Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены повторная правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 12.12.2018 N 258 "Об утверждении административного регламента осуществления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертизы является принятие акта федерального законодательства по вопросу, регулируемому рассматриваемым правовым актом (на основании абзаца 3 пункта 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации" (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, по предоставлению государственной услуги в части выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции от 25.12.2018 N 485-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.02.2019 N 3-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции от 19.12.2016 N 431-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 29.07.2018 N 269-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (в редакции от 21.04.2018 N 479);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 740 "О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" (в редакции от 12.05.2018 N 569);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 02.02.2019 N 77);
- Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию";
- Устав Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 01.07.2009 N 1908-ОД "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области" (в редакции от 17.12.2018 N 140-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 14.09.2018 N 98-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 28.01.2019 N 10-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 77-п "О порядке формирования и ведения государственной информационной системы "Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области";
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 09.11.2015 N 664-п "О государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области";
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 697-п "Об утверждении Положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области";
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 29.09.2017 N 520-п "Об установлении случаев, в которых направление документов для выдачи органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию осуществляется исключительно в электронной форме";
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 N 385-п "О перечне государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Постановлением Губернатора Волгоградской области от 17.04.2017 N 220 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, а также разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Волгоградской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области" установлено, что региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 09.11.2015 N 674-п, региональный государственный надзор осуществляется комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (далее именуется - Комитет) в рамках установленной компетенции и в соответствии с обязательными требованиями.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 697-п (далее - Положения), комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.
Согласно абзацу 5 пункта 3.3 названого Положения председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, исследуемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Подпунктом "у" п. 23 ст. 1 Федерального закона 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ч. 18 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые исключают обязанность застройщика по безвозмездной передаче в орган, выдавший разрешение на строительство, сведений о площади, высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, копий результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности
Также п.п. "з" п. 27 ст. 1 Федерального закона N 342-ФЗ признана утратившей силу ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса, согласно которой заявителю отказывалось в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в случае неисполнения названной обязанности.
Вместе с тем в силу абз. 9 п. 2.13 административного регламента предоставления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации", утвержденный приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия области от 12.12.2018 N 258, предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в подпунктах 1, 2, 3, 4, 5 пункта 2.13 административного регламента оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 ГрК.
Таким образом абз. 9 п. 2.13 приказа комитета культурного наследия Волгоградской области от 12.12.2018 N 258 не соответствует федеральному законодательству.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован 14.12.2018 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Вывод: приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 12.12.2018 N 258 "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации" не соответствует действующему федеральному законодательству в части положений, указанных в настоящем экспертном заключении.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие федеральному законодательству.
Начальник Управления |
П. В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 14 марта 2019 г. N 724н "На приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 12.12.2018 N 258 "Об утверждении административного регламента осуществления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации"
Текст заключения опубликован не был