Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Волгоградской области
от 13 мая 2016 г. N 2/1
Порядок
межведомственного взаимодействия в сфере защиты несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации (далее - Порядок).
1. Общие положения
Настоящий порядок разработан в целях раннего выявления семейного неблагополучия, своевременного реагирования на нарушения прав несовершеннолетних и принятия мер по их защите на территории Волгоградской области.
Порядок определяет механизм межведомственного взаимодействия в сфере защиты несовершеннолетнего от всех форм дискриминации, физического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации.
2. Основные понятия
Дети, нуждающиеся в помощи государства - несовершеннолетние, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.
Жестокое обращение с ребенком - физическое или психическое насилие над ним либо покушение на его половую неприкосновенность, в том числе путем применения недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация).
Сигнал - информация о признаках нарушения прав и законных интересов ребенка, переданная в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) и зарегистрированная в установленном порядке.
Случай - оформленная в установленном порядке информация о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, направленная на принятие мер по защите и восстановлению его прав и законных интересов.
Индивидуальная профилактическая работа (далее - ИПР) - деятельность органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своевременному предупреждению и выявлению обстоятельств, являющихся основаниями для признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении, а также по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних и семей, и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Комплексная индивидуальная профилактическая работа (далее - КИПР) - организуемая комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных органов и организаций по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних и семей, признанных находящимися в социально опасном положении, и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Куратор случая - должностное лицо ответственного субъекта системы профилактики, осуществляющее деятельность по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Органы, учреждения и иные организации, участвующие в деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
3.1. В деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов на территории Волгоградской области участвуют следующие органы и учреждения:
а) на областном уровне:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области;
комитет социальной защиты населения Волгоградской области;
комитет здравоохранения Волгоградской области;
комитет образования и науки Волгоградской области;
комитет молодежной политики Волгоградской области;
комитет физической культуры и спорта Волгоградской области;
комитет культуры Волгоградской области;
комитет по труду и занятости населения Волгоградской области;
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области.
Межведомственное взаимодействие в вопросах выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов на областном уровне координирует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области.
б) на уровне муниципального образования:
муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; структурное подразделение органа местного самоуправления, на которое возложено исполнение полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - территориальный орган опеки и попечительства);
подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на районном уровне Волгоградской области;
организации социального обслуживания; учреждения здравоохранения;
органы управления образованием и образовательные организации;
учреждения системы молодежной политики, физической культуры и спорта;
учреждения службы занятости населения;
органы управления культурой и учреждения культуры;
общественные советы по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Основные этапы по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
4.1. Выявление детей, нуждающихся в государственной защите.
4.2. Прием и регистрация сигнала.
4.3. Проверка сигнала.
4.4. Заключение о результатах проверки сигнала.
4.5. Открытие случая. Реабилитация ребенка и семьи (ИПР/КИПР).
4.6. Закрытие случая.
5. Механизм взаимодействия органов и учреждений, участвующих в деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
5.1. Выявление детей, нуждающихся в государственной защите.
Выявление детей, нуждающихся в государственной защите, осуществляют специалисты учреждений и организаций, определенные п.п. "б" п. 3.1 Порядка в ходе исполнения основной деятельности.
Сигнал передается в КДНиЗП по месту фактического проживания ребенка и семьи.
5.2. Прием сигнала и регистрация сигнала. Специалист регистрирует полученную информацию в журнале регистрации сигналов о выявлении признаков нарушения прав и законных интересов детей (Приложение N 1), определяет экстренность реагирования на сигнал (не позднее трех рабочих дней, в случае экстренности - незамедлительно), состав специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки сигнала.
5.3. Проверка сигнала. Заключение о результатах проверки случая. При проверке сигнала специалисты выясняют следующие обстоятельства: имело ли место нарушение прав ребенка; безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье.
В случае выявления угрозы безопасности ребенка, риска причинения вреда жизни и здоровью, принимают экстренные меры по созданию для него безопасных условий.
Решение о немедленном отобрании ребенка у родителей (лиц, их заменяющих) принимается территориальным органом опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством.
В случае выявления фактов нарушения прав и свобод несовершеннолетних, совершения преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних, вовлечения их в совершение преступлений и антиобщественных действий, информация незамедлительно направляется в правоохранительные органы.
По результатам проверки сигнала оформляется заключение (Приложение N 2).
Заключение в течение трех рабочих дней направляется в КДНиЗП.
5.4. Открытие случая. Реабилитация ребенка и семьи (ИПР/КИПР).
КДНиЗП на основании выводов заключения о результатах проверки сигнала принимает решение:
об утверждении постановления о постановке семьи на учет в единый банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и утверждении КИПР.
о передаче заключения в субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проведения дальнейшей индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетним и организации социального сопровождения.
Дальнейшая работа с семьей, в том числе, проводится в соответствии с технологией "раннего выявления и работы со случаем нарушения прав ребенка".
Субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственный за проведение реабилитационной работы с семьей и ребенком (куратор случая):
проводит мероприятия по их реабилитации, привлекая, по необходимости, специалистов иных ведомств;
информирует КДНиЗП о постановке семьи на внутренний контроль (обслуживание) либо об отказе семьи от обслуживания.
5.5. Закрытие случая.
Субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственный за проведение реабилитационной работы с семьей и ребенком (куратор случая), информирует КДНиЗП о снятии семьи с обслуживания /контроля (с указанием причины).
В случае если индивидуальная профилактическая работа, проводимая в отношении несовершеннолетних и семьи, не дала результата, куратор случая обращается в КДНиЗП с целью их постановки на учет в единый банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Дальнейшая комплексная индивидуальная профилактическая работа с семьей и несовершеннолетними проводится в соответствии с постановлением главы Администрации Волгоградской области от 08.04.2003 N 259 "Об утверждении Положения о едином банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении" (с изменениями от 14.05.2010 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.