Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития муниципального образования
городского округа "Ухта"
на период до 2035 года
Пояснительная записка
к показателям Прогноза социально-экономического развития МОГО "Ухта" на период до 2035 года
Прогноз социально-экономического развития МОГО "Ухта" на период до 2035 года (далее - прогноз) разработан в соответствии с постановлением администрации муниципального образования городского округа "Ухта" от 23 августа 2017 г. N 2943 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Ухта" на среднесрочный и долгосрочный периоды".
Прогноз представлен в двух вариантах (базовый и целевой) учитывая вероятностные воздействия внутренних и внешних политических, экономических и иных факторов.
Базовый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы роста валового регионального продукта, объемы промышленного производства, инвестиции в основной капитал, что является следствием текущих экономических и социальных процессов, в том числе с учетом геополитической обстановки в мире.
Целевой вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура и экономическое положение организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, активизируется их инвестиционная и инновационная деятельность.
Прогноз социально-экономического развития МОГО "Ухта" на период до 2035 года базируется на параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Коми на период до 2030 годов, и на основе прогнозных материалов, предоставленных участниками процесса прогнозирования.
Население
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Коми среднегодовая численность постоянного населения в МОГО "Ухта" составила в 2015 г. - 120,1 тыс. человек, в 2016 г. - 119,4 тыс. человек.
Динамика численности населения МОГО "Ухта" за период 2014 - 2016 г.г.
Контингенты населения |
01.01.2015 г. |
01.01.2016 г. |
01.01.2017 г. |
||||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||||
Численность всего населения, в т.ч. по возрасту: |
120,5 |
100 |
119,8 |
100 |
119,0 |
100 |
|||
моложе трудоспособного |
20,9 |
17,4 |
21,2 |
17,7 |
21,4 |
18,0 |
|||
в трудоспособном (женщины - 16-54 лет, мужчины - 16 - 59 лет) |
75,2 |
62,4 |
73,7 |
61,5 |
72,2 |
60,6 |
|||
старше трудоспособного возраста |
24,4 |
20,2 |
24,9 |
20,8 |
25,4 |
21,4 |
Естественное движение населения МОГО "Ухта"
К положительным моментам можно отнести превышение рождаемости над смертностью. Но следует отметить, количество родившихся имеет тенденцию к снижению. Естественный прирост за 2016 г. составил 53 человека или 82,7% уровня 2015 г.
Миграция населения МОГО "Ухта"
Миграционные процессы характеризуются оттоком населения (превышение числа выбывших над количеством прибывших). За 2016 год число прибывших составило 4602 человека (за 2015 год - 4328 человек), число выбывших - 5431 человек (за 2015 год - 5109 человек), миграционная убыль составила - 829 человек (за 2015 год - 781 человек).
На основании официальных статистических данных за январь-июнь 2017 года, характеризующих демографическую ситуацию, ожидается, что среднегодовая численность населения муниципального образования "Ухта" по состоянию на 01.01.2018 составит 118,62 тыс. человек.
В долгосрочном прогнозном периоде с высокой долей вероятности прогнозируется убыль населения. Фактором, обеспечивающим снижение численности населения, является миграционный отток.
В результате среднегодовая численность постоянного населения к 2035 году составит 116,03 тыс. человек.
Занятость населения и оплата труда
Демографическая ситуация на прогнозный период будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения. Средний возраст постоянного населения составляет 38 лет. Традиционно сохраняется превышение численности женского населения над численностью мужского населения. Численность экономически активного населения в 2017 году оценивается на уровне 64,67 тыс. человек.
Наименование показателя |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Среднегодовая численность населения МОГО "Ухта", тыс. человек |
119,6 |
119,6 |
119,3 |
Среднесписочная численность, занятых в экономике, тыс. человек |
57,2 |
57,1 |
56,7 |
в т.ч. среднесписочная численность занятых на крупных и средних предприятиях, тыс. человек |
45,3 |
45,2 |
45,0 |
Сравнение показателей отражающих спрос и предложение рабочей силы подтверждает сделанные выводы о стабильно высокой потребности в рабочей силе на территории МОГО "Ухта".
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
На 1 ноября 2016 г. |
На 1 ноября 2017 г. |
1. |
Численность граждан, обратившихся в Центр занятости, ищущих работу в отчётном периоде |
человек |
5429 |
4928 |
2. |
Численность трудоустроенных граждан в отчетном периоде |
человек |
3849 |
3518 |
3. |
Численность граждан, признанных безработными за отчетный период |
человек |
759 |
868 |
4. |
Количество вакансий в отчетном периоде |
единиц |
11737 |
11666 |
Численность граждан, состоящих на учете в ГУ РК "ЦЗН г. Ухты" на 01 ноября 2017 г. составила 873 человека, в том числе имеющих статус "безработный" 359 человек. В аналогичном периоде 2016 года численность граждан, состоящих на учете, составляла 852 человека, в том числе имеющих статус "безработный" - 337 человек. Уровень регистрируемой безработицы в МОГО "Ухта" на 01.11.2017 составила 0,56% от экономически активного населения. Уровень общей безработицы в целом по республике составляет 2,8%. В аналогичном периоде 2016 года уровень регистрируемой безработицы составлял 0,51%.
Колебания регистрированной безработицы за период с 2014 по 2017 гг., человек.
Год |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
2014 |
221 |
246 |
231 |
223 |
199 |
174 |
174 |
167 |
168 |
210 |
191 |
208 |
2015 |
208 |
207 |
247 |
275 |
298 |
269 |
282 |
288 |
282 |
308 |
305 |
330 |
2016 |
350 |
375 |
395 |
377 |
362 |
320 |
344 |
336 |
338 |
338 |
333 |
369 |
2017 |
383 |
426 |
420 |
391 |
354 |
358 |
345 |
348 |
305 |
359 |
|
|
Средняя продолжительность безработицы в текущем году составила 3,9 месяца, это на 0,2 месяца выше значения данного показателя прошлого года. Основной причиной увеличения является застойная сельская безработица.
Период заполнения вакансий определяется следующими факторами:
- экономической привлекательностью предприятия;
- уровнем и регулярностью оплаты труда;
- условиями труда.
Активная политика занятости населения на территории муниципального образования (в частности, ежегодная организация общественных и временных работ для социально-незащищенных слоёв населения) позволяет надеяться на стабильно низкий уровень регистрируемой безработицы на территории МОГО "Ухта", но в связи с негативными тенденциями экономики в целом, многие предприятия стремятся снизить свои затраты, в том числе за счет оптимизации штатной численности.
По данным работодателей организаций и предприятий города сохраняется потребность во врачебных кадрах, среднего медицинского персонала, рабочих в сфере ЖКХ и работниках сферы обслуживания.
Прогнозируемый по базовому варианту долгосрочного прогноза уровень регистрируемой безработицы на конец 2035 года составит 0,61% от числа экономически активного населения, по целевому варианту долгосрочного прогноза - 0,55% от числа экономически активного населения.
Номинальная начисленная средняя заработная плата на одного работника (без субъектов малого предпринимательства) в 2035 году, по оценке, в 1,5 - 1,7 раз превысит уровень 2017 года и составит 84,85 тыс. рублей по базовому варианту и 99,82 тыс. рублей по целевому варианту долгосрочного прогноза.
Потребительский рынок
Рост потребительских цен на товары и услуги в 2017 году составит 105,20%. Основное влияние на общий уровень инфляции окажет рост цен на продукты питания, учитывая зависимость региона от ввозимого продовольствия, и увеличение тарифов на платные услуги населения.
По итогам 2016 года оборот розничной торговли сложился в объеме 20,45 млрд. рублей, или 109,96% к предыдущему году в сопоставимых ценах. По оценке, оборот розничной торговли в 2017 году сложится в объеме 20,14 млрд. рублей, или 99,98% к предыдущему году в сопоставимых ценах.
В целом состояние потребительского рынка товаров будет определяться потребительской активностью населения, которая в свою очередь напрямую зависит от уровня их денежных доходов, процессов сбережения, кредитования населения и изменения темпов роста потребительских цен.
В 2018 - 2035 годы ожидаемые темпы роста оборота розничной торговли, с учетом индекса потребительских цен, по вариантам долгосрочного прогноза, составляют:
- 101,03% - 104,80% (базовый вариант);
- 101,03% - 104,90% (целевой вариант).
В сфере платных услуг населению в 2016 году реализовано услуг на сумму 8,71 млрд. рублей, или 109,70% к предыдущему году в сопоставимых ценах; по оценке, значение показателя в 2017 году составит 8,86 млрд. рублей (108,88%).
В 2018 - 2035 годах прогнозируется дальнейший умеренный рост объемов платных услуг за счет роста денежных доходов населения, повышения платежеспособного спроса населения, развития сферы услуг. Среднегодовой рост объема платных услуг в 2018 - 2035 годах составит:
- 100,90% - 106,80% (базовый вариант);
- 101,50% - 105,33% (целевой вариант).
Промышленность
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по видам экономической деятельности за 2016 год по сравнению с 2015 годом увеличился по добыче полезных ископаемых на 19,90%, по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды - на 65,20%, уменьшился по обрабатывающему производству на 28,70%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом ожидается рост объемов отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями по добыче полезных ископаемых на 11,31%, обрабатывающих производств на 7,46%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды на 20,25%.
Согласно базовому варианту долгосрочного прогноза в 2035 году объем отгруженной промышленной продукции, по оценке, составит 75,03 млрд. рублей. По целевому варианту долгосрочного прогноза его величина ожидается в размере 80,41 млрд. рублей.
Ежегодный темп роста произведенных промышленных товаров составит от 100,10% до 104,99% по обоим вариантам долгосрочного прогноза.
Инвестиции
Инвестиционная активность на территории МОГО "Ухта" в большей степени будет зависеть от экономической ситуации в регионе и Российской Федерации в целом, от желания и возможностей предприятий вкладывать собственные средства в производство.
Перспективы социально-экономического развития МОГО "Ухта" связаны с созданием благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику города, развитием инфраструктуры и реализацией инвестиционных проектов.
Ожидаемый в 2035 году объем инвестиций составит по базовому варианту долгосрочного прогноза 31,96 млрд. рублей, по целевому варианту - 36,10 млрд. рублей.
Реализация целевого варианта долгосрочного прогноза обеспечит в 2035 году объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в размере 311,15 тыс. рублей.
В соответствии с перечнем муниципальных программ МОГО "Ухта", утвержденным постановлением администрации МОГО "Ухта" от 15.10.2013 N 1883 (в редакции от 16.11.2017 N 3733), со следующего года будут реализовываться мероприятия в рамках десяти муниципальных программ, направленных на решение вопросов жизнедеятельности города, а именно: на создание условий для удовлетворения потребностей населения в качественном жилье и жилищно-коммунальных услугах; на обеспечение потребности населения в качественных и доступных транспортных услугах; на повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения; на повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей населения; на развитие культурного потенциала, сохранение культурного наследия; на совершенствование системы физической культуры и спорта и другие.
Муниципальные программы МОГО "Ухта" основываются на долгосрочных целях социально-экономического развития МОГО "Ухта" и целевых индикаторах их достижения, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Ухта" на период до 2020 года, одобренной решением Совета МОГО "Ухта" от 12.12.2014 N 359.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.