Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 11 мая 2018 г. N 1176н
"На приказ комитета строительства Волгоградской области от 16.03.2016 N 109-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом строительства Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области, и определение размера жилищной субсидии указанной категории граждан" (в редакции от 03.06.2016 N 346-ОД, от 24.10.2016 N 686-ОД, от 22.03.2017 N 122-ОД, от 22.03.2018 N 110-ОД, от 06.04.2018 N 147-ОД)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета строительства Волгоградской области от 16.03.2016 N 109-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом строительства Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области, и определение размера жилищной субсидии указанной категории граждан" (в редакции от 03.06.2016 N 346-ОД, от 24.10.2016 N 686-ОД, от 22.03.2017 N 122-ОД, от 22.03.2018 N 110-ОД, от 06.04.2018 N 147-ОД) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета строительства Волгоградской области от 06.04.2018 N 147-ОД "О внесении изменений в приказ комитета строительства Волгоградской области от 16.03.2016 N 109-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом строительства Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области, и определение размера жилищной субсидии указанной категории граждан".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом строительства Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области, и определение размера жилищной субсидии указанной категории граждан" (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере предоставления государственной услуги.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 05.02.2018 N 15-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции от 07.06.2017 N 119-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 18.04.2018 N 78-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции от 22.12.2017 N 1613);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 17.11.2017 N 105-ОД);
- Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 170 "Об утверждении Положения о комитете строительства Волгоградской области" (в редакции от 11.04.2018 N 298);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.04.2018 N 147-п).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Абзацем 1 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет строительства Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1. Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 170, установлено, что комитет строительства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах строительства, обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, градостроительной деятельности и архитектуры на территории Волгоградской области.
Согласно абзацу 5 пункта 2.1.2 указанного Положения в сфере обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан комитет строительства осуществляет учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы Комитета.
Таким образом, исследуемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Административного регламента выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
30.03.2018 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления", принятый во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р в целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пунктам 8 и 9 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (редакции от 29.12.2017 N 479-ФЗ) заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
- приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Однако указанный Административный регламент в разделе 5 "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц" в пункте 5.2 не содержит указанных требований.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии в Административном регламенте положений, установленных Федеральный закон от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления".
В тексте исследуемого нормативного правового акта нарушений правил юридической техники не выявлено.
Кроме того, при работе с Административным регламентом необходимо учесть следующее.
Согласно части 4 статьи 8 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (редакции от 29.12.2017 N 479-ФЗ) в случае внесения изменений в выданный по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, многофункционального центра и (или) работника многофункционального центра, плата с заявителя не взимается.
Вместе с тем 16.04.2018 вступило в силу постановление Администрации Волгоградской области от 09.04.2018 N 147-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", вносящее дополнение в подпункт 10 пункта 3.4.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 3.4 постановления Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" административный регламент предоставления государственной услуги должен содержать в разделе "Стандарт предоставления государственной услуги" требование о запрете взимать плату с заявителя в случае внесения изменений в выданный по результатам предоставления государственной услуги документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа, предоставляющего государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, привлеченных организаций, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.
Таким образом, исследуемый Административный регламент необходимо привести в соответствие с региональным законодательством.
Текст исследуемого Приказа опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" 29.03.2016 N 54.
Приказы комитета строительства Волгоградской области от 03.06.2016 N 346-ОД, от 24.10.2016 N 686-ОД, от 22.03.2017 N 122-ОД, от 22.03.2018 N 110-ОД, от 06.04.2018 N 147-ОД которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 11.06.2016 N 106, от 08.11.2016 N 228, от 04.04.2017 N 57, от 06.04.2018 N 38, от 20.04.2018 N 44.
Вывод: приказ комитета строительства Волгоградской области от 16.03.2016 N 109-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом строительства Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области, и определение размера жилищной субсидии указанной категории граждан" (в редакции от 03.06.2016 N 346-ОД, от 24.10.2016 N 686-ОД, от 22.03.2017 N 122-ОД, от 22.03.2018 N 110-ОД, от 06.04.2018 N 147-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 11 мая 2018 г. N 1176н "На приказ комитета строительства Волгоградской области от 16.03.2016 N 109-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом строительства Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области, и определение размера жилищной субсидии указанной категории граждан" (в редакции от 03.06.2016 N 346-ОД, от 24.10.2016 N 686-ОД, от 22.03.2017 N 122-ОД, от 22.03.2018 N 110-ОД, от 06.04.2018 N 147-ОД)"
Текст заключения официально опубликован не был