Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Характеристика текущего состояния сферы "Социальная поддержка населения Березовского района"
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. Придерживаясь основных приоритетов государственной политики, социальная защита населения является одним из важных направлений инвестиций в человеческий капитал Березовского района.
Березовский район характеризуется системой определенных мер социальной поддержки, предоставление которых основывается на принципах адресности, но без учёта принципа приоритетности, то есть получение одного вида поддержки не исключает получения другого вида по иным основаниям, что положительно отражается на благосостоянии и качестве жизни населения Березовского района.
Администрацией Березовского района принимаются необходимые меры по сохранению уровня социальных гарантий, развитию новых форм и видов услуг, предоставляемых населению.
Важнейшим направлением деятельности органов местного самоуправления являются обеспечение стабильной организации отдыха и оздоровления детей, поддержка отдельных категорий граждан, защита и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Подпрограмма I. "Дети Югры"
Вопросы организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи в настоящее время в Березовском районе имеют особую значимость, как важнейшая составляющая социальной политики в отношении подрастающего поколения. В Березовском районе за предыдущие годы накоплен определенный опыт в организации и в содержании работы с детьми в каникулярное время.
Значительную роль в решении задачи отдыха и оздоровления детей играет организация детской оздоровительной кампании, развитие форм отдыха и оздоровления, эффективное использование базы учреждений социальной сферы в каникулярный период. За неимением загородных стационарных лагерей в районе, организация работы лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей палаточного типа и организация выездного отдыха в климатически благоприятные регионы России - актуальные формы организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Березовском районе.
Основным показателем эффективности организации отдыха и оздоровления детей в лагерях с дневным пребыванием детей в период летних каникул, при продолжительности оздоровительной смены в 21 день является полученный оздоровительный эффект. По итогам 2013 году выраженный оздоровительный эффект составил 94,6%, слабый оздоровительный эффект - 5,6%; отсутствие оздоровительного эффекта - 0%.
В 2012 года охват детей школьного возраста, направленных на отдых в климатически благоприятные регионы России по путевкам, приобретенным в соответствии с муниципальными контрактами и договорами увеличился с 3,5% до 5,7% от общего количества детей школьного возраста.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, в вопросах организации отдыха и оздоровления детей имеет место ряд основных проблем, для решения которых необходим программный подход:
1. Совершенствование организации летнего отдыха, трудовой занятости, развитие малозатратных форм отдыха, развитие дворовой педагогики.
2. Повышение квалификации и профессионального уровня специалистов, обеспечивающих подготовку и организацию детской оздоровительной кампании.
Необходимость совершенствования кадрового обеспечения диктуется требованиями по соблюдению действующего законодательства в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных организациях, комплексной безопасности объектов отдыха и оздоровления детей и подростков, во время сопровождения детей к местам отдыха и оздоровления и обратно; потребностью в дальнейшем развитии форм и видов организации детской оздоровительной кампании.
3. Обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление вне зависимости от благосостояния семьи.
Отдаленность региона от благоприятных климатических зон и связанная с этим высокая стоимость проезда, оздоровительных путевок не дают возможности обеспечивать оздоровление всех детей за пределами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В этих условиях привлечение средств местного бюджета на оплату проезда к месту отдыха и оздоровления в климатически благоприятных зонах России - одно из приоритетных программных мероприятий, расходы, на осуществление которого, запланированы впервые.
Намеченные проблемы, на период реализации подпрограммы определили основные направления реализации системы последовательных мер по улучшению качества организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Березовского района.
Вызывает тревогу проблема социального сиротства. Только 28 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот, расположенных на территории района, являются сиротами, у остальных детей родители живы. Существующие формы семейного устройства детей-сирот требуют дальнейшего развития. Неэффективно осуществляется профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью предотвращения лишения родителей родительских прав. Требует совершенствования деятельность по восстановлению в родительских правах и возвращению ребенка в семью после ее социальной реабилитации.
Особого внимания требует укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование в сознании подрастающего поколения системы ценностей, связанной с семьей и рождением детей, здоровым образом жизни, профилактика вредных привычек, а также информационная, консультационная, сервисная поддержка родителей в их заботе о детях.
Многолетняя практика реализации на территории района региональной программы "Дети Югры" подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе программного подхода к решению проблем детства, развитию потенциала детей в районе, по обеспечению их прав и законных интересов.
По состоянию на 01.07.2013 года в Березовском районе зарегистрированы 232 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 31 - воспитанники учреждений для детей-сирот. В 138 семьях граждан воспитываются 201 ребенок (2011 год - 189), что составляет 86,6% по отношению к общему числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.07.2012 - 83,7%).
Сформированная система нормативных правовых актов в сфере защиты прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, позволила достичь за период с 2008 по 2012 годы следующих результатов:
доля детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан в общем числе детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилась с 69% до 86%.
сократилась в 2,5 раза (с 85 до 34 детей) численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных и воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
увеличилось число детей, воспитывающихся в приемных семьях, с 0 до 48 человек.
В настоящее время Российской Федерацией и Ханты-Мансийским автономным округом - Югра в целях пропаганды семейных форм устройства детей указанной категории разработаны и приняты различные нормативные правовые акты, направленные на социальное стимулирование граждан - кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители и усыновители, желающих принять ребенка на воспитание в семью.
Обозначенные проблемы в период 2014 - 2018 годов являются основанием для определения приоритетных направлений реализации системы последовательных и взаимоувязанных мер по улучшению положения детей, семей с детьми в районе, созданию благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития, своевременного включения в социально значимую деятельность.
Постановлением администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 марта 2016 г. N 165 Подпрограмма II изложена в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Подпрограмма II. "Меры социальной поддержки"
Социальная поддержка граждан имеет целевой адресный характер, способствует повышению уровня и качества жизни населения Березовского района.
Реализация мероприятий подпрограммы II "Меры социальной поддержки" (далее по тексту - подпрограмма II) обеспечивает предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации стоимости проезда к месту получения медицинской помощи и обратно отдельным категориям граждан Березовского района и оказания единовременной адресной материальной помощи гражданам Березовского района.
В целях реализации программных мероприятий подготовлены нормативные правовые акты органов местного самоуправления Березовского района, уточняющие категории граждан Березовского района, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определяющие порядок и условия предоставления меры социальной поддержки.
Предоставление компенсации стоимости проезда к месту получения медицинской помощи и обратно (далее по тексту - компенсация) предоставляется отдельным категориям граждан Березовского района, определенных решением Думы Березовского района от 19.03.2015 N 598 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки и утверждения перечня отдельных категорий граждан Березовского района, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки", имеющим место жительства в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, независимо от места работы, получающим бесплатную медицинскую помощь в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Компенсация предоставляется гражданам, направленным для оказания медицинской помощи:
- в государственные учреждения здравоохранения Березовского района;
- в государственные учреждения здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- в медицинские организации государственной системы здравоохранения Российской Федерации, расположенные за пределами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, если необходимые медицинские услуги не могут быть предоставлены в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Компенсация предоставляется в случае, если необходимые медицинские услуги не могут быть предоставлены по месту проживания.
Порядок и условия предоставления компенсации установлены постановлением администрации Березовского района от 30.06.2014 N 924 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту получения медицинской помощи и обратно".
Востребованность и необходимость данной социальной поддержки подтверждается данными Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Березовская районная больница:
Учреждение здравоохранения |
Кол-во человек, подучивших компенсацию |
|
2012 г. |
01.11.2013 г. |
|
Больница восстановительного лечения г. Ханты-Мансийск |
22 |
30 |
БУХМАО окружная детская больница г. Нижневартовск |
70 |
85 |
Клинический кожно-венерологический диспансер г. Ханты-Мансийск |
7 |
20 |
Областной онкологический диспансер г. Тюмень |
10 |
8 |
УХМАО "Няганская областная больница" |
47 |
132 |
УХМАО Стоматологическая поликлиника г. Ханты-Мансийск |
6 |
13 |
УХМАО Сургутская окружная больница |
2 |
5 |
УХМАО Окружной кардиологический диспансер г. Сургут |
20 |
34 |
УХМАО Окружной травматологический центр г. Сургут |
20 |
38 |
УХМАО окружная клиническая больница г. Ханты-Мансийск |
338 |
640 |
В среднем количество граждан, получающих данную социальную поддержку в течение года, составляет 929 человек, или 4% от населения Березовского района.
Оказание единовременной помощи осуществляет Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" в Березовском районе.
В соответствии с данными Казенным учреждением "Центр социальных выплат", в Березовском районе по состоянию на 01.11.2013 сумма выплаченной единовременной помощи в связи с экстремальной жизненной ситуацией составляет 10 496,0 тыс. руб., из них: в сумме до 25-ти тыс. руб.- 7 363,0 тыс. руб.; в сумме свыше 25-ти тыс. руб. - 3 106,0 тыс. руб. Количество получателей единовременной помощи составило 582 (количество получателей с учетом членов семей - 1345). Единовременная помощь оказывалась на приобретение бытовой техники; погашение долга за ЖКУ; приобретение спальных мест; приобретение одежды, обуви; проведение ремонта жилья, печей; дорогостоящее лечение.
С принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошли существенные изменения в разграничении полномочий органов местного самоуправления и государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и в области предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Наряду с этим, Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" позволил органам местного самоуправления устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета муниципального образования вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), которые предусмотрены данной программой.
Во избежание дублирования функций "Центра социальных выплат" по Березовскому району, постановлением администрации Березовского района от 14.10.2013 N 1488 были определены:
- основные понятия, используемые в целях реализации мер, по оказанию единовременной адресной материальной (социальной) помощи из средств бюджета Березовского района;
- условия и порядок предоставления единовременной адресной материальной (социальной) помощи гражданам Березовского района, оказавшимся в экстремальной (трудной) жизненной ситуации;
- максимальный размер единовременной адресной материальной помощи гражданам;
- обозначены основания для отказа в оказании единовременной адресной материальной (социальной) помощи гражданам, оказавшимся в экстремальной (трудной) жизненной ситуации, в том числе за счет возможности разрешения сложившейся ситуации путем обращения в "Центр социальных выплат" в Березовском районе.
В целях рассмотрения обращений граждан, оказавшихся в экстремальной (трудной) жизненной ситуации и вынесения решений по итогам рассмотрения обращений граждан работает Комиссия по оказанию единовременной адресной материальной (социальной) помощи гражданам Березовского района, оказавшимся в экстремальной (трудной) жизненной ситуации.
В перспективе реализации подпрограммы использование программного метода даст возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения граждан, оказавшихся в экстремальной (трудной) жизненной ситуации. Анализ оказания гражданам единовременной адресной материальной (социальной) помощи, позволит выявить виды экстремальной (трудной) жизненной ситуации, сформировать возможные перспективы их минимизации, выработать предложения по формированию (изменению) единовременной адресной материальной (социальной) помощи жителям Березовского района.
Подпрограмма III. "Преодоление социальной исключенности"
Задачей данной подпрограммы является повышение уровня благосостояния детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Достижение, которой осуществляется путем обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории района.
Право на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по состоянию на 1 июля 2013 года имеют 151 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на то, что за 2011 - 2013 годы в Березовском районе жилыми помещениями обеспечены 68 человек из числа лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, проблема остается острой. Муниципальная программа позволит к концу 2020 года обеспечить жилыми помещениями 143 детей, состоящих в Списке.
Подпрограмма IV. "Поддержка социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций на территории муниципального образования "Березовский район"
Подпрограмма "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, на территории муниципального образования Березовский район" (далее по тексту - подпрограмма) направлена на взаимодействие с общественными объединениями и организациями, путем поддержки некоммерческих организаций (далее также - НКО), осуществляющих социально ориентированную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения, проживающего на территории Березовского района, использование потенциала социально активного населения для достижения социально полезных целей. Важным показателем развития гражданского общества является уровень социальной интеграции и самоорганизации. Эффективной и регулируемой формой самоорганизации являются некоммерческие организации. В 2010 году Федеральный закон N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" дополнил Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" новыми положениями, направленными на детализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с указанным Федеральным законом. Вслед за федеральными инициативами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре принят закон от 16 декабря 2010 года N 229-оз "О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон), призванный упорядочить государственную поддержку некоммерческих организаций.
На территории Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры общее число зарегистрированных некоммерческих организаций, сведения о которых содержатся в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, на 1 января 2012 года составило 11, но реально действующих более 20, это:
- ветеранские объединения (1) - Березовская районная Общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов;
- национально-культурные объединения (1) - "Спасение Югры";
- профсоюзные объединения(7);
- религиозные объединения (4). Местная религиозная организация православный Приход храма иконы Владимирской Божией Матери с. п. Светлый, Местная религиозная организация православного Прихода храма Преображения Господня гп. Игрим, Местная религиозная организация "Церковь Евангелистских Христиан Баптистов", Местная религиозная организация православного Прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы пгт. Березово.
Также на территории района осуществляют свою деятельность районная общественная организация Всероссийского общества инвалидов, общественный совет при ОМВД России по Березовскому району, Березовская районная общественная организация РОСТО, районная женская общественная организация "Северянка", общественная организация "Общество охотников и рыболовов городского поселения Березово", Общественная организация "Общество охотников и рыболовов городского поселения Игрим "Охотник" Игримское хуторское казачье общество и другие.
Самыми многочисленными общественными структурами в муниципальном образовании являются ветеранское объединение и профсоюзные организации. В виду увеличения граждан пожилого возраста в районе, ведущее место занимают общественные организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи различным группам населения в виде консультаций, благотворительной деятельности, социализации отдельных групп граждан, выявления и разрешения проблем старшего поколения.
В последние годы органы местного самоуправления активно взаимодействуют с общественными объединениями и некоммерческими организациями в целях формирования у населения Березовского района навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в непрерывном физическом совершенствовании, занятием спортом, морально-волевого и патриотического воспитания молодежи, организации массового отдыха и культурно-досуговых мероприятий. Общественные организации являются проводником обратной связи между населением и органами местного самоуправления. При их помощи органы местного самоуправления получают информацию об эффективности своих действий, сокращают разрыв между властью и обществом, снижают социальную напряженность, выполняя функцию резонатора, смягчают протестный потенциал населения. Они способны не только профессионально участвовать в решении районных проблем, оказывать качественные социальные услуги населению, но и выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение проблем.
Общественные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на территории Березовского района нуждаются в консультационной, методической финансовой, имущественной и информационной помощи, которая может быть оказана программно-целевым методом, в ходе реализации муниципальной программы.
Внедрение в практику муниципально-общественных отношений, действенных комплексных механизмов управления процессами, обеспечит участие общественных организаций в социально-экономическом развитии Березовского района.
Наиболее эффективно меры по информационной поддержке социально ориентированных НКО будут реализованы в случае реализации муниципальной программы поддержки социально ориентированных НКО, которая предусмотрит проведение тех или иных мероприятий по информационной поддержке социально ориентированных НКО и их количественную и качественную оценку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.