Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Характеристика текущего состояния сферы образования и молодежной политики муниципального образования городской округ город Лангепас"
Подпрограмма I. "Общее образование, дополнительное образование и отдельные мероприятия в сфере образования"
В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.
Стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Для достижения и решения этой цели необходим переход к стратегии инновационного развития Российской Федерации. Эта стратегия опирается на одно из главных конкурентных преимуществ России - человеческий капитал, а также на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.
Будущее России, его успешность и прогнозируемость зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов, от мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека. Поэтому развитие национальной системы образования является ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии, а образование должно стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь, наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Необходимо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помощь молодежи для ее успешной интеграции в научную и инновационную среду.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина..
В 2012 году в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. В последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако, уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально-ориентированного развития страны.
На федеральном уровне поставлены следующие задачи:
обеспечение необходимого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития России, на всех уровнях образовательной системы, включая дошкольное и дополнительное образование;
обеспечение доступности качественного образования, независимо от места жительства и доходов семьи;
создание современной системы непрерывного образования;
обеспечение эффективности управления системой образования, совершенствование ее структуры;
создание системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Образование в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре признано стратегическим ресурсом устойчивого инновационного развития округа.
Социально-экономическое развитие города Лангепаса является составной частью экономики России и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с определенной специализацией, связанной с наличием на территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала. Социально-экономическая политика развития муниципального образования связана с сохранением темпов роста и решением задач, направленных на достижение качественных преобразований во всех сферах жизни, способствующих улучшению качества жизни населения, созданию условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере города Лангепаса.
Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года и на период до 2030 года определена стратегическая цель - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры.
Реализация этой цели предполагает выделение следующих приоритетов развития регионального образования:
- модернизация институтов системы образования;
- создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
- совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования в целях ее более тесного взаимодействия с экономикой Югры, обеспечения насущных и перспективных потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентных кадрах;
- повышение статуса педагогических кадров посредством совершенствования механизмов оплаты труда, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- модернизация территориальных образовательных сетей: создание социокультурных комплексов, интегрированных социальных учреждений, внедрение гибких форм предоставления услуг дошкольного и дополнительного образования, школ различных ступеней обучения, развитие профильного обучения по индивидуальным образовательным программам на старшей ступени;
- модернизация сферы дополнительного образования и социализации, летнего отдыха и занятости, самоорганизации детей (гранты и конкурсы на реализацию социально-образовательных инициатив в области научно-технического творчества и др.);
- развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, современных цифровых и электронных средств обучения;
- поддержка муниципальных проектов социокультурного развития муниципальной образовательной сети;
- программа реализации социальных медиа-проектов (ТВ, Интернет, кинематограф, анимация), направленных на формирование социальных компетенций и гражданских установок учащихся;
- подготовка нового поколения управленческих кадров в образовании.
Реализацию задач региональной политики в области образования в нашем городе обеспечивает развитая сеть образовательных учреждений:
22 муниципальных образовательных учреждения: 10 автономных дошкольных образовательных учреждений, 6 бюджетных общеобразовательных учреждений, 5 автономных учреждений дополнительного образования детей и 1 бюджетное учреждение дополнительного образования "Информационно-методический образовательный центр".
Система дошкольного образования оказывает услуги, востребованные населением: обучение и воспитание детей. Важным показателем доступности дошкольного образования является показатель обеспеченности детского населения местами в детских садах.
На конец текущего учебного года 10 детских садов посещают 2276 детей в условиях полного дня пребывания, что составляет 62% в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет. По сравнению с прошлым годом рост составил 2,3%. Услугами дошкольного образования, с учетом вариативных форм, охвачены 2776 детей, что составляет 75% в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет.
В текущем году количество детей в возрасте от 1 года до 6 лет, состоящих на учете для получения места в детском саду, по сравнению с прошлым годом снизилось на 12% и составило 816 детей (22%).
Проблема общедоступности дошкольного образования решается за счет организации вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования.
Для детей от 1,5 до 4-х лет организованы:
- группы кратковременного пребывания с гибким режимом работы;
- предоставление услуги "домашний воспитатель" для детей из многодетных семей;
- "Материнская школа" по технологии М.Монтессори;
- консультационно-диагностические пункты для семей, воспитывающих детей на дому.
Охват неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста образовательными услугами, в т.ч. платными, составил 62%, что выше показателя прошлого года на 20%.
71% семей, имеющих детей предшкольного возраста, охвачены новыми формами педагогического сопровождения.
Во всех дошкольных учреждениях начато введение Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: разработаны и апробируются образовательные программы учреждений и рабочие программы педагогов.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования призвана обеспечить достижение воспитанниками детских садов готовности к школе, а именно - необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Переход на стандарты нового поколения заставляет нас посмотреть по новому на подготовку детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях города: не только через призму уровня овладения программным содержанием, но и через оценку уровня общей готовности выпускников ДОУ к школьному образованию, а также оценку сформированных интегративных качеств.
По итогам учебного года выпускниками детских садов стали 471 дошкольник, из них 20% - выпускники групп компенсирующей направленности.
Все выпускники ДОУ овладели обязательным минимумом содержания образовательной программы.
Выполненные мероприятия в сфере дошкольного образования позволили расширить доступность дошкольного образования для населения города, а также повысить качество их оказания. По итогам опроса родителей 95% удовлетворены качеством оказания образовательных услуг. А также по результатам анкетирования, проводимого независимыми экспертами, Лангепас возглавляет список муниципальных образований Югры по удовлетворенности населения оказанием образовательных услуг населению.
Проблемы и пути их решения
1. Дефицит мест в детских садах для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Для решения данной проблемы необходимо:
- расширить видовое разнообразие услуг в дошкольных образовательных учреждениях, в т.ч. платных.
- переориентировать групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей;
- организовывать смешанные возрастные группы;
- и в ближайшей перспективе, провести реконструкцию ЛГ МАДОУ ДСКВ N 8 "Рябинка" с увеличением на 140 мест.
2. Старение педагогических кадров и потребность в узких специалистах.
Для решения данной проблемы необходимо:
- создание условий для желающих получать высшее профессиональное педагогическое образование (сотрудничество с НвГУ, СурГПИ);
- привлечение педагогических работников из других городов и субъектов (это тянет другую проблему - обеспечение жильем);
- проведение профориентационной работы в школах.
3. С целью обеспечения непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и новых образовательных стандартов необходимо продолжить реализацию программы "На пороге школы".
Доступность и качество общего образования
В 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях города обучалось 4805 детей. В последние 3 года наблюдается увеличение количества обучающихся общеобразовательных учреждений, что связано с приростом численности детского населения от 7 до 18 лет.
Вариативность общего образования представлена общеобразовательными классами; гимназическими классами; профильными классами; классами развивающего обучения (РО) по программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова; классами развивающего обучения по программе Л.В. Занкова; классами специального (коррекционного) обучения, классами интегрированного обучения.
С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в формах очной, по индивидуальным учебным планам (обучение больных детей на дому по заключению медицинского учреждения).
С целью создания условий для образования детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в образовательных учреждениях города:
- открыты классы интегрированного обучения;
- организовано индивидуальное обучение на дому для детей - инвалидов;
- продолжено развитие дистанционного образования на базе ЛГ МБОУ "СОШ N 5".
В школах города созданы условия для получения образования и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии на основе реализации специальных программ в коррекционных классах 1, 2, 5, 7, 8 видов.
В рамках инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных классах.
Обучение детей данной категории осуществляют прошедшие соответствующую подготовку учителя-предметники в тесном взаимодействии с узкими специалистами: сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, психолог.
В городе зарегистрировано 100 детей и подростков со статусом инвалидности. 32 из них школьного возраста, 3 ребёнка дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения.
В прошедшем учебном году продолжено введение новых образовательных стандартов в 1-х и 2-х классах.
Для обеспечения успешного введения ФГОС НОО все кабинеты начальных классов оснащены компьютерной техникой, проекционным и интерактивным оборудованием, согласно установленным требованиям. В школах функционируют библиотеки - медиатеки, читальные залы, обеспечен доступ педагогов и обучающихся к ресурсам сети Интернет.
Необходимо отметить, что обеспеченность школ города учебниками, рекомендованными Министерством образования и науки для работы по новым стандартам, составляет 100%.
Доля педагогов начальных классов, принявших участие в курсах повышения квалификации для работы в условиях ФГОС НОО, составляет около 90%.
В школах города продолжена деятельность методических, педагогических советов, творческих групп учителей, школьных методических объединений, направленная на решение актуальных задач введения нового стандарта.
В 2013-2014 учебном году следует продолжить работу по овладению учителями начальной школы современными образовательными технологиями: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проблемно - диалогическая, игровая, технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, технология деятельностного подхода, технология дистанционного обучения, метод проектов.
По итогам 2012-2013 учебного года 100% выпускников общеобразовательных учреждений усвоили образовательные программы. Процент качественной успеваемости составил 47,8%.
На протяжении последних лет базовой процедурой оценки учебных достижений выпускников основной и старшей школы являются результаты единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х классов в новой форме, что позволяет сделать процесс аттестации более прозрачной и открытой.
Выпускникам 9-х классов было оставлено право выбора формы сдачи обязательных экзаменов по русскому языку и математике и экзаменов по выбору. Новую форму сдачи экзамена по русскому языку и математике выбрали 13% девятиклассников.
По результатам итоговой аттестации 100% выпускников 9 классов сдали экзамены в традиционной и новой формах.
В 2013 году единый государственный экзамен был единственной формой прохождения государственной (итоговой) аттестации для выпускников 11-х классов и решал две задачи: выявить уровень освоения программ за курс средней школы и сдать вступительные экзамены в ВУЗ, получив необходимое количество баллов на ЕГЭ.
Традиционно обязательными экзаменами остались: русский язык и математика.
Минимальный пороговый балл по русскому языку составил 36 баллов. Средний балл по городу 4,5 балла по сравнению с прошлым годом и составил 67,7 баллов при среднеокружном показателе 64,2 балла (в 2012 году - 63,2 баллов).
Результаты качества участия в едином государственном экзамене по математике в 2013 году относительно 2012 года также улучшились.
Минимальный порог по математике был установлен в 24 балла. Средний балл по городу по сравнению с прошлым годом вырос на 5 баллов и составил 52,3 балла, что выше среднеокружного показателя (48,3) на 4,3 балла.
В целом, уровень освоения образовательного стандарта по русскому языку и математике составил 100%.
Из 265 выпускников 11-х классов экзамены по выбору сдавали 257 человек (96,9%).
В целом результаты государственной (итоговой) аттестации 2013 года, единого государственного экзамена отражают успешность решения общеобразовательными учреждениями задачи освоения выпускниками образовательного стандарта. Средний балл по городу составил 64,7 баллов, что выше среднеокружного показателя.
Доля выпускников, успешно сдавших все экзамены в форме ЕГЭ в г. Лангепасе составила - 100%.
Успешной сдаче ЕГЭ способствует качественная профориентационная работа в школах.
Охват предпрофильной подготовкой обучающихся 8-9 классов составил 100%. Данная работа осуществляется на основе сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями города и включает в себя: информационную работу, курсы по выбору, учет личных достижений учащихся ( "портфолио"), комплектование профильных классов и групп.
С целью удовлетворения запросов обучающихся и родителей на получение образования в старших классах в общеобразовательных учреждениях открыты классы с индивидуальными учебными планами, где выбор профильных предметов осуществляется обучающими самостоятельно, функционируют классы с профильными группами.
Количество выпускников, окончивших школу с аттестатом особого образца и медалью, также является неоспоримым доказательством качества освоения образовательной программы и подготовки обучающихся.
В 2013 году 36 выпускников 9 классов окончили школу с аттестатом особого образца и 26 выпускников 11 классов с золотой и серебряной медалью.
Дополнительное образование детей является важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей за пределами основных общеобразовательных программ.
Занятость подростков дополнительным образованием и внеурочной деятельностью позволяет снизить риск формирования у школьников в период "трудного" подросткового возраста асоциального поведения, позволяет школьникам найти сферу проявления своих интересов и реализовать творческие возможности.
В общеобразовательных учреждениях, в связи с выделением 10 часов на внеурочную деятельность, в учебном плане для начальной школы появился дополнительный ресурс для развития детей в интеграции с учреждениями дополнительного образования.
В целях поощрения обучающихся за активную познавательную и исследовательскую деятельность, по итогам учебного года им традиционно вручаются премии и именная стипендия главы города Лангепаса.
Главой города Лангепаса учреждены премии выпускникам, окончившим школу с золотой и серебряной медалью "За особые успехи в учении", выпускникам девятых классов, окончившим школу с аттестатами особого образца и родителям выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью "За особые успехи в учении", а также родителям одарённых детей.
Обучающиеся и воспитанники общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования принимают участие в очных, заочных, дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях окружного, всероссийского уровня.
Ежегодно, по итогам участия детей в мероприятиях различного уровня и направленности, увеличивается число детей, претендующих на получение премии главы города Лангепаса одаренным детям.
Одним из важных направлений модернизации общего образования является повышение качества работы учителя посредством совершенствования учительского корпуса и развития учительского потенциала. Говоря о городской системе образования, необходимо решать задачу развития в целом педагогического корпуса образовательных учреждений города.
Образовательный процесс в учреждениях города обеспечивают 791 педагог, из них 91% составляют женщины (в округе - 89,4%).
Возрастной состав педагогов:
- в образовательных учреждениях работает 57 педагогов в возрасте старше 55 лет, что составляет 7% от общего числа педагогов (среднеокружной показатель - 22%);
- 130 педагогов - в возрасте от 50 до 55 лет или 16,5%.
- в образовательных учреждениях города работают 50 молодых педагогов со стажем работы до 3 лет, что составляет 6% от общего числа педагогов (2011-3%; 2010-2,7%);
- таким образом, средний возраст педагогов составляет 42 года.
За последние 3 года отмечается рост количества педагогов со стажем работы до 5 лет.
Проблема старения кадров решается путем привлечения в город молодых специалистов, сотрудничества с ВУЗами по организации целевого набора выпускников школ на педагогические специальности, организации профориентационной работы и организации сопровождения молодых педагогов.
Ежегодно, начиная с 2011 года выдаются направления выпускникам на педагогические специальности в рамках целевого набора. В 2013 году выданы направления 22 выпускникам. 14 выпускников уже подтвердили свое поступление на педагогические специальности. Из них 5 человек поступили в рамках целевого набора. Анализируя результаты поступления выпускников на педагогические специальности необходимо отметить наличие пробелов в профориентационной работе в школах. Необходимо индивидуально работать с каждым обучающимся, планирующим поступать в педагогический ВУЗ.
С 2012 года управлением образования и молодежной политики администрации города Лангепаса организуется целевое поступление работников образовательных учреждений (преимущественно работников детских садов) на заочное обучение в Нижневартовский государственный университет на бюджетной основе. В 2013 году выданы направления 21 работнику образовательных учреждений для поступления в Нижневартовский государственный университет. Из них, 2 работника поступили на бюджетной основе и 2 - на платной основе. Руководителям дошкольных образовательных учреждений также необходимо уделить особое внимание вопросам ротации кадров и повышения уровня образования педагогических работников, в первую очередь младших воспитателей.
Очень важным моментом работы по целевой подготовке педагогических кадров на данном этапе является взаимодействие вузов и управления образования и молодежной политики города по организации производственной практики студентов на базе образовательных учреждений города Лангепаса. Необходимо уже с первого курса знакомить студентов с закрепленными за ним образовательными учреждениями. Ведь образовательные учреждения города могут не только предоставить профессиональную базу для практики, но и сопровождать студентов в работе над курсовыми и дипломными работами. Данная задача по отработке механизмов сопровождения и закрепления студентов, обучающихся в вузах на педагогические специальности за образовательными учреждениями города Лангепаса, ставится управлением образования и молодежной политики на новый учебный год.
С начала прошедшего учебного года действует программа "Профессиональное становление молодого педагога в условиях образовательного пространства". Создано городское методическое объединение молодых педагогов со стажем работы до 3-х лет в количестве 50-ти человек.
Что касается повышения квалификации, то количество педагогов с высшей и первой квалификационной категорией остается стабильным и составляет 55% от общего количества педагогов.
В 2012/2013 учебном году аттестованы 126 педагогических работников. Доля педагогических работников, не имеющих квалификационную категорию, по состоянию на 01.06.2013 составляет 23,76%.
Доля руководящих и педагогических работников, прошедших курсовую подготовку в 2012 - 2013 учебном году составляет 36%, на 3% меньше аналогичного показателя по итогам 2011 - 2012 учебного года. На 18% уменьшилась доля принявших участие в других формах повышения квалификации и составила 53%. Несколько увеличилась доля педагогов, самостоятельно занимающихся повышением квалификации и самообразованием.
В целом муниципальные образовательные учреждения выдерживают требования по обеспечению курсовой подготовки из расчета 20% от всего педагогического и руководящего состава или превышают данный норматив.
По-прежнему, актуальным направлением развития профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников является использование практико-ориентированных форм повышения квалификации.
В течение учебного года была организована деятельность стажировочной площадки на базе ЛГ МБОУ "Гимназии N 6".
На муниципальном уровне повышение квалификации педагогов осуществляется Информационно-методическим образовательным центром. Специалисты центра работают над созданием системы методической поддержки педагогических работников по 4-м направлениям: организация курсов повышения квалификации, проведение семинаров, организация стажировочных площадок, реализация модульных программ повышения квалификации педагогов города, организация вебинаров на базе ЛГ МБУ ДО "ИМОЦ".
Размещены в сети, активно используются в работе с детьми и родителями, а также обмене опытом с коллегами собственные сайты и блоги педагогических работников.
Необходимо продолжить обновление образования на институциональном уровне (командная работа в ОУ), методическое сопровождение педагогических работников с учетом их участия в мероприятиях повышения квалификации, реализацию планов самообразования педагогических работников и формулировкой конкретных задач, практику соорганизации ресурсов муниципальных образовательных учреждений на муниципальном уровне по вопросам введения и реализации ФГОС ОО (проведение различных методических мероприятий с предъявлением результатов организованной деятельности ОУ).
В 2012 году все 22 образовательных учреждения осуществляли деятельность в условиях отраслевой системы оплаты труда. Используя механизмы новой системы оплаты труда образовательные учреждения получили возможность самостоятельно пересматривать и определять критерии стимулирования педагогов в зависимости от поставленных целей и задач, социального заказа и реализуемой программы развития.
В 2011 году начата реализация масштабного проекта по модернизации образования и повышению уровня заработной платы педагогов.
На конец 2012 года средний размер заработной платы педагогов и работников образовательных учреждений составил более 40 тыс. руб.
В текущем году работа в данном направлении будет продолжена.
В целом, принятые меры позволили значительно увеличить размеры средней заработной платы работников образовательных учреждений.
Повысилась заинтересованность педагогических работников в повышении собственных профессиональных показателей и качества образовательных результатов обучающихся.
Рост зарплаты педагога обязательно должен сопровождаться повышением уровня ответственности за качество образования.
Создание благоприятных условий обучения - важный фактор по достижению качества образования и обеспечения безопасности.
Процент типовых зданий муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений составляет 100%.
Средний процент материально-технического обеспечения образовательных учреждений составляет 95%.
Средняя наполняемость классов в 2012/2013 учебном году составила 24,25 человека, что соответствует окружному нормативу.
В 2013-2014 учебном году вся начальная ступень переведена на 5-дневную учебную неделю.
Необходимо осуществить ряд мер, направленных на организацию учебного процесса в одну смену, что создаст благоприятные условия для организации внеклассной работы, расширения направлений дополнительного образования и внеурочной деятельности.
В рамках обеспечения комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса необходимо проводить мероприятия по текущему ремонту зданий, благоустройству территории, энергосбережению, укреплению пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности; совершенствованию организации питания детей в образовательных организациях; организации военизированной охраны муниципальных образовательных организаций
В рамках развития материально-технической базы в 2013 году начата реконструкция здания ЛГ МАДОУ ДСОВ N 6 "Росинка". В 2014 году необходимо начать реконструкцию ЛГ МБОУ "СОШ N 4" и ЛГ МБОУ "Гимназии N 6", а в 2015 году - здания ЛГ МАДОУ N 8 "Рябинка" с увеличением на 140 мест.
В текущем году продолжена работа по совершенствованию технической базы образовательной среды через:
1. Развитие школьных локальных компьютерных сетей.
2. Оборудование рабочих мест педагогов компьютерной техникой.
3. Оснащение интерактивной и проекционной техникой кабинетов начальных классов для реализации ФГОС.
4. Продолжено внедрение информационной системы "Сетевой город": во всех общеобразовательных учреждениях ведутся электронные журналы, осуществляется доступ к электронным дневникам обучающихся. На сайтах школ или других Интернет-ресурсах размещаются образовательные продукты обучающихся.
5. На базе ЛГ МБОУ "СОШN 3" начнет функционировать "Школьный технопарк".
В этом направлении необходимо предпринять ряд мер, направленных на оснащение школ и детских садов современным оборудованием для занятий техническим творчеством.
100% общеобразовательных учреждений города имеют развитые локальные сети, охватывающие более 75% компьютеров учреждения.
Процент оснащенности кабинетов компьютерной техникой вырос с начала 2013 года с 80% до 93% по отношению к 2012 году.
100% кабинетов начальных классов имеют компьютерное оборудование, согласно требованиям ФГОС: компьютеризированное рабочее место педагога, проекционное и интерактивное оборудование (доска, насадка, приставка).
В общеобразовательных учреждениях успешно функционируют лекционные залы, где установлены презентационное оборудование, интерактивные доски.
В учебно-воспитательном процессе успешно используются 6 мобильных классов. В школьных библиотеках - медиатеках оснащено 31 компьютеризированное рабочее место для обучающихся.
Во всех образовательных организациях приобретено и установлено лицензионное программное обеспечение.
Все образовательные учреждения города (22) используют ресурсы глобальной сети Интернет в образовательном процессе. Общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет по технологии ADSL.
Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет, составляет 96% от общего количества.
Созданы и систематически пополняются официальные сайты образовательных учреждений города.
В муниципальной системе образования оказываются услуги в электронном виде. Доступ к электронным услугам в системе образования города можно осуществить с образовательного портала города Лангепаса по адресу www.lanedu.ru либо на портале государственных услуг по адресу www.gosuslugi.ru:
1. Прием заявлений, постановка на учет детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады).
2. Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории города Лангепаса.
Учебный фонд образовательных учреждений города Лангепаса составляет 227 727 экземпляров, из них фонд общеобразовательных учреждений - 210 033 экземпляра.
Комплектование общеобразовательных учреждений города учебниками и программно-методическими материалами ведется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и нормативами.
Ежегодное обновление фонда составляет 15-20%. Основная часть приобретаемых изданий - это учебники Федерального перечня. В связи с введением ФГОС в начальной школе, значительно обновлен фонд учебников для начальных классов. Помимо учебников фонд библиотек-медиатек школ города пополняется программно-методической, художественной литературой, электронными ресурсами.
Обучающиеся школ города на 100% обеспечены бесплатными учебниками.
Подпрограмма II. "Организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи города Лангепаса"
Эффективная организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, развитие системы внеурочной каникулярной занятости детей, подростков и молодежи в городе Лангепасе является одной из наиболее актуальных задач.
Ежегодно различными формами организованного досуга охватывается более 6000 детей, подростков и молодежи города Лангепаса.
На данные цели выделяются необходимые средства из бюджета автономного округа, города, привлекаются средства родителей, работодателей.
База муниципальных учреждений, организующих оздоровительный отдых для детей и молодежи развита достаточно. Организованы базы лагерей с дневным пребыванием детей во всех общеобразовательных организациях. Обеспечиваются условия для организации детского отдыха на базах дошкольных образовательных учреждений. Созданы необходимые условия для обеспечения отдыха детей в многопрофильных дворовых клубах по месту жительства.
Благодаря целенаправленной работе в городе Лангепасе удалось стабилизировать рост правонарушений в подростково-молодежной среде, обеспечивается контроль организации каникулярного отдыха и досуга несовершеннолетних, в особенности, состоящих на профилактических учетах в учреждениях системы профилактики.
Вопросами организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в городе Лангепасе занимаются 5 организаций дополнительного образования детей, 6 муниципальных общеобразовательных организаций, муниципальные учреждения культуры, муниципальное учреждение молодежной политики, а также учреждения спорта, здравоохранения.
Для достижения более успешных результатов требуется применение программных методов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления города Лангепаса, всех организаций, расположенных на территории города Лангепаса, а также расширение форм организации отдыха и занятости.
Подпрограмма III. "Молодежь города Лангепаса"
Реализация государственной молодежной политики является одной из важнейших составляющих социально-экономического развития города Лангепаса, предусматривающее формирование необходимых условий для конструктивного взаимодействия молодежи с институтами гражданского общества.
Молодежь является значимым субъектом производительных сил и существенным социальным ресурсом.
Доля молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в численности постоянного населения города Лангепаса составляет 25,4 процента, доля молодежи трудоспособного возраста (18 - 29 лет) составляет 74 процента от общего числа молодежи, полного трудоспособного возраста (23 - 29 лет) - 49 процентов (данные на 20.06.2013).
Важной молодежной проблемой в социально-экономической сфере является безработица. Доля безработных среди молодежи 16-29 лет по городу Лангепасу составляет 0,37 процентов от числа всего трудоспособного населения города. Уровень молодежной безработицы в городе Лангепасе существенно ниже, чем в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (данные на 20.06.2013).
Государственная политика в сфере труда и занятости молодых людей направлена на содействие организации временных и постоянных рабочих мест для молодежи. Большую роль в государственной молодежной политике играет воспитание уважения к труду и рабочим профессиям.
Возможности молодежи в повышении социального статуса существенно ограничены следующими факторами:
1) трудность адаптации молодых людей на производстве (сложность вхождения в трудовой коллектив);
2) несоответствие приобретаемых профессиональных знаний требованиям рынка труда.
Существенная проблема связана со сложностью адаптации молодых людей в производственных коллективах после окончания учебных заведений. Причинами указанных проблем являются объективные обстоятельства (отсутствие производственного опыта, нехватка квалификации молодых специалистов, а также существование в производственных коллективах стереотипов, предубеждений в отношении молодых специалистов), а также субъективные обстоятельства (неготовность молодых людей выражать и защищать свои интересы).
Проблема адаптации молодых специалистов на производстве должна стать целью государственной молодежной политики, а ее решение средством повышения конкурентоспособности молодежи в целом.
Задачей государственной молодежной политики должно стать создание условий, способствующих адекватному выбору молодыми людьми профессии и рода занятий и, как следствие, успешности их собственной карьеры и удовлетворенности трудом, а также формированию сбалансированного рынка труда и образовательных услуг.
В сфере социального и личностного развития молодежи основными задачами молодежной политики являются предоставление молодежи социальных услуг, обеспечивающих стимулирование формирования и сохранения устойчивых семейных отношений, сохранения здоровья молодых людей, а также развитие их личностных, в том числе нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств.
Формирование семейных отношений среди молодежи осуществляется посредством развития клуба и поддержки общественных инициатив молодых семей, а также повышения профессиональных компетенций специалистов, работающих с молодыми семьями. В настоящее время в городе Лангепасе функционирует клуб молодых семей, в котором принимает участие более 23 молодых семьи. Однако это является недостаточным для решения проблем, которые существует в семейных отношениях молодых людей, следствием которых являются сохранение большого количества разводов и рост числа неполных семей.
Сохранение здоровья подростков и молодежи также является первостепенной задачей. Одними из самых распространенных заболеваний в среде подростков является нарушение опорно-двигательного аппарата, причины которого, в большей степени, связаны с тем, что наряду с наличием достаточного количества учреждений физической культуры и спортивных направлений в городе, подростки недостаточно понимают значение физической культуры и спорта.
Решением задачи сохранения здоровья молодых людей, а также развития их личностных, в том числе нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, в рамках государственной молодежной политики являются развитие форм досуга, технических видов спорта, туризма, обеспечение доступности услуг для молодежи, предоставляемых учреждениями культуры, спорта, образования, молодежной политики.
Реализация государственной молодежной политики осуществляется во взаимодействии с институтом семьи, учреждениями досуга, культуры, образования, спорта, средствами массовой информации, являющихся в совокупности основными трансляторами ценностей духовной культуры. Следует отметить, что каждый из них имеет свои ресурсные ограничения. Так, возможности семейного воспитания существенно снижают кризисные явления, наблюдаемые в семье, в частности в межличностных отношениях между ее членами. Учреждения досуга, культуры, спорта ориентированы в большей мере на формирование внешней культуры, а не внутренней (у молодежи не сформированы стереотипы регулярного их посещения).
В целом государственная молодежная политика в сфере создания условий для социального и духовного развития молодежи реализуется достаточно успешно, что во многом связано с традициями, сформировавшимися в этой сфере. Следует сохранять и развивать формы работы в данной сфере, доказавшие свою эффективность (организация малозатратных форм летнего отдыха, студенческих строительных отрядов, проведение интеллектуальных игр, игр клубов веселых и находчивых и др.).
Основную работу в рамках государственной молодежной политики в сфере социального и личностного развития молодежи следует концентрировать в направлениях, обеспечивающих конкурентоспособность молодежи и адаптацию ее в общественной среде.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и в городе Лангепасе в частности, существует устойчивая тенденция к росту гражданско-патриотического сознания молодежи. Одним из показателей политической активности молодежи является увеличение доли молодежи, участвующей в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Важным показателем изменений в сознании молодежи является отношение к власти и политике в целом. Сравнение результатов социологических опросов молодежи города Лангепаса показывает, что если в 2011 году к политической деятельности позитивно относились 44 процента опрошенных, то в 2012 году - 46 процентов. Это существенный показатель вовлечения молодежи города Лангепаса в политику и в целом становления гражданского общества в городе.
Снижается количество молодежи, не интересующейся политикой (с 17 процентов в 2011 г. до 15% в 2012 г.). Основными причинами недостаточной политической активности молодежи являются невысокий уровень доверия к органам власти и политическим партиям и отсутствие возможности влияния на власть.
Остаются весьма низкими уровень политического участия молодежи в решении вопросов на муниципальном уровне, а степень политической активности в период избирательных кампаний, уровень организации ученического и студенческого самоуправления, уровень развития правосознания и доверия политическим институтам с каждым годом возрастает.
Для повышения политической активности молодежи необходимы ее консолидация в форме общественных объединений и создание условий для приобретения молодыми людьми организаторских, управленческих умений и навыков.
Планирование работы с молодежью требует социологического анализа молодежных социальных потребностей, проблем, ценностных ориентаций, направлений социализации и социальной адаптации к современным условиям жизни.
В городе Лангепасе на протяжении ряда лет создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых лангепассцев потребности в здоровом образе жизни, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Необходимо закрепить существующие положительные тенденции посредством реализации программных мероприятий, усовершенствовать направления молодежной политики.
Подпрограмма IV. "Подготовка к военной службе, патриотическое воспитание детей, подростков, молодежи города Лангепаса"
Патриотическое воспитание представляет собой скоординированную целенаправленную деятельность соответствующих структур администрации города Лангепаса, организаций и ведомств, общественных объединений по созданию условий для возрождения в обществе (особенно в молодежной среде) патриотизма, развитие качеств гражданина - патриота России, готовности к самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе связанных с выполнением функций по его защите.
Являясь одним из направлений воспитания подрастающего поколения, будучи тесно связанным с ним, патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью этой деятельности. Взаимосвязь с другими направлениями воспитания предполагает: во-первых, осуществление патриотического воспитания с учетом возможностей каждого из них и, во-вторых, выделение его в качестве относительно самостоятельного направления воспитания, ориентированного на достижения специфических задач по развитию гражданственности и патриотизма у различных категорий подростков и молодежи.
Содержание патриотического воспитания включает культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовный и физический компоненты.
В городе Лангепасе создан и работает Координационный совет по патриотическому воспитанию, подготовке граждан к военной службе. Принят и реализуется план мероприятий по патриотическому воспитанию, созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.
Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал Лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центра дополнительного образования детей "Патриот", учреждений сферы образования и молодежной политики, культуры и спорта. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно принимают участие в работе общественных объединений, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.
Организована работа по подготовке и переподготовке организаторов и специалистов патриотического воспитания.
Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания в городе необходима модернизация материально-технической базы учреждений, реализующих программы патриотического воспитания, повышение уровня организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, совершенствование системы патриотического воспитания.
Необходимо более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.