Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 13.11.2017 N 159-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом архитектуры и градостроительства Волгоградской области государственной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, которые планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов)" (в редакции от 16.04.2018 N 36-ОД, от 04.06.2018 N 52-ОД) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является принятие федерального закона по вопросу, регулируемому рассматриваемым правовым актом (на основании абзаца 3 пункта 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом архитектуры и градостроительства Волгоградской области государственной услуги "Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, построенных, реконструированных на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.08.2018 N 340-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 04.06.2018 N 146-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 13.06.2018 N 676);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 17.11.2017 N 105-ОД);
- Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2016 N 963 "Об утверждении Положения о комитете архитектуры и градостроительства Волгоградской области" (в редакции от 08.08.2018 N 556);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.04.2018 N 147-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 N 385-п "О перечне государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 09.06.2017 N 303-п).
В соответствии с пунктами "д" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 статьи 51 и другими федеральными законами, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о комитете архитектуры и градостроительства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2016 N 963, комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере градостроительной деятельности и архитектуры на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3. Положения о комитете архитектуры и градостроительства Волгоградской области председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Административного регламента выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
30.03.2018 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления", принятый во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р в целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 5 плана, утвержденного распоряжением"
Согласно пунктам 8 и 9 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (редакции от 29.12.2017 N 479-ФЗ) заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
- приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Однако указанный Административный регламент в разделе 5 "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) комитета, МФЦ и организаций, привлекаемых МФЦ, а также должностных лиц комитета и МФЦ" в пункте 5.2 не содержит указанных требований.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии в Административном регламенте положений, установленных Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 24.11.2017 N 188.
Приказы комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 16.04.2018 N 36-ОД, от 04.06.2018 N 52-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 24.04.2018 N 45, от 15.06.2018 N 67.
Вывод: приказ комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 13.11.2017 N 159-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом архитектуры и градостроительства Волгоградской области государственной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, которые планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов)" (в редакции от 16.04.2018 N 36-ОД, от 04.06.2018 N 52-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие федеральному законодательству; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 7 сентября 2018 г. N 1979н "На приказ комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 13.11.2017 N 159-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом архитектуры и градостроительства Волгоградской области государственной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, которые планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов)" (в редакции от 16.04.2018 N 36-ОД, от 04.06.2018 N 52-ОД)"
Текст заключения официально опубликован не был