень безработицы по методологии МОТ в Волгоградской области в среднем за 2016 год составил 6,8 процента и по сравнению с 2015 годом снизился на 0,4 процентного пункта (7,2 процента в 2015 году).
Ситуация на регистрируемом рынке труда на протяжении ряда последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса, особенно на высококвалифицированных работников.
В 2016 году в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы обратилось 69,9 тыс. человек, что на 16,9 процента меньше, чем в 2015 году (84,1 тыс. человек).
Признано безработными в 2016 году 29,1 тыс. человек, что на 18,5 процента меньше, чем в 2015 году (35,7 тыс. человек). Доля граждан, признанных в установленном порядке безработными, в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в 2016 году составила 41,7 процента и снизилась по сравнению с 2015 годом на 0,7 процентного пункта.
Численность безработных, состоящих на регистрационном учете, на конец 2016 года уменьшилась на 15,4 процента по сравнению с началом года и на 01 января 2017 г. составила 13,2 тыс. человек (15,6 тыс. человек на 01 января 2016 г.). Уровень регистрируемой безработицы также снизился с 1,2 процента до 1 процента.
В то же время в течение 2016 года в центры занятости населения работодателями было заявлено 183 тыс. вакансий для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), что на 18,7 процента больше, чем в 2015 году (в 2015 году работодателями было заявлено 148,8 тыс. вакансий).
Основная часть вакансий, заявленных работодателями, в 2016 году пришлась на:
строительную сферу - 19,9 тыс. единиц (10,9 процента от общего числа вакансий);
сферу операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 18,5 тыс. единиц (10,1 процента);
государственное управление и обеспечение военной безопасности - 15,8 тыс. единиц (8,6 процента);
сельскохозяйственную сферу - 6,6 тыс. единиц (3,6 процента);
обрабатывающее производство - 4 тыс. единиц (2,2 процента);
сферу оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 3,2 тыс. единиц (1,8 процента).
В соответствии с проводимым ежегодно мониторингом спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда Волгоградской области наиболее востребованными в 2016 году являются следующие профессии рабочих:
Наименование профессии |
Количество заявленных вакансий, единиц |
1 |
2 |
водитель автомобиля |
8936 |
монтажник |
2799 |
повар |
1870 |
электрогазосварщик |
1836 |
слесарь-ремонтник |
1819 |
сварщик-оператор |
1611 |
продавец непродовольственных товаров |
1593 |
электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
1582 |
тракторист |
1215 |
арматурщик |
1204 |
каменщик |
1056 |
оператор котельной |
1009 |
токарь |
1008 |
Наиболее востребованными в 2016 году должностями служащих были следующие:
Наименование должности |
Количество заявленных вакансий, единиц |
1 |
2 |
врач (врач-специалист) |
2708 |
медицинская сестра |
1560 |
бухгалтер |
1363 |
менеджер |
1226 |
учитель |
950 |
врач-терапевт участковый |
850 |
кассир |
752 |
электрик участка |
697 |
воспитатель |
686 |
инспектор |
681 |
инженер |
649 |
фельдшер |
561 |
агроном |
533 |
По состоянию на 01 января 2017 г. потребность в работниках составила 19,4 тыс. единиц, коэффициент напряженности на рынке труда Волгоградской области (соотношение числа незанятых граждан, зарегистрированных в государственных казенных учреждениях Волгоградской области центрах занятости населения, к числу заявленных вакансий) на конец декабря 2016 г. составил 0,76.
Создание новых рабочих мест на строящихся и вновь вводимых предприятиях потребует увеличения численности работающих.
Согласно данным прогноза потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, на 2017 - 2023 годы, сформированного комитетом по труду и занятости населения Волгоградской области в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 04 февраля 2015 г. N 104 "Об утверждении Регламента разработки прогноза потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты", ежегодная потребность экономики региона в работниках на вновь создаваемые рабочие места и взамен уволившихся, в том числе в связи с выходом на пенсию, а также из-за переезда в другие регионы на постоянное место жительства, составляет порядка 14,6 тыс. человек, всего на период 2017 - 2023 годов - 102,5 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов, в том числе по уровням образования:
17.6 тыс. человек - специалисты с высшим образованием (17,2 процента);
28.7 тыс. человек - специалисты со средним профессиональным образованием (28 процентов);
56,2 тыс. человек - квалифицированные рабочие (54,8 процента).
Наибольшая потребность в квалифицированных кадрах отмечается в отраслях:
"Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 20,9 процента;
"Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 11,8 процента;
"Производство машин и оборудования" - 11,1 процента;
"Строительство" - 7,5 процента;
"Экономика и управление" - 7,4 процента;
"Транспорт и связь" - 7 процентов.
Анализ потребности в квалифицированных рабочих и специалистах на период 2017 - 2023 годов в разрезе отраслей по уровням образования показал, что специалисты с высшим образованием наиболее востребованы в таких отраслях, как "Техносферная безопасность" - 69,2 процента, "Экономика и управление" - 66,4 процента, "Образование и наука" - 63,4 процента, "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 57 процентов, "Культура и спорт" - 45 процентов.
Потребность в специалистах с высшим образованием отсутствует полностью в таких отраслях, как "Производство строительных материалов" и "Производство транспортных средств и оборудования", "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования".
Специалисты со средним профессиональным образованием наиболее востребованы в таких отраслях, как "Информатика и вычислительная техника" - 87,1 процента, "Производство строительных материалов" - 69,6 процента, "Химическое производство" - 57,2 процента, "Культура и спорт" - 53 процента, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 49,8 процента, "Транспорт и связь" - 45,4 процента, "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака" - 44,3 процента, "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" - 43,5 процента.
Практически во всех отраслях, кроме таких отраслей, как "Производство транспортных средств и оборудования" (0 процентов), "Техносферная безопасность" (0 процентов), "Образование" (0 процентов), "Культура и спорт" (2 процента), "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" (2,7 процента), наиболее востребованными являются квалифицированные рабочие.
В перспективе уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, может привести к обострению вопроса комплектования кадрами организаций Волгоградской области, в первую очередь производственной сферы.
В ближайшие годы ожидается усиление дефицита кадров, особенно по рабочим профессиям, в таких отраслях, как "Оптовая и розничная торговля", "Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", "Добыча и переработка полезных ископаемых", "Производство машин и оборудования", "Строительство", "Гостиницы и рестораны", "Сельское хозяйство".
К тому же этот дефицит усугубляется неполным соответствием уровня квалификации кадров требованиям технологий современного производства, а также дисбалансом между потребностями экономики Волгоградской области в рабочих, специалистах и системой подготовки по уровням профессионального образования.
Постоянную потребность в квалифицированных кадрах испытывают организации двух основных отраслей: обрабатывающие производства (нужны квалифицированные рабочие) и сельское хозяйство (нужны как специалисты, так и квалифицированные рабочие). Требуются кадры также учреждениям здравоохранения, образования, особенно расположенным в сельской местности.
Предложения на рынке труда имеют существенные структурные отличия от спроса. Так, спрос на врачей и овощеводов в 21 раз превышает предложение, спрос на водителей, подсобных рабочих и медицинских сестер - в 3 раза, а на экономистов и техников, наоборот, предложение превышает спрос в 2,2 раза. Кроме того, на рынке труда Волгоградской области прослеживается сезонный фактор при анализе спроса и предложения рабочей силы. Так, в первом полугодии работодателями наиболее востребованы профессии рабочих в сельском хозяйстве, в конце года спрос на данные профессии резко снижается.
Существующая система профессионального образования не в полной мере удовлетворяет потребности предприятий в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
Несбалансированность объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций (особенно коммерческого сектора профессионального образования).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров являются одними из важных факторов перераспределения трудовых ресурсов и обеспечения предприятий кадрами требуемого уровня квалификации.
Система профессионального образования Волгоградской области представляет собой развитую структуру образовательных организаций, по состоянию на 01 июня 2017 г. представленную высшим образованием, средним профессиональным и дополнительным профессиональным образованием.
Высшее образование Волгоградской области сегодня представлено 13 образовательными организациями высшего образования (далее именуются - вузы) (7 - федерального подчинения, 1 - в ведении Волгоградской области, 2 - муниципальных, 3 - частных) и 22 филиалами вузов (12 - филиалы государственных вузов, 10 - филиалы негосударственных вузов).
Контингент студентов, обучающихся по программам высшего образования, по состоянию на 01 октября 2017 г. составил 65556 человек, из которых студенты 1 курса - 16339 человек, 2 курса - 15675 человек, 3 курса - 14834 человека, 4 курса - 12829 человек, 5 курса - 4531 человек, 6 курса - 1348 человек.
Особенностью системы высшего образования Волгоградской области является наличие одного вуза регионального подчинения и двух вузов муниципального подчинения при достаточно разветвленной сети вузов федерального подчинения. При этом из трех указанных организаций две реализуют образовательные программы в сфере искусств и культуры, а одна - в сфере образования и педагогических наук.
Среднее профессиональное образование Волгоградской области представлено 62 профессиональными образовательными организациями, из которых 1 - федерального подчинения, 53 - государственные, 8 - частные). Кроме того, программы среднего профессионального образования реализуются в 6 вузах и 10 филиалах вузов.
Контингент студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, составляет 55 тыс. человек.
На базе профессиональных образовательных организаций Волгоградской области созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций (далее именуется - МЦПК) в различных сферах деятельности:
на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Волгоградский технологический колледж" - в сфере туризма и сервиса;
на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Волгоградский колледж управления и новых технологий" первый МЦПК - в сфере оборонно-промышленного комплекса, второй МЦПК - в сфере машиностроения;
на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов" - в сфере строительства;
на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Жирновский нефтяной техникум" - нефтегазовое дело;
на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Новоаннинский сельскохозяйственный колледж" - в сфере сельского хозяйства.
МЦПК, созданные как структурные подразделения государственных профессиональных образовательных организаций, осуществляют обучение незанятого населения, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников предприятий и организаций. Учебно-производственная база МЦПК используется в учебном процессе для обучения студентов профессиональных образовательных организаций.
Система профессионального образования Волгоградской области в целом представлена широким спектром профессий и специальностей высшего и среднего профессионального образования. В вузах и профессиональных образовательных организациях Волгоградской области реализуются 47 из 57 укрупненных групп направлений подготовки и специальностей. Наиболее востребованными являются профессии и специальности, входящие в укрупненные группы направлений подготовки и специальностей "Машиностроение", "Промышленная экология и биотехнологии", "Техника и технологии наземного транспорта", "Образование и педагогические науки", "Экономика и управление".
В последние годы модернизация региональной системы профессионального образования осуществлялась по следующим направлениям:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих большую гибкость образовательных программ;
диверсификация структуры сети профессионального образования, включая выделение ведущих профессиональных образовательных организаций;
поддержка образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы;
апробация новых финансово-экономических механизмов и организационных форм. Проведены процедуры реорганизации в отношении государственных профессиональных образовательных организаций в форме присоединения, что позволило создать условия для формирования вертикально интегрированных образовательных кластеров, которые призваны обеспечить гибкость программ и мобильность талантливых и активных молодых людей.
Невысокий социальный потенциал значительной части рабочих мест, низкая заработная плата, неудовлетворительные условия труда и быта, отсутствие перспективы профессионального роста, неразвитая система социального партнерства в организациях и предприятиях Волгоградской области делают рабочие места непривлекательными для активной части населения. Кроме того, низкая оплата труда имеет отрицательные последствия для конкретной организации и для региона в целом в виде неустойчивого конкурентного положения на рынке производимых товаров и услуг и, как следствие, недостаточного уровня профессионализма и квалификации работников, низкой материальной заинтересованности в конечных результатах труда.
На протяжении последних лет в Волгоградской области сохраняется тенденция к росту денежных доходов населения, главной составляющей которых является заработная плата. Средняя заработная плата в организациях Волгоградской области в 2016 году составила около 25,7 тыс. рублей. По уровню заработной платы Волгоградская область опережает отдельные близлежащие регионы: Саратовскую область, Ставропольский край, Тамбовскую и Брянскую области, республики Адыгея и Калмыкия, однако существенно отстает от Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, что ведет к миграционному оттоку рабочей силы.
Состояние здоровья работающего населения является специфическим ограничителем экономического роста региона. Неблагоприятные условия труда являются следствием применения устаревших технологий и изношенного оборудования. В организациях Волгоградской области во вредных и опасных условиях труда занято 112 тыс. человек, или 16,6 процента от списочной численности.
В 2016 году потери рабочего времени из-за временной нетрудоспособности в связи с производственными травмами составили 20,4 тыс. человеко-дней. В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 44,4 дня.
3. Основные проблемы рынка труда Волгоградской области
Анализ современного состояния и тенденций развития трудовых ресурсов Волгоградской области показывает, что в регионе имеется ряд проблем в формировании и использовании трудовых ресурсов, которые обуславливают актуальность разработки Концепции.
Систематизация имеющихся проблем позволит выработать мероприятия по их преодолению и изысканию резервов роста по ключевым направлениям управления трудовыми ресурсами.
В настоящее время в данной сфере имеются следующие проблемы:
сокращение численности трудоспособного населения;
рост доли населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения, а также тенденция к превышению его доли над долей лиц моложе трудоспособного возраста (особенно в сельской местности), что способствует увеличению нагрузки на работающее население;
увеличение доли экономически неактивного населения;
наличие занятости в неформальном секторе экономики;
выбытие за пределы региона трудоспособного населения (особенно молодежи) на территории с более высоким качеством жизни;
высокий уровень скрытой (или латентной) безработицы;
дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
несоответствие рынка образовательных услуг рынку труда;
деквалификация и депрофессионализация части работающего населения;
низкая трудовая мобильность работников.
Дефицит квалифицированной рабочей силы, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население повысят нагрузку на систему здравоохранения, обострят проблемы с выплатой пенсий и социальных пособий.
Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, приведет к обострению вопроса комплектования кадрами (в первую очередь производственной сферы, здравоохранения и образования) и к возникновению проблемы формирования кадрового потенциала региона.
4. Цели, задачи и принципы реализации Концепции
Целями реализации Концепции являются:
обеспечение формирования, сохранения, развития и эффективного использования трудовых ресурсов;
обеспечение устойчивого экономического развития Волгоградской области;
повышение социальной защищенности и благосостояния жителей региона на основе эффективного использования трудовых ресурсов.
Достижение целей предполагает решение следующих задач:
повышение суммарного коэффициента рождаемости в регионе и снижение смертности населения в трудоспособном возрасте через систему мероприятий в сфере демографической политики;
снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда через систему мероприятий, направленных на приведение рынка образовательных услуг в соответствие с текущими и перспективными потребностями рынка труда региона;
снижение миграционной убыли через систему мероприятий, направленных на защиту национального рынка труда и регулирование трудовых потоков в зависимости от территориальных и отраслевых особенностей, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик трудовых ресурсов;
увеличение темпов роста валового регионального продукта, выпуска промышленной продукции, сельскохозяйственного производства, объемов производства продуктов питания, увеличение объемов инвестиций через систему мероприятий, направленных на развитие экономического потенциала, повышение инвестиционной привлекательности региона;
снижение доли экономически неактивного населения за счет вовлечения указанного населения в экономику региона через сохранение действующих предприятий, создание новых предприятий, а также новых рабочих мест на предприятиях и в организациях, в том числе реализующих инвестиционные проекты;
повышение доли высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников через систему мероприятий, направленных на развитие в регионе профессионального образования, в том числе материально-технической базы опорных образовательных организаций, информационно-коммуникационной инфраструктуры и развития механизмов практико-ориентированного образования, повышения эффективности профессиональной ориентации молодежи;
снижение доли безработных граждан в общей численности рабочей силы региона, доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума, улучшение условий и охраны труда, повышение адресности социального обеспечения.
Принципами реализации Концепции являются:
обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
недопустимость любых форм дискриминации;
гармонизация интересов личности, общества и государства;
взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, развитие институтов социального партнерства
и гражданского общества;
учет особенностей развития Волгоградской области в целом
и административных территорий;
открытость и доступность информации об управлении трудовыми ресурсами и о принимаемых решениях в области реализации государственной политики в сфере труда и занятости.
5. Направления реализации Концепции
Для успешной реализации Концепции необходимо проведение комплексных мер, направленных на формирование, рациональное распределение и эффективное использование трудовых ресурсов в регионе. Их осуществление будет продуктивным при взаимодействии органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных образовательных организаций.
Процесс реализации Концепции предусматривает осуществление системы мероприятий по направлениям, структурированным в соответствии с поставленными задачами.
Для решения задачи по повышению суммарного коэффициента рождаемости в регионе и снижению смертности населения в трудоспособном возрасте предполагается реализация мероприятий в сфере демографической политики:
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;
поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий;
укрепление репродуктивного здоровья населения, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов;
реализация программ по предоставлению доступного семейного жилья;
снижение числа рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;
развитие механизмов, позволяющих родителям сочетать работу и выполнение семейных обязанностей;
совершенствование инфраструктуры дошкольного образования;
совершенствование инфраструктуры учреждений системы здравоохранения;
реализация мероприятий по борьбе с социально значимыми заболеваниями, в том числе организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
повышение уровня физической активности среди взрослого населения;
пропаганда здорового образа жизни, привлечение населения Волгоградской области к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в том числе через организацию проведения мероприятий, направленных на развитие массовой физической культуры и спорта в образовательных организациях;
организация отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Волгоградской области.
Для решения задачи по снижению дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предполагается осуществление мероприятий по следующим направлениям:
формирование и ежегодное уточнение прогноза потребности экономики региона в квалифицированных рабочих и специалистах (текущей и на долгосрочную перспективу);
корректировка объемов и профилей подготовки кадров в регионе;
разработка и внедрение системы закрепления молодых специалистов на производстве;
развитие системы обучения персонала на производстве;
совершенствование процесса профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки занятого и незанятого (в том числе состоящего на учете в органах службы занятости) населения с последующим его трудоустройством;
совершенствование системы формирования кадрового резерва, в том числе организация работы по планированию кадрового резерва и прогнозированию ротации кадров.
Для решения задачи по снижению миграционной убыли предполагается осуществление мероприятий по следующим направлениям:
содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
совершенствование системы замещения иностранных работников жителями региона;
сокращение доли иностранных работников, привлекаемых работодателями для работы в регионе;
обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности);
снижение уровня нелегальной занятости мигрантов;
привлечение молодых квалифицированных и образованных мигрантов и их интеграция в общество;
реализация мероприятий по перераспределению рабочей силы внутри региона;
привлечение населения в трудоспособном возрасте в регион за счет реализации мероприятий и программ повышения трудовой мобильности.
Для решения задачи по увеличению темпов роста валового регионального продукта, выпуска промышленной продукции, сельскохозяйственного производства, объемов производства продуктов питания, увеличению объемов инвестиций предполагается осуществление мероприятий по следующим направлениям:
разработка и совершенствование нормативных правовых актов, направленных на развитие государственной поддержки инновационной деятельности в Волгоградской области, а также государственно-частного партнерства;
формирование инфраструктуры для субъектов промышленной деятельности;
организация взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления по вопросам формирования на территориях муниципальных образований Волгоградской области благоприятного инвестиционного климата;
координация разработки паспортов социально-экономического развития муниципальных образований Волгоградской области, включая прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочный период;
государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
создание кластеров и снятие инфраструктурных ограничений развития бизнеса;
государственная поддержка научной и инновационной деятельности;
использование инновационных технологий и увеличение доли инновационной продукции;
углубление переработки продукции;
поддержка инвестиционных проектов по строительству новых предприятий;
увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте;
увеличение количества наименований производимых импортозамещающих видов промышленной продукции;
увеличение заработной платы работников по полному кругу организаций обрабатывающих производств;
обеспечение полного цикла переработки сельскохозяйственной
продукции;
стимулирование выпуска сельскохозяйственной продукции посредством оказания государственной помощи предприятиям агропромышленного комплекса региона;
кадровое обеспечение агропромышленного комплекса региона;
социальное развитие села;
привлечение частных инвестиций в аграрную сферу;
развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
сокращение затрат на производство товаров, работ, услуг, в том числе за счет внедрения новых прогрессивных технологий, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения неэффективных расходов;
реализация мероприятий по улучшению инвестиционного климата региона.
Для решения задачи по снижению доли экономически неактивного населения предполагается осуществление мероприятий по следующим направлениям:
стимулирование создания в регионе новых рабочих мест, в том числе на предприятиях и в организациях, реализующих инвестиционные проекты;
организация и проведение мониторинга создания в регионе новых рабочих мест, в том числе на предприятиях и в организациях, реализующих инвестиционные проекты;
повышение эффективности мер по информированию неработающего населения о возможностях трудоустройства на территории Волгоградской области, в других субъектах Российской Федерации, в том числе на рабочие места, предполагающие вахтовый метод работы;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
профессиональный подбор рабочих мест для инвалидов, включая врачебную профессиональную консультацию и профотбор, профессиональное тестирование, профессиональную пропаганду, профессиональное просвещение, профессиональную консультацию и агитацию;
подготовка инвалидов к труду, включая восстановительное лечение, общеобразовательную подготовку, восстановление прежних и формирование новых трудовых навыков, психофизиологический и профессиональный тренинг, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, обеспечение техническими средствами приспособления к труду, формирование и психокоррекцию трудовых установок, профессиональных интересов и реабилитационной активности инвалидов;
совершенствование регионального законодательства в области повышения трудовой конкурентоспособности слабозащищенных категорий граждан на рынке труда;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для продления периода трудовой деятельности работников старшего возраста путем организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц пенсионного возраста, содействия их трудоустройству, организации психологических тренингов, стимулирования работодателей к приему на работу лиц пенсионного возраста;
разработка и реализация мер содействия занятости сокращаемого персонала организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников;
разработка и реализация системы мер, направленных на поддержку работодателей, создающих новые рабочие места в наиболее значимых отраслях экономики;
выработка предложений по совершенствованию механизма трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности, в том числе в целях обеспечения инвестиционных проектов кадрами требуемой квалификации;
формирование базы данных ищущих работу пенсионеров;
оказание методической помощи работодателям в вопросах создания и сохранения возможностей для занятости пенсионеров, улучшения условий и организации их труда.
Для решения задачи по повышению доли высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников предполагается осуществление мероприятий по следующим направлениям:
развитие в регионе системы профессионального образования;
улучшение материально-технической базы опорных образовательных организаций;
разработка практико-ориентированных программ повышения квалификации педагогических кадров, мастеров производственного обучения;
публикации карьерных треков наиболее успешных выпускников образовательных организаций;
развитие механизмов практико-ориентированного образования;
повышение эффективности межведомственной системы профессиональной ориентации молодежи;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет совершенствования оплаты труда;
развитие региональной системы льгот для молодых высококвалифицированных специалистов.
Для решения задачи по снижению доли безработных граждан в общей численности рабочей силы региона, доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума предполагается осуществление мероприятий по следующим направлениям:
организация эффективного трудоустройства граждан, ищущих
работу;
развитие разных форм временной пространственной мобильности в целях осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и графика работы;
оперативное пополнение и актуализация базы вакансий Волгоградской области в целях своевременного информирования соискателей работы о наличии вакантных рабочих мест, в том числе с предоставлением жилья;
увеличение доли вакансий с предлагаемой заработной платой выше регионального минимального размера оплаты труда;
создание новых рабочих мест в сельской местности;
развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций;
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
развитие институтов рынка труда, в том числе рост эффективности использования труда;
повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития взаимодействия государственной службы занятости населения и частных агентств занятости;
повышение доступности государственных услуг в сфере занятости населения через развитие системы предоставления государственных услуг в электронном виде;
расширение и совершенствование интернет-ресурсов, обеспечивающих поиск вакантных рабочих мест;
создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
развитие системы специальной оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих
на здоровье человека;
разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
совершенствование системы социальной защиты населения в регионе;
снижение численности неформально занятого населения и легализация доходов населения;
мониторинг задолженности по заработной плате работников региона и организация работы по ее сокращению (ликвидации);
мониторинг минимальных и максимальных розничных цен на основные продукты питания в разрезе муниципальных образований Волгоградской области в целях анализа ценовой ситуации на продовольственном рынке;
своевременное реагирование на резкий рост цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости посредством извещения о текущей ситуации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе;
снижение доли расходов населения на продукты питания и увеличение доли расходов на потребительские услуги в структуре конечного потребления домашних хозяйств;
повышение уровня жизни работников региона посредством соблюдения сторонами социального партнерства взятых на себя обязательств;
обеспечение соблюдения работодателями минимального размера оплаты труда, установленного в Волгоградской области, в случае несоблюдения требований - принятие мер воздействия, установленных законодательством;
повышение заработной платы отдельных категорий работников;
обеспечение доступности имущественной, информационно-консультационной и иных форм государственной поддержки для начинающих субъектов малого предпринимательства;
повышение правовой, налоговой и финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства, организация проведения имиджевых мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, вовлечение большего количества граждан в предпринимательство;
социальная поддержка отдельных категорий граждан;
социальная поддержка детей и семей с детьми.
6. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции рассчитана на период с 2017 по 2025 годы. Реализацию Концепции планируется осуществлять поэтапно посредством исполнения плана мероприятий по реализации Концепции.
Предполагается два этапа реализации Концепции, взаимосвязанных и скоординированных по времени и комплексу планируемых мероприятий.
1 этап - 2017 - 2018 годы:
разработка плана мероприятий по реализации Концепции и его апробация;
разработка региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию Концепции;
учет задач, направленных на развитие трудовых ресурсов, при формировании бюджета Волгоградской области,
разработка системы комплексных мер, направленных на развитие и закрепление квалифицированных специалистов на территории Волгоградской области;
совершенствование системы прогнозирования спроса и предложения на рынке труда;
совершенствование системы мероприятий по повышению качества рабочей силы и развитию системы профессионального образования;
совершенствование системы взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, работодателями, объединениями работодателей, представительными органами работников, профессиональными образовательными организациями;
организация информационной деятельности по освещению вопросов развития кадрового потенциала и процессов, происходящих на рынке труда.
2 этап - 2019 - 2025 годы:
постоянный мониторинг и анализ влияния социально-экономических, демографических и иных аспектов развития региона на трудовые процессы;
проведение мониторинга состояния трудовых ресурсов и кадровой обеспеченности предприятий для корректировок положений Концепции и плана мероприятий ее реализации;
обобщение и анализ правоприменения региональных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции;
реализация и мониторинг исполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
анализ эффективности проводимой работы в области управления
трудовыми ресурсами и ее корректировка;
оценка ожидаемых результатов реализации Концепции;
закрепление достигнутого территориального и профессионально-квалификационного баланса трудовых ресурсов.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит:
осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами соответствующей квалификации предприятий и организаций Волгоградской области всех видов экономической деятельности;
ускорить процессы перераспределения трудовых ресурсов по видам экономической деятельности и рационального территориального размещения;
своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов и повысить качество рабочей силы;
повысить экономическую активность трудоспособного населения;
достичь сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Волгоградской области;
повысить качественный уровень трудовой миграции на основе привлечения высококвалифицированных иностранных работников и обеспечить права российских граждан на приоритетное трудоустройство;
более эффективно использовать трудовые ресурсы, увеличить производительность труда во всех отраслях экономики;
обеспечить потребность экономики Волгоградской области в высококвалифицированных специалистах в целях модернизации действующих производств, внедрения современных инновационных технологий и оборудования;
сформировать эффективную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая в долгосрочной перспективе позволит обеспечить необходимыми кадрами организации большинства видов экономической деятельности и повысить образовательный уровень специалистов во всех ключевых отраслях экономики Волгоградской области, увеличить их конкурентоспособность на рынке труда;
усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни, содействовать созданию региональной системы непрерывного образования;
сократить период трудоустройства молодых граждан, не занятых в экономике;
повысить эффективность использования трудового потенциала региона.
Реализация ключевых направлений Концепции к 2025 году будет способствовать:
снижению неформальной занятости в Волгоградской области;
увеличению доли занятых в экономике в общей численности населения в трудоспособном возрасте;
снижению доли безработных граждан в общей численности рабочей силы;
минимизации несоответствия структуры подготовки кадров потребностям на рынке труда;
повышению обеспеченности приоритетных отраслей экономики квалифицированными кадрами;
улучшению профессионально-квалификационной структуры занятого населения;
повышению доли высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников;
снижению напряженности на рынках труда муниципальных районов и городских округов Волгоградской области;
сокращению дефицита специалистов и рабочих кадров в наиболее проблемных сегментах экономики региона;
повышению профессиональной готовности выпускников учебных заведений к трудовой деятельности до уровня требований работодателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 10 августа 2017 г. N 502 "Об утверждении Концепции развития трудовых ресурсов Волгоградской области на 2017 - 2025 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован на Официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области (http://www.volganet.ru); в газете "Волгоградская правда" от 22 августа 2017 г., N 142
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Волгоградской области от 9 февраля 2021 г. N 96
Изменения вступают в силу с 9 февраля 2021 г.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 4 февраля 2020 г. N 80
Изменения вступают в силу с 4 февраля 2020 г.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 21 мая 2018 г. N 366
Изменения вступают в силу с 21 мая 2018 г.