Решение Волгоградского областного суда от 5 октября 2018 г. N 3а-458/2018
"О признании недействующим пункта 13.1 приложения N 2, утв. решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, предоставленных для размещения иных объектов в размере 11.9"
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре судебного заседания Козловой И.В.,
с участием:
прокурора Волгоградской
областной прокуратуры Скуратовой И.А.,
представителя административного истца
ООО "Автоград" Кузьмичева А.Б.,
представителя административного ответчика
Волгоградской городской Думы Орлова В.Ю.,
представителя заинтересованных лиц:
администрации Волгограда и
департамента муниципального имущества
администрации Волгограда Бескровной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 5 октября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоград" о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления в Приложении N 2 пунктом 13.1 значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, предоставленных для размещения иных объектов в размере 11.9., установил:
решением Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" (далее - Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622) утверждены в том числе пунктом 1.2 - значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград, согласно приложению 2.
Пунктом 13.1. приложения 2 для земельных участков, предоставленных для размещения иных объектов, значение коэффициента определено 11,9.
ООО "Автоград" обратилось в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействительным указанного пункта 13.1 приложения 2 как несоответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: части 1 статьи 39.7 ЗК РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 - как экономически необоснованный.
В обоснование требования указано, что административным ответчиком при принятии нормативного правового акта в оспариваемой части не приведено финансово-экономического обоснования применения коэффициента 11,9.
При расчете арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:34:040021:46 департаментом муниципального имущества администрации Волгограда применен экономически необоснованный коэффициент 11,9, что повлекло для административного истца существенное увеличение арендной платы и платы за фактическое пользование земельным участком. Административный истец и в настоящее время в фактическом пользовании имеет указанный земельный участок, в отношении которого департаментом муниципального имущества администрации Волгограда оплата рассчитывается в порядке, установленном для расчета арендной платы с применением спорного коэффициента. Указанное, по мнению административного истца, подтверждает его право на оспаривание нормативного правового акта.
Представитель административного истца заявленное требование поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - Волгоградской городской Думы возражал по доводам административного иска, указывая, что нормативный акт принят в соответствии с полномочиями и с соблюдением установленной процедуры. Инициатором - администрацией Волгограда был представлен проект оспариваемого акта с приложением положительных заключений профильных структурных подразделений и Контрольно-счетной палаты Волгограда. Наличие финансово-экономического обоснования для принятия оспариваемого Городской Думой акта не требовалось.
Представитель заинтересованных лиц: администрации Волгограда и департамента муниципального имущества администрации Волгограда также возражал по доводам административного истца, просили в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что расчет арендной платы и платы за фактическое пользование земельным участком в отношении ООО "Автоград" проводилось с учетом кадастровой стоимости земельного участка, которая по мнению представителя, является экономически обоснованной в рамках проведенной государственной кадастровой оценки, и применением в том числе оспариваемого коэффициента. Коэффициент 11,9 выведен как единое среднее значение для применения при расчете арендной платы на территории Волгограда с целью обеспечения равных условий для конкуренции всем субъектам предпринимательской деятельности, владеющих земельными участками, относящихся к пункту 13.1. Полагают, что специального экономического обоснования коэффициент 11,9 не требует.
Выслушав доводы представителя административного истца, возражения представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего требования заявителя подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее постановление Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п).
В соответствии с п/пунктом 1.6 постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, размер арендной платы за пользование земельными участками в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, рассчитывается в соответствии с разделами 2, 3 настоящего Порядка с учетом следующих коэффициентов, в том числе: коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 2 и не может быть ниже 1; (в ред. постановлений Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2015 N 599-п, от 26.02.2018 N 89-п)
Согласно пункта 3 статьи 4 Устава города-героя Волгограда землепользование в пределах территории городского округа Волгоград регулируется муниципальными правовыми актами Волгограда, носящими нормативный правовой характер, на основе федерального и регионального законодательства.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 24 Устава к иным полномочиям городской Думы также относятся: установление порядка определения цены земельных участков и их оплаты при продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда; (п.п. 12 введен решением Волгоградской городской Думы от 11.07.2012 N 64/1905)
Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 опубликовано в установленном порядке в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", N 44, 22.04.2017.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 принято компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением установленной процедуры принятия и публикации. Данные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
В соответствии с частью 6 статьи 7 и частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены в том числе: основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Определено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов в том числе: принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно подпункта 2.1.1. пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, расчет арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле:
, где: (в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2015 N 599-п)
А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев;
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка;
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка;
Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов;
Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов.
Решение Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 принято, что следует из его вступительной части, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Из указанного следует, что принципу экономической обоснованности должны отвечать все составляющие формулы расчета арендной платы, в том числе и Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что административный истец ООО "Автоград" владеет объектами недвижимости - нежилыми строениями, расположенными на земельном участке с кадастровым номером N <...>. Земельный участок на момент рассмотрения спора находится в фактическом пользовании административного истца.
Департаментом муниципального имущества администрации города Волгограда произведен расчет стоимости пользования земельным участком в порядке установленном для расчета арендной платы с применением оспариваемого коэффициента "11,9" - для земельных участков, "предоставленных для размещения иных объектов", содержащегося в пункте 13.1 приложения 2, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622.
При таких данных суд считает, что в отношении административного истца применен нормативный правовой акт в оспариваемой части, что дает ему право обратиться в суд за защитой права в порядке главы 21 КАС РФ.
Оценивая довод административного истца об отсутствии финансово-экономического обоснования установления коэффициента 11,9 в оспариваемой части нормативного правового акта, суд находит его обоснованным.
Административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено экономического обоснования, из которого следовало бы, что оспариваемый коэффициент 11,9 определен в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Не отвечают таким требованиям и положительные заключения профильных структурных подразделений администрации Волгограда и Контрольно-счетной палаты Волгограда.
В связи с изложенным суд находит несостоятельными доводы административного ответчика и заинтересованных лиц.
При таких обстоятельствах и в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что оспариваемая норма применялась в отношении неопределенного круга лиц, на её основании реализовывались права граждан и организаций, суд находит необходимым признать оспариваемую норму недействительной со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные судебные расходы.
ООО "Автоград" заявлено о взыскании судебных расходов в виде уплаченной госпошлины в размере 4500 руб.
Суд находит требование обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление ООО "Автоград" - удовлетворить.
Признать недействующим решение Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления в Приложении N 2 пунктом 13.1 значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, предоставленных для размещения иных объектов в размере 11.9. - с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Волгоградской городской Думы за счет средств муниципального бюджета в пользу ООО "Автоград" в счет возмещения судебных расходов 4500 рублей.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд постановивший решение.
Судья |
М.Б. Гайдаров |
Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 5 октября 2018 г. N 3а-458/2018 "О признании недействующим пункта 13.1 приложения N 2, утв. решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, предоставленных для размещения иных объектов в размере 11.9"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)