Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Коми
от 2 ноября 2017 г. N 585
(приложение N 3)
Положение
об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения
2 февраля 2018 г.
1. Настоящее Положение определяет порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты республиканского и местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми территориями, имеющими свои особенности в использовании и защите.
Для охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов создаются округа санитарной или горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения утверждаются постановлением Правительства Республики Коми.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения, если их природные лечебные ресурсы не относятся к недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах республиканского и местного значения в комплексе природных лечебных ресурсов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
лечебно-оздоровительная местность или курорт республиканского или местного значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в районе, где происходят оползневые и другие процессы.
5. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
7. Территория и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.
8. Для утверждения границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения заинтересованное юридическое лицо либо орган местного самоуправления муниципального образования муниципального района (городского округа) в Республике Коми (далее - заявитель) представляет в Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство) следующие документы:
1) заявление, в котором указываются:
сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, адрес регистрации и местонахождение заявителя, номера контактных телефонов);
месторасположение предполагаемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов республиканского или местного значения;
2) разработанный проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов республиканского или местного значения на бумажном носителе и в электронном виде;
3) заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми по проекту округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского и местного значения;
Подпункт 4 изменен с 2 февраля 2018 г. - Постановление Правительства Республики Коми от 2 февраля 2018 г. N 62
4) документы, подтверждающие согласование проекта округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского и местного значения с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми.
9. Представленные заявителем документы регистрируются уполномоченным лицом Министерства в день их представления с выдачей заявителю расписки в получении документов с указанием их перечня и даты представления.
10. Документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, в 5-дневный срок со дня регистрации представляются в межведомственную комиссию по вопросам признания территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского и местного значения (далее - Комиссия), состав и положение о которой, в том числе порядок ее работы, утверждаются актом Правительства Республики Коми.
Представленные документы рассматриваются Комиссией в 30-дневный срок со дня их получения. По результатам рассмотрения документов Комиссия в тот же срок выносит заключение.
На основании положительного заключения Комиссии Министерство в 30-дневный срок со дня вынесения заключения разрабатывает и вносит в установленном порядке проект нормативного правового акта Правительства Республики Коми об утверждении границ и режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности (курорта) и в тот же срок письменно уведомляет об этом заявителя.
В случае отрицательного заключения Комиссии Министерство в течение 3 дней со дня вынесения заключения возвращает заявителю представленные им документы с заключением Комиссии.
Основаниями для отрицательного заключения Комиссии являются:
а) представление заявителем документов, содержащих неполную или недостоверную информацию;
б) несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий.
Заявитель вправе повторно направить документы в Министерство после устранения обстоятельств, послуживших основаниями для вынесения отрицательного заключения Комиссии.
11. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
12. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта республиканского (местного) значения, курортного региона (района).
В составе округа выделяются до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
13. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
14. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горючесмазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота;
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского и местного значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.
15. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского и местного значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
16. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
17. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта республиканского и местного значения, утвержденным в установленном порядке.
18. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения осуществляют:
в первой зоне пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
19. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения границ округа.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения, производится в установленном порядке.
20. Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Коми при осуществлении в пределах своей компетенции государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.