Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, и достижения других стратегических целей социально-экономического развития города.
Система управления муниципальными финансами городского округа основана на оценке фактического состояния социально-экономического положения городского округа, аналитической информации, статистических данных. Она постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на региональном уровне, так и местном уровне.
Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств. В результате проводимых мероприятий направленных на решение проблем по повышению эффективности функционирования муниципального сектора экономики, в систему управления муниципальными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования, как:
- внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку муниципальных программ городского округа и ведомственных целевых программ, переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трёхлетки";
- создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета городского округа.
Дальнейшие реформы общественного сектора экономики городского округа шли в направлении расширения горизонта бюджетного планирования, внедрения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, повышения качества оказания муниципальных услуг.
Начиная с бюджета 2008 года, администрация города осуществила переход к среднесрочному финансовому планированию путём составления бюджета городского округа на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трёхлетки". Утверждение трёхлетнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития города, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов.
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы организации муниципального управления в городском округе позволил оптимизировать функции структурных подразделений администрации города и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов местного самоуправления, обеспечить получение жителями информации о деятельности органов местного самоуправления, повысить качество и доступность муниципальных услуг, оказываемых структурными подразделениями администрации города, частично организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. По ряду муниципальных услуг были внедрены административные регламенты в структурных подразделениях администрации города.
В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном сайте администрации города www.adm.gov86.org в разделе "Бюджет и финансы" размещается информация о деятельности комитета по финансам на всех стадиях бюджетного процесса. Информация об исполнении и плановых показателях бюджета городского округа также передаётся в АИС "Мониторинг Югра" и АИС "Финансовый паспорт УФО", порталы данных систем имеют открытый доступ в сети Интернет. В рамках своих полномочий финансового органа, комитет по финансам организует и обеспечивает работу по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru.
В 2011 - 2013 годах развитие бюджетной системы городского округа продолжилось в рамках целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования городского округа города Пыть-Яха на период до 2013 года", утверждённой постановлением администрации города от 14.09.2011 N 180-па.
По большинству направлений её реализации был достигнут существенный прогресс.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в городском округе ещё не завершён. В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешённых проблем, в том числе:
- отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- недостаточность трёхлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
- отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
- ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
- сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности.
Управление муниципальными финансами городского округа в незначительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчётности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами муниципальной политики.
Бюджетная система городского округа переходит на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. Достижение запланированных стратегических целей, будет осуществляться на основе муниципальных программ городского округа.
Долгосрочное бюджетное планирование направлено на усиление роли бюджета в развитии экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем и рисков в бюджетной системе и разработку мероприятий по их устранению в долгосрочной перспективе.
Муниципальный долг городского округа по состоянию на 1 января 2015 года составил 348, 2 млн. рублей или 32, 3% к доходам бюджета городского округа без учёта безвозмездных поступлений. Муниципальный долг состоит из муниципальных гарантий городского округа.
В целях обеспечения оптимизации управления муниципальным долгом городского округа, муниципальной программой предусматривается реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объёма и структуры муниципального долга городского округа, сокращение стоимости обслуживания.
Долговая политика городского округа будет направлена на сокращение долговых обязательств. На погашение долговых обязательств будут направлены средства от поступления сверхплановых доходов бюджета городского округа, а также рассмотрена возможность изменения налоговой политики городского округа в части уменьшения налоговых льгот.
Планируемыми результатами реализации данной муниципальной программы являются: снижение предельного объёма муниципального долга городского округа; поддержание устойчивости бюджета городского округа при неблагоприятном изменении внешнеэкономической конъюнктуры.
В последнее десятилетие в сфере автоматизации управления общественными финансами проведён ряд реформ, которые позволили:
- создать механизм эффективного управления единым счётом бюджета;
- организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания бюджета с использованием средств удалённого взаимодействия комитета по финансам с распорядителями и получателями средств бюджета;
- создать механизм предварительного контроля над соблюдением бюджетных ограничений в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета;
- внедрить механизмы планирования бюджетных ассигнований и формирования РРО городского округа в соответствии с приказами Министерства финансов РФ от 07.09.2007 г. N 77н, от 19.04.2012 г. N 49н;
- внедрить элементы юридически значимого документооборота с использованием электронной подписи.
Таким образом, на сегодняшний момент в городском округе сложился определённый уровень автоматизации различных функций и процессов, адекватный уровню развития сферы управления муниципальными финансами.
Однако до настоящего времени:
- не во всех сферах управления общественными финансами применяются современные и эффективные способы удалённого взаимодействия участников бюджетного процесса;
- не в полной мере решены вопросы дублирования операций и исключения многократного ввода и обработки данных;
- не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
- механизм реализации закреплённого в Бюджетном кодексе принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей нуждается в доработке и развитии.
Дальнейшая интеграция процессов бюджетного планирования, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля предусматривается в рамках создания и развития регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в муниципальном образовании.
Реализация и развитие регионального сегмента информационной системы "Электронный бюджет" будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Переход на стандартизацию и унификацию формирования финансовой информации в электронном виде перевода всей информации о финансово-хозяйственной деятельности в электронный вид, структурирование ее по заданным правилам с обязательным использованием единых реестров и классификаторов.
2. Формирование единого информационного пространства с применением электронной подписи между органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, которое обеспечивает единство принципов работы, исключает дублирование процедур сбора информации путем однократности ее ввода для всех участников процесса управления финансами.
3. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения процессов управления общественными финансами - разработка порядков, регламентов и методик, обеспечивающих региональные и муниципальные особенности автоматизации бизнес-процессов с учетом интеграции с федеральным сегментом "Электронного бюджета".
При создании и развитии информационной системы предлагается ориентироваться на максимальное использование результатов информатизации, достигнутых органами местного самоуправления муниципального образования.
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами в муниципальном образовании городской округ город Пыть-Ях на 2016 - 2020 годы" направлена на урегулирование не решённых проблем в сфере управления муниципальными финансами городского округа.
Муниципальная программа является "обеспечивающей", ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, реализующих другие муниципальные программы городского округа.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы в существенной степени зависит от Прогноза социально-экономического развития города на период до 2030 года и утверждения Бюджетного прогноза городского округа на долгосрочный период (далее - Бюджетный прогноз городского округа).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.