Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к Перечню, утвержденному совместным
приказом Министерства юстиции
Республики Коми и ГКУ РК "Центр ОДМЮ"
от 30 октября 2017 г. N 241-од/128-од
Инструкция
по охране труда для водителя автомобиля
1.1. К управлению автомобилем допускаются лица, не моложе 18 лет, имеющие специальную подготовку и получившие в установленном порядке водительское удостоверение на право управления автомобилем, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, инструктаж по 1-й группе электробезопасности, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии.
1.2. Кроме настоящей инструкции водитель автомобиля обязан соблюдать Правила дорожного движения.
1.3. Водителю автомобиля присваивается 1-я группы по электробезопасности путем проведения ежегодного инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса.
1.4. Водитель обязан:
соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматривается: время начала и окончания работы, перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха и другие вопросы использования рабочего времени;
соблюдать правила эксплуатации закрепленного за ним автомобиля;
соблюдать требования настоящей Инструкции, Инструкции о мерах пожарной безопасности, Инструкции по электробезопасности;
не оставлять в легковом автомобиле в свое отсутствие регистрационные документы на автомобиль (ПТС, свидетельство о регистрации), ключи зажигания;
правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты;
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.5. Запрещается употребление спиртных напитков, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
1.6. Опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ являются:
- движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
- горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;
- отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
- столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
- повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (содержание двуокиси углерода, окиси углерода, паров бензина, окислов серной кислоты, минеральной пыли и др.).
1.7. Водитель автомобиля должен быть обеспечен спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты.
1.8. Водитель является ответственным за соблюдение правил охраны всеми лицами, находящимися в автомобиле, и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц, связанных с работой и обслуживанием автомобиля.
1.9. Водители, не выполняющие требования Инструкции по охране труда и правил дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующего законодательству.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед выездом водитель должен проверить:
- техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды.
- давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
- наличие исправного инструмента и приспособлений;
2.2. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
2.3. В случае обнаружения неисправностей на маршрут не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом непосредственному руководителю.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Не допускать к ремонту автомобиля людей, не имеющих на это полномочия (грузчиков, пассажиров и т.д.).
3.2. Не разрешать пассажирам сходить или садиться на ходу автомобиля.
3.3. При любой остановке автомобиль должен быть поставлен на ручной тормоз.
3.4. Не грузить автомобиль сверх установленных габаритов и грузоподъемности.
3.5. Подавать звуковой сигнал:
- при начале движения с места, если вблизи автомобиля находятся люди;
- при движении задним ходом;
- в местах ограниченной видимости;
- во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
3.6. Водителю не разрешается:
- управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
- выезжать в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
- передавать управление автомобилем посторонним лицам;
- выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
- подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
- протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
4. Требования безопасности при ремонте и техническом обслуживании автомобиля
4.1. Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду. Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) запрещается.
4.2. При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять следующие работы:
- обработку металлов на сверлильном станке, ручным пневматическим инструментом, ручным электроинструментом;
- заточку инструмента на наждачных точилах;
- работы с применением грузоподъёмных машин;
- газоэлектросварочные работы.
Для выполнения выше указанных работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам.
4.3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.
4.4. При использовании переносной электролампы проверить наличие на лампе защитной сетки, исправность шнура.
Напряжение переносных электроламп допускается не выше 36В.
4.5. Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги.
4.6. При установке автомобиля на ремонтную яму все бензобаки должны быть закрыты огнеупорными чехлами.
4.7. Слив масла и воды из агрегатов производить только в специальную тару. Пролившиеся на пол масло и иную техническую жидкость засыпать опилками или сухим песком и удалить.
4.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работ: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колесо, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т.п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы.
4.10. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве, под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены доски.
4.11. Не работать и не находиться под автомобилем без страхующих специальных подставок.
4.12. При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля.
4.13. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.
4.14. Использованный обтирочный материал, промасленные опилки и песок собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.
4.15. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.
4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.
4.17. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой яме:
- проверить исправность установки колес по отношению направляющих;
- поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья;
- убедиться в наличии свободного доступа в яму, исправности лестницы и напольной решетки в яме.
4.18. Находясь в смотровой яме, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.
4.19. Во избежание загазованности воздуха, не допускать продолжительную (более 5 мин.) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в территориальный отдел ГИБДД и непосредственному руководителю; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
5.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.
5.3. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля необходимо отвести транспортное средство на обочину или на край проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры и установить на расстояние 15 - 30 м позади него знак аварийной остановки.
5.4. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить непосредственному руководителю.
6. Требования безопасности по окончании работы
6.1 Поставить автомобиль на стоянку, обеспечить его сохранность, исключить возможность угона.
6.2. Обо всех замеченных при работе недостатках доложить руководству Учреждения.
6.3. По окончании обслуживания или ремонта автомобиля, привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.