Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре судебного заседания Козловой И.В.,
с участием:
прокурора Волгоградской областной прокуратуры Стрельниковой В.В.,
представителя административного истца
ООО ТФ "Оксанат" Голикова С.В.,
представителя административного ответчика
Городищенской районной Думы
Волгоградской области Колесниченко П.Г.,
представителей заинтересованных лиц:
Комитета по управлению государственным имуществом
Волгоградской области Алтуховой Е.И.,
администрации Городищенского муниципального района
Волгоградской области Ивановой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 13 марта 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ООО Торговая фирма "Оксанат" о признании недействующим со дня принятия значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) в размере 71,01, установленного в п. 17 Приложения N 2 Решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 07.11.2013 N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области", в редакции изменений, внесенных Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 31.10.2016 N 314, установил:
Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 7 ноября 2013 года N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области" (далее Решение Городищенской районной Думы Волгоградской области от 7 ноября 2013 года N 778), пунктом 2 утверждены значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) по Городищенскому муниципальному району Волгоградской области, согласно приложению 2.
Согласно п. 17 Приложения 2 значение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) по Городищенскому муниципальному району:
эксплуатация внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных, техногенных явлений, водных объектов определен - 224.
Решение опубликовано в газете "Междуречье", N 137, 19.11.2013. В соответствии с пунктом 10 данный документ вступает в силу с момента публикации.
Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 31.10.2016 N 314 "О внесении изменений в Решение Городищенской районной Думы от 07.11.2013 N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области" внесены изменения в Решение Городищенской районной Думы Волгоградской области от 07.11.2013 N 778, а именно: в части п. 17 Приложения N 2 значение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) определен в размере 71,01.
Решение Городищенской районной Думы Волгоградской обл. от 31.10.2016 N 314 опубликовано в общественно-политической газете Городищенского района Волгоградской области "Междуречье" от 11 ноября 2016 года N 130-131.
Изменения, внесенные решением Городищенской районной Думы Волгоградской обл. от 31.10.2016 N 314, согласно справке к данному документу вступают в силу с момента опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
ООО Торговая фирма "Оксанат" (далее ООО ТФ "Оксанат") обратилась в суд с требованием о признании недействительным со дня принятия значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) в размере 71,01, установленного в п. 17 Приложения N 2 Решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 07.11.2013 N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области" в редакции изменений, внесенных Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 31.10.2016 N 314.
В обоснование требования указано, что коэффициент принят без финансово-экономического обоснования, произвольно, в связи с чем, существенно необоснованно увеличился размер арендной платы. Ранее действовавший коэффициент 7,8, установленный по решению Городищенской районной Думы Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 521 был увеличен до 70,01, что привело соответственно к существенному увеличению арендной платы. Если с коэффициентом 7,8 арендная плата за земельный участок составила бы за 2017 год 196818,5 руб., то с коэффициентом 71,01 арендная плата составила 1791805,27 руб. В связи с указанным, по мнению административного истца, нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права и законные интересы ООО ТФ "Оксанат". Представитель ООО ТФ "Оксанат" в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Городищенской районной Думы Волгоградской области и представители заинтересованных лиц - Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области и администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области возражали по доводам административного истца, просили в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав доводы представителя административного истца, возражения представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего требования заявителя подлежащими удовлетворению в части, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В судебном заседании установлено следующее.
ООО Торговая фирма "Оксанат" на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N <...> является арендатором земельного участка площадью 1167600 кв. м. с кадастровым номером N <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (устройство прудов и выращивание рыбы), расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее постановление Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п).
В соответствии с п/пунктом 1.6 постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, размер арендной платы за пользование земельными участками в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, рассчитывается в соответствии с разделами 2, 3 настоящего Порядка с учетом следующих коэффициентов, в том числе: коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района (городского округа) Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 3 и не может быть ниже 1; (в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2015 N 599-п)
Пункт 2.2. постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п предусматривает порядок расчета арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения.
2.2.1. Размер арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения рассчитывается по следующей формуле:
, где:
А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев;
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; (в ред. постановления Правительства Волгоградской обл. от 24.02.2014 N 88-п)
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка;
Кдс - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения;
Ккас - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения; (абзац введен постановлением Правительства Волгоградской обл. от 26.06.2012 N 141-п)
Из обстоятельств дела и объяснений сторон следует, что до 1.01.2016 для расчета арендной платы применялся коэффициент 7,8, установленный по решению Городищенской районной Думы Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 521.
Судом исследован Отчет N 281 - экономическое обоснование, в том числе Кдс, подготовленный оценщиком Наборщиковым В.В. по заказу Комитета по управлению муниципальным имуществом Городищенского муниципального района Волгоградской области и положенного в основу Решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 7 ноября 2013 года N 778.
Данный отчет не содержит финансово-экономического обоснования коэффициента 224, утвержденного вышеуказанным решением.
Коэффициент 224, установленный согласно п. 17 Приложения 2 Решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 7 ноября 2013 года N 778 при расчете арендной платы не применялся из-за экономической необоснованности и несоизмеримого увеличения арендной платы. Указанное вытекает из финансово-экономического обоснования (т. 1 л.д. 72), объяснений сторон и материалов дела.
Как следует из финансово-экономического обоснования (т. 1 л.д. 72), подготовленного главой администрации Городищенского муниципального района, для обоснования снижения (Кдс) - 224 и согласования нового коэффициента (Кдс) - 71,01, до 01.01.2016 арендная плата за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения определялась на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывалась в процентах (0,3% - 0,6%).
В связи с внесением изменений в Порядок, утвержденный распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02.10.2013 N 2149-р, арендная плата за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения должна рассчитываться по формуле (приведена выше).
В результате предварительного анализа администрация Городищенского муниципального района пришла к выводу о том, что применение коэффициента (Кдс) - 224, установленного согласно п. 17 Приложения 2 Решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 7 ноября 2013 года N 778, привело к увеличению арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения в 111 раз.
В целях вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот, стимулирования заключения новых договоров и недопущения расторжения действующих договоров аренды земельных участков указанного назначения, признана необходимость корректировки Кдс.
В связи с этим администрацией Городищенского муниципального района был проведен анализ минимального и среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв. м. категории земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области. В результате выбраны районы области, в которых минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. категории земель сельскохозяйственного назначения равны или близки по значению тем же показателям по Городищенскому муниципальному району. В результате анализа нормативных правовых актов выведен средний показатель Кдс, который предложен к применению, в том числе оспариваемый коэффициент 71,01 в п. 17 Приложения 2, принятого Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 31.10.2016 N 314.
Согласно части 1 и п. 2 ч. 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. (ч. 1.) (ч. 3.) Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: (п. 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
(п. 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 05.05.2017) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов, в том числе:
принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697);
принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Административным ответчиком представлены в суд приложенные к нормативному правовому акту пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.
Однако, несмотря на наименование, данные документы не содержат финансово-экономического обоснования принятия Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 31.10.2016 N 314 значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс), определенным в размере 71,01 в п. 17 Приложения N 2, исходя из доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акта принят Думой Городищенского муниципального района Волгоградской области в пределах компетенции по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по установленной форме, с соблюдением процедуры и опубликован в установленном порядке.
При этом, оспариваемой нормой нарушены права и законные интересы административного истца.
Пункт 2 Решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 07.11.2013 N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области", в части утвердившей в п. 17 Приложения N 2 значение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) в размере 71,01, установленного в редакции изменений, внесенных Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 31.10.2016 N 314 "О внесении изменений в Решение Городищенской районной Думы от 07.11.2013 N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области" не имеет экономического обоснования и не соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу: части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
При таких обстоятельствах и в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что оспариваемая норма применялась в отношении неопределенного круга лиц, на её основании реализовывались права граждан и организаций, суд находит необходимым признать оспариваемую норму недействительной со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление ООО Торговая фирма "Оксанат" - удовлетворить частично.
Признать недействующим пункт 2 Решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 07.11.2013 N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области", в части, утвердившей в п. 17 Приложения N 2 значение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) в размере 71,01, установленного в редакции изменений, внесенных Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 31.10.2016 N 314 "О внесении изменений в Решение Городищенской районной Думы от 07.11.2013 N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области" со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд постановивший решение.
Мотивированное решение изготовлено 16.03.2018 г.
Судья |
М.Б. Гайдаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 13 марта 2018 г. N 3а-110/2018 "О признании частично недействующим пункта 2 решения Городищенской районной Думы Волгоградской обл. от 07.11.2013 N 778 (ред. от 31.10.2016) "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)