Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05.06.2015 N 92 "О комиссии по определению границ рыболовных и рыбоводных участков Волгоградской области" (в редакции от 04.02.2016 N 18, от 29.08.2016 N 184, от 04.04.2017 N 81, от 15.03.2018 N 84, от 17.05.2018 N 168) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертизы является принятие акта федерального законодательства по вопросу, регулируемому рассматриваемым правовым актом (на основании абзаца 3 пункта 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом создана комиссия по определению границ рыбопромысловых и рыбоводных участков Волгоградской области в комитете сельского хозяйства Волгоградской области (далее - комиссия) и утверждены ее состав и порядок деятельности комиссии по определению границ рыбопромысловых участков Волгоградской области в комитете сельского хозяйства Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, по осуществлению определения границ рыболовных участков.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 03.08.2018 N 321-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.02.2019 N 3-ФЗ);
- Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции от 25.12.2018 N 475-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками" (в редакции от 09.04.2018 N 429);
- Постановление Правительства РФ от 14.06.2018 N 681 "Об утверждении Правил определения границ рыболовных участков";
- Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.03.2015 N 94 "Об утверждении Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков" (в редакции от 18.05.2017 N 243);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 14.09.2018 N 98-ОД);
- Законом Волгоградской области от 02.06.2014 N 79-ОД "О рыболовстве, аквакультуре (рыбоводстве) и сохранении водных биологических ресурсов на территории Волгоградской области" (в редакции от 23.03.2018 N 27-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 691-п "Об утверждении Положения о комитете сельского хозяйства Волгоградской области" (в редакции от 24.09.2018 N 433-п).
В соответствии с пунктами "в" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Согласно абзацу 2 статьи 6.1 Федерального закона "О животном мире" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыболовный участок представляет собой водный объект или его часть.
Перечень рыболовных участков, выделенных во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, и в территориальном море Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 N 681 установлено, что порядок деятельности комиссии определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 5 правил, утвержденных постановлением"
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет сельского хозяйства Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете сельского хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 691-п, комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять реализацию государственной аграрной политики, государственное управление в сфере рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и сохранения водных биологических ресурсов на территории Волгоградской области (за исключением охраны водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Волгоградской области), государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области.
Абзацем 5 пункта 3.3. указанного выше Положения установлено, что Председатель Комитета издает приказы комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Кроме того, издание данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктами 4, 5 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 N 681, установлено, что в целях определения границ рыболовных участков органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется "комиссия по определению границ рыболовных участков", в состав которой входят представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), федеральных государственных бюджетных учреждений - бассейновых управлений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, а также научных организаций, указанных в п. 3 данных Правил. В случае определения границ рыболовных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и за исключением определения границ рыболовных участков для добычи вылова анадромных видов рыб в соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ, в состав Комиссии в обязательном порядке включаются представители федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии.
Вместе с тем согласно пункту 1.3 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыболовных участков Волгоградской области в комитете сельского хозяйства, утвержденного приказом комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05.06.2015 N 92, предусмотрено, что Комиссия формируется из числа представителей комитета сельского хозяйства области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области рыболовства, муниципальных образований Волгоградской области, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций и (или) федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, пунктом 1.3 приказа комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05.06.2015 N 92 утвержден состав Комиссии отличный от требований федерального законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 1.3 порядка, утвержденного приказом"
2. Пунктами 3, 11 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 N 681, установлено, что определение границ рыболовных участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований, заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству.
С учетом рекомендаций комиссии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждаются границы рыболовных участков.
Вместе с тем согласно пунктам 2.2 и 3.12 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыболовных участков Волгоградской области в комитете сельского хозяйства, утвержденного приказом комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05.06.2015 N 92, предусмотрено, что Комиссия принимает решение об определении границ рыболовных участков либо об отказе в определении границ рыболовных участков с учетом заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, пункты 2.2 и 3.12 приказа комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05.06.2015 N 92 не соответствуют положениям федерального законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункты 2.2 и 3.12 порядка, утвержденного приказом"
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 24.06.2015 N 111.
Приказы комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 04.02.2016 N 18, от 29.08.2016 N 184, от 04.04.2017 N 81, от 15.03.2018 N 84, от 17.05.2018 N 168, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 16.02.2016 N 26, 13.09.2016 N 181, 25.04.2017N 72, 30.03.2018 N 35, 01.06.2018N 61.
Вывод: приказ комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05.06.2015 N 92 "О комиссии по определению границ рыболовных и рыбоводных участков Волгоградской области" (в редакции от 04.02.2016 N 18, от 29.08.2016 N 184, от 04.04.2017 N 81, от 15.03.2018 N 84, от 17.05.2018 N 168) не соответствует действующему федеральному законодательству в части положений, указанных в настоящем экспертном заключении.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие федеральному законодательству.
Начальник Управления |
П. В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 5 марта 2019 г. N 670н "На приказ комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 05.06.2015 N 92 "О комиссии по определению границ рыболовных и рыбоводных участков Волгоградской области" (в редакции от 04.02.2016 N 18, от 29.08.2016 N 184, от 04.04.2017 N 81, от 15.03.2018 N 84, от 17.05.2018 N 168)"
Текст заключения опубликован не был