Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 марта 2018 г. N 36
"Об утверждении Порядка формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области и Положения о региональных предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области"
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 декабря 2017 г. N 10-870 приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области;
Положение о региональных предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области.
2. Признать утратившими силу приказы комитета образования и науки Волгоградской области:
от 08 февраля 2016 г. N 15 "Об утверждении Порядка формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области";
от 08 февраля 2016 г. N 16 "Об утверждении Положения о региональных предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области";
от 14 февраля 2017 г. N 23 "О внесении изменений в приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 08 февраля 2016 г. N 15 "Об утверждении Порядка формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области".
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Л.Л. Кочергину.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
Л.М. Савина |
Утвержден
приказом комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
от 28 марта 2018 г. N 36
Порядок
формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуры формирования и работы региональной предметной комиссии государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области по каждому учебному предмету (далее именуются - предметные комиссии) в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 (далее именуется - Порядок проведения ГИА).
1.2. Составы предметных комиссий утверждаются приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.
1.3. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области (далее именуется - председатель ГЭК).
1.4. Кандидатуры председателей предметных комиссий представляются комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) и после согласования утверждаются приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - Комитет).
1.5. Предметная комиссия осуществляет свою работу в текущем году в период проведения государственной итоговой аттестации государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее именуется - ГИА).
1.6. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет председатель предметной комиссии. В случае временного отсутствия председателя предметной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя предметной комиссии.
1.7. Информационное и технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий осуществляет региональный центр обработки информации (далее именуется - РЦОИ).
1.8. Предметная комиссия размещается в непосредственной близости к РЦОИ в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
1.9. В помещениях, где находится предметная комиссия, обеспечивается размещение специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.д.).
1.10. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Порядком, решение принимает председатель предметной комиссии в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области (далее именуется - ГЭК).
1.11. Предметная комиссия при необходимости:
запрашивает в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ, а также при необходимости в предметных комиссиях, создаваемых Рособрнадзором, федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральный центр тестирования" (далее именуется - ФЦТ), федеральном государственном бюджетном научном учреждении "Федеральный институт педагогических измерений" (далее именуется - ФИПИ);
готовит и передает в ГЭК для направления в организацию, осуществляющую подготовку контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в текущем году, свои рекомендации по содержанию заданий с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов;
готовит и передает в ГЭК для направления в Комитет информацию о типичных ошибках в ответах выпускников и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по данному общеобразовательному предмету.
1.12. При работе предметных комиссий допускается присутствие:
членов ГЭК - по решению председателя ГЭК;
общественных наблюдателей, аккредитованных в установленном порядке;
должностных лиц Рособрнадзора и Комитета - по решению указанных органов.
1.13. На протяжении периода работы предметной комиссии (с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА) все помещения, в которых работает предметная комиссия, обеспечиваются системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
2. Формирование состава предметных комиссий
2.1. В состав предметной комиссии входят председатель предметной комиссии, заместитель председателя предметной комиссии, члены предметной комиссии (далее именуются - эксперты).
2.2. Количественный состав предметной комиссии определяется исходя из числа участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному общеобразовательному предмету.
2.3. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном на региональном уровне.
2.4. По результатам успешно пройденного квалификационного испытания эксперту присваивается один из статусов: старший эксперт, основной эксперт.
Для присвоения эксперту статуса устанавливается соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
2.4.1. Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю (-ям) председателя предметной комиссии, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходимо:
наличие опыта организационной работы в предметной комиссии или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек;
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников ГИА не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только во вновь организуемых предметных комиссиях по иностранным языкам;
согласование с Рособрнадзором кандидатур, претендующих на позиции председателей предметных комиссий;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
Председателю предметной комиссии присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационных испытаниях.
Экспертам, не назначенным председателем или заместителем председателя предметной комиссии и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
2.4.2. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии, назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом, консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя предметной комиссии), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Для присвоения статуса "старший эксперт" необходимо:
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников ГИА не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только во вновь организуемых предметных комиссиях по иностранным языкам;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
2.4.3. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках.
Для присвоения статуса "основной эксперт" необходимо:
наличие опыта оценивания развернутых ответов участников ГИА. Отсутствие опыта оценивания развернутых ответов участников ГИА допускается в отношении вновь назначенных в текущем году экспертов;
согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания).
2.5. Подготовка экспертов проводится в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
2.6. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" ФИПИ.
2.7. В целях обеспечения согласованной работы экспертов при оценивании экзаменационных работ участников ГИА для формирования состава предметных комиссий Комитет ежегодно организует проведение единого тестирования лиц, прошедших соответствующее обучение и квалификационные испытания, с использованием материалов, размещенных на официальном сайте ФИПИ (далее именуется - единое тестирование).
Единое тестирование организуется на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" с привлечением председателей предметных комиссий по соответствующему учебному предмету ЕГЭ.
2.8. В состав предметных комиссий включаются эксперты, прошедшие квалификационные испытания, и показавшие низкий процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
2.9. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав предметной комиссии и не принимают участия в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
2.10. Квалификационное испытание проводится ежегодно.
2.11. Показатели согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний для присвоения экспертам каждого из статусов, и их значения приведены в приложении 1 к настоящему Порядку.
2.12. Из числа ведущих и старших экспертов определяется состав экспертной группы, участвующей в третьей проверке ответов участников на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и централизованной проверке экзаменационных работ по общеобразовательным предметам, проверках в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами.
2.13. Формирование составов предметных комиссий организуется в соответствии с планом-графиком проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
3. Порядок привлечения экспертов к работе в предметных комиссиях
3.1. Председателю предметной комиссии присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационном испытании.
3.2. Заместителем председателя предметной комиссии назначается эксперт, имеющий статус "ведущий эксперт".
3.3. Для проведения третьей проверки назначаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой - второй проверки в текущем году.
3.4. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутых ответов участника ГИА привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
3.5. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Комитетом, привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
3.6. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, привлекаются эксперты, которые являются членами предметной комиссии, создаваемой Рособрнадзором.
4. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА
4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА реализуется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
4.2. Председатели предметных комиссий и заместители председателей предметных комиссий принимают участие в мероприятиях по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне.
4.3. Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус "ведущий эксперт", и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА предыдущих лет.
Согласование на региональном уровне осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ.
Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами предметной комиссии проводится непосредственно перед проверкой работ, в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
4.4. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются Комитетом и государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования".
4.5. При подготовке экспертов на региональном уровне допускается использование Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенных в ней материалов.
5. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
5.1. В рамках осуществления проверки развернутых ответов на задания экзаменационной работы предметная комиссия:
принимает к рассмотрению копии бланков ответов, на которых оформлены ответы участников ГИА на задания экзаменационной работы с развернутым ответом;
осуществляет проверку развернутых ответов участников ГИА и оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующим предметам в соответствии с установленными требованиями и инструкциями.
5.2. Ответы участников ГИА проверяются двумя экспертами.
По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы государственного выпускного экзамена (далее именуется - ГВЭ). Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА.
Протоколы проверки заданий экзаменационной работы с развернутым ответом участников ЕГЭ передаются в РЦОИ.
5.3. Распределение работ участников ЕГЭ между экспертами предметной комиссии, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и ФЦТ.
5.4. Расчет окончательной отметки за работу ГВЭ осуществляется председателем предметной комиссии в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.
5.5. Существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
5.6. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов, которым присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
5.7. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА.
5.8. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "Х" (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
5.9. Председатель предметной комиссии заблаговременно направляет в Комитет информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
6. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ЕГЭ
6.1. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки экзаменационных материалов председатель предметной комиссии и руководитель РЦОИ согласуют график работы предметной комиссии в период проведения обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки экзаменационных материалов.
6.2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов председатель предметной комиссии передает руководителю РЦОИ списочный состав предметной комиссии и расписание работы экспертов предметной комиссии для назначения в региональную информационную систему (далее именуется - РИС) экспертов на проверку работ.
6.3. Списочный состав предметной комиссии, передаваемый руководителю РЦОИ, в обязательном порядке содержит информацию о статусе каждого члена предметной комиссии ("основной эксперт", "старший эксперт", "ведущий эксперт") для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам. Председатель предметной комиссии согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов предметной комиссии, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
6.4. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2 установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с "Правилами заполнения бланков ЕГЭ".
6.5. Часть экзаменационной работы, которая следует после незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал - знаком "Х").
6.6. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена и проводит оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ, опираясь на полученные критерии. При необходимости председатель предметной комиссии проводит повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
6.7. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель предметной комиссии назначает из числа экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", консультантов, к которым обращаются эксперты при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов организуются в помещениях, где работает предметная комиссия, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
6.8. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель предметной комиссии или назначенный им эксперт при необходимости использует специально оборудованное в помещениях предметной комиссии рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов.
6.9. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты предметной комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в предметной комиссии подходами к оцениванию развернутых ответов.
6.10. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
6.11. С учетом графика работы каждому эксперту предоставляется (распечатывается) рабочий комплект эксперта, который содержит:
обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ "Бланк-копия") с изображениями развернутых ответов участников (далее именуется - бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
бланк-протокол (форма 3-РЦОИ "Бланк-протокол проверки экспертом заданий с развернутым ответом") проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее именуется - бланк-протокол);
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У "Бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом").
Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
код бланка-копии;
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный бланк ответов N 2;
код региона;
баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код региона.
Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
6.12. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
6.13. При возникновении у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт обращается за консультацией к председателю предметной комиссии или консультирующему эксперту, назначенному председателем предметной комиссии.
6.14. Номера работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает и передает председателю предметной комиссии.
6.15. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются экспертами председателю предметной комиссии (заместителю председателя предметной комиссии), который незамедлительно передает их в РЦОИ для дальнейшей обработки.
6.16. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа определяются работы, требующие дополнительной третьей проверки. В случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника ЕГЭ двумя разными экспертами работы направляются на третью проверку.
6.17. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "Х".
6.18. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии и (или) заместитель председателя предметной комиссии фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы используются далее для проведения анализа работы предметной комиссии и обучения экспертов предметной комиссии в следующем году.
6.19. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю предметной комиссии предоставляется информация о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.
6.20. При необходимости председатель предметной комиссии дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы предметной комиссии.
6.21. Председатель предметной комиссии направляет в ГЭК представление об отстранении от работы экспертов, нарушающих требования Порядка проведения ГИА, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки. Окончательное решение по вопросу отстранения эксперта от работы в предметной комиссии принимает Комитет после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
6.22. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами предметной комиссии в общей очереди работ участников ЕГЭ.
6.23. При выявлении экспертом случаев нарушения участником ГИА - автором проверяемой экспертом экзаменационной работы - установленного Порядка проведения ГИА (при обнаружении факта несамостоятельного выполнения экзаменационной работы предположительно разными почерками, решены задания разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах и т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя предметной комиссии. Эксперт совместно с председателем предметной комиссии (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший подобный факт, оценивает работу в соответствии с критериями оценивания развернутых (устных) ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых (устных) ответов и памятках экспертов.
6.24. На время выхода из помещений предметной комиссии каждый член предметной комиссии сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, назначенному Комитетом и обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
6.25. По завершении работы каждый эксперт сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, назначенному Комитетом и обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
6.26. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами в количестве раз, определяемом программным обеспечением РЦОИ, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
7. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников государственного выпускного экзамена
7.1. Каждая работа участников ГВЭ проверяется двумя экспертами. При проверке ответов участников экзаменов в устной форме экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки работ (форма "Развернутая форма проверки ГВЭ"). Стандартизированные формы проверки работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
7.2. Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола в соответствии с Правилами заполнения протоколов экспертов предметной комиссии ГВЭ, установленными в Методических рекомендациях Рособрнадзора по автоматизированной процедуре проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования, при этом отметки "0" и "1" не используются и не обрабатываются.
7.3. После заполнения бланки протоколов экспертов обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков.
7.4. Окончательная итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами.
7.5. Результаты проверки работ участников автоматизировано сохраняются в РИС.
8. Сроки обработки экзаменационных материалов
8.1. Обработка экзаменационных материалов, включая проверку развернутых ответов участников ГИА предметной комиссией, завершается в сроки, определенные на федеральном уровне:
по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена (проверка развернутых ответов предметной комиссией не предусмотрена);
по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, которые проводятся в досрочный период и в резервные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
9. Организация работы предметной комиссии при перепроверках результатов ЕГЭ
9.1. По поручению Рособрнадзора или по решению Комитета предметные комиссии до 1 марта следующего года проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Волгоградской области.
9.2. Перепроверку проводят эксперты предметных комиссий, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году.
9.3. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, чьи работы отправлены на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
9.4. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
9.5. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
9.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель предметной комиссии передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
9.7. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
10. Анализ работы предметной комиссии
10.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА проводится анализ работы предметной комиссии по каждому общеобразовательному предмету.
10.2. Анализ работы предметных комиссий проводится в соответствии с Перечнем направлений для анализа работы предметной комиссии, приведенным в приложении 3 к настоящему Порядку.
10.3. Анализ работы предметных комиссий проводится председателем предметной комиссии на основании информации, предоставленной РЦОИ.
10.4. Руководитель РЦОИ представляет председателю предметной комиссии по каждому учебному предмету всю необходимую информацию для проведения анализа работы предметной комиссии.
11. Правила для председателя предметной комиссии
11.1. На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА председатель предметной комиссии:
получает у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, знакомится с полученными критериями, готовится к семинару-согласованию подходов к оцениванию;
обеспечивает присутствие в помещениях предметной комиссии только допущенных лиц. Помимо экспертов и председателя предметной комиссии (заместителя председателя предметной комиссии) в аудитории допускается присутствие членов ГЭК, руководителя РЦОИ, должностных лиц Рособрнадзора и/или Комитета, осуществляющих проверку соблюдения порядка проведения ГИА, общественных наблюдателей, аккредитованных в установленном порядке;
проводит оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне, при необходимости проводит повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию;
получает у руководителя РЦОИ необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке устных ответов по иностранным языкам;
обеспечивает получение необходимого для проверки экспертами количества рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
распределяет экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
выдает каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
обеспечивает рабочую атмосферу и соблюдение Порядка проведения ГИА при работе предметной комиссии;
контролирует качество работы экспертов предметной комиссии, направляет председателю ГЭК представление об отстранении от работы в предметной комиссии экспертов, нарушающих требования Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки;
в рамках своей компетенции решает вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решает вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывает свои решения с руководителем РЦОИ;
распределяет между экспертами экзаменационные работы участников ГВЭ;
определяет необходимость направления работ участников ГВЭ на третью проверку;
производит расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;
контролирует качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передает бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
оперативно устраняет возникающие у экспертов затруднения;
сообщает руководителю РЦОИ и передает ему комплект с протоколом проверки если установлено, что данный рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью;
бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передает руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам;
по завершении работы предметной комиссии сдает руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
по завершении проверки получает от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:
а) количество работ, проверенных каждым экспертом;
б) количество работ, отправленных на третью проверку;
в) информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
г) другую необходимую информацию, связанную с деятельностью предметной комиссии.
11.2. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА (далее именуется - апелляция по результатам) председатель предметной комиссии:
получает от председателя конфликтной комиссии или ответственного секретаря конфликтной комиссии апелляционный комплект участника ГИА;
получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию;
до заседания конфликтной комиссии организует работу экспертов по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;
назначает на рассмотрение апелляции экспертов, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную работу, имеющих опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, и передает им вышеуказанные материалы (информацию об экспертах, проверявших ранее эту работу, предоставляет РЦОИ);
передает председателю конфликтной комиссии в день проведения экспертами предметной комиссии соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы апелляционные комплекты документов и заключения экспертов предметной комиссии;
получает у ответственного секретаря региональной конфликтной комиссии информацию о дате и времени рассмотрения апелляции, а также о присутствии при рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направляет экспертов, принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, на заседание конфликтной комиссии в указанное время (в случае присутствия на заседании конфликтной комиссии апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
оперативно передает в РЦОИ для Рособрнадзора, ФИПИ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, баллы пересчитываются в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
12. Правила для экспертов
12.1. На подготовительном этапе эксперты:
проходят обучение и подтверждают квалификацию в соответствии с требованиями установленного Порядка проведения ГИА, настоящего Порядка. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются;
заблаговременно проходят инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем предметной комиссии;
непосредственно перед проверкой работ участвуют в проводимом председателем предметной комиссии оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
12.2. Во время проверки развернутых ответов эксперты:
по указанию председателя предметной комиссии занимают рабочие места в предоставленных аудиториях;
получают рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;
соблюдают дисциплину во время работы;
обращаются к председателю предметной комиссии или руководителю РЦОИ (его заместителю) в случае возникновения проблем;
начинают проверку развернутых ответов, руководствуясь следующими правилами:
а) заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
б) использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо;
в) внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
г) часть экзаменационной работы, которая следует после одной незаполненной участником ГИА страницы, оценивается как ответ на задание, к выполнению которого участник ГИА не приступал (знаком "Х");
д) если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, ставится метка "Х";
е) если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола проставляется соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
ж) если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола проставляется номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
з) после завершения заполнения бланка-протокола ставятся дата, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и рабочий комплект передается председателю предметной комиссии для передачи на обработку.
12.3. При проверке пустых бланков ответов N 2 эксперты:
получают инструктаж от руководителя РЦОИ;
просматривают с экрана изображения пустых бланков ответов N 2;
удостоверяются (отмечают в программном обеспечении), что изображение заполнено при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые расцениваются как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине;
удостоверяются (отмечают в программном обеспечении), что изображение не заполнено при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания.
Изображения, определенные проверяющим экспертом как заполненные, отправляются на проверку в предметную комиссию.
Изображения, определенные двумя проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизировано посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
12.4. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА эксперты:
получают от председателя предметной комиссии апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У "Бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом"), копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
до заседания конфликтной комиссии рассматривают работы апеллянта, а также анализируют предыдущее оценивание работы;
дают письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;
узнают у председателя предметной комиссии дату, место и время рассмотрения апелляции и прибывают в указанное время в конфликтную комиссию;
в случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии претензий к оцениванию развернутых ответов дают соответствующие разъяснения. Время на разъяснения по оцениванию развернутых и/или устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
сообщают председателю предметной комиссии об обнаружении ошибок или некорректных заданий в контрольных измерительных материалах с обязательным указанием номера варианта контрольного измерительного материала, задания и содержания замечания.
12.5. Эксперту во время работы комиссии запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
иметь при себе и (или) пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками и другими), кроме специально оборудованного в помещениях предметной комиссии рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов;
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя предметной комиссии консультантом.
Заведующий сектором государственной итоговой аттестации и оценки качества комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Приложение 1
к Порядку формирования
и работы региональных предметных
комиссий государственной итоговой
аттестации по образовательным программам
среднего общего образования
в Волгоградской области
Показатели
согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний для присвоения экспертам каждого из статусов, и их значения
Показатель 1:
Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык Иностранные языки Обществознание Литература |
10% |
15% |
25% |
Биология История |
10% |
15% |
20% |
Физика Химия Информатика и ИКТ География |
5% |
7% |
10% |
Математика |
0% |
5% |
7% |
Показатель 2:
Процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Статус эксперта |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
Заведующий сектором государственной итоговой аттестации и оценки качества комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Приложение 2
к Порядку формирования
и работы региональных предметных
комиссий государственной итоговой
аттестации по образовательным программам
среднего общего образования
в Волгоградской области
План-график
проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий
N |
Мероприятие |
Срок |
1 |
2 |
3 |
1. |
Подготовка экспертов предметных комиссий к проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации, проведение квалификационных испытаний, присвоение статуса экспертам предметных комиссий |
Февраль - март |
2. |
Предоставление в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ) списков кандидатур председателей предметных комиссий |
До 1 февраля |
3. |
Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей предметных комиссий |
До 1 марта |
4. |
Проведение совещания с лицами, согласованными для утверждения в качестве председателей предметных комиссий |
До 10 марта |
5. |
Формирование предметных комиссий |
До 10 марта |
6. |
Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов |
После получения критериев оценивания развернутых ответов |
7. |
Отбор экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, вызвавших затруднения в оценивании, для включения в учебно-методические материалы ФИПИ |
В процессе проверки работ |
8. |
Проведение анализа работы предметных комиссий по каждому учебному предмету |
Июль |
9. |
Направление в ФИПИ информации о номерах работ, вызвавших затруднения при оценивании |
Июль |
Заведующий сектором государственной итоговой аттестации и оценки качества комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Приложение 3
к Порядку формирования
и работы региональных предметных
комиссий государственной итоговой
аттестации по образовательным программам
среднего общего образования
в Волгоградской области
Перечень
направлений для анализа работы предметной комиссии
1. Условия для работы предметной комиссии:
нахождение предметной комиссии (далее именуется - ПК) в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
количество аудиторий при работе ПК;
проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
работа экспертов-консультантов, назначенных председателем предметной комиссии, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);
наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места;
прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).
2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.
3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению Комитета).
5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции.
8. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
9. Доля работ, направленных на третью проверку.
10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов "доля работ, направленных на третью проверку".
11. Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.
12. Перечень экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:
случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное)
Пример 1.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
17 |
В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17-6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины;
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное)
Пример 2.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Эксперт 3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
11 |
В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ;
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное)
Пример 3.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Итог |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Эксперт на апелляции |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта;
другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
13. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК при проведении квалификационных испытаний.
14. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
15. Основные выводы.
Заведующий сектором государственной итоговой аттестации и оценки качества комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Утверждено
приказом комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
от 28 марта 2018 г. N 36
Положение
о региональных предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональных предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области (далее именуется - Положение) регламентирует организацию и работу региональных предметных комиссий по проверке развернутых ответов и устных ответов участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее именуется - ГИА).
1.2. Региональные предметные комиссии государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области (далее именуются - предметные комиссии) по каждому учебному предмету создаются ежегодно комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - Комитет).
1.3. Кандидатуры председателей предметных комиссий представляются на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) председателем государственной экзаменационной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области (далее именуется - председатель ГЭК).
1.4. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем ГЭК не позднее чем за две недели до начала ГИА.
При формировании составов предметных комиссий исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, входящего в состав предметной комиссии, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей.
Составы предметных комиссий не публикуются.
1.5. Предметные комиссии в своей работе руководствуются:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";
нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора, Комитета;
инструктивными документами и методическими материалами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;
инструкциями федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный Центр тестирования" (далее именуется - ФЦТ);
методическими материалами федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений";
настоящим Положением.
1.6. Предметные комиссии прекращают свою деятельность со дня утверждения Комитетом председателей предметных комиссий для проведения ГИА в следующем году.
2. Структура и состав предметной комиссии
2.1. В состав предметной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, члены предметной комиссии (далее именуются - эксперты), прошедшие соответствующую подготовку и получившие по результатам квалификационных испытаний статус "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
2.2. Председателями и заместителями председателей предметных комиссий назначаются эксперты, имеющие статус "ведущий эксперт".
2.3. Количественный состав предметной комиссии определяется исходя из числа участников ГИА по соответствующему общеобразовательному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному общеобразовательному предмету.
3. Полномочия и функции предметной комиссии
3.1. Предметная комиссия осуществляет свою работу в период проведения ГИА в текущем году.
3.2. Предметная комиссия:
участвует в централизованной проверке экзаменационных работ по общеобразовательным предметам;
составляет и направляет в региональный центр обработки информации (далее именуется - РЦОИ) протоколы результатов проверки развернутых ответов и устных ответов участников ГИА;
по решению Комитета проводит перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Волгоградской области. Перепроверку проводят эксперты, имеющие статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы;
участвует в межрегиональных перекрестных проверках;
представляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии.
3.3. В случае возникновения вопросов при оценивании экзаменационной работы участника ГИА при работе региональной конфликтной комиссии государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты по соответствующему учебному предмету, имеющие статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы.
3.4. Протоколы предметной комиссии хранятся до 31 декабря года, в котором проводился экзамен.
4. Функции, права и обязанности председателя, заместителя председателя и экспертов предметной комиссии
4.1. Председатель предметной комиссии осуществляет общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету, несет ответственность за организацию ее работы, своевременную и объективную проверку работ участников ГИА.
Председатель предметной комиссии в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ГЭК.
В случае временного отсутствия председателя предметной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя предметной комиссии.
4.2. Председатель предметной комиссии в период подготовки к работе предметной комиссии исполняет следующие функции:
представляет в ГЭК предложения по составу предметной комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
участвует в семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ;
организует ежегодное обучение (обучающие семинары) членов предметных комиссий с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы;
проводит оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами предметной комиссии непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ;
согласует с руководителем РЦОИ состав и график работы экспертов.
4.3. Председатель предметной комиссии в период работы предметной комиссии исполняет следующие функции:
организует работу экспертов;
организует учет рабочего времени экспертов при проверке экзаменационных работ;
обеспечивает своевременную проверку экзаменационных работ в соответствии с инструкциями и установленными требованиями;
обеспечивает соблюдение режима хранения и информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, передаче протоколов проверки заданий экзаменационной работы с развернутым ответом участников ГИА в РЦОИ;
принимает решения об отстранении от работы экспертов, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки;
информирует председателя ГЭК о ходе проверки экзаменационных работ и возникающих проблемах;
принимает решения по организации работы предметной комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций (при необходимости, по согласованию с председателем ГЭК);
взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем региональной конфликтной комиссии государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области, организацией, осуществляющую подготовку контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в текущем году;
участвует (в случае необходимости) в подготовке документов для работы региональной конфликтной комиссии государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области;
направляет (в случае необходимости) запросы в РЦОИ, ФЦТ, а также в предметную комиссию, создаваемую Рособрнадзором;
4.3. Председатель предметной комиссии обязан:
выполнять возложенные на него функции;
соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, хранении и передаче результатов проверки заданий экзаменационных работ с развернутым ответом в РЦОИ;
обеспечить присутствие в помещениях для работы предметной комиссии только допущенных лиц. Кроме экспертов, председателя предметной комиссии и его заместителя в указанных помещениях допускается присутствие членов ГЭК, руководителя РЦОИ, должностных лиц Рособрнадзора и/или Комитета, осуществляющих проверку соблюдения порядка проведения ГИА, общественных наблюдателей, аккредитованных в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 491 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников";
своевременно информировать ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к задержке в работе и нарушению сроков проверки работ;
представлять в ГЭК информацию о возникновении у эксперта конфликта интересов, о нарушении им установленного порядка проведения ГИА;
представлять в ГЭК отчет о работе предметной комиссии.
4.4. Эксперт при работе предметной комиссии:
получает инструкции по организации работы;
обсуждает с председателем предметной комиссии, экспертами процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
принимает участие в обсуждении отчета о работе предметной комиссии, вносит в него свои предложения.
4.5. Эксперт обязан:
пройти обучение по оцениванию образцов экзаменационных работ и по заполнению необходимых документов по результатам проверки;
проверять и оценивать выполненные задания в соответствии с критериями оценивания по соответствующему предмету, устанавливаемыми Рособрнадзором;
выполнять возложенные на него функции на высоком профессиональном уровне, с соблюдением этических и моральных норм;
соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
информировать председателя предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке заданий;
незамедлительно информировать руководство ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также ненадлежащей работы с документацией в деятельности предметной комиссии.
5. Ответственность председателя, заместителя председателя и экспертов предметной комиссии
5.1. Решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии принимается в случаях:
неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;
возникновения конфликта интересов;
утери подотчетных документов.
5.2. Решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии с аргументированным обоснованием председатель предметной комиссии направляет в ГЭК.
5.3. В случае нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотребления установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель, заместитель председателя и эксперты предметной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Оплата труда председателя, заместителя председателя и экспертов предметной комиссии
6.1. Выплата компенсаций председателю, заместителю председателя и экспертам предметной комиссии производится в порядке и размерах, установленных Комитетом.
Заведующий сектором государственной итоговой аттестации и оценки качества комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 марта 2018 г. N 36 "Об утверждении Порядка формирования и работы региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области и Положения о региональных предметных комиссиях государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 5 апреля 2018 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2018 г.; в газете "Волгоградская правда" от 6 апреля 2018 г., N 38
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 23 декабря 2024 г. N 104
Изменения вступают в силу с 1 января 2025 г.
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 10 июля 2023 г. N 71
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 г.
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 9 марта 2022 г. N 15
Изменения вступают в силу с 10 марта 2022 г.
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 1 июня 2020 г. N 54
Изменения вступают в силу с 3 июня 2020 г.
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 22 марта 2019 г. N 33
Изменения вступают в силу с 25 марта 2019 г.