Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 25.09.2017 N 77-ОД "Об отдельных вопросах в сфере обращения с отходами производства и потребления" (в редакции от 25.12.2017 N 134-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является издание и поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закон Волгоградской области от 25.12.2017 N 134-ОД "О внесении изменения в статью 6 Закона Волгоградской области от 25.09.2017 N 77-ОД "Об отдельных вопросах в сфере обращения с отходами производства и потребления".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Исследуемый Закон регулирует отдельные вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения по вопросам обращения с отходами производства и потребления.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 31.12.2017 N 503-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2017 N 503-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 31.12.2017 N 503-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктами 7, 7.1, 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов
- организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами;
- установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
- организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума, как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, вправе регулировать рассматриваемые правоотношения.
Кроме того, издание данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, в тексте исследуемого Закона коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Закона выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившему в силу 31.12.2017 уточнены полномочия органов государственной власти в области обращения с отходами производства и потребления.
В связи с уточнением таких понятий как "сбор отходов", "накопление отходов", "отходы от использования товаров" соответственно изменены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращений с отходами, установленные статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а именно:
- утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
- утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Однако, согласно статьи 3 исследуемого Закона к полномочиям органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере обращения с отходами в пределах их компетенции относятся:
- организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
- утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);
- утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Проведя правовой анализ указанных норм, можно сделать вывод о том, что в статье 3 Закона Волгоградской области от 25.09.2017 N 77-ОД содержится расхождение в терминологии с федеральным законодательством.
Таким образом, необходимо привести положения статьи 3 исследуемого Закона в соответствие со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Кроме того, изменена часть 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Волгоградской области от 25.09.2017 N 77-ОД определены условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, что противоречит части 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Таким образом, требуется привести в соответствие с федеральным законодательством статью 6 исследуемого Закона.
Содержание и форма исследуемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26.09.2017, в региональной газете "Волгоградская правда" от 06.10.2017 N 166.
Закон Волгоградской области от 25.12.2017 N 134-ОД, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26.12.2017, в региональной газете "Волгоградская правда" от 29.12.2017 N 203-сп.
Вывод: Закон Волгоградской области от 25.09.2017 N 77-ОД "Об отдельных вопросах в сфере обращения с отходами производства и потребления" (в редакции от 25.12.2017 N 134-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 5 февраля 2018 г. N 239н "На Закон Волгоградской области от 25.09.2017 N 77-ОД "Об отдельных вопросах в сфере обращения с отходами производства и потребления" (в редакции от 25.12.2017 N 134-ОД)"
Текст заключения официально опубликован не был