Принято Волгоградской областной Думой 17 мая 2018 года
Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Принять обращение Волгоградской областной Думы "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в связи с действием института консолидированных групп налогоплательщиков".
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
Председатель Волгоградской областной Думы |
Н.П. Семисотов |
Обращение
Волгоградской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в связи с действием института консолидированных групп налогоплательщиков
Введение института консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН) привело к снижению поступлений налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, которое за 2012 - 2016 годы по данным Федеральной налоговой службы России составило 8, 16, 65, 126, 78 млрд рублей в каждый из годов соответственно.
По отдельным субъектам Российской Федерации ситуация общего снижения поступления налога на прибыль от организаций, вошедших в КГН, усугублена уменьшением поступлений налога в результате установленного статьей 288 Налогового кодекса Российской Федерации порядка определения доли прибыли между участниками КГН исходя из средней арифметической величины удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по КГН. Указанный механизм аналогичен нормам законодательства, действующим в отношении организаций, имеющих обособленные подразделения (в целях определения доли прибыли, подлежащей налогообложению по месту нахождения обособленных подразделений).
Таким образом, действующий в настоящее время порядок исчисления налога на прибыль организаций в отношении КГН, а также обособленных подразделений приводит к тому, что регионы не получают в полном объеме налог с прибыли, полученной организациями, осуществляющими деятельность на их территории.
В результате указанного перераспределения прибыли организаций потери бюджета Волгоградской области только от создания КГН за 2012 - 2016 годы составили 16,7 млрд рублей, в том числе:
в 2012 году - 3,4 млрд рублей;
в 2013 году - 2,8 млрд рублей;
в 2014 году - 3,7 млрд рублей;
в 2015 году - 5,7 млрд рублей;
в 2016 году - 1,1 млрд рублей.
В целях частичной компенсации выпадающих доходов в связи с созданием КГН Министерством финансов Российской Федерации за период 2012 - 2014 годов перечислены в бюджет Волгоградской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в общей сумме 4,1 млрд рублей.
Некомпенсированные потери бюджета Волгоградской области в связи с созданием КГН составляют 12,6 млрд рублей.
Волгоградская область относится к числу регионов, где велика доля поступлений в консолидированный бюджет области от организаций, которые являются частью структурно-интегрированных компаний - потенциальных участников КГН.
Участники КГН, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. Уплата налога и авансовых платежей по налогу на прибыль организаций осуществляется непосредственно ответственным участником КГН, в том числе и за организацию, вошедшую в КГН, лицевые счета по налогу открываются и ведутся также по месту налогового учета ответственного участника КГН. Налоговые органы по месту налогового учета участника КГН, не являющегося ответственным, не могут администрировать ни налоговую базу, ни исчисленную и уплаченную сумму налога на прибыль этого участника КГН.
В связи с изложенным и в целях недопущения в дальнейшем ситуации по резкому перераспределению доходов между бюджетами субъектов Российской Федерации в связи с созданием новых КГН и включением новых участников в состав уже созданных КГН поддерживаем решения, принятые по итогам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации 28 февраля 2018 года о консолидированных группах налогоплательщиков, а именно:
о запрете на создание новых КГН и ограничение на внесение изменений в действующие договоры о создании КГН в части присоединения или выхода организаций из таких групп, а также определение предельных сроков действия договоров о создании КГН;
о представлении информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности участников КГН органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуществляют свою деятельность, необходимой для обеспечения эффективного бюджетного планирования.
По вопросу уточнения механизма распределения сумм налога (авансовых платежей), подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, где расположены соответствующие участники КГН и (или) их обособленные подразделения, предлагаем:
1) внести в статьи 278.1 и 283 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение, при котором налоговая база по налогу на прибыль не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 30 процентов (в настоящее время данное ограничение составляет 50 процентов);
2) внести в статью 288 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие включение в действующий порядок расчета доли прибыли каждого из обособленных подразделений организации (участника КГН) в совокупной прибыли организации, имеющей обособленные подразделения (КГН), соответственно показатель удельного веса прибыли прибыльных обособленных подразделений (участников КГН) в совокупной прибыли прибыльных обособленных подразделений (КГН), предусмотрев при этом следующее соотношение:
30 процентов удельного веса среднесписочной численности работников обособленного подразделения (участника КГН) в среднесписочной численности работников в целом по обособленным подразделениям (КГН);
30 процентов удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения (участника КГН) в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по обособленным подразделениям (КГН);
40 процентов удельного веса прибыли прибыльного обособленного подразделения (участника КГН) в совокупной прибыли прибыльных обособленных подразделений (КГН).
Реализация данного предложения позволит обеспечить справедливое распределение консолидированной налоговой базы между обособленными подразделениями (участниками КГН) с учетом вклада обособленного подразделения (участника КГН) в формирование прибыли организации, имеющей обособленные подразделения (КГН), и, следовательно, увеличение объема поступления налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых обособленные подразделения (участники КГН) получили прибыль.
Вместе с тем просим рассмотреть возможность компенсации потерь бюджета Волгоградской области, связанных с созданием КГН.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградской областной Думы от 17 мая 2018 г. N 56/4063 "Об обращении Волгоградской областной Думы "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в связи с действием института консолидированных групп налогоплательщиков"
Настоящее постановление вступает в силу с 17 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Волгоградской областной Думы (http://volgoduma.ru)