Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре Козловой И.В.,
с участием:
прокурора прокуратуры Волгоградской области Маминой Н.Л.,
представителя административного истца ООО "Земля Профи" Кузьмичева А.Б.,
представителя административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Голубевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Волгограде 15 февраля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ООО "Земля-Профи" о признании недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 апреля 2017 г. N 42-н "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления значения коэффициента Кдп - 4 в пункте 5 Приложении N 2, установил:
приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 апреля 2017 г. N 42-н "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в пункте 5 Приложения N 2 установлено значение коэффициента дифференциации (Кдп) - 4.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", N 72, 25.04.2017.
ООО "Земля-Профи" обратилось в Волгоградский областной суд с указанным административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 апреля 2017 г. N 42-н в пункте 5 Приложении N 2 значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке (Кдп) из категории земель населенных пунктов, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград и предоставленные для строительства гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей и др.) в размере 4.
В обоснование требования указано, что ООО "Земля-Профи" является арендатором земельного участка площадью 13001 кв. м. с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от 11.04.2016 N 1933-В, заключенного с комитетом по управлению государственным имуществом. Земельный участок предоставлен заявителю для завершения строительства объекта - гостиницы с подземной парковкой. Установленный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент (Кдп) 4, по мнению административного истца, не имеет экономического обоснования и не соответствует требованиям части 1 статьи 39.7 ЗК РФ и Постановлению РФ от 16.07.2009 N 582. Оспариваемый акт затрагивает права и законные интересы административного истца в связи с тем, что административным ответчиком данная норма и коэффициент 4 применены при расчете арендной платы в отношении вышеуказанного земельного участка, находящегося в аренде ООО "Земля-Профи".
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требование в полном объеме.
Представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в удовлетворении требований просила отказать за необоснованностью, указав, в том числе на то, что экономическое обоснование это требование к порядку расчета арендной платы в целом, а не к коэффициентам её составляющим.
Выслушав мнение представителя административного истца, возражения представителя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, заключение прокурора, полагавшего требования заявителя подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области издан приказ от 20 апреля 2017 г. N 42-н "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в пункте 5 Приложения N 2 которого, установлено значение коэффициента дифференциации (Кдп) - 4.
Нормативный правовой акт - приказ от 20 апреля 2017 года принят комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в соответствии с пунктом 1.6 постановления Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п и пунктом 3.3 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года N 222" Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области", а так же на основании экономического обоснования.
Факт принятия оспариваемого нормативного правового акта компетентным органом в пределах полномочий, в соответствии со ст. 39.7 ЗК РФ, административным истцом не оспаривается.
Согласно Постановлению Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (ред. от 24.12.2018) "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов": п. 1.6. Размер арендной платы за пользование земельными участками в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, рассчитывается в соответствии с разделами 2, 3 настоящего Порядка с учетом следующих коэффициентов:
коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 2 и не может быть ниже 1;
Согласно разделу 2 (Расчет арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2015 N 599-п):
2.1.1. Размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле:
, где:
(в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2015 N 599-п)
- величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев;
- кадастровая стоимость земельного участка;
- коэффициент вида функционального использования земельного участка;
- коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов;
- коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов;
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно договору аренды от 11 апреля 2016 года N 1933-В (далее Договор) Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области передан в аренду ООО "Земля-Профи" земельный участок площадью 13001 кв. м. с кадастровым номером N <...>(далее Участок), расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 3.1 Договора арендная плата за Участок устанавливается согласно расчету, прилагаемому к Договору. Размер арендной платы устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, органов местного самоуправления.
Расчет арендной платы за земельный участок произведен в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (п. 2.1.1). Указанное следует из письма комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в адрес директора ООО "Земля-Профи" от 27.04.2017 N 21-17/8715 и приложенного извещения от того же числа к договору аренды земельного участка от 11 апреля 2016 года N 1933-В.(т.1 л.д.23-25)
Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (2.) предусмотрен следующий расчет арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 05.10.2015 N 599-п): согласно пункту 2.1.1. Размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле: .
Оспариваемая норма введена после заключения договора аренды, применяется в отношении ООО "Земля-Профи" при расчете арендной платы, в связи с чем, затрагивает права и законные интересы данного лица по оплате арендных платежей.
Согласно части 1 и п. 2 ч. 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
(п. 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 05.05.2017) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов в том числе:
принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697);
принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Административным ответчиком представлено в суд в подтверждение обоснованности коэффициента (Кдп) 4, установленного оспариваемой частью нормативного правового акта, экономическое обоснование, подготовленное 13.09.2016 по заказу комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области членом <.......> оценщиком <Н.>
Экономическое обоснование, согласно указанию оценщика, составлено в соответствии с требованиями Закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также Стандартов оценки ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, и стандартами профессиональной деятельности в области оценки недвижимости.
По результатам оценки данного документа, в результате проведенной по делу судебной экспертизы (Заключение эксперта N <...>), назначенной на основании определения суда от 06.12.2018 по ходатайству административного истца, эксперт пришел к следующим выводам:
- экономическое обоснование не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки. Информация, использованная оценщиком при составлении экономического обоснования, в значительной части не является проверяемой, достаточной и достоверной, факторы, влияющие на размер Кдп не определялись, не анализировались.
- значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населенных пунктов, предоставленных для строительства гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей и т.д.) в Центральном районе г. Волгограда (Кдп) в размере 4 не является экономически обоснованным.
Экспертное исследование проведено 29 января 2019 года <.......> экспертом <В.>., который предупрежден под роспись об ответственности по ст. 307 УК РФ. Деятельность экспертной организации, а также компетенция, квалификация эксперта соответствуют требованиям законодательства.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами.
Административным ответчиком не представлены доказательства в опровержение выводов эксперта, не оспорены результаты экспертизы.
Довод представителя административного ответчика о неприменимости при экспертной оценке экономического обоснования Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов суд находит несостоятельными, так как представленное экономическое обоснование, согласно указанию оценщика, проводилось с применением Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов, в силу чего оно проверялось экспертом на соответствие требованиям указанных нормативных правовых актов. Оспариваемый коэффициент Кдп - 4 является составляющей формулы расчета арендной платы и должен, наряду с другими компонентами, соответствовать требованиям экономической обоснованности.
Довод представителя административного ответчика о том, что оспариваемому коэффициенту 4 давалась оценка в решении Волгоградского областного суда от 14.02.2014 суд находит несостоятельным, так как указанное решение состоялось до внесения изменений в закон (статья 39.7 Земельного кодекса РФ) и издания оспариваемого нормативного правового акта.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 апреля 2017 г. N 42-н "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления значения коэффициента Кдп - 4 в пункте 5 Приложении N 2 не соответствует требования статьи 39.7 ЗК РФ, в связи с чем, нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 3 статьи 108 и части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Вознаграждение эксперту согласовано при назначении экспертизы, возражений сторон не поступило.
Соответственно подлежат взысканию с Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области:
в пользу <.......> ОГРН - N <...> оплата стоимости услуги по проведению судебной экспертизы в размере 35000 (Тридцать пять тысяч) рублей;
в пользу административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Земля Профи" ОГРН - N <...>, судебные расходы в сумме 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Руководствуясь ст.ст.175 - 180, ст. 215 КАС РФ, суд решил:
административное исковое заявление ООО "Земля-Профи" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу приказ Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 апреля 2017 г. N 42-н "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления значения коэффициента Кдп - 4 в пункте 5 Приложения N 2.
Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области:
в пользу общества с <.......> ОГРН - N <...> оплату стоимости услуги по проведению судебной экспертизы в размере 35000 (Тридцать пять тысяч) рублей;
в пользу административного истца общества с ограниченной ответственностью "Земля Профи" ОГРН - N <...> судебные расходы в сумме 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд постановивший решение.
Судья |
М.Б. Гайдаров |
Мотивированное решение составлено 20.02.2019 г.
Судья |
М.Б. Гайдаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 15 февраля 2019 г. N 3а-13/2019 "О признании недействующим пункта 5 приложения N 2, утв. приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 20.04.2017 N 42-н "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из категории земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" в части установления значения коэффициента Кдп в размере 4"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)