Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу
комитета
образования и науки
Волгоградской области
от 07.11.2017 N 111
"Утверждена
приказом комитета
образования и науки
Волгоградской области
от 8 ноября 2016 г. N 117
Инструкция
для участников итогового сочинения (изложения) по подготовке к итоговому сочинению (изложению)
1. Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных комитетом образования и науки Волгоградской области (далее именуются - места проведения итогового сочинения (изложения).
По решению комитета образования и науки Волгоградской области (далее именуется - комитет) места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.
Комитет также принимает решение о включении процедуры удаления участников итогового сочинения (изложения), а также об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения сочинения (изложения) на территории Волгоградской области.
2. Категории участников итогового сочинения (изложения).
2.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее именуется - ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются - обучающиеся с ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
2.2. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:
лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.);
граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее именуются - выпускники прошлых лет);
лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее именуются - лица со справкой об обучении).
2.3. Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
2.4. Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса (пункты 9 и 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400).
3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении).
3.1. Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
3.2. Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года указан в приложении 1 к настоящей инструкции.
3.3. Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
3.4. Регистрация лиц, перечисленных в пункте 2.2 настоящей инструкции, для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится по месту жительства в органе, осуществляющем управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Волгоградской области (в Волгограде - в территориальном управлении департамента по образованию администрации Волгограда). Данные лица самостоятельно выбирают срок участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения), который указывают в заявлении. Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет указан в приложении 2 к настоящей инструкции.
3.5. При подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) к заявлению прилагается согласие на обработку персональных данных. Образец согласия на обработку персональных данных указан в приложении 3 к настоящей инструкции.
3.6. Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении (изложении) проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
3.7. Выпускники прошлых лет при подаче заявления для участия в итоговом сочинении предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается выпускниками прошлых лет лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
4. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения).
4.1. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
4.2. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
4.3. В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и другое).
5. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения).
5.1. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются:
обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");
обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных в пункте 9.11 настоящей инструкции;
обучающиеся и лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящей инструкции, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся и лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящей инструкции, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
5.2. Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет"), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
6. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового сочинения.
6.1. С результатами итогового сочинения (изложения) участники знакомятся в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).
6.2. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА - бессрочно.
6.3. Выпускники прошлых лет вправе участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
7. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения).
7.1. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право в течение двух дней со дня объявления результатов итогового сочинения (изложения) подать в комитет заявление в письменной форме с просьбой провести повторную проверку сданного ими итогового сочинения (изложения), в котором подробно указывает причину необходимости повторной проверки.
7.2. Организацию повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет комитет.
8. Предоставление итогового сочинения в образовательные организации высшего образования в качестве индивидуального достижения.
8.1. Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
8.2. В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. N 1147 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (далее именуется - Порядок приема), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.
Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 - 46 Порядка приема и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.
9. Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения).
9.1. В день проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения) могут присутствовать: общественные наблюдатели; представители средств массовой информации; должностные лица Рособрнадзора и (или) комитета.
9.2. До начала итогового сочинения (изложения) руководитель образовательной организации, в которой проводится итоговое сочинение (изложение), распределяет участников по кабинетам в произвольном порядке.
9.3. Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени. Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете присутствуют не менее двух членов комиссии образовательной организации.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
9.4. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).
9.5. До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.
Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится до 10.00 по местному времени и включает в себя информирование участников о порядке проведения итогового сочинения (изложения), в том числе о случаях удаления с итогового сочинения (изложения), продолжительности написания итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются.
9.6. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают участникам итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи, дополнительные бланки записи (при необходимости) для написания итогового сочинения (изложения), черновики, орфографические словари (орфографические и толковые словари для участников итогового изложения), инструкции для участников итогового сочинения (изложения).
Начиная с 09.45 по местному времени член комиссии образовательной организации принимает у руководителя темы сочинения (тексты изложения). Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске (информационном стенде), текст изложения выдается члену комиссии образовательной организации для прочтения участникам итогового изложения. Инструкция для участников итогового сочинения (изложения) распечатывается на каждого участника отдельно.
При проведении второй части инструктажа, которая начинается не ранее 10.00 по местному времени, члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) должны ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами итогового сочинения (текстами изложения) в порядке, определенном руководителем комиссии образовательной организации.
9.7. По указанию членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы итогового сочинения (текста изложения). Каждый номер темы сочинения является уникальным и состоит из трех цифр, где первая цифра номера соответствует номеру тематического направления, а вторая и третья цифра номера - порядковому номеру темы в рамках тематического направления. Каждый номер текста изложения также является уникальным и состоит из трех цифр.
В бланке записи участники итогового сочинения (изложения) переписывают название выбранной ими темы сочинения (текста изложения).
Члены комиссии проверяют правильность заполнения участниками итогового сочинения (изложения) регистрационных полей бланков, в том числе проверяют бланк регистрации и бланки записи каждого участника итогового сочинения (изложения) на корректность вписанного участником итогового сочинения (изложения) кода работы (код работы должен совпадать с кодом работы на бланке регистрации)
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) указаны в приложении 4 к настоящей инструкции.
9.8. После проведения второй части инструктажа члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют начало, продолжительность и время окончания написания итогового сочинения (изложения) и фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники итогового сочинения (изложения) приступают к написанию итогового сочинения (изложения). В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и другое).
9.9. В случае нехватки места в бланке записи для написания итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают ему дополнительный бланк записи. По мере необходимости участникам итогового сочинения (изложения) выдаются черновики.
9.10. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность; лекарства и питание (при необходимости);
орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
черновики;
специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).
9.11. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации. Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляет "Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)", вносит соответствующую отметку в форму "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)", участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме.
9.12. Если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он вправе покинуть место проведения итогового сочинения (изложения). Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляют "Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам", вносят соответствующую отметку в форму "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)", участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме.
9.13. За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) сообщают участникам итогового сочинения (изложения) о скором завершении написания итогового сочинения (изложения) и о необходимости перенести написанные сочинения (изложения) из черновиков в бланки записи.
9.14. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие написание итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), черновики и покидают образовательную организацию (место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).
9.15. По истечении времени написания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют об окончании написания итогового сочинения (изложения) и собирают у участников итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), черновики.
Члены комиссии проверяют бланк регистрации и бланки записи (дополнительные бланки записи) каждого участника итогового сочинения (изложения) на корректность вписанного участником кода работы (код работы должен совпадать с кодом работы на бланке регистрации), а затем ставят "Z" на полях бланков записи, оставшихся незаполненными (в том числе и на его оборотной стороне), а также в выданных дополнительных бланках записи.
В бланках регистрации участников итогового сочинения (изложения) члены комиссии заполняют поле "Количество бланков записи". В указанное поле вписывается то количество бланков записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника), которое было использовано участником.
Члены комиссии заполняют соответствующие отчетные формы. В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные в форму "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)", и подтверждает их личной подписью.
10. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
10.1. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, проведение итогового сочинения (изложения) организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Материально-технические условия проведения сочинения
(изложения) обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких участников сочинения (изложения) в учебные кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов учебный кабинет располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений).
В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяются помещения для организации питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Перерывы для организации питания участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития по мере необходимости, в присутствии члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Перерывы для организации проведения лечебных и профилактических мероприятий участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития по мере необходимости, в присутствии медицинского работника.
10.2. При проведении сочинения (изложения) при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей:
содействие в перемещении;
оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки; вызов медперсонала;
помощь в общении с членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) (например, сурдоперевод - для глухих); помощь при оформлении сочинения (изложения) и другое.
10.3. Участники сочинения (изложения) обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания сочинения (изложения) необходимыми им техническими средствами.
1) Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):
учебные кабинеты для проведения сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
при необходимости участникам итогового изложения текст изложения выдается на 40 минут. По истечении этого времени член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст и участник пишет изложение.
2) Для глухих участников итогового сочинения (изложения):
при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
подготавливаются в необходимом количестве инструкции, зачитываемые членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения);
участникам итогового изложения текст изложения выдается на 40 минут. По истечении этого времени член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст и участник пишет изложение.
3) Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата: при необходимости допускается выполнение сочинения (изложения) на компьютере со специализированным программным обеспечением (предоставляется органом, осуществляющим управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Волгоградской области, комитетом). В учебных кабинетах устанавливаются компьютеры, не имеющие выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).
4) Для участников с расстройствами аутистического спектра:
текст изложения выдается для чтения на 40 минут. По истечении этого времени член комиссии забирает текст и участник пишет изложение.
5) Для слепых участников:
темы итогового сочинения (тексты изложения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере;
предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты), компьютер (при необходимости).
Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).
6) Для слабовидящих:
темы итогового сочинения (тексты изложения), бланки сочинения (изложения) копируются в увеличенном размере (не менее 16 pt);
в учебном кабинете предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках сочинения
(изложения) увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в стандартные бланки сочинения (изложения).
7) Для участников с тяжелыми нарушениями речи:
участникам итогового изложения текст изложения выдается на 40 минут. По истечении этого времени член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст и участник пишет изложение.
10.4. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому (или в медицинском учреждении).
Итоговое сочинение (изложение) организуется по месту жительства участника итогового сочинения (изложения), по месту нахождения медицинского учреждения (больницы), в котором участник сочинения (изложения) находится на длительном лечении, с выполнением минимальных требований к процедуре проведения.
10.5. Для участников итогового сочинения (изложения) обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводится в устной форме.
Устное сочинение (изложение) участников записывается на флеш-носитель. Аудиозаписи участников передаются ассистенту, который в присутствии руководителя образовательной организации переносит устные сочинение (изложение) из аудиозаписей в бланки сочинения (изложения).
В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме член комиссии образовательной организации вносит в бланк регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) отметку "X" в поле "В устной форме" для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника.
11. Порядок проверки итогового сочинения (изложения).
11.1. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе "зачет" или "незачет" по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором (далее именуются - критерии оценивания).
Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.
При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не привлекаются учителя, обучающие выпускников текущего учебного года.
11.2. К проверке по критериям оценивания, разработанным
Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям:
1) Требования к сочинению:
Требование N 1. "Объем итогового сочинения (изложения)". Рекомендуемое количество слов - от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
2) Требования к изложению:
Требование N 1. "Объем итогового изложения". Рекомендуемое количество слов - 250-300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового изложения".
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
11.3. Если сочинение (изложение) не соответствует требованию N 1 и (или) требованию N 2, то выставляется "незачет" за соответствующее требование и "незачет" за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
11.4. Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям оценивания.
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены (таблица 1).
Таблица 1.
Сочинение |
Изложение |
1 |
2 |
1. Соответствие теме |
1. Содержание изложения |
2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
2. Логичность изложения |
3. Композиция и логика |
3. Использование элементов стиля исходного текста |
рассуждения | |
4. Качество письменной речи | |
5. Грамотность |
Для получения оценки "зачет" необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям N 1 и N 2 - в обязательном порядке), а также "зачет" по одному из других критериев.
11.5. Итоговое сочинение (изложение) обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводится в устной форме. Оценивание итогового сочинения (изложения) указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям. Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения "зачета" за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев N 3 - N 4.
Начальник отдела общего образования комитета образования и науки Волгоградской области |
Л.А Лрославцева |
Приложение 1
к Инструкции
для участников итогового сочинения
(изложения) по подготовке к
итоговому сочинению (изложению)
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ
на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника
текущего учебного года
Руководителю образовательной
организации
____________________________
Заявление
/-----------------------------------------\
Я, \-----------------------------------------/
фамилия
/-----------------------------------------\
\-----------------------------------------/
имя
/-----------------------------------------\
\-----------------------------------------/
отчество
/---\ /---\ /-------\
Дата рождения |ч|ч| |м|м| | | |г|г|
\---/.\---/.\-------/
Наименование документа, удостоверяющего личность
_________________________________________________________________________
Серия/-----------------\ Номер /-------------------\
\-----------------/ \-------------------/
/-\ /-\
Пол: \-/ Мужской \-/ Женский
Прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом
/-\ /-\
сочинении \-/ изложении \-/
для получения допуска к государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования.
Прошу создать условия, учитывающие состояние здоровья, особенности
психофизического развития, для написания итогового сочинения (изложения),
подтверждаемые:
/-\
\-/Копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
/-\
\-/Оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки,
подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы
Указать дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья,
особенности психофизического развития
/-\
\-/Увеличение продолжительности написания итогового сочинения
(изложения) на 1,5 часа
/-\
\-/
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(иные дополнительные условия/материально-техническое оснащение,
учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития,
сдача итогового сочинения (изложения) в устной форме по медицинским
показаниям и др.)
Согласие на обработку персональных данных прилагается.
С Памяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения)
ознакомлен (-а)
Подпись заявителя ______________/___________________________(Ф.И.О.)
"__" _____________________ 201__ г.
Контактный телефон /---------------------\
\---------------------/
Регистрационный номер /---------------------\
\---------------------/
Начальник отдела общего образования комитета образования и науки Волгоградской области |
Л.А. Ярославцева |
Приложение 2
к Инструкции
для участников итогового сочинения
(изложения) по подготовке к
итоговому сочинению (изложению)
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ
на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет
КОМУ ________________________
Заявление
/-----------------------------------------\
Я, \-----------------------------------------/
фамилия
/-----------------------------------------\
\-----------------------------------------/
имя
/-----------------------------------------\
\-----------------------------------------/
отчество
/---\ /---\ /-------\
Дата рождения |ч|ч| |м|м| | | |г|г|
\---/.\---/.\-------/
Наименование документа, удостоверяющего личность
_________________________________________________________________________
Серия/-----------------\ Номер /-------------------\
\-----------------/ \-------------------/
/-\ /-\
Пол: \-/ Мужской \-/ Женский
Прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом сочинении (отметить
дату участию в итоговом сочинении):
/-\
\-/в первую среду декабря;
/-\
\-/в первую среду февраля;
/-\
\-/в первую рабочую среду мая
для использования его при приеме в образовательные организации высшего
образования.
Прошу создать условия, учитывающие состояние здоровья, особенности
психофизического развития, для написания итогового сочинения
(изложения), подтверждаемые:
/-\
\-/Копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
/-\
\-/Оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки,
подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы
/-\
\-/Указать дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья,
особенности психофизического развития
/-\
\-/Увеличение продолжительности написания итогового сочинения
(изложения) на 1,5 часа
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(иные дополнительные условия/материально-техническое оснащение,
учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития
сдача итогового сочинения (изложения) в устной форме по медицинским
показаниям и др.)
Согласие на обработку персональных данных прилагается.
С Памяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения)
ознакомлен (-а)
Подпись заявителя ______________/___________________________(Ф.И.О.)
"__" _____________________ 201__ г.
Контактный телефон /---------------------\
\---------------------/
Регистрационный номер /---------------------\
\---------------------/
Начальник отдела общего образования комитета образования и науки Волгоградской области |
Л.А. Ярославцева |
Приложение 3
к Инструкции
для участников итогового сочинения
(изложения) по подготовке к
итоговому сочинению (изложению)
Образец
СОГЛАСИЕ
на обработку персональных данных
Я _________________________________________________________________,
(ФИО)
паспорт _________________ выдан, ________________________________________
(серия, номер) (когда и кем выдан)
адрес регистрации: _____________________________________________________,
даю свое согласие в _____________________________________________________
(наименование организации)
на обработку моих персональных данных, относящихся исключительно к
перечисленным ниже категориям персональных данных: фамилия, имя,
отчество; пол; дата рождения; тип документа, удостоверяющего личность;
данные документа, удостоверяющего личность; гражданство; информация о
результатах итогового сочинения (изложения), информация об отнесении
участника к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья,
детям-инвалидам, инвалидам.
Я даю согласие на использование персональных данных исключительно в
целях формирования федеральной информационной системы обеспечения
проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших
основные образовательные программы основного общего и среднего общего
образования, и приема граждан в образовательные организации для
получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС) и
региональной информационной системы обеспечения проведения
государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные
образовательные программы основного общего и среднего общего образования
(РИС), а также хранение данных об этих результатах на электронных
носителях.
Настоящее согласие предоставляется мной на осуществление действий в
отношении моих персональных данных, которые необходимы для достижения
указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование,
передачу третьим лицам для осуществления действий по обмену информацией
(операторам ФИС и РИС) обезличивание, блокирование персональных данных,
а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим
законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован, что _________________________________ гарантирует
(наименование организации)
обработку моих персональных данных в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации как неавтоматизированным, так и
автоматизированным способами.
Данное согласие действует до достижения целей обработки
персональных данных или в течение срока хранения информации.
Данное согласие может быть отозвано в любой момент по моему
письменному заявлению.
Я подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую по собственной
воле и в своих интересах.
"___" _______________ 20___ г. _____________/________________________/
Подпись Расшифровка подписи
Начальник отдела общего образования
комитета образования и науки
Волгоградской области Л.А. Ярославцева
Приложение 4
к Инструкции
для участников итогового сочинения
(изложения) по подготовке
к итоговому сочинению (изложению)
Правила
заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
1. Общая часть
1.1. Настоящие правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) предназначены для:
участников итогового сочинения (изложения);
членов комиссии образовательной организации, осуществляющих инструктаж участников итогового сочинения (изложения) в день проведения сочинения (изложения);
экспертов муниципальной предметной комиссии, осуществляющих проверку итогового сочинения (изложения).
1.2. Участники итогового сочинения (изложения) выполняют сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе дополнительных бланках записи, в случае если такие бланки выдавались участникам по запросу) формата А4.
1.3. При заполнении бланков итогового сочинения (изложения) необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация, внесенная в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием специализированных аппаратно-программных средств.
2. Основные правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
2.1. Все бланки сочинения (изложения) заполняются гелевыми или капиллярными ручками с чернилами черного цвета.
Участник должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и верхней части бланка записи, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка регистрации. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника).
Если участник не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить это поле пустым (не делать прочерков).
2.2. Категорически запрещается:
делать в полях бланков, вне полей бланков какие-либо записи и (или) пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо гелевой или капиллярной черной ручки, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации ("замазку", "ластик" и др.).
3. Заполнение бланка регистрации итогового сочинения (изложения)
3.1. Бланк регистрации (рисунок 1) состоит из трех частей - верхней, средней и нижней.
Рисунок 1
3.2. В верхней части бланка регистрации (рисунок 2) расположены: вертикальный и горизонтальный штрих-коды; поля для рукописного занесения информации; строка с образцами написания символов;
Рисунок 2
Поле "Код вида работы" формируется автоматизированно при печати бланков.
3.3. По указанию члена комиссии образовательной организации, осуществляющего инструктаж участников итогового сочинения (изложения), участником заполняются все поля верхней части бланка регистрации.
Указания по заполнению полей верхней части бланка регистрации (таблица 1):
Таблица 1
Поля, заполняемые участником |
Указания по заполнению |
1 |
2 |
Код региона |
Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов Российской Федерации |
Код образовательной организации |
Код образовательной организации, в которой обучается участник, в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации (участники итогового сочинения, участвующие в сочинении по желанию, вписывают код образовательной организации, в которой они пишут сочинение) |
Класс: номер, буква |
Информация о классе, в котором обучается выпускник (участники итогового сочинения, участвующие в сочинении по желанию, указанные поля не заполняют) |
Место проведения |
Код образовательной организации, в которой участник пишет сочинение (изложение) |
Номер кабинета |
Номер учебного кабинета, в котором проходит сочинение (изложение) |
Дата проведения |
Дата проведения сочинения (изложения) |
Код вида работы |
20 - сочинение, 21 - изложение |
Наименование вида работы |
Указывается вид работы (сочинение или изложение) |
Номер темы |
Указывается в соответствии с выбранной темой |
Поле "Количество бланков записи" заполняется членом комиссии по завершении итогового сочинения (изложения) в присутствии участника (в указанное поле вписывается то количество бланков записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника), которое было использовано участником).
3.4. В средней части бланка регистрации (рисунок 3) расположены поля для записи сведений об участнике:
Рисунок 3
Поля средней части бланка регистрации заполняются участником самостоятельно в соответствии с указаниями (таблица 2):
Таблица 2
Поля, самостоятельно заполняемые участником |
Указания по заполнению |
1 |
2 |
Фамилия |
Вносится информация из документа, удостоверяющего личность участника, в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Имя | |
Отчество | |
Документ | |
Серия |
В поле записываются арабские цифры серии без |
Поля, самостоятельно заполняемые участником |
Указания по заполнению пробелов. Например: 4600 |
Номер |
Записываются арабские цифры номера без пробелов. Например: 918762 |
В средней части бланка регистрации также расположена краткая инструкция по заполнению бланков и выполнении итогового сочинения (изложения) и поле для подписи участника (рисунок 4):
Рисунок 4
4. Заполнение бланков записи
4.1. Бланки записи, в том числе бланки записи, выданные дополнительно, предназначены для написания сочинения (изложения).
Возможны два варианта бланков записи: односторонний и двусторонний. В случае если принтер, используемый для печати бланков итогового сочинения (изложения), позволяет выполнить двустороннюю печать, следует использовать двусторонний бланк. Если нет - односторонний.
Комплект участника содержит два двусторонних бланка записи при двусторонней печати или четыре односторонних бланка записи при односторонней печати.
4.2. В верхней части бланка записи (рисунок 5) расположены: вертикальный и горизонтальный штрих-коды;
поля для заполнения участником;
поле "Лист N" заполняется членом комиссии в случае выдачи участнику дополнительного бланка записи;
поле "Код вида работы" формируется автоматизированно при печати бланков.
Информация для заполнения полей о коде региона, коде и названии работы, а также номере темы должна быть продублирована с бланка регистрации. "ФИО" участника заполняется прописью. В поле "ФИО участника" при нехватке места участник может внести только фамилию и инициалы.
Рисунок бланка записи (лицевая сторона):
Рисунок 5
В случае использования двустороннего бланка записи при недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка записи (рисунок 5) участник может продолжить записи на оборотной стороне бланка (рисунок 6), сделав внизу лицевой стороны запись "смотри на обороте".
Рисунок оборотной стороны бланка записи:
Рисунок 6
Для удобства все страницы бланка записи пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями.
4.3. При недостатке места для ответов на основном бланке записи участник может продолжить записи на дополнительном бланке записи, выдаваемом членом комиссии по требованию участника в случае, когда на основном бланке записи не осталось места. В случае заполнения дополнительного бланка записи при незаполненном основном бланке записи, сочинение, написанное в дополнительный бланк записи, оцениваться не будет.
4.4. В случае использования одностороннего бланка записи при недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка записи участник продолжает записи только на дополнительном бланке записи.
Дополнительный бланк записи выдается членом комиссии образовательной организации по требованию участника в случае нехватки места.
5. Заполнение бланка регистрации экспертом муниципальной предметной комиссии, осуществляющей проверку итогового сочинения (изложения)
5.1. Правила заполнения экспертом муниципальной предметной комиссии (ответственным лицом) нижней части копии (оригинала) бланка регистрации.
1) нижняя часть бланка регистрации заполняется гелевой или капиллярной черной ручкой;
2) эксперт муниципальной предметной комиссии заполняет копии бланков регистрации итогового сочинения (изложения);
3) ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения).
Эксперт комиссии (ответственное лицо) должен пометить "крестиком" клетки соответствующие результатам оценивания работы экспертом. "Крестик" должен быть поставлен четко внутри квадрата. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть не распознан или распознан неправильно.
5.2. Заполнение поля "Требование к сочинению (изложению)".
1) Требование N 1. "Объем итогового сочинения (изложения)". Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет "незачет" за невыполнение требования N 1. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения) ставится "незачет".
2) Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно. При написании итогового сочинения:
не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и другое);
допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
При написании итогового изложения не допускается списывания изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и другое).
Если сочинение (изложение) признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериями оценивания).
Эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет "незачет" за невыполнение требования N 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Образец заполнения области для оценки работы по требованию N 1 и требованию N 2:
Рисунок 7
Если итоговое сочинение (изложение) соответствует требованию N 1 и требованию N 2, то эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет "зачет" за выполнение требования N 1 и требования N 2.
Указанные сочинения (изложения) оцениваются по критериям.
5.3. Заполнение поля "Результаты оценивания сочинения (изложения)".
Для каждого критерия должно быть помечено только одно поле: либо "зачет", либо "незачет".
Если за сочинение (изложение) по критерию N 1 выставлен "незачет", то сочинение (изложение) по критериям N 2 - N 5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет".
Если за сочинение (изложение) по критерию по критерию N 1 выставлен "зачет", а по критерию N 2 выставлен "незачет", то сочинение по критериям N 3 - N 5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания N 3 - N 5 выставляется "незачет".
Во всех остальных случаях сочинение (изложение) проверяется по всем пяти критериям и оценивается по системе "зачет"/"незачет" (например, нельзя не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, КЗ).
Образец заполнения области для оценки работы:
Рисунок 8
После окончания заполнения бланка регистрации ответственное лицо ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле.
5.4. Заполнение поля "Результаты оценивания сочинения (изложения)" в случае проверки итогового сочинения (изложения) участника, сдававшего сочинение (изложение) в устной форме.
Итоговое сочинение (изложение) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
К эксперту комиссии поступают копии бланков итогового сочинения (изложения) от участников итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой "X" в поле "В устной форме", подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации.
В таком случае оценивание итогового сочинения (изложения) указанной категории участников проводится по двум установленным требованиям "Объем итогового сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения "зачета" за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев N 3 - N 4. Такое итоговое сочинение (изложение) по критерию N 5 не проверяется и отметки в соответствующие поля "Критерия N 5" не вносятся (остаются пустыми).
После окончания заполнения бланка регистрации ответственное лицо ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле.
Образец заполнения поля "Результаты оценивания сочинения (изложения)" в случае проверки итогового сочинения (изложения) участника, сдававшего сочинение (изложение) в устной форме:
Рисунок 9
5.5. Заполнение полей бланка регистрации в случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения).
В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения). Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляет "Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам" (форма ИС-08), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)", участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме. В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо внести отметку "X" в поле "Не закончил" для учета на уровне образовательной организации при организации проверки, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения). Внесение отметки в поле "Не закончил" подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Образец заполнения полей бланка регистрации в случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения):
Рисунок 10
5.6. Заполнение полей бланка регистрации в случае если участник итогового сочинения (изложения) удален с итогового сочинения (изложения).
В случае если участник итогового сочинения (изложения) нарушил установленные требования, изложенные в пункте 9.11 настоящей инструкции, он удаляется с итогового сочинения (изложения). Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляет "Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)" (форма ИС-09), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)", участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме. В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо внести отметку "X" в поле "Удален". Внесение отметки в поле
"Удален" подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Образец заполнения полей бланка регистрации в случае если участник итогового сочинения (изложения) удален с итогового сочинения (изложения):
Рисунок 11
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 7 ноября 2017 г. N 111 "О внесении изменений в приказ комитета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.