Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 14 августа 2017 г. N 419-п
Подпрограмма "Развитие системы профилактики немедицинского потребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ и совершенствование системы оказания медицинской помощи больным наркологического профиля"
Паспорт подпрограммы "Развитие системы немедицинского потребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ и совершенствование системы оказания медицинской помощи больным наркологического профиля"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
комитет здравоохранения Волгоградской области |
Соисполнитель подпрограммы |
- |
комитет молодежной политики Волгоградской области |
Цели подпрограммы |
- |
сокращение уровня немедицинского потребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ населением Волгоградской области; формирование негативного отношения общества к потреблению наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ и существенное снижение спроса на них |
Задачи подпрограммы |
- |
своевременное выявление и лечение незаконных потребителей наркотических веществ; повышение качества наркологической медицинской помощи больным наркоманией; обеспечение доступности медицинской и социальной реабилитации для наркологических больных |
Целевые показатели подпрограммы, их значения на последний год реализации |
- |
потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) - 5,6 литра на душу населения в год; доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года, - 26,82 процента; доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, - 23,34 процента; число наркологических больных, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (число наркологических больных, находящихся в ремиссии, на 100 наркологических больных среднегодового контингента), - 10,4; число наркологических больных, находящихся в ремиссии более 2 лет (число наркологических больных, находящихся в ремиссии, на 100 наркологических больных среднегодового контингента), - 9,68; число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии, на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), - 12,92; число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет (число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии, на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), - 10,4; доля лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, прошедших социальную реабилитацию и ресоциализацию в некоммерческих организациях, от числа пролеченных в наркологических стационарах Волгоградской области в текущем году - 3 процента |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
подпрограмма реализуется в 2017 - 2020 годах |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 34430,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 6810,0 тыс. рублей; 2018 год - 6810,0 тыс. рублей; 2019 год - 6810,0 тыс. рублей; 2020 год - 14000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
сокращение немедицинского потребления различных психоактивных веществ населением региона; сокращение немедицинского потребления наркотиков и алкоголя населением региона; обеспечение полноценного возвращения в общество наркозависимых лиц, употреблявших наркотики в немедицинских целях |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Среди множества социальных проблем современного российского общества проблема массовой наркотизации населения выходит на одно из первых мест. В Российской Федерации, как и в мире, усугубляется ситуация, связанная с активизацией транснациональной преступности, усилением терроризма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения Российской Федерации, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.
В стране происходит интенсивная структурная перестройка рынка нелегальной алкогольной и нелегальной наркопродукции. Высококонцентрированные наркотики, такие как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственные препараты, обладающие психотропным воздействием, а также их влияние на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов представляют угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.
Злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям внутренних органов человека. Среди наиболее частых смертельных заболеваний у лиц, злоупотребляющих алкоголем, выделяют алкогольную кардиомиопатию, инсульты, заболевания желудка, печени, алкогольные психозы, туберкулез. В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению алкоголем, наркотиками и их незаконному обороту.
В Волгоградской области с 2014 по 2016 год количество зарегистрированных лиц, больных наркоманией, снизилось на 1,2 процента.
В результате улучшения профилактики наиболее тяжелых осложнений и последствий систематического потребления наркотиков, процесса лечения и медицинской реабилитации количество больных наркоманией и потребителей наркотических веществ, снятых с учета в связи с выздоровлением, увеличилось с 1,2 процента в 2014 году до 1,7 процента в 2016 году.
Тенденция к снижению зарегистрированных пациентов с наркологическими расстройствами, в том числе больных наркоманией, является общероссийской за счет эффективности межведомственного взаимодействия по предупреждению вовлечения в незаконный оборот и потребление наркотиков новых граждан, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, за счет эффективности межведомственного подхода в работе по первичной профилактике наркопотребления путем формирования здорового образа жизни, культурно-духовных ценностей.
В целях пресечения распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Указом Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 г. N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, в которой определен комплекс приоритетных направлений и ожидаемых результатов, таких как надежный государственный контроль за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров, создание и функционирование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков, современная система лечения и реабилитации больных наркоманией и существенное сокращение предложения наркотиков и спроса на них.
Крайне опасной для здоровья нации является ситуация, связанная с нелегальным рынком сбыта алкогольной продукции и ее злоупотреблением. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголь является причиной почти 4 процентов смертей в мире. По последним данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, количество лиц, злоупотребляющих алкоголем, в Российской Федерации уже превысило отметку в 5 млн. человек. Около половины смертей в возрасте 20 - 40 лет обусловлено злоупотреблением алкоголем, 59 процентов мужчин и 33 процента женщин умирают от отравления алкоголем, алкогольных заболеваний, несчастных случаев или самоубийств, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
В Волгоградской области в 2014 - 2016 годах реализовывалась государственная программа Волгоградской области "Развитие системы профилактики немедицинского потребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ и совершенствование системы оказания медицинской помощи больным наркологического профиля Волгоградской области" на 2014 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области от 25 ноября 2013 г. N 665-п (далее именуется - государственная программа Волгоградской области N 665-п), в рамках которой число наркологических больных, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет, увеличилось с 9,45 на 100 наркологических больных среднегодового контингента в 2014 году до 9,61 на 100 наркологических больных среднегодового контингента в 2016 году; потребление алкогольной продукции на душу населения ежегодно снижалось (в 2014 году - 6,58 литра на душу населения, в 2015 году - 5,9 литра на душу населения, в 2016 году - 4,45 литра на душу населения); ежегодно увеличивалось число наркологических больных, находящихся в ремиссии более 2 лет (в 2014 году - 8,62 на 100 наркологических больных среднегодового контингента, в 2015 году - 8,77 на 100 наркологических больных среднегодового контингента, в 2016 году - 8,94 на 100 наркологических больных среднегодового контингента). В рамках реализации подпрограммы планируется дальнейшее улучшение ее целевых показателей.
Для борьбы с алкоголизацией современного общества распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р одобрена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, основными целями которой являются значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции, повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией.
С 22 марта 2016 г. начал действовать приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" (далее именуется - приказ N 1034н), которым устанавливаются стандарты оснащенности наркологических кабинетов, отделений, диспансеров.
Наркологическая служба Волгоградской области представлена стационарными и амбулаторными подразделениями специализированных учреждений и наркологическими кабинетами центральных районных больниц Волгоградской области. В рамках реализации государственной программы Волгоградской области N 665-п в 2014 - 2016 годах удалось частично решить проблему оснащения наркологической службы Волгоградской области медицинским оборудованием, привести ее работу в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденным приказом N 1034н, улучшить качество оказываемой наркологической помощи. В 2015 году в рамках реализации государственной программы Волгоградской области N 665-п в целях увеличения доступности специализированной медицинской помощи для наркологических больных и с учетом разноудаленности районов Волгограда и Волгоградской области на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический наркологический диспансер" открыт круглосуточный стационар на 31 койку.
Для дальнейшего развития реабилитационного направления в структуре оказания наркологической помощи региона и в связи с потребностью оказания данного вида помощи несовершеннолетним с 01 декабря 2016 г. в Красноармейском районе Волгограда открылось отделение медицинской реабилитации для лиц с наркологическими расстройствами для несовершеннолетних на 10 круглосуточных коек.
В рамках подпрограммы будут осуществляться мероприятия, направленные на предупреждение распространения и употребления наркотиков, алкоголя среди населения и особенно молодежного сообщества, лечение и реабилитацию граждан, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.
При удовлетворении потребностей в ресурсном обеспечении подпрограммы прогноз развития ситуации представляется благоприятным.
Важную роль в достижении целей подпрограммы должно сыграть совершенствование системы медицинской, социальной реабилитации и ресоциализации наркологических больных.
Рисками реализации подпрограммы являются:
разобщенность действий органов исполнительной власти Волгоградской области в антинаркотической сфере, выполнение указанными органами отдельных мероприятий, не обеспечивающих единой государственной политики;
отсутствие эффективной системы контроля реализации мероприятий подпрограммы, механизмов мониторинга хода реализации подпрограммы;
недостаточное бюджетное финансирование, возникшее при формировании рыночной конъюнктуры цен в виде удорожания товаров и услуг, и, как следствие, снижение количественных и качественных объемов проводимых комплексных профилактических мероприятий, снижение качества оказания медицинской помощи, что может негативно отразиться на достижении ожидаемых конечных результатов реализации подпрограммы;
неполный охват населения профилактическими мероприятиями, вызванный низким самосознанием и недостаточным уровнем культуры современного общества.
Для минимизации неблагоприятного влияния указанных факторов должны применяться адекватные меры, в том числе:
координация деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области с участием антинаркотической комиссии Волгоградской области;
выполнение мероприятий подпрограммы, а также осуществление полномочий соисполнителями подпрограммы. Обеспечение применения механизмов реализации подпрограммы в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом ее выполнения.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Целями подпрограммы являются:
сокращение уровня немедицинского потребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ населением Волгоградской области;
формирование негативного отношения общества к потреблению наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ и существенное снижение спроса на них.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
своевременное выявление и лечение незаконных потребителей наркотических веществ;
повышение качества наркологической медицинской помощи больным наркоманией;
обеспечение доступности медицинской и социальной реабилитации для наркологических больных.
Подпрограмма реализуется в 2017 - 2020 годах.
3. Целевые показатели достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Целевые показатели подпрограммы рассчитываются по установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации методикам и определяются на основании данных официальной медицинской статистической отчетности. Перечень целевых показателей подпрограммы и их значения представлены в приложении 1 к государственной программе.
Основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
сокращение немедицинского потребления различных психоактивных веществ населением региона;
сокращение немедицинского потребления наркотиков и алкоголя населением региона;
обеспечение полноценного возвращения в общество наркозависимых лиц, употреблявших наркотики в немедицинских целях.
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
Для достижения целей подпрограммы планируются к реализации два основных мероприятия:
организация реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях и прошедших лечение в некоммерческих организациях, вошедших в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, прошедших квалификационный отбор и осуществляющих деятельность, направленную на реабилитацию (за исключением медицинской) и ресоциализацию наркозависимых лиц путем оказания услуг по социальной реабилитации;
повышение качества наркологической медицинской помощи больным наркоманией.
В рамках первого основного мероприятия реализуются мероприятия, направленные на обеспечение доступности медицинской и социальной реабилитации для наркологических больных. Реализация мероприятия осуществляется комитетом молодежной политики Волгоградской области в соответствии с Порядком организации мероприятий по реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц и Порядком определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям для возмещения затрат на проведение мероприятий по реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц, утвержденными постановлением Администрации Волгоградской области от 02 сентября 2015 г. N 510-п "Об организации реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц".
В рамках второго основного мероприятия реализуются мероприятия, направленные на повышение качества наркологической медицинской помощи больным наркоманией. Реализация указанных мероприятий приведет к улучшению диагностики и лечения наркозависимых пациентов с применением современного медицинского и технического оборудования и снижению числа повторных госпитализаций в течение года, увеличению числа снятых с наркологического учета в связи с выздоровлением.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении 2 к государственной программе.
5. Прогноз сводных целевых показателей государственных заданий в рамках реализации подпрограммы
В рамках реализации подпрограммы не предусмотрено выполнение государственными учреждениями Волгоградской области государственных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, определен на основании прогнозных количественных и стоимостных оценок мероприятий, предусмотренных подпрограммой. Финансирование мероприятий подпрограммы в запланированном объеме позволит обеспечить достижение ожидаемых результатов мероприятий, а также промежуточных и конечных результатов подпрограммы.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы приведено в приложении 4 к государственной программе.
7. Механизмы реализации подпрограммы
Реализацию подпрограммы осуществляют ответственный исполнитель и соисполнитель мероприятий подпрограммы.
В качестве ответственного исполнителя подпрограммы выступает комитет здравоохранения Волгоградской области. В качестве соисполнителя подпрограммы - комитет молодежной политики Волгоградской области.
Ответственный исполнитель подпрограммы:
несет ответственность за целевое и эффективное использование средств областного бюджета в соответствии с полномочиями на основании законодательства Российской Федерации и Волгоградской области;
осуществляет координацию деятельности соисполнителей подпрограммы и организацию управления реализацией подпрограммы;
инициирует внесение изменений в подпрограмму в соответствии с полномочиями на основании законодательства Российской Федерации и Волгоградской области;
проводит мероприятия по мониторингу и итоговому анализу достижения ожидаемых результатов подпрограммы;
направляет в комитет экономической политики и развития Волгоградской области в установленные сроки, а также по требованию статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации подпрограммы.
Соисполнитель подпрограммы:
несет ответственность за целевое и эффективное использование средств областного бюджета в соответствии с полномочиями на основании законодательства Российской Федерации и Волгоградской области;
осуществляет мониторинг и анализ реализуемых мероприятий подпрограммы;
инициирует внесение в подпрограмму изменений;
ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в комитет здравоохранения Волгоградской области информацию о ходе и результатах реализации мероприятий подпрограммы.
Реализация подпрограммы осуществляется путем заключения гражданско-правовых договоров, государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг ответственным исполнителем, соисполнителем, подведомственными государственными учреждениями с поставщиками товаров, работ, услуг.
Оценка эффективности реализации государственной программы и контроль за ее реализацией осуществляются в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области".
8. Перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации подпрограммы. Сведения о правах на имущество, создаваемое (приобретаемое) в ходе реализации подпрограммы
Для достижения целей и решения задач подпрограммы предполагается приобретение (создание) имущества, включающего в себя изделия медицинского и технического назначения, используемые наркологической службой, компьютерную технику для формирования электронных баз данных наркологических больных, информационные и агитационные материалы, направленные на формирование негативного отношения к немедицинскому употреблению наркотиков.
Имущество, создаваемое или приобретаемое в ходе реализации подпрограммы, является собственностью Волгоградской области и закрепляется на праве оперативного управления за государственными учреждениями Волгоградской области для дальнейшей организации их деятельности.
Вице-губернатор - руководитель аппарата Губернатора Волгоградской области |
Е.А. Харичкин |
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации Волгоградской области от 14 августа 2017 г. N 419-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.