Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы постановления комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16 октября 2012 г. N 18/7 "Об установлении тарифов по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранению на территории Волгоградской области" (в редакции от 25 июня 2014 г. N 23/6) (далее - Постановление), на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является издание и поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25 июня 2014 г. N 23/6 "О внесении изменений в постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16 октября 2012 г. N 18/7 "Об установлении тарифов по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранению на территории Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Постановлением установлены тарифы по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и сохранности имущества.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции 14.10.2014 N 307-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 07.06.2017 N 107-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 24.11.2016 N 111-ОД);
- Законом Волгоградской области от 24.07.2012 N 90-ОД "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (в редакции от 26.12.2016 N 138-ОД);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п "Об утверждении Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области" (в редакции от 27.03.2017 N 157-п).
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Пунктом 2.5.7. Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, комитет тарифного регулирования Волгоградской области устанавливает цены (тарифы) на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, в том числе определяет базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств для проведения торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
Волгоградская областная Дума;
Губернатор Волгоградской;
Администрация Волгоградской области;
иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит комитет тарифного регулирования Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, комитет тарифного регулирования Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения для определения основных направлений деятельности в сфере регулирования и принятия соответствующих решений в Комитете образуется коллегия комитета тарифного регулирования Волгоградской области (коллегиальный орган) (далее именуется - коллегия Комитета).
Решения, принятые на заседании коллегии Комитета, оформляются протоколом, который подписывается председателем Комитета и всеми присутствующими на этом заседании членами коллегии Комитета.
Решения, принимаемые коллегией Комитета, оформляются постановлениями Комитета (до вступления в силу редакции от 23.01.2015 N 38-п).
Таким образом, исследуемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В связи со вступлением в силу приказа Федеральной антимонопольной службы России от 15.08.2016 N 1145/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты" в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16 октября 2012 г. N 18/7 (в редакции от 25 июня 2014 г. N 23/6) установлены тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на основании приказа Федеральной службы по тарифам России от 07.04.2006 N 37-а "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств".
Вместе с тем с 09.09.2016 приказ Федеральной службы по тарифам России от 07.04.2006 N 37-а признан утратившим силу приказом Федеральной антимонопольной службы России от 15.08.2016 N 1145/16, утверждающим новые Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты.
В соответствии с п.п. 3, 4, 6 Методических указаний, утвержденных приказом ФАС от 15.08.2016 N 1145/16, в целях установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств органы регулирования определяют базовый уровень тарифов, который рассчитывается следующими методами: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Тарифы устанавливаются на прогнозный период, который составляет не менее календарного года. Долгосрочные тарифы (сроком действия 3 года и более) подлежат ежегодной корректировке, которая осуществляется методом индексации или методом сравнения сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Вместе с тем, ранее действовавшие Методические указания, предусматривали иной порядок расчета средних тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств - на основании фактических затрат организаций, осуществляющих указанные виды деятельности.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в незаконно установленных тарифах на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 24.10.2012 N 199.
Постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25 июня 2014 г. N 23/6, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 02.07.2014 N 117.
Вывод: постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16 октября 2012 г. N 18/7 "Об установлении тарифов по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранению на территории Волгоградской области" (в редакции от 25 июня 2014 г. N 23/6) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 2 августа 2017 г. N 1543н "На постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16 октября 2012 г. N 18/7 "Об установлении тарифов по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранению на территории Волгоградской области" (в редакции от 25 июня 2014 г. N 23/6)"
Текст заключения официально опубликован не был