Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
городского округа - город Волжский
Волгоградской области
от 18.07.2018 г. N 3663
Инвестиционная стратегия
городского округа - город Волжский Волгоградской области до 2030 года
1. Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия городского округа - город Волжский Волгоградской области до 2030 года (далее - Инвестиционная стратегия) - документ, который определяет цели инвестиционной политики, основные приоритетные направления инвестиционного развития городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - городской округ) на долгосрочную перспективу.
Разработка и реализация Инвестиционной стратегии является одной из приоритетных задач, стоящих перед администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация).
Главной целью Инвестиционной стратегии является формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов на территории городского округа, а также увеличение объема привлекаемых инвестиций в период 2018 - 2030 годов, направленных на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных направлениях (отраслях) экономики, и создание сопутствующей инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционную привлекательность городского округа.
Достижение главной цели будет осуществлено благодаря решению следующих задач:
1) создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в приоритетных направлениях (отраслях) экономики;
2) содействие освоению имеющихся и созданию новых инвестиционных площадок;
3) создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов, в том числе направленных на производство инновационной продукции;
4) замещение импортируемых товаров, оборудования и его компонентов продукцией, производимой организациями, осуществляющими деятельность на территории городского округа;
5) продвижение конкурентоспособной продукции местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках сбыта;
6) развитие сопутствующей инфраструктуры;
7) расширение партнерских отношений с зарубежными странами.
План мероприятий, направленных на достижение целей Инвестиционной стратегии городского округа, представлен в приложении N 2.
2. Основные результаты Инвестиционной стратегии
Достижение главной цели и реализация задач Инвестиционной стратегии способствует повышению качества жизни населения городского округа, эффективному развитию реального сектора экономики, модернизации экономики, обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, что позволит:
1) повысить инвестиционную привлекательность городского округа;
2) качественно улучшить инвестиционный климат городского округа и создать благоприятные условия для инвестирования, которые будут максимально удовлетворять потребностям экономики городского округа в инвестициях;
3) создать новые рабочие места;
4) обеспечить подготовку кадров для планируемых высокотехнологичных производств;
5) привлечь инвестиции на модернизацию экономики города;
6) привлечь инвестиции на обновление существующей и создание новой инфраструктуры города;
7) повысить эффективность реального сектора экономики за счет привлечения новых инвестиций;
8) увеличить долю экспорта несырьевой продукции;
9) повысить производительность труда;
10) обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках.
Таким образом, в результате реализации Инвестиционной стратегии будет сформирован качественно новый образ городского округа для инвесторов и предпринимателей.
Стабильная социально-экономическая ситуация, наличие эффективного взаимодействия власти и бизнеса, низкий уровень рисков обеспечивают гарантии получения доходов от реализации инвестиционных проектов.
На территории городского округа будут созданы соответствующие условия для комфортного старта и ведения бизнеса, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию территории, повышению уровня и качества жизни населения.
3. Анализ инвестиционной среды городского округа
3.1. Место городского округа в рейтингах в области инвестиционной привлекательности.
3.1.1. В ноябре 2017 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента городского округа (РДЭ) в иностранной и национальной валюте на уровне "В+" с "Позитивным" прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте на уровне "В". Рейтинг приоритетных необеспеченных облигаций городского округа, находящихся в обращении на внутреннем рынке, подтвержден на уровне "В+".
"Позитивный" прогноз по рейтингам отражает ожидания Fitch, что городской округ консолидирует улучшившиеся показатели исполнения бюджета с положительным текущим балансом и умеренным уровнем долга в среднесрочной перспективе.
С учетом небольшого абсолютного уровня долга Fitch ожидает, что городской округ будет иметь достаточный доступ к внутреннему финансовому рынку и будет рефинансировать долг с наступающими сроками погашения.
В экономике городского округа доминируют обрабатывающие отрасли, и вместе с Волгоградом он образует сильную промышленную агломерацию региона. Ожидается, что промышленное производство будет демонстрировать умеренный рост на уровне 1-2% в среднесрочной перспективе, что соответствует ожиданиям Fitch относительно постепенного восстановления экономики России.
Поддержание улучшившихся бюджетных показателей при устойчиво положительном текущем балансе может привести к повышению рейтингов городского округа.
Согласно ежемесячному мониторингу итогов социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, подготовленному в соответствии с приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 22 марта 2017 г. N 17 "О мониторинге итогов социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области по отдельным показателям", в декабре 2017 года по показателю "Количество сопровождаемых инвестиционных проектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области за отчетный период (нарастающим итогом)" городской округ занимает 1 место из 38 муниципальных образований Волгоградской области, внутри группы (муниципальные районы и городские округа от 50 тыс. человек) 1 место из 9; по показателю "Количество реализованных инвестиционных проектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области проектов за отчетный период (нарастающим итогом)" - 5 и 2 места соответственно.
3.2. Анализ факторов инвестиционной привлекательности городского округа.
3.2.1. Волжский - второй по численности населения город Волгоградской области, один из крупнейших промышленных городов Нижнего Поволжья.
По состоянию на 1 января 2018 года в городе проживают 325 224 человека.
Город площадью 228,9 кв. км расположен на левом берегу реки Ахтубы в 18 километрах от областного центра - города Волгограда.
Инвестиционный потенциал городского округа формируется из инвестиционных возможностей, использование которых направлено на достижение целей инвестиционной стратегии.
К инвестиционным возможностям относятся:
- природно-ресурсный потенциал;
- демографический потенциал;
- трудовой потенциал;
- экономический потенциал;
- инфраструктурный потенциал.
3.3. Природно-климатические ресурсы, флора и фауна.
3.3.1. Городской округ имеет выгодное географическое положение - находится на пересечении международных транспортных потоков в направлениях "Север - Юг" и "Запад - Восток". Здесь сходятся водные, железнодорожные и автомобильные транспортные магистрали (приложение N 1 к Инвестиционной стратегии).
С областным центром город соединен плотиной Волжской ГЭС и мостом через реку Волгу.
Волжский располагается между сухой и безводной степью и поймой с многочисленными водоемами: северо-восточнее города находится большая зона степей, юго-восточнее - Волго-Ахтубинская пойма, которая включена в реестр биосферных резерватов программы ЮНЕСКО.
С западной стороны у города Волжского находится плотина ГЭС.
С северной, северо-восточной и восточной сторон располагается промзона, в которой расположены все крупные промышленные предприятия города От жилых районов промзона отделена лесозащитной полосой.
С юга и юго-запада город огибает река Ахтуба, отделяющая остров Зеленый.
На юго-востоке находится поселок Средняя Ахтуба, за которым начинается Волго-Ахтубинская пойма.
Территория города имеет ровную, почти плоскую поверхность с небольшим понижением в сторону реки. Терраса, на которой располагается Волжский, заканчивается в сторону реки Ахтубы живописным крутым склоном с падением до 24 метров, переходящим в широкую пойму.
Для города характерен типичный для Нижнего Поволжья резко континентальный, засушливый климат, большие температурные колебания и недостаточность осадков. Ветра достигают значительной силы, часто дуют суховеи. Многолетние средние температуры: январь -4,8°С, июль +30,3°С. Выпадает осадков около 280 - 330 мм в год. В холодный период осадки выпадают в основном в виде снега, но он часто тает во время оттепелей. Также характерной особенностью климата является активный ветровой режим - около 50 дней в году с сильным ветром.
Площадь города - 22 890,27 га. Земли населенного пункта - 21 687,33 га, земли сельскохозяйственного назначения - 158,00 га, земли промышленности и иного специального назначения - 1 033,88 га, земли лесного фонда - 11,06 га.
На территории городского имеется 9 инвестиционных площадок, предназначенных для размещения производственных комплексов.
Большие площади заняты травянисто-луговой растительностью. Распространены луговые степи, постепенно переходящие в разнотравно-типчаково-ковыльную степь. Поймы больших и малых рек занимают заливные луга. В степной зоне естественная растительность сохранилась лишь на небольших участках.
Водный фонд представлен реками, водоемами, лиманами, ериками. Среди основных видов рыб можно выделить сома, плотву, красноперку, окуня, щуку, леща, сазана, судака, сельдь, жереха, язя, налима, стерлядь, осетра, карася, чехонь.
Животный мир разнообразен. Он состоит из представителей степей, полупустынь и лесов. На территории обитают около 40 видов млекопитающих, 9 видов пресмыкающихся, гнездится около 85 видов птиц и до 30 видов появляются во время перелета, всюду распространены насекомые.
Город Волжский расположен на полупустынной зоне Волгоградской области. По видовому составу растительности его можно точно отнести к полынно-солянково-злаковой подзоне. В этой подзоне ярко выражена засушливость: много тепла, небольшое количество атмосферных осадков, что редко отражается на видовой насыщенности и фенологической смене.
3.4. Кадровые ресурсы.
3.4.1. Численность постоянного населения города Волжского Волгоградской области на начало 2018 года составила 325 224 человека, что составляет 12,90% численности жителей Волгоградской области.
Ситуация на рынке труда в течение 2017 года сохранялась достаточно стабильная. Уровень зарегистрированной безработицы по г. Волжскому снизился с начала года с 0,78 до 0,64% на конец 2017 года, что ниже среднего показателя по Волгоградской области в целом - 0,85%.
На конец 2017 года потребность в работниках составила 3282 вакантных должности. Практически все вакансии заявлены с заработной платой выше прожиточного минимума (за 4-й квартал 2017 г. для трудоспособного населения - 9357 руб.). В структуре заявленного спроса 76,1% свободных мест составляют рабочие профессии.
Напряженность на рынке труда (число незанятых граждан, зарегистрированных в ГКУ ЦЗН Г. Волжского (далее - центр занятости), в расчете на одну вакансию) снизилась. На 01.01.2018 она составила 0,34 ед. (человек на 1 вакансию), что на 0,46 ед. меньше аналогичного показателя на соответствующую дату 2017 года (0,80 ед.).
Важное место в содействии трудоустройству занимают общественные работы, позволяющие эффективно сдерживать уровень безработицы, смягчать последствия долговременной безработицы. В течение 2017 года на общественные работы направлены 179 человек.
В городе реализуются программы временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время и безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников, ищущих работу впервые. За 2017 год трудоустроено 11 выпускников и 802 подростка.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мероприятиях по реализации демографической политики Российской Федерации" в 2017 году центром занятости реализовалась программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В течение 2017 года на профессиональное обучение направлено 10 женщин. Данная программа помогает женщинам подготовиться к выходу на работу после декретного отпуска, повысить свою квалификацию и получить новые навыки.
С целью повышения гарантии трудоустройства граждан, ищущих работу, значительное внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям. В 2017 году направлены на профобучение от центра занятости 320 безработных граждан.
В рамках мероприятия по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве был трудоустроен 21 инвалид, в том числе 17 чел. с компенсацией затрат работодателю на оплату труда.
Собственный бизнес организовали 13 граждан, находящиеся в поисках работы.
Четыре высших учебных заведения, восемь профессиональных образовательных организаций и десять образовательных организаций дополнительного образования осуществляют подготовку кадров не только для города и области, но также для других регионов России. Пять научно-исследовательских и проектных институтов занимаются разработкой и внедрением новых технологий для промышленных предприятий химической, абразивной, резинотехнической и других отраслей.
Волжский политехнический институт осуществляет подготовку студентов по следующим образовательным программам:
- Строительство;
- Информатика и вычислительная техника;
- Программная инженерия;
- Автоматизация технологических процессов и производств;
- Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;
- Химическая технология;
- Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
- Металлургия;
- Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов;
- Стандартизация и метрология;
- Экономика;
- Менеджмент;
- Наземные транспортно-технологические средства.
При вузе существуют два малых инновационных предприятия, имеется студенческое научно-техническое общество и студенческие конструкторские бюро.
На 01.03.2018 численность студентов составила 2585 человек.
Волжский институт экономики, педагогики и права в 2017 году за счет средств городского бюджета осуществляет подготовку 333 студента по программам начального, среднего и высшего образования. Кроме того, около 2 тысяч человек обучаются на платной основе.
Реализуемые образовательные программы:
- Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
- Банковское дело;
- Право и организация социального обеспечения;
- Дошкольное образование;
- Преподавание в начальных классах;
- Дизайн (по отраслям);
- Экономика;
- Менеджмент;
- Юриспруденция;
- Психолого-педагогическое образование;
- Экономическая безопасность.
Волжский филиал ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет" реализовывает образовательные программы высшего образования, среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования по следующим направлениям:
- Государственное и муниципальное управление;
- Зарубежное регионоведение;
- Лингвистика;
- Менеджмент;
- Прикладная математика и информатика;
- Психология;
- Экология и природопользование;
- Экономика;
- Юриспруденция;
- Право и организация социального обеспечения;
- Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Филиал "НИУ "МЭИ" в г. Волжском в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами осуществляет подготовку по нескольким направлениям высшего образования уровней бакалавриата и магистратуры:
- Теплоэнергетика и теплотехника;
- Электроэнергетика и электротехника.
Научная деятельность филиала развивается в основном по трем направлениям:
- Математическое моделирование и автоматизированное проектирование теплоэнергетических объектов;
- Анализ, синтез и мониторинг в интеллектуальных измерительных и управляющих системах;
- Информационные технологии в образовании.
Открыт инновационно-технологический Центр, осуществляющий сопровождение прикладных проектов, формируемых на основании предложений предприятий и организаций Волгоградской области в соответствии Концепцией сопровождения развития технологических и образовательных процессов в энергетической отрасли Волгоградской области. В том числе: выполнение подрядных работ по энергетическому обследованию, разработке энергетических характеристик; разработка профессиональных стандартов; подготовка документации по совершенствованию оборудования, экономии материально-технических ресурсов; сопровождение результатов интеллектуальной деятельности; коммерциализация результатов научной деятельности сотрудников филиала; курирование прикладной научной деятельности студентов филиала "НИУ "МЭИ" в г. Волжском. Открыто малое инновационное предприятие ООО "Волгоградэкоэнерго". Функционирует полигон для исследования эффективности функционирования комбинации нетрадиционных и возобновляемых источников электрической и тепловой энергии.
3.5. Инфраструктурные ресурсы.
3.5.1. Транспортная инфраструктура.
3.5.1.1. Транспортная инфраструктура позволяет обеспечить связь городского округа с любым пунктом назначения.
Городской транспорт представлен автобусными маршрутами, трамвайной системой, маршрутными такси и линией пригородного электропоезда. Развиты пассажирские перевозки авто- и железнодорожным транспортом в Волгоград через Волжскую ГЭС.
В городе есть крупный речной порт с двумя причалами: пассажирским и грузовым. Волго-Донской канал обеспечил выход к пяти морям - Белому, Балтийскому, Каспийскому, Азовскому и Чёрному, а также возможность связи с Северокавказским регионом России, с Азербайджаном, Туркменией, Ираном.
Станция Волжский Волгоградского региона Приволжской железной дороги - железнодорожный узел на левом берегу реки Волги, который соединяет Волгоград и Астрахань, осуществляя перевозку грузов и пассажиров.
В городе существует многопрофильная автомобильная транспортная сеть.
Транспортная инфраструктура городского округа характеризуется следующим образом:
- протяженность дорог с твердым покрытием составляет 593,4 км;
- общая площадь проезжей части - 4 578,3 тыс. кв. м, площадь тротуаров - 635 тыс. кв. м;
- протяженность ливневой канализации - 71,69 км, количество смотровых и дождеприемных колодцев - 2 793 шт.
На территории города находится 5 мостов и 2 путепровода.
3.5.2. Инженерная инфраструктура.
3.5.2.1. Электросетевое хозяйство города состоит из кабельных и воздушных линий электропередачи общей протяженностью 1242,15 км, а также из 396 трансформаторных подстанций, обслуживаемых МКП "ВМЭС". При этом протяженность линий электрических сетей наружного освещения составляет 446,8 км.
Общая протяженность городских тепловых сетей в однотрубном исчислении составляет 698,39 км. Кроме того, на территории города расположены 2 тепловые насосные станции и 31 центральный тепловой пункт. Теплоснабжение потребителей пос. Краснооктябрьского и о. Зеленого осуществляется от 8 котельных, находящихся в оперативном управлении МКП "Тепловые сети".
Централизованная сеть водоснабжения составляет 527,9 км. Протяженность канализационных сетей составляет 442,9 км. Общее количество насосных станций - 46, из них 17 водопроводных и 29 канализационных.
3.5.3. Промышленная инфраструктура.
3.5.3.1. Промышленный комплекс городского округа является ведущим сектором экономики города и занимает более 90% в общем объеме продукции крупных и средних предприятий города. Около 85% в сформировавшейся структуре промышленности занимают обрабатывающие производства, среди которых доминируют три отрасли - металлообработка, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическое производство. Ситуация по данным видам экономической деятельности оказывает непосредственное влияние не только на показатели развития промышленного сектора, но и на экономику города в целом.
Основу промышленного потенциала города составляют гидроэнергетика, предприятия химической, металлургической, машиностроительной промышленности.
От общего объема отгруженной продукции 94 процента приходится на крупные и средние промышленные предприятия города. Доля промышленности г. Волжского составляет более 18% объемов промышленного производства Волгоградской области.
Предприятия АО "Волжский трубный завод", АО "САН ИнБев" филиал в г. Волжском, ПАО "Волжский Оргсинтез", филиал ПАО "РусГидро" - "Волжская ГЭС" входят в перечень 10 крупнейших налогоплательщиков области.
На территории города насчитывается 47 крупных и средних промышленных предприятий, наибольшее количество работающих приходится на:
Наименование предприятия |
Количество работающих |
АО "Волжский трубный завод" |
свыше 10,0 тыс. чел. |
ОАО "ЕПК Волжский" |
порядка 2,5 тыс. чел. |
АО "Волжский Оргсинтез" |
свыше 1,6 тыс. чел |
ОАО "Волжский абразивный завод" |
свыше 1,6 тыс. чел. |
АО "Волтайр-Пром" |
порядка 1,1 тыс. чел. |
МУП "Водоканал" |
порядка 1,0 тыс. чел. |
По состоянию на 01.01.2018 в городе Волжском осуществляют свою деятельность 12632 субъекта малого и среднего предпринимательства (из них 22 средних предприятий, 5415 малых (с учетом микропредприятий) предприятий), в том числе 7195 индивидуальных предпринимателей.
3.5.4. Информационная инфраструктура.
На территории городского округа услуги связи оказывают операторы сотовой подвижной связи: ООО "Т2 РТК Холдинг" (Tele2), ОАО "Вымпелкоммуникации" (Beeline), ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "МегаФон" (МегаФон), ООО "Скартел" (YOTA).
Динамичное развитие телекоммуникационных услуг позволило обеспечить качественное покрытие и высокие скорости передачи данных даже в отдаленных дачных поселках, в которых отсутствует устойчивое покрытие сетей GSM и быстрый мобильный интернет.
Используя анализ "больших данных" оператор успешно решает такие практические задачи, как определение оптимальных мест установки новых базовых станций и монобрендовых салонов связи.
С помощью решений М2М (machine-to-machine) к сети мобильной связи можно подключать самые различные типы устройств, такие как: счетчики электричества, воды и тепла в квартире, автомобильные компьютеры, системы "умного дома", охранные сигнализации и другие. Развитие этого направления станет фактором дальнейшего развития бизнеса в самых разных отраслях: машиностроении, медицине, коммунальном хозяйстве, сфере услуг.
Интеграции с другими отраслями будет способствовать и внедрение стандарта пятого поколения связи, который обеспечивает сверхвысокие скорости передачи данных. Разработки в области развития технологий 5G позволят в будущем обеспечить существенную емкость сетей и постоянное подключение к ним еще большего количества пользовательских устройств и объектов инфраструктуры.
3.6. Внешнеэкономическая и международная деятельность.
3.6.1. Главными целями при развитии внешнеэкономических связей являются расширение внешнеэкономического сотрудничества городского округа и обеспечение условий эффективной интеграции экономики городского округа в мировую экономику в рамках единой внешнеэкономической политики Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- повышение конкурентоспособности производимой в городском округе продукции за счет совершенствования форм и механизмов межрегионального, международного и внешнеэкономического сотрудничества:
- увеличение экспорта товаров и услуг, производимых предприятиями городского округа;
- привлечение внешних партнеров, в том числе иностранных;
- обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов в результате эффективной передачи передового опыта других стран и регионов (международные семинары, курсы повышения квалификации и другие меры) и активной иммиграционной политики;
- оптимизация межрегионального и международного сотрудничества в результате совершенствования практики заключения соглашений; повышение экономической эффективности международных и межрегиональных гуманитарных связей;
Ожидаемыми результатами реализации вышеперечисленных задач будут продвижение конкурентной высокотехнологической продукции на мировые рынки и привлечение капитала в экономику, укрепление внешних связей городского округа в сфере реализации коммерческих, инвестиционных проектов, а также научного сотрудничества с зарубежными странами и торговыми партнерами в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона.
В качестве основных партнеров выступают такие страны, как: Италия, Китай, Индия, и Германия.
Активно развивается внешнеэкономическое сотрудничество с Исламской Республикой Иран.
В июне 2016 года создан Центр поддержки экспорта Волгоградской области - структурное подразделение государственного автономного учреждения Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор".
Центр поддержки экспорта предоставляет бесплатную консультационную и экспертную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения экспортной деятельности. В перечень услуг, оказываемых Центром поддержки экспорта, входит:
1) поиск деловых партнеров и продвижение информации о предприятиях Волгоградской области;
2) консультирование по вопросам внешнеэкономической деятельности;
3) предоставление консультаций по вопросам внешнеэкономической деятельности, в том числе посредством привлечения сторонних экспертов;
4) перевод документов и деловых писем;
5) организация "деловых миссий";
6) организация участия предприятий Волгоградской области в международных конгрессно-выставочных мероприятиях;
7) организация приема делегаций зарубежных предпринимателей;
8) проведение семинаров, вебинаров, круглых столов, мастер-классов по актуальным вопросам ведения внешнеэкономической деятельности для предпринимателей.
Волгоградская область вошла в число пилотных регионов России, где реализуется проект АО "Российский экспортный центр" - это курсы повышения квалификации для региональных представителей малого и среднего бизнеса, заинтересованных в развитии экспортного потенциала своего предприятия. Обучение проходит на базе Центра поддержки экспорта. Для последовательного формирования системы знаний образовательная программа разделена на курсы и охватывает все сферы экспортной деятельности.
За 2017 год городской округ осуществлял внешнеэкономические связи с 68 странами. В число стран - основных торговых партнеров входят: Германия, Италия, Китай, Румыния, США, Турция, Украина, Азербайджан, Индия, Ирак, Иран, Литва, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан. Внешнеторговый оборот городского округа составил 445,48 млн. долл. США,
За 2017 год импорт городского округа составил по стоимости 118,76 млн долл. США.
Крупнейшими торговыми партнерами при импорте городского округа являются: Германия (28,11%), Италия (25,04%), Украина (11,82%) и Китай (10,27%).
За 2017 год экспорт городского округа по стоимости составил 326,72 млн долл. США. Крупнейшими торговыми партнерами при экспорте городского округа - город Волжский Волгоградской области являются: США (26,62%), Финляндия (25,11%), Румыния (6,71%), Украина (5,97%), Индия (4,22%) и Германия (3,86%).
Отмечается устойчивая тенденция расширения экспортного потенциала городского округа - подавляющая часть экспорта приходится на поставки продукции несырьевого сектора за счет выхода субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки. Ведущими предприятиями-экспортерами предпринимаются активные меры по повышению конкурентоспособности продукции и организации новых производств для организации продаж на внешних рынках.
В последние годы практически на всех крупных и средних предприятиях области осуществлялась модернизация, техническое перевооружение и реконструкция действующих производств, освоение выпуска продукции более высоких переделов, что значительно повышает ее конкурентоспособность на внешнем рынке.
В условиях принятых санкций в отношении Российской Федерации основные усилия во внешнеэкономической сфере направлены на:
- дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества региона со странами ЕАЭС и налаживание торгово-экономических связей со странами Ближнего Востока;
- всестороннюю поддержку предприятий - производителей экспортно ориентированной продукции с целью повышения их конкурентоспособности.
3.7. Направления развития импортозамещения в городском округе.
3.7.1. Основными направлениями деятельности городского округа по развитию импортозамещения является формирование условий для создания новых малых и средних предприятий, осуществляющих замещение импорта; расширение несырьевого экспорта; привлечение существующих предприятий к экспортной деятельности.
Для укрепления существующих, создания новых производств и снижения их зависимости от импорта, расширения конкурентоспособной производственной базы предусмотрена реализация следующих ключевых мероприятий:
- реализация мероприятий, направленных на снижение издержек, непосредственно не связанных с производственной деятельностью, в том числе за счет развития индустриальных парков, инновационных территориальных кластеров, обеспечения доступа к инжиниринговым услугам и центрам компетенций;
- стимулирование технической и технологической модернизации производства, инновационного развития агропромышленного комплекса.
Промышленность городского округа является крупным многоотраслевым комплексом и представлена практически всеми видами экономической деятельности.
Наиболее перспективными направлениями развития промышленного комплекса должны стать отрасли машиностроения, металлургической и химической промышленности.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит достичь:
- развития конкурентоспособного машиностроительного, химического и металлургического производства;
- обеспечения устойчивого развития местных товаропроизводителей;
- роста инвестиций в экономику городского округа;
- повышения объемов несырьевого экспорта.
4. Стратегические направления инвестиционного развития
В современных условиях в системе направлений инвестиционной политики ведущее место отводится созданию благоприятного инвестиционного климата как базовой предпосылки активизации инвестиционной деятельности на территории района.
Приоритетными направлениями инвестиционного развития городского округа являются:
- металлургия;
- машиностроение;
- производство стройматериалов;
- химическое производство и нефтепереработка;
- инновационные и IT-технологии;
- производство композитных материалов;
- транспорт и логистика;
- сельское хозяйство;
- рекреационный и промышленный туризм;
- цифровая экономика.
Деятельность органов местного самоуправления должна строиться на основе установления связей и взаимовыгодного сотрудничества с инвесторами и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории городского округа. Алгоритм сопровождения инвестиционных проектов представлен в приложении N 2 к Инвестиционной стратегии.
Приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации Инвестиционной стратегии являются:
1) анализ инвестиционного климата, осуществление мониторинга инвестиционной активности в городском округе;
2) поиск и привлечение инвесторов, сопровождение по принципу "одного окна" инвестиционных проектов, направленных на проведение экономических преобразований и развитие городского округа, включая организационно-информационное содействие;
3) разработка и реализация системы мероприятий, направленных на формирование привлекательного имиджа городского округа;
4) разработка предложений по развитию социально-экономической политики городского округа и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности;
5) разработка инвестиционных программ и проектов, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в городском округе;
6) формирование и участие в реализации программ, комплексов мероприятий, направленных на привлечение российских и иностранных инвестиций в экономику городского округа;
7) подготовка предложений по возможным формам поддержки и сопровождения инвестиционных проектов, вопросам экономического развития городского округа;
8) формирование предложений для потенциальных инвесторов;
9) формирование базы данных инвестиционных площадок городского округа;
10) разработка предложений по формированию проектов государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства на территории городского округа, а также разработка и осуществление мероприятий в рамках реализации Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Положительное влияние на приток инвестиций в промышленность, а также в целом в малый и средний бизнес может оказать совершенствование законодательного регулирования земельно-имущественных отношений.
5. Конкурентные преимущества и слабые стороны городского округа с точки зрения инвестиционной привлекательности
С целью оценки конкурентных преимуществ и слабых сторон городского округа проведен SWOT-анализ - анализ сильных и слабых сторон территории и возможностей и угроз со стороны внешней окружающей территорию среды.
На основании проведенного SWOT-анализа инвестиционной привлекательности городского округа выявлены:
5.1. Сильные стороны:
- значительная удаленность города от точек конфликтов и зон рискованных инвестиций;
- многоотраслевая структура промышленности;
- высокий научный, технический и образовательный потенциал;
- выгодное транспортно-географическое положение;
- наличие развитой сети наземных и водных путей сообщения;
- наличие свободной территории для комплексного развития производственных комплексов;
- наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
- непосредственная близость к основным потребителям.
5.2. Слабые стороны:
- неполное использование мер государственной поддержки;
- отсутствие стабильности в привлечении средств вышестоящих бюджетов или выделение бюджетных средств в недостаточном объеме;
- отсутствие инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой;
- отсутствие софинансирования со стороны частных инвесторов для реализации крупных проектов в социальной и экономической сферах;
- высокая стоимость энергоносителей;
- отсутствие прогрессивной нормативной базы, регламентирующей поддержку инвестиционной деятельности.
5.3. Возможности развития городского округа:
- значительная емкость внутреннего рынка;
- развитие муниципально-частного партнерства;
- эффективное использование географического положения;
- развитие имеющихся и размещение новых производств;
- создание новых рабочих мест в результате строительства новых производств.
5.4. Угрозы:
- дефицит стабильности притока внешних и внутренних инвестиций;
- отток специалистов в Волгоград, Ростов-на-Дону, Москву;
- влияние санкций.
- ужесточение общероссийской налоговой политики.
На основе имеющегося SWOT-анализа к конкурентным преимуществам городского округа можно отнести:
1. Выгодное географическое положение.
2. Наличие обширных земельных ресурсов.
3. Ведущая роль в экономике принадлежит промышленному комплексу.
4. Развитая транспортная сеть.
5. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
6. Техническая модернизация имеющихся производственных комплексов.
7. Развитие кооперации между крупным бизнесом и малым и средним предпринимательством.
6. Оценка потенциальных точек роста экономики городского округа
Городской округ расположен в благоприятном для развития промышленности регионе, обладает высоким экономическим потенциалом.
В основу формирования локальных точек роста городского округа положены следующие принципы:
- формирование центров промышленности, способных оказать стимулирующее влияние на развитие смежных с ними территорий;
- создание кластеров, технопарков и логистических центров;
- апробация инноваций на ограниченной территории с целью увеличения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
- подготовка и рациональное использование кадров (определяется образовательным, квалификационным, профессиональным составом кадров, занятостью их в разрезе отраслей и сфер хозяйства, форм собственности, специальностей и т.п.);
- привлечение и использование средств отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей для решения территориальных проблем;
- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности;
- развитие туристического и рекреационного комплекса.
Благоприятные географические условия, наличие свободных земельных участков, большой производственный и инновационный потенциал предопределяют необходимость дальнейшего наращивания производства широкого ассортимента высококачественной конкурентоспособной продукции.
7. Текущие и планируемые результаты реализации инвестиционной политики
Законодательно определен орган, ответственный за формирование и реализацию инвестиционной политики городского округа* привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику городского округа - отдел территориального развития администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, который осуществляет координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти городского округа в части инвестиционной деятельности на территории городского округа.
В настоящее время организована работа с инвесторами на всех этапах реализации инвестиционных и инновационных проектов в части проведения консультаций, содействия в подборе земельных участков, ведения каталога инвестиционных площадок и проектов, помощи в поиске соинвесторов, снятия инфраструктурных ограничений и снижения административных барьеров.
Сформирована нормативная правовая база в инвестиционной сфере. Предусмотрено предоставление инвесторам налоговых льгот, субсидий, иных форм поддержки на период 5 лет и более.
Создан координационный совет по улучшению инвестиционного климата, развитию малого и среднего предпринимательства и развитию конкуренции при главе городского округа - город Волжский Волгоградской области (утвержден постановлением главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 02.10.2017 N 102-ГО), образованный в целях экспертного, информационного и консультационного обеспечения деятельности главы городского округа - город Волжский Волгоградской области в сфере улучшения инвестиционного климата, развития и поддержки предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СО НКО) и развития конкуренции, для содействия координации деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа - город Волжский Волгоградской области и общественных организаций предпринимателей городского округа по вопросам реализации инвестиционной политики, развития предпринимательства и конкуренции, развития и поддержки СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере.
Обеспечение выполнения намеченных мероприятий будет гарантировать рост инвестиционной привлекательности, увеличения объема инвестиций, ослабление зависимости экономики городского округа от импортируемых товаров, оборудования и компонентов посредством их замещения продукцией местных производителей, а также развитие конкурентоспособного машиностроительного, химического и металлургического производства.
Оценка результатов реализации Инвестиционной стратегии будет происходить по следующим критериям:
- экономическая эффективность, определяемая темпом роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг;
- бюджетная эффективность, которая характеризуется темпом роста объемов инвестиций в основной капитал;
- социальная эффективность, определяемая количеством созданных рабочих мест за счет реализации новых инвестиционных проектов, увеличением заработной платы.
Реализация Инвестиционной стратегии в соответствии с намеченными целями и задачами позволит повысить показатели социально-экономического развития района и улучшить качество жизни населения.
Целевые показатели результатов реализации Инвестиционной стратегии городского округа приведены в приложении N 3 к настоящему постановлению.
Заместитель главы администрации |
Р. И. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.