Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Краткая характеристика текущего состояния сферы образования и молодежной политики муниципального образования городской округ город Лангепас"
Подпрограмма I. "Общее образование, дополнительное образование и отдельные мероприятия в сфере образования, молодежной политики".
В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.
Стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Для достижения и решения этой цели необходим переход к стратегии инновационного развития Российской Федерации. Эта стратегия опирается на одно из главных конкурентных преимуществ России - человеческий капитал, а также на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.
Будущее России, его успешность и прогнозируемость зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов, от мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека. Поэтому развитие национальной системы образования является ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии, а образование должно стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь, наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Необходимо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помощь молодежи для ее успешной интеграции в научную и инновационную среду.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В 2012 году в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. В последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально-ориентированного развития страны.
На федеральном уровне поставлены следующие задачи:
обеспечение необходимого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития России, на всех уровнях образовательной системы, включая дошкольное и дополнительное образование;
обеспечение доступности качественного образования, независимо от места жительства и доходов семьи;
создание современной системы непрерывного образования;
обеспечение эффективности управления системой образования, совершенствование ее структуры;
создание системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Образование в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре признано стратегическим ресурсом устойчивого инновационного развития округа.
Социально-экономическое развитие города Лангепаса является составной частью экономики России и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с определенной специализацией, связанной с наличием на территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала. Социально-экономическая политика развития муниципального образования связана с сохранением темпов роста и решением задач, направленных на достижение качественных преобразований во всех сферах жизни, способствующих улучшению и качества жизни населения, созданию условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере города Лангепаса.
Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года и на период до 2030 года определена стратегическая цель - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры.
Реализация этой цели предполагает выделение следующих приоритетов развития регионального образования:
- модернизация институтов системы образования;
- создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
- совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования в целях ее более тесного взаимодействия с экономикой Югры, обеспечения насущных и перспективных потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентных кадрах;
- повышение статуса педагогических кадров посредством совершенствования механизмов оплаты труда, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- модернизация территориальных образовательных сетей: создание социокультурных комплексов, интегрированных социальных учреждений, внедрение гибких форм предоставления услуг дошкольного и дополнительного образования, школ различных ступеней обучения, развитие профильного обучения по индивидуальным образовательным программам на старшей ступени;
- модернизация сферы дополнительного образования детей и их социализации, летнего отдыха и занятости, самоорганизации (гранты и конкурсы на реализацию социально-образовательных инициатив в области научно-технического творчества и др.);
- развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, современных цифровых и электронных средств обучения;
- поддержка муниципальных проектов социокультурного развития муниципальной образовательной сети;
- программа реализации социальных медиа-проектов (ТВ, Интернет, кинематограф, анимация), направленных на формирование социальных компетенций и гражданских установок учащихся;
- подготовка нового поколения управленческих кадров в образовании.
Реализацию задач региональной политики в области образования в нашем городе обеспечивает развитая сеть муниципальных учреждений, находящихся в ведомстве департамента образования и молодежной политики администрации города Лангепаса:
- 10 автономных дошкольных образовательных учреждений;
- 6 автономных общеобразовательных учреждений;
- 2 автономных учреждения дополнительного образования детей;
- автономное учреждение "Информационно-методический образовательный центр".
Система дошкольного образования оказывает услуги, востребованные населением: обучение и воспитание детей. Важным показателем доступности дошкольного образования является показатель обеспеченности детского населения местами в детских садах.
На конец 2016 года 10 детских садов посещают 2419 детей в условиях полного дня пребывания, что составляет 61,6% в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет. По сравнению с прошлым годом рост составил 2,6%. Услугами дошкольного образования, с учетом вариативных форм, охвачены 3132 ребенка, что составляет 80% в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет.
В 2016 году полностью решена проблема обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей в возрасте от 3 до 7 лет. Актуальной остается проблема обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Дошкольным образованием охвачено 226 детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет (в 11,8% от общего количества).
Проблема общедоступности дошкольного образования решается за счет организации вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования.
Для детей от 1,5 до 4-х лет организованы:
- группы кратковременного пребывания с гибким режимом работы;
- "Материнская школа" по технологии М.Монтессори;
- консультационно-диагностические пункты для семей, воспитывающих детей на дому.
Во всех дошкольных учреждениях реализуются Федеральные государственные стандарты дошкольного образования.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования призвана обеспечить достижение воспитанниками детских садов готовности к школе, а именно - необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Переход на стандарты нового поколения заставляет нас посмотреть по-новому на подготовку детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях города: не только через призму уровня овладения программным содержанием, но и через оценку уровня общей готовности выпускников ДОУ к школьному образованию, а также оценку сформированных интегративных качеств.
По итогам 2015 - 2016 учебного года из 582 выпускников дошкольных групп освоили программу дошкольного образования на оптимальном и достаточном уровне - 98,1% от общего количества выпускников.
Проблемы и пути их решения:
1. Дефицит мест в детских садах для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Для решения данной проблемы необходимо:
- расширить видовое разнообразие услуг в дошкольных образовательных учреждениях, в т.ч. платных.
- переориентировать групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей;
- организовывать смешанные возрастные группы;
- провести реконструкцию ЛГ МАДОУ ДСКВ N 8 "Рябинка" с увеличением на 140 мест.
2. Старение педагогических кадров и потребность в узких специалистах.
Для решения данной проблемы необходимо:
- создание условий для желающих получать высшее профессиональное педагогическое образование (сотрудничество с Нижневартовским государственным университетом, Сургутским государственным педагогическим институтом);
- привлечение педагогических работников из других городов и субъектов;
- проведение профориентационной работы в школах.
Доступность и качество общего образования
В 2015-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях города обучались 4881 человек, из них 2023 - учащиеся 1-4 классов. В последние 3 года наблюдается увеличение количества обучающихся общеобразовательных учреждений, что связано с приростом численности детского населения от 7 до 18 лет.
С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в формах очной, по индивидуальным учебным планам (обучение больных детей на дому по заключению медицинского учреждения).
С целью создания условий для образования детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в образовательных учреждениях города:
- открыты классы инклюзивного обучения;
- реализуются адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучающихся в общеобразовательных классах;
- организовано индивидуальное обучение на дому для детей-инвалидов.
В школах города созданы условия для получения образования и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии на основе реализации специальных программ в коррекционных классах.
В рамках инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных классах.
Обучение детей данной категории осуществляют прошедшие соответствующую подготовку учителя-предметники в тесном взаимодействии с узкими специалистами: сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, психолог.
С 01 сентября 2016 года обучающиеся 1- 6 классов обучаются в соответствии с новыми образовательными стандартами (далее - ФГОС).
Необходимо отметить, что обеспеченность школ города учебниками, рекомендованными Министерством образования и науки для работы по новым стандартам, составляет 100%.
Доля педагогов начальных классов, принявших участие в курсах повышения квалификации для работы в условиях ФГОС, составляет около 90%.
В школах города продолжена деятельность методических, педагогических советов, творческих групп учителей, школьных методических объединений, направленная на решение актуальных задач введения нового стандарта.
На протяжении последних лет базовой процедурой оценки учебных достижений выпускников основной и старшей школы являются результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х и 11-х классов в форме ЕГЭ и ОГЭ, что позволяет сделать процесс аттестации более прозрачной и открытой.
По итогам 2015-2016 учебного года 100% выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений усвоили образовательные программы.
В 2016 году выпускники 9-х классов в обязательной форме сдавали экзамены по четырем предметам (русский язык и математика, два предмета на выбор). По результатам итоговой аттестации 100% выпускников 9 классов сдали экзамены.
Успешной сдаче выпускных экзаменов способствует качественная профориентационная работа в школах.
С целью удовлетворения запросов обучающихся и родителей на получение образования в старших классах в общеобразовательных учреждениях открыты классы с индивидуальными учебными планами, где выбор профильных предметов осуществляется обучающими самостоятельно, функционируют классы с профильными группами.
Количество выпускников, окончивших школу с аттестатом особого образца и медалью, также является неоспоримым доказательством качества освоения образовательной программы и подготовки обучающихся.
В 2016 году 24 выпускника 9 классов окончили школу с аттестатом особого образца и 25 выпускников 11 классов с медалью "За особые успехи в учении".
Дополнительное образование детей является важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей за пределами основных общеобразовательных программ.
Занятость подростков дополнительным образованием и внеурочной деятельностью позволяет снизить риск формирования у школьников в период "трудного" подросткового возраста асоциального поведения, позволяет школьникам найти сферу проявления своих интересов и реализовать творческие возможности.
В общеобразовательных учреждениях, в связи с выделением 10 часов на внеурочную деятельность, в учебном плане для обучающихся 1-6 классов появился дополнительный ресурс для развития детей в интеграции с учреждениями дополнительного образования.
Обучающиеся и воспитанники общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования принимают участие в очных, заочных, дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях окружного, всероссийского уровня.
Одним из важных направлений модернизации общего образования является повышение качества работы учителя посредством совершенствования учительского корпуса и развития учительского потенциала. Говоря о городской системе образования, необходимо решать задачу развития в целом педагогического корпуса образовательных учреждений города.
Образовательный процесс в учреждениях города обеспечивают 804 педагога.
Уровень профессионализма педагогических работников достаточно высокий: 15,5% имеют высшую, 42,2% - первую квалификационные категории. 80% педагогов имеют высшее профессиональное образование. 22,5% педагогов имеют стаж работы до 10 лет, 10 -20 лет - 22% педагогов, от 20 лет и более - 54% педагогов
В 2016 году подведомственные департаменту образования и молодежной политики администрации города Лангепаса принято 10 молодых специалистов. В результате проведенной работы по формированию положительного имиджа профессии педагога, системы привлечения и поддержки молодых специалистов, доля учителей пенсионного возраста остается стабильной, ежегодно увеличивается показатель молодых педагогов со стажем работы до 10 лет. Обновление кадрового состава ежегодно составляет в среднем на 1-2%.
Проблема старения кадров решается путем привлечения в город молодых специалистов, сотрудничества с ВУЗами по организации целевого набора выпускников школ на педагогические специальности, организации профориентационной работы и организации сопровождения молодых педагогов.
Доля педагогов образовательных учреждений, прошедших аттестационные процедуры в 2016 году составила 16,2% (130 человек). Доля педагогов образовательных учреждений, аттестованных в установленном порядке на первую квалификационную категорию составила 8,5% (68 человек). Доля педагогов, аттестованных в установленном порядке на высшую квалификационную категорию составила 2,4% (19 человек).На соответствие занимаемой должности аттестованы 5,4% (43 педагога).
На муниципальном уровне повышение квалификации педагогов осуществляется Информационно-методическим образовательным центром. Специалисты центра работают над созданием системы методической поддержки педагогических работников по 4-м направлениям: организация курсов повышения квалификации, проведение семинаров, организация стажировочных площадок, реализация модульных программ повышения квалификации педагогов города, организация вебинаров на базе ЛГ МАУ "ИМОЦ".
В 2016 году все образовательные учреждения осуществляли деятельность в условиях отраслевой системы оплаты труда. Используя механизмы новой системы оплаты труда образовательные учреждения получили возможность самостоятельно пересматривать и определять критерии стимулирования педагогов в зависимости от поставленных целей и задач, социального заказа и реализуемой программы развития.
В 2011 году начата реализация масштабного проекта по модернизации образования и повышению уровня заработной платы педагогов.
На конец 2016 года средний размер заработной платы педагогов и работников образовательных учреждений составил более 53 тыс. руб.
В текущем году работа в данном направлении будет продолжена.
В целом, принятые меры позволили значительно увеличить размеры средней заработной платы работников образовательных учреждений.
Повысилась заинтересованность педагогических работников в повышении собственных профессиональных показателей и качества образовательных результатов обучающихся.
Рост зарплаты педагога обязательно должен сопровождаться повышением уровня ответственности за качество образования.
Создание благоприятных условий обучения - важный фактор по достижению качества образования и обеспечения безопасности.
Процент типовых зданий муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений составляет 100%.
Средний процент материально-технического обеспечения образовательных учреждений составляет 95%.
100% общеобразовательных учреждений города имеют развитые локальные сети, охватывающие более 75% компьютеров учреждения.
В 2015-2016 учебном году продолжено обучение начальной ступени в режиме 5-дневной учебной недели.
Достигнут важный показатель - перевод 100% обучающихся в односменный режим обучения.
Во всех образовательных организациях приобретено и установлено лицензионное программное обеспечение.
Все образовательные учреждения города используют ресурсы глобальной сети Интернет в образовательном процессе. Общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет по технологии ADSL и оптоволоконным технологиям.
Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет, составляет 96% от общего количества.
Созданы и систематически пополняются официальные сайты образовательных учреждений города.
В рамках обеспечения комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса необходимо проводить мероприятия по текущему ремонту зданий, благоустройству территории, энергосбережению, укреплению пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности; совершенствованию организации питания детей в образовательных организациях; организации специализированной охраны муниципальных образовательных организаций
В муниципальной системе образования оказываются услуги в электронном виде. Доступ к электронным услугам в системе образования города можно осуществить с образовательного портала города Лангепаса по адресу www.lanedu.ru либо на портале государственных услуг по адресу www.gosuslugi.ru:
1. Прием заявлений, постановка на учет детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады).
2. Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории города Лангепаса.
Комплектование общеобразовательных учреждений города учебниками и программно-методическими материалами ведется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и нормативами.
Ежегодное обновление фонда составляет 15-20%. Основная часть приобретаемых изданий - это учебники Федерального перечня. В связи с введением ФГОС в начальной и основной школе, значительно обновлен фонд учебников для начальных классов. Помимо учебников фонд библиотек-медиатек школ города пополняется программно-методической, художественной литературой, электронными ресурсами.
Обучающиеся школ города на 100% обеспечены бесплатными учебниками.
Подпрограмма II. "Организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи города Лангепаса"
Эффективная организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, развитие системы внеурочной каникулярной занятости детей, подростков и молодежи в городе Лангепасе является одной из наиболее актуальных задач.
Ежегодно различными формами организованного досуга охватывается 100% детей, подростков и молодежи города Лангепаса.
На данные цели выделяются необходимые средства из бюджета автономного округа, города, привлекаются средства родителей, работодателей.
База муниципальных учреждений, организующих оздоровительный отдых для детей и молодежи, развита достаточно. Организованы базы лагерей с дневным пребыванием детей во всех общеобразовательных организациях. Обеспечиваются условия для организации детского отдыха на базах дошкольных образовательных учреждений. Созданы необходимые условия для обеспечения отдыха детей в многопрофильных дворовых клубах по месту жительства, а также за пределами города в оздоровительных лагерях благоприятных регионов России и зарубежья.
Благодаря целенаправленной работе в городе Лангепасе удалось стабилизировать рост правонарушений в подростково-молодежной среде, обеспечивается контроль организации каникулярного отдыха и досуга несовершеннолетних, в особенности, состоящих на профилактических учетах в учреждениях системы профилактики.
Вопросами организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в городе Лангепасе занимаются 2 организации дополнительного образования детей, 6 муниципальных общеобразовательных организаций, муниципальные учреждения культуры, муниципальное учреждение молодежной политики, а также учреждения спорта, здравоохранения.
Для достижения более успешных результатов требуется применение программных методов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления города Лангепаса, всех организаций, расположенных на территории города Лангепаса, а также расширение форм организации отдыха и занятости.
Подпрограмма III. "Молодежь города Лангепаса"
Департамент образования и молодежной политики администрации города Лангепаса, обеспечивает реализацию молодежной политики на базе подведомственного автономного муниципального автономного учреждения "Фортуна".
Реализация государственной молодежной политики является одной из важнейших составляющих социально-экономического развития города Лангепаса, предусматривающее формирование необходимых условий для конструктивного взаимодействия молодежи с институтами гражданского общества.
Молодежь является значимым субъектом производительных сил и существенным социальным ресурсом.
Доля молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в численности постоянного населения города Лангепаса составляет около 23%.
Возможности молодежи в повышении социального статуса существенно ограничены следующими факторами:
1) трудность адаптации молодых людей на производстве (сложность вхождения в трудовой коллектив);
2) несоответствие приобретаемых профессиональных знаний требованиям рынка труда.
Существенная проблема связана со сложностью адаптации молодых людей в производственных коллективах после окончания учебных заведений. Причинами указанных проблем являются объективные обстоятельства (отсутствие производственного опыта, нехватка квалификации молодых специалистов, а также существование в производственных коллективах стереотипов, предубеждений в отношении молодых специалистов), а также субъективные обстоятельства (неготовность молодых людей выражать и защищать свои интересы).
В сфере социального и личностного развития молодежи основными задачами молодежной политики являются предоставление молодежи социальных услуг, обеспечивающих стимулирование формирования и сохранения устойчивых семейных отношений, сохранения здоровья молодых людей, а также развитие их личностных, в том числе нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств.
Формирование семейных отношений среди молодежи осуществляется посредством развития клуба и поддержки общественных инициатив молодых семей, а также повышения профессиональных компетенций специалистов, работающих с молодыми семьями. В настоящее время в городе Лангепасе функционирует клуб молодых семей, в котором принимает участие более 20 молодых семей. Однако, это является недостаточным для решения проблем, которые существует в семейных отношениях молодых людей, следствием которых являются сохранение большого количества разводов и рост числа неполных семей.
Сохранение здоровья подростков и молодежи также является первостепенной задачей. Одними из самых распространенных заболеваний в среде подростков является нарушение опорно-двигательного аппарата, причины которого, в большей степени, связаны с тем, что наряду с наличием достаточного количества учреждений физической культуры и спортивных направлений в городе, подростки недостаточно понимают значение физической культуры и спорта.
Решением задачи сохранения здоровья молодых людей, а также развития их личностных, в том числе нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, в рамках государственной молодежной политики являются развитие форм досуга, технических видов спорта, туризма, обеспечение доступности услуг для молодежи, предоставляемых учреждениями культуры, спорта, образования, молодежной политики.
Реализация государственной молодежной политики осуществляется во взаимодействии с институтом семьи, учреждениями досуга, культуры, образования, спорта, средствами массовой информации, являющихся в совокупности основными трансляторами ценностей духовной культуры. Следует отметить, что каждый из них имеет свои ресурсные ограничения. Так, возможности семейного воспитания существенно снижают кризисные явления, наблюдаемые в семье, в частности в межличностных отношениях между ее членами. Учреждения досуга, культуры, спорта ориентированы в большей мере на формирование внешней культуры, а не внутренней (у молодежи не сформированы стереотипы регулярного их посещения).
В целом государственная молодежная политика в сфере создания условий для социального и духовного развития молодежи реализуется достаточно успешно, что во многом связано с традициями, сформировавшимися в этой сфере. Следует сохранять и развивать формы работы в данной сфере, доказавшие свою эффективность (организация малозатратных форм летнего отдыха, студенческих строительных отрядов, проведение интеллектуальных игр, игр клубов веселых и находчивых и др.).
Основную работу в рамках государственной молодежной политики в сфере социального и личностного развития молодежи следует концентрировать в направлениях, обеспечивающих конкурентоспособность молодежи и адаптацию ее в общественной среде.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и в городе Лангепасе в частности, существует устойчивая тенденция к росту гражданско-патриотического сознания молодежи. Одним из показателей политической активности молодежи является увеличение доли молодежи, участвующей в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, а также уровень развития правосознания и доверия к политическим институтам с каждым годом возрастает.
Для повышения политической активности молодежи необходимы ее консолидация в форме общественных объединений и создание условий для приобретения молодыми людьми организаторских, управленческих умений и навыков.
Планирование работы с молодежью требует социологического анализа молодежных социальных потребностей, проблем, ценностных ориентаций, направлений социализации и социальной адаптации к современным условиям жизни.
В городе Лангепасе на протяжении ряда лет создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых лангепассцев потребности в здоровом образе жизни, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Необходимо закрепить существующие положительные тенденции посредством реализации программных мероприятий, усовершенствовать направления молодежной политики.
Подпрограмма IV. "Подготовка к военной службе, патриотическое воспитание детей, подростков, молодежи города Лангепаса"
Патриотическое воспитание представляет собой скоординированную целенаправленную деятельность соответствующих структур администрации города Лангепаса, организаций и ведомств, общественных объединений по созданию условий для возрождения в обществе (особенно в молодежной среде) патриотизма, развитие качеств гражданина - патриота России, готовности к самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе связанных с выполнением функций по его защите.
Являясь одним из направлений воспитания подрастающего поколения, будучи тесно связанным с ним, патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью этой деятельности. Взаимосвязь с другими направлениями воспитания предполагает: во-первых, осуществление патриотического воспитания с учетом возможностей каждого из них и, во-вторых, выделение его в качестве относительно самостоятельного направления воспитания, ориентированного на достижения специфических задач по развитию гражданственности и патриотизма у различных категорий подростков и молодежи.
Содержание патриотического воспитания включает культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовный и физический компоненты.
В городе Лангепасе создан и работает Координационный совет по патриотическому воспитанию, подготовке граждан к военной службе, созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.
Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал Лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр спортивной и военно-патриотической подготовки детей и молодежи", учреждений сферы образования и молодежной политики, культуры и спорта.
Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом, формы воспитательной работы. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно принимают участие в работе общественных объединений, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.
Организована работа по подготовке и переподготовке организаторов и специалистов патриотического воспитания.
Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания в городе необходима модернизация материально-технической базы учреждений, реализующих программы патриотического воспитания, повышение уровня организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания.
Необходимо более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.
Подпрограмма VII "Обеспечение деятельности учреждений в сфере образования и молодежной политики"
1. Дошкольное образование в дошкольных образовательных организациях.
В муниципальной системе образования созданы условия для обеспечения прав граждан на получение бесплатного доступного дошкольного образования независимо от социального статуса семей.
В городе Лангепасе дошкольное образование обеспечивают 10 дошкольных образовательных организаций.
В 5 детских садах реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. В 5 детских садах компенсирующего вида реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности.
В 2016 году дошкольное образование получали 2419 детей.
Охват дошкольным образованием детей в дошкольных образовательных организациях, от общей численности детей от 1 до 6 лет в 2016 году составил 61,6%.
Случаев незаконного отказа или отклонения заявления о приеме в дошкольные образовательные организации не зарегистрировано.
О качестве дошкольного образования свидетельствует 100% освоение детьми, посещающими дошкольные образовательные организации, основной общеобразовательной программы дошкольного образования на протяжении трех последних лет.
В системе дошкольного образования занято 300 педагогических работников.
2. Общее образование в общеобразовательных организациях.
В муниципальной системе образования созданы условия для обеспечения прав граждан на получение обязательного бесплатного доступного общего образования.
В городе общее образование обеспечивают 6 общеобразовательных организаций, из них: 5 средних общеобразовательных организаций, 1 гимназия. Все общеобразовательные организации являются бюджетными.
На 01.09.2016 общее образование получили 4 917 обучающихся.
Показатели охвата детей общим образованием в общеобразовательных организациях составляют:
- начальное общее образование - 100%;
- основное общее образование - 100%;
- среднее (полное) общее образование - 100%.
В городе Лангепасе созданы условия для обеспечения доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в муниципальных общеобразовательных учреждениях таких детей 93. На базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 5" организовано дистанционное обучение детей-инвалидов. Однако, в данном направлении проводится работа по обеспечению безбарьерной среды.
О качестве общего образования свидетельствуют следующие показатели: доля обучающихся, закончивших учебный год на "хорошо" и "отлично", результаты ЕГЭ по русскому языку и математике.
По итогам 2015-2016 учебного года доля обучающихся, закончивших учебный год на "хорошо" и "отлично", составила 48,8%, что является качественным показателем обучения. Относительно 2010-2011 учебного года показатель увеличился на 0,8%. Это свидетельствует о повышении качества общего образования в городе.
Средняя наполняемость классов в городе достигла оптимального состояния и составляет 23,7 человек при среднеокружной норме 25 человек. Кроме того, количество обучающихся, приходящихся на одного учителя, составляет 12,3 человека.
В системе общего образования занято 398 педагогических работника.
Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих высшее образование, составляет 88,4%. На протяжении последних трех лет этот показатель является стабильным.
Все общеобразовательные организации (100%) оснащены современным учебным оборудованием, что позволяет достигать положительных результатов в рамках учебной и научно-исследовательской деятельности.
3. Дополнительное образование, повышение квалификации работников муниципальных образовательных организаций, организация питания обучающихся.
О качестве дополнительного образования свидетельствует следующий показатель: доля обучающихся, посещающих учреждения дополнительного образования детей и являющихся победителями и призерами конкурсов, соревнований, фестивалей различного уровня.
В 2015-2016 учебном году победителями и призерами мероприятий стали 2942 воспитанников, из них: международного уровня 956 ребенка, федерального - 856, регионального уровня - 204 детей. Отмечается тенденция роста победителей и призеров мероприятий различного уровня в рамках дополнительного образования детей.
В муниципальной системе образования созданы условия для обеспечения прав граждан на получение бесплатного дополнительного образования детей независимо от места проживания детей и социального статуса семей. Все организации дополнительного образования детей находятся в зоне пешеходной или транспортной доступности.
Дополнительное образование предоставляют 2 организации дополнительного образования детей.
На 01.09.2016 дополнительным образованием в организациях дополнительного образования детей охвачено 3 918 обучающихся.
В городе созданы условия для обеспечения доступности дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Охват детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 0,9% от общего числа обучающихся, посещающих организации дополнительного образования детей.
В организациях дополнительного образования реализуются 93 образовательных программ по направлениям:
- интеллектуальное;
- техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно-спортивное;
- туристско-краеведческое;
- художественно-эстетическое;
- культурологическое.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, концепцией развития дополнительного образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р, Национальной стратегий действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761, обеспечение равной доступности качественного дополнительного образования для детей, включая возможность получения образования у поставщиков, не являющихся муниципальными образовательными учреждениями, реализуется в Лангепасском городском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования "Детская школа искусств" посредством введения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, подразумевающей предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования.
Повышение квалификации работников муниципальных образовательных организаций, организация питания обучающихся реализуются в рамках деятельности ЛГ МАУ "Информационно-методический образовательный центр".
В данной организации реализуются программы повышения квалификации работников муниципальных образовательных организаций, их дополнительного образования.
Отдельным направлением выделена организация качественного и здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций.
О качественных результатах деятельности ЛГ МАУ "ИМОЦ" свидетельствуют следующие показатели:
- сохранение доли общеобразовательных учреждений систематически использующих современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе;
- увеличение доли педагогических работников образовательных организаций, имеющих первую и высшую квалификационную категории с использованием ресурсов образовательной организации;
- увеличение доли родителей, использующих информационные технологии для информационного взаимодействия со школой;
- увеличение доли обучающихся, охваченных двухразовым горячим питанием.
В 2015 - 2016 году в рамках реализации программ ЛГ МАУ "ИМОЦ" свою квалификацию повысили 550 работников муниципальных образовательных организаций.
Двухразовым горячим питанием по состоянию на 01.09.2016 охвачены 90% обучающихся.
В системе дополнительного образования в организациях дополнительного образования детей занято 345 работников, из них педагогические работники составляют 122 человека.
Доля педагогических работников организаций дополнительного образования детей, имеющих высшее образование, составляет 77%.
Все работники имеют необходимое образование, курсы повышения квалификации, в т.ч. в сфере пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические разрешения.
В муниципальной системе дополнительное образование обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного осуществления образовательного процесса.
4. Молодежная политика и организация досуга детей и молодежи.
Реализация молодежной политики осуществляется в рамках деятельности ЛГ МАУ "Центр по работе с детьми и молодежью "Фортуна" по следующим направлениям:
- организация досуговой, интеллектуальной деятельности детей и молодежи;
- организация отдыха и трудозанятости детей и молодежи;
- организация социально-психологического сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- реализация профилактических программ;
- организация информационного сопровождения молодежных мероприятий.
О качестве реализации молодежной политики свидетельствуют следующие показатели.
По сравнению с 2014 годом увеличилось количество:
- трудоустроенных подростков на 70 чел.;
- добровольцев из числа детей и молодежи на 189 чел.;
- детских и молодежных общественных объединений на 7 ед.;
ЛГ МАУ "Центр по работе с детьми и молодежью "Фортуна" полностью укомплектовано кадрами. На базе учреждения действуют молодежные творческие объединения, волонтерские движения.
Имеются необходимые технические и организационные условия для качественной реализации молодежной политики.
В муниципальной системе образования созданы условия для обеспечения законодательно установленного права граждан на получение дошкольного, общего и дополнительного образования, а также реализации основных направлений государственной молодежной политики на территории города Лангепаса. Этому способствует развитая сеть учреждений образования, молодежной политики, спорта и культуры.
Дошкольное, общее и дополнительное образование осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых документов в сфере образования, а также правил и норм, регламентирующих деятельность по созданию условий для комплексной безопасности и качественного осуществления образовательного процесса. По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляемой Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальная система образования характеризуется эффективным использованием ресурсов.
Для системы образования остаются актуальными следующие задачи:
- обеспечение максимальной доступности дошкольного образования и развитие разнообразных альтернативных форм его предоставления;
- повышение качества образования и модернизации образовательной среды в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов;
- увеличение вовлеченности детей в систему дополнительного образования.
- повышение уровня квалификации работников муниципальной системы образования;
- предоставление качественного питания обучающимся образовательных организаций.
Реализация государственной молодежной политики является одной из важнейших составляющих социально-экономического развития города Лангепаса, предусматривающее формирование необходимых условий для конструктивного взаимодействия молодежи с институтами гражданского общества.
Молодежь является значимым субъектом производительных сил и существенным социальным ресурсом.
В городе Лангепасе на протяжении ряда лет создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых лангепассцев потребности в здоровом образе жизни, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Необходимо закрепить существующие положительные тенденции посредством реализации программных мероприятий, усовершенствовать направления молодежной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.