Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 25 января 2018 г. N 40-р
(приложение)
Концепция
обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2018 - 2020 годы
I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики Республики Коми в сфере обеспечения комплексной безопасности детей в Республике Коми.
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.
II. Современное состояние обеспечения комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми
2.1. Нормативно-правовая база
Правовую основу государственной политики в сфере обеспечения комплексной безопасности детей и подростков составляют:
Конституция Российской Федерации;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Республике Коми являются принимаемые законы Республики Коми и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты:
Закон Республики Коми "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми" от 23 декабря 2008 г. N 148-РЗ;
Концепция семейной политики в Республике Коми на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 3 июня 2015 г. N 213-р;
план мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции семейной политики в Республике Коми на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Республики Коми от 23 сентября 2015 г. N 366-р;
Государственная программа Республики Коми "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 411;
Государственная программа Республики Коми "Юстиция и обеспечение правопорядка в Республике Коми", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2016 г. N 517;
Государственная программа Республики Коми "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2011 г. N 650.
Вся законодательная база, созданная в Республике Коми, ориентирована на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, на обеспечение их безопасности. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей.
В 2010 году в Республике Коми был создан институт уполномоченного по правам ребенка.
Вместе с тем на сегодняшний день риск опасности для здоровья и жизни детей еще достаточно велик. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
2.2. Информационная безопасность детей
Стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами. Взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного общества. Процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы.
В Республике Коми общеобразовательными организациями при организации доступа к сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации принимаются необходимые организационные, административные и технические меры, направленные на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Все общеобразовательные организации подключены к единой региональной системе контентной фильтрации. В настоящее время по договорам о предоставлении услуг по доступу к сети "Интернет", заключаемым образовательными организациями, операторами связи предоставляются услуги по обеспечению контентной фильтрации.
На постоянной основе проводится работа по обеспечению прав детей на безопасность в информационном пространстве и информированию заинтересованных участников об основных методах и способах защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
На официальном сайте Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми создан специальный раздел "Лучшие ресурсы для детей и родителей" (http://minobr.rkomi.ru/page/11375/), в который включены рекомендации компании Microsoft и Лаборатории Касперского по вопросам безопасности детей в сети "Интернет" и использования ими сети "Интернет", а также материалы, разработанные Лигой безопасного Интернета для родителей и педагогов (http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers /).
Разработаны методические материалы по информированию родителей об услуге "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".
В методические материалы для родителей включены описания основных существующих угроз в сети "Интернет", реализация которых может повлечь причинение вреда здоровью и развитию детей; описание основных технических мер, которые могут предпринять родители на домашних компьютерах и устройствах, направленных на защиту их детей от негативной информации, распространяемой в сети "Интернет"; подробные пошаговые инструкции по настройке таких технических средств и другая полезная информация, которая может помочь людям, не обладающим особыми знаниями в области информационных технологий, защитить своих детей от существующих угроз в сети "Интернет".
Республика Коми ежегодно участвует в организации и проведении Единых уроков безопасности в сети "Интернет", в мероприятиях цикла "Сетевичок", посвященных проблемам кибербезопасности и направленных на повышение уровня информационной безопасности детей, их информационной грамотности, формирование способности противостояния негативным проявлениям в сети "Интернет", а также на повышение информированности родителей о проблемах безопасности детей в современном информационном пространстве.
В ходе проведения Единого урока рассматриваются темы безопасного использования сети "Интернет", защиты детей от противоправной и негативной информации, информационной безопасности, законодательства Российской Федерации в области информации и информационных технологий, а также виды ответственности за неправомерные действия с информацией.
Вместе с тем угроза вовлечения детей в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров через социальные сети и интернет-ресурсы, в так называемые "группы смерти" в социальных сетях, участие детей в которых уже привело к их гибели в результате суицидов, остается актуальной и требует принятия дополнительных мер.
2.3. Противодействие идеологии терроризма и экстремизма
Одним из негативных факторов, влияющих на состояние общественной безопасности, в том числе безопасности детей и подростков, стало распространение различных экстремистских проявлений. Анализ оперативной обстановки в стране свидетельствует об увеличении числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности.
Профилактика экстремизма среди подростков, которые в силу возрастной психологии наиболее подвержены манипулированию и влиянию радикальных идей и настроений, имеет свои особенности.
Энергия и стремления молодых людей с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции часто становятся предметом политических спекуляций, поэтому именно данная возрастная группа наиболее привлекательна для вербовки во всевозможные организации экстремистского толка.
В республике проводится работа по пресечению распространения экстремистских идей среди несовершеннолетних путем выявления в печатных и электронных средствах массовой информации Республики Коми публикаций, направленных на разжигание межнациональной розни, распространение идей терроризма и экстремизма.
Во всех образовательных организациях Республики Коми организована работа по противодействию распространению идеологии терроризма, в деятельность образовательных организаций внедрены мероприятия, направленные на профилактику экстремистских настроений и поведения обучающихся.
В соответствии с разработанными Минобрнауки России Рекомендациями для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях утверждены планы мероприятий с учащимися по профилактике проявлений терроризма и экстремизма на текущий учебный год.
Программы по профилактике экстремистских настроений и поведения, реализуемые в общеобразовательных организациях, включают также:
программу духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальных классов;
программу воспитания и социализации учащихся уровня основного общего образования;
тематическую программу по патриотическому воспитанию для учащихся 10-11 классов "Я - гражданин", "Волонтеры победы", "Патриот", "Формирование законопослушного поведения обучающихся";
программу "Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма";
программу "Профилактика экстремистских настроений среди молодежи".
В общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей ведется постоянная работа по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних, работа, направленная на духовно-нравственное воспитание и формирование межнационального и межрелигиозного согласия, проводятся мероприятия ко Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню народного единства, Дню матери, мероприятия по правовому просвещению обучающихся, а также марафоны добрых дел, соревнования, тематические конкурсы, фестивали, акции.
Проводятся мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, в том числе с привлечением сотрудников правоохранительных органов.
Информация антитеррористического содержания для педагогов, родителей и обучающихся размещается на стендах в образовательных организациях.
Традиционными являются такие мероприятия республиканского уровня, как акции "Месячник безопасности", "Внимание, дети!", "Безопасное колесо", конкурсы "Безопасность глазами детей", "Юный спасатель", "Школа безопасности", "Орленок", месячник гражданской обороны, всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности и др. Все указанные мероприятия проводятся в образовательных организациях республики при непосредственном участии сотрудников правоохранительных и надзорных органов.
2.4. Безопасность объектов инфраструктуры для детей
Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это условия сохранения их жизни и здоровья, а также материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств.
В целях обеспечения безопасности образовательных организаций в Республике Коми реализуются мероприятия, осуществляемые во взаимодействии с контрольно-надзорными и правоохранительными органами, органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, иными организациями.
Результатом скоординированной работы заинтересованных органов исполнительной власти, надзорных и правоохранительных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления явилась разработка и утверждение Стандарта безопасности отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях, расположенных на территории Республики Коми, включающего перечень всех требований, предъявляемых к детских лагерям, к обеспечению безопасности при перевозках детей по маршрутам следования к местам отдыха и обратно, что позволит вывести на более качественный уровень организацию отдыха и оздоровления детей в республике.
Принято постановление Правительства Республики Коми от 17 октября 2017 г. N 553 "О региональном государственном контроле за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей".
Постановлением утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, которым определены орган, уполномоченный на осуществление государственного регионального контроля, перечень должностных лиц органа государственного контроля, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля, а также требования к порядку осуществления регионального государственного контроля.
В республике на постоянной основе проводится мониторинг пожарной, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов образования.
В настоящее время все образовательные организации республики обеспечены:
физической охраной (в том числе 12,7% охраняются частным охранным предприятием, 85,1% - штатными сотрудниками); телефоном АТС;
наружным электрическим освещением территории организации; противопожарным водоснабжением; первичными средствами пожаротушения; системами автоматической пожарной сигнализации; системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В Республике Коми проводится большая работа по сохранению и развитию социальной инфраструктуры для детей, а также для обеспечения безопасности детей и подростков на объектах.
Ведется плановая работа по приведению в нормативное состояние зданий и прилегающих к образовательным организациям республики территорий.
Реализуются мероприятия по строительству и ремонту 145 зданий школ Республики Коми (42%) в деревянном исполнении. Функционируют ветхие здания постройки 1900-х годов в деревянном исполнении, 59 зданий школ (18% зданий) не имеют всех видов благоустройства по СанПиН.
В целях вывода зданий школ, имеющих высокий уровень износа, из эксплуатации и перевода обучающихся в новые здания с 2017 года начата реализация приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников", который предусматривает строительство школ взамен ветхих. Инфраструктура общего образования будет формироваться с применением современных архитектурно-планировочных решений, это так называемые "Школы нового типа". Реализация проекта будет продолжена до 2025 года.
В период 2018 - 2020 годов планируется строительство двух школ взамен аварийных (с. Дутово Вуктыльского района и пст Приуральский Троицко-Печорского района).
Кроме того, планируется строительство школ в с. Визинга Сысольского района, с. Помоздино Усть-Куломского района, здания которых построены в начале ХХ века.
Вместе с тем остаются недостатки в антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в части недостаточной инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны образовательных организаций:
57.5% образовательных организаций не оснащены кнопками экстренного вызова полиции;
47,3% образовательных организаций не оснащены системами видеонаблюдения;
16.6% образовательных организаций не имеют целостного ограждения по периметру территории;
5% образовательных организаций не обеспечены системами автоматического дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны.
В 2017 году на объектах образования республики произошли 3 пожара, в результате которых повреждены 3 строения, эвакуированы 254 человека, травмированных и погибших не зарегистрировано.
Основными нарушениями требований пожарной безопасности на объектах защиты являются:
содержание в неудовлетворительном состоянии эвакуационных путей и выходов на 77 объектах (или на 49,7% от общего количества объектов с нарушениями);
отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации на 65 объектах (или на 42% от общего количества объектов с нарушениями);
отсутствие или неисправность систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре на 22 объектах (или на 14,2% от общего количества объектов с нарушениями);
отсутствие у работников обучения мерам пожарной безопасности на 10 объектах (или на 6,5% от общего количества объектов с нарушениями).
Необходимо отметить, что в 2017 году на территории республики сложилась неблагоприятная обстановка с гибелью и получением травм детьми на пожарах. За первое полугодие 2017 года на пожарах погибли пять детей, три ребенка получили травмы различной степени тяжести.
Во всех случаях местом пожара являлся жилой сектор. Основная причина пожаров - неосторожное обращение с огнем.
Условиями, способствующими гибели детей во всех случаях, явились оставление несовершеннолетних без присмотра, а также преступная халатность родителей в быту.
В настоящее время как в Российской Федерации, так и в Республике Коми отсутствует какая-либо система обеспечения безопасности оборудования детских игровых площадок. Сертификация такого оборудования является добровольной. Ни на один из контрольных (надзорных) органов не возложены соответствующие полномочия по контролю (надзору) предприятий и организаций, производящих и эксплуатирующих оборудование детских игровых площадок, за соблюдением требований безопасности национальных стандартов. Между тем травмы дети получают именно на этих объектах социальной инфраструктуры.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей может быть достигнута проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.
2.5. Безопасность детей на дорогах
Продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дорогах. Несмотря на скоординированную работу органов государственной власти, количество детей, пострадавших на дорогах, неуклонно растет.
Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков до 16 лет в Республике Коми свидетельствует о том, что за семь месяцев 2017 года количество ДТП с участием несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 4,3%.
На дорогах республики зарегистрировано 92 ДТП (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 88), в которых число несовершеннолетних, получивших травмы, увеличилось на 6,8% (с 96 до 103). Четверо детей погибли (АППГ - 3).
По возрасту: 9 (8,4%) пострадавших - дети до 2 лет, 18 (16,8%) - в возрасте от 3 до 6 лет, 37 (34,6%) - в возрасте от 7 до 10 лет, 43 (40,2%) - в возрасте от 11 до 15 лет.
Таким образом, наибольший процент пострадавших - это несовершеннолетние в возрасте от 7 до 15 лет. Из 107 пострадавших детей 57 мальчиков и 50 девочек.
По неосторожности детей произошло 32 ДТП (34,8% от общего числа).
Рост числа ДТП с участием несовершеннолетних отмечается в следующих городах и районах республики: Воркута 8 (АППГ - 1), Печора 7 (АППГ - 1), Ухта 13 (АППГ - 9), Сосногорск 4 (АППГ - 2), Сысольский район 4 (АППГ - 0) и Усть-Цилемский район - 4 (АППГ - 0). Снижение числа ДТП зафиксировано в Сыктывкаре - 29 ДТП (АППГ - 38), Усинске - 1 (АППГ - 5), Инте - 0 (АППГ - 3) и Усть-Вымском районе - 4 (АППГ - 10).
Распределение пострадавших несовершеннолетних в дорожно- транспортных происшествиях по категориям участников дорожного движения: 52 пешехода (из них 1 погиб), 42 пассажира (из них 2 погибли), 9 велосипедистов (из них 1 погиб), 4 водителя транспортного средства.
В 48 ДТП (52,2% от общего числа ДТП) с участием детей-пешеходов 51 несовершеннолетний получил травмы и один ребенок погиб.
Световозвращающие элементы присутствовали на одежде у 9 (17,3%) несовершеннолетних из общего числа пострадавших пешеходов. В темное время суток пострадали 15 (28,8%) несовершеннолетних пешеходов, из них световозвращающие элементы были у 5 детей (33,3%).
В 31 ДТП (АППГ - 38) пострадали 40 (37,4%) несовершеннолетних пассажиров (АППГ - 46) и два ребенка погибли (АППГ - 3).
Проведенным анализом установлено, что из 42 несовершеннолетних пассажиров 23 (54,8%) перевозились с использованием детских удерживающих систем или ремней безопасности. Следовательно, 19 детей (45,2%) перевозились в транспортном средстве без ремней безопасности.
В 9 ДТП пострадали 8 (4,4%) несовершеннолетних водителей велосипедов, один ребенок погиб.
По вине водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, произошло 11 ДТП, в результате которых один ребенок погиб и 11 получили травмы. Из них 3 водителя не имели права на управление транспортными средствами.
Причиной роста уровня детского дорожно-транспортного травматизма является совокупность предпосылок для дорожно-транспортных происшествий с участием детей: высокие показатели автомобилизации и интенсивности движения на дорогах в городах республики; плохое состояние дорог, улиц и недостаточный уровень их освещенности; несформированность культуры безопасного поведения в области дорожного движения, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения, игнорирование средств личной безопасности как у взрослого населения, так и несовершеннолетних детей и подростков.
2.6. Подростковая преступность
Актуальной на сегодняшний день остается проблема подростковой преступности в республике.
Несмотря на сокращение количества преступлений с участием несовершеннолетних (- 43,2%) и лиц, их совершивших (- 33,3%), за 6 месяцев 2017 года удельный вес преступности среди несовершеннолетних в республике составил 4,7%, по России - 3,6%.
Остается высоким удельный вес ее повторности: Республика Коми - 27,3%, Россия - 26,6%, в том числе среди несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, - 2,12%.
За 6 месяцев 2017 года в республике зарегистрировано снижение на 10,9% количества преступлений, совершенных в отношении детей (с 542 до 483), в том числе на 53,1% (с 396 до 186) преступлений насильственного характера. Вместе с тем возросло количество совершенных преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних (+ 27,7%; с 54 до 69).
Почти в 3,4 раза (с 73 до 239,+227,4%) увеличилось количество преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от уплаты алиментов).
Общее число детей, пострадавших от преступлений, увеличилось на 0,7% (с 583 до 587), число погибших детей - на 40% (с 10 до 14). Число детей, которым был нанесен тяжкий вред здоровью, осталось на прежнем уровне - 12.
Как в целом по России, так и в нашем регионе вызывает тревогу распространенность преступлений несовершеннолетних, связанных с употреблением алкогольной продукции. Несмотря на снижение количества преступлений, удельный вес таких преступлений составляет 19%, Россия - 13,2%.
Анализ и оценка оперативной обстановки, складывающейся в Республике Коми, свидетельствуют о том, что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ продолжают оставаться одной из серьезных угроз безопасности и острой социальной проблемой для общества.
Прежде всего это связано с популярностью среди молодежи курительных смесей "спайсов", которая обусловлена:
доступностью в приобретении (через сеть "Интернет") и легкостью в употреблении (путем курения);
относительной (вымышленной) безопасностью при приобретении наркотика (бесконтактным способом через тайник-закладку);
сравнительно невысокой ценой (1 грамм наркотического средства, а это несколько разовых доз потребления, стоит около 1000 рублей, что ниже стоимости иных видов наркотиков - дезоморфина, амфетамина, наркотиков каннабисной группы).
Поскольку данные наркотические средства являются синтетическими (получены химическим путем в лабораторных условиях), потребление именно этого вида наркотика вызывает наркотическую зависимость в результате единичных случаев его потребления, приводит к острым отравлениям, требующим длительного процесса лечения (по данным ССМП за 6 месяцев 2017 года - 135), вызывает летальный исход (2016 год - 22; 6 месяцев 2017 года -5).
В 2017 году от употребления бытового газа с одурманивающей целью погибло двое подростков.
Из 76 подростков, состоящих под наблюдением за злоупотребление наркотическими веществами, за 2016 год 2 несовершеннолетних (г. Сыктывкар, г. Ухта) с диагнозом "зависимость от психоактивных веществ (наркомания)" и 74 человека с диагнозом "пагубное употреблением психоактивных веществ". Из 56 несовершеннолетних за 2017 год 9 с диагнозом "зависимость от наркотических веществ" (г. Сыктывкар - 1 человек, г. Инта - 8 человек) и 47 человек с диагнозом "пагубное употребление наркотических веществ".
Несмотря на снижение общего уровня наркотизации республики, количество вовлеченных несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, преимущественно в сбыт наркотиков, вызывает серьезную озабоченность.
За 8 месяцев 2017 года сотрудниками УНК МВД по Республике Коми за совершение особо тяжких преступлений задержано 8 несовершеннолетних лиц (все за сбыт наркотиков, совершенные в групповых и организованных формах).
По оконченным расследованиям уголовных дел по линии незаконного оборота наркотиков к ответственности привлечено 20 несовершеннолетних лиц (8 месяцев 2017 года - 24). Из них 15 несовершеннолетних - за сбыт наркотических средств (8 месяцев 2016 года - 11).
Большинство причин безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних кроется в неправильном построении семейных отношений.
2.7. Семейное неблагополучие
Несмотря на уменьшение количества детей, находящихся в социально- опасном положении, обеспечение детей благоприятными условиями жизни, гарантиями защищенного детства, свободного от насилия, должно оставаться одной из приоритетных задач социальной политики. Проблема жестокого обращения с детьми в семье на сегодняшний день - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
В едином республиканском банке данных по состоянию на 1 июля 2017 года состояли 1732 семьи (АППГ - 1802), находящиеся в социально-опасном положении, в которых проживают 2966 детей (АППГ - 3096). Только за 1 полугодие 2017 года выявлено 489 фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних (АППГ - 547), из них 106 фактов были допущены родителями.
Основными видами насильственных преступлений в отношении детей являются побои, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, умышленное причинение легкого вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера.
Семейное неблагополучие, как правило, является первопричиной такой социальной проблемы, как социальное сиротство. Несмотря на сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, ситуация усугубляется тем, что в учреждения поступают дети в основном старшего подросткового возраста и зачастую после отмены опеки.
Как правило, поведение и стиль жизни такой категории детей в большей степени уже сформированы. Проживание в течение долгого времени в асоциальной среде формирует в детях склонность к употреблению алкоголя, наркотических и психоактивных веществ, к различным проявлениям девиантного поведения, самовольным уходам. Все эти факторы свидетельствуют о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из наиболее уязвимых категорий детей, которые подвергают свою жизнь и здоровье риску.
Одной из мер оказания экстренной помощи детям-жертвам жестокого обращения является помещение их в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В 2016 году реабилитацию в них прошли 1747 детей и подростков, в отношении 22 из них было допущено жестокое обращение в семье. В первом полугодии 2017 года реабилитацию прошли 950 детей, в отношении 8 из них было допущено жестокое обращение в семье.
С каждым ребенком проводится работа по индивидуальным реабилитационным программам командой специалистов, состоящей из психологов, социальных педагогов, воспитателей. Однако эффективной реабилитация может быть признана только в том случае, если участниками реабилитационного процесса выступают все стороны, в том числе социальное окружение ребенка.
В целях быстрого и эффективного реагирования на неблагоприятные ситуации, в которые попадают семьи и дети, в Республике Коми создана экстренная межведомственная служба реагирования "Скорая социальная помощь" (далее - Служба).
Задачами Службы являются консолидация межведомственных усилий субъектов системы профилактики по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшихся жестокому обращению или насилию; оказание им и их семьям своевременной помощи; создание механизма быстрого и эффективного реагирования субъектов системы профилактики на случаи выявления фактов семейного неблагополучия, в том числе фактов жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
Анализ обращаемости в Службу свидетельствует о ее востребованности среди населения. В 2016 году было зарегистрировано 33 обращения по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними, в первом полугодии 2017 года - 13 обращений.
С целью формирования активной и ответственной жизненной позиции родителей и педагогов, исключающей насильственные методы воспитания детей, в Республике Коми в 2016 - 2017 годах реализовывалась программа Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми "Территория добра (2016 - 2017 годы)" (далее - Программа).
Программой предусмотрены следующие технологии, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, профилактическую работу с родителями об ответственности за жестокое обращение с детьми.
В рамках технологии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения в детской и подростковой среде, среди несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, "У детства добрая планета" посредством проведения досуговых, диагностических мероприятий формируется конструктивное межличностное общение детей и подростков. Данной технологией было охвачено 139 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, состоящих на различных видах профилактического учета.
Аудиовизуальная технология по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними "Детство без слез" дает возможность родителям проанализировать свое отношение к ребенку, взрослый человек осознает недопустимость жестокого обращения с ребенком и получает навыки конструктивного взаимодействия при выходе из трудной жизненной ситуации. Такой эффект достигается в специально подготовленной обстановке с помощью насыщенного визуального ряда и аудиосопровождения. Общий охват технологией составил 1830 человек.
Технология "Семейная продленка" ориентирована на оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении, в том числе семьям, в которых дети в возрасте до 7 лет воспитываются сожителями или ранее судимыми лицами. Работа с родителями проводится в рамках индивидуальных и групповых занятий, оказывается психологическая помощь, проводятся тренинговые занятия. Технологией "Семейная продленка" было охвачено 30 семей.
Технология "День профилактики: добрые отношения - альтернатива жестокости" заключается в организации выездной работы на территориях отдаленных сельских поселений с целью реализации на основе межведомственного взаимодействия комплекса мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения, среди учащихся общеобразовательных школ, их родителей, педагогов. С несовершеннолетними, родителями и педагогами образовательных организаций проводятся тренинговые занятия, интерактивные беседы с использованием видеороликов, упражнения, дискуссии. Технологией было охвачено 1552 несовершеннолетних, 526 взрослых.
На базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара" в 2017 году создана Служба особого сопровождения с целью проведения в комфортном реабилитационном пространстве совместной работы следователей и психологов с детьми, пострадавшими от насилия, что позволяет не причинять ребенку новых психологических травм.
В Республике Коми определены основные подходы к решению проблем сиротства. Прежде всего это сохранение кровной семьи ребенка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, возвращение ребенка, воспитывающегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в биологическую семью и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в новые семьи.
Работа по возврату воспитанников государственных организаций для детей-сирот в биологическую семью является одним из основных направлений работы руководителей таких государственных организаций.
В целях решения данной проблемы проведена работа по созданию служб сопровождения замещающих семей в государственных организациях для детей-сирот. С 2014 года полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, переданы 3 организациям: государственное учреждение Республики Коми "Детский дом N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Сыктывкара, государственное учреждение Республики Коми "Специальный (коррекционный) детский дом N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" г. Сыктывкара, государственное учреждение Республики Коми "Детский дом N 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Усинска, которые осуществляют правовую, консультативную и психолого-педагогическую поддержку замещающих семей.
Результатом работы служб сопровождения замещающих семей при детских домах за 2 года стало обучение 50 кандидатов в замещающие родители и сопровождение 64 замещающих семей.
Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми прорабатывается вопрос дальнейшего развития служб сопровождения замещающих семей дополнительно на базе государственного учреждения Республики Коми "Детский дом N 17 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Печоры, государственного учреждения Республики Коми "Детский дом N 18 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Воркуты.
При этом в настоящее время в Республике Коми функционирует 21 служба сопровождения замещающих семей на базе государственных бюджетных учреждений Республики Коми - центров по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения городов (районов), государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр помощи семье и детям города Сыктывкара". Кроме того, подбор и подготовка граждан, желающих принять детей на воспитание в семью, осуществляется в государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий".
Всего в 2016 году и 1 полугодии 2017 года специалистами служб сопровождения было выдано 328 заключений по результатам психолого-педагогического консультирования и 347 свидетельств о прохождении кандидатами подготовки к принятию ребенка на воспитание в семью.
В 1 полугодии 2017 года специалистами служб сопровождения было выдано 78 заключений по результатам психолого-педагогического консультирования и 92 свидетельства о прохождении кандидатами подготовки к принятию ребенка на воспитание в семью.
В службах сопровождения замещающих семей, находящихся в организациях социального обслуживания, в 2016 году на сопровождении находилось 410 замещающих семей, в 1 полугодии 2017 года - 359 замещающих семей.
2.8. Подростковый суицид
К сожалению, как в России, так и в Республике Коми остается тревожной ситуация с подростковым суицидом.
За 2016 год в России добровольно ушли из жизни 720 детей и подростков, это практически по 2 ребенка в день.
В Республике Коми по итогам 2016 года зафиксирован 51 случай совершения несовершеннолетними попыток суицида (2015 год - 46; + 10,8%), из них завершенных суицидов - 6 (г.г. Сыктывкар - 2, Ухта - 2, Воркута - 1, Инта - 1). За 6 месяцев 2017 года 38 несовершеннолетних совершили суицидальные действия (АППГ - 35), из них с летальным исходом - 2 (АППГ - 3).
Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми совместно с Министерством здравоохранения Республики Коми, Министерством внутренних дел по Республике Коми проводится мониторинг по фактам суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.
Анализ мониторинга показал, что динамика суицидов среди несовершеннолетних имеет волнообразный характер. Наибольшее количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних было совершено в 2008 году (19 случаев) и 2010 году (16 случаев), наименьшее количество - в 2013 году (2 случая). С 2011 года, по информации государственного учреждения "Коми Республиканская психиатрическая больница", зарегистрировано 452 случая суицидальных попыток, наибольшее количество суицидальных попыток зарегистрировано в 2013 году, наименьшее количество - в 2014 году.
Всего за период с 2008 года по 2016 год детьми и подростками совершено 83 завершенных суицида.
Анализ данных показал следующее:
около 40% от общего количества зарегистрированных случаев совершено в сельских районах, более 60% - в городских округах;
ни одного суицида не было зарегистрировано в 3 муниципальных образованиях - МО МР "Койгородский", МО МР "Сосногорск", МО МР "Троицко-Печорский";
по 1 случаю зарегистрировано в 6 муниципальных образованиях - МО ГО "Вуктыл", МО МР "Княжпогостский", МО МР "Сыктывдинский", МО МР "Сысольский", МО МР "Удорский", МО МР "Усть-Цилемский";
наибольшее количество суицидов за 8 лет зарегистрировано в г. Сыктывкаре - 25.
Анализ мониторинговых данных также показал, что более 70% несовершеннолетних, совершивших самоубийство, являлись учащимися образовательных организаций, 20% проживали в неполных и малообеспеченных семьях, 10% проживали в опекунских семьях, 12% состояли на профилактических учетах.
По гендерному признаку количество суицидов делится следующим образом: 26 фактов (31,4%) завершенных суицидов зарегистрировано среди девушек, 57 (68,6%) случаев - среди юношей. При этом число суицидальных попыток у девушек вдвое больше, чем у юношей.
Наибольшее количество суицидов среди несовершеннолетних приходится на возраст 16 - 17 лет:
17 лет - 41 человек (49,4%);
16 лет - 29 человек (34,9%);
15 лет - 9 человек (10,8%);
13 лет - 2 человека (2,4%);
12 лет - 1 человек (1,2%);
11 лет - 1 человек (1,2%).
Чаще всего причины совершения детьми как оконченных суицидов, так и их попыток остаются неизвестными. В ряде случаев - это проблемы в семье (непонимание со стороны родителей и других значимых близких, гиперопека), факты жестокого обращения как со стороны взрослых, так и сверстников, вовлечение в деятельность деструктивных сетевых социальных групп, неразделенная юношеская любовь.
Аутоагрессивным поведением подростки реагируют на кризисные ситуации, которые могут быть различными: слабая успеваемость в школе, ссоры с родителями или близкими родственниками, ссоры с друзьями и одноклассниками, несчастная и неразделенная любовь, потеря смысла жизни, страх перед наказанием за совершенный проступок или правонарушение.
Следует отметить, что отсутствие надлежащего внимания со стороны взрослых, неограниченное использование подростками средств массовой информации и интернет-ресурсов противоправного содержания также способствуют аутоагрессивному поведению подростков.
В 2017 году наиболее актуально стояла проблема отрицательного влияния на детей сети "Интернет", вступления подростков в закрытые группы, после общения в которых у несовершеннолетних возникают мысли о суициде.
По состоянию на 1 августа 2017 года в территориальных органах МВД России на районном уровне в Республике Коми зарегистрировано 70 сообщений, содержащих информацию о возможной заинтересованности подростков "группами смерти" (г.г. Сыктывкар - 35, Воркута - 5, Сосногорск - 3, Инта - 4, Ухта - 1, Печора - 2, Эжвинский район - 6, Усть-Вымский район - 4, Удорский район - 5, Троицко-Печорский район - 1, Усть-Цилемский район - 1, Княжпогостский район - 1, Сыктывдинский район - 1, Корткеросский район - 1).
В целях комплексного подхода к данной проблеме в городах и районах республики разработаны и утверждены постановлениями глав муниципальных образований совместные планы работы по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.
В рамках реализации Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики и в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия в каждом муниципальном образовании при территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав созданы социальные консилиумы. Основной целью социальных консилиумов является оказание помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В состав консилиумов входят социальные педагоги образовательных учреждений.
Органами управления образованием организовано взаимодействие со специалистами Центра психического здоровья, психоневрологического диспансера.
Для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, практикуются выезды специалистов по приглашению органов управления образованием в районы республики.
Практически в каждом учебном заведении находится информационный стенд с телефонами, адресами служб, оказывающих психологическую, социальную, психиатрическую помощь при кризисных состояниях несовершеннолетних, разработаны индивидуальные карты сопровождения детей, склонных к суицидальным проявлениям.
При проведении аттестации образовательных учреждений проводится анкетирование по изучению стиля педагогического общения преподавателей и учеников, анализируются причины конфликтных ситуаций (при их наличии).
2.9. Значимые для Республики Коми проблемы в вопросах обеспечения безопасной среды для детей и подростков
Таким образом, наиболее остро в Республике Коми стоят следующие направления обеспечения безопасной среды для детей и подростков:
необходимость обеспечения гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества;
несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;
безответственность родителей к формированию у детей культуры безопасного поведения;
необходимость совершенствования взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков;
отсутствие должного взаимодействия органов образования с заинтересованными ведомствами и учреждениями по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков;
обеспечение общедоступной досуговой деятельности для детей и подростков, в том числе находящихся в социально-опасном положении;
малоэффективная воспитательная работа с родителями по вопросам ответственности за проявление жесткости и насилия в отношении детей;
недостаточная работа органов и учреждений системы профилактики по выявлению раннего семейного неблагополучия;
высокая латентность признаков и факторов, свидетельствующих о предрасположенности детей и подростков к поступкам суицидального характера.
III. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является создание единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей и подростков, гарантирующей качество условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Основные задачи:
1) обеспечение информационной безопасности детей и подростков путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от негативного информационного воздействия, причиняющего вред их здоровью и развитию;
2) формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию;
3) развитие безопасной и комфортной социальной инфраструктуры для детей;
4) содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха;
5) реализация мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
6) обеспечение безопасности детей на дорогах;
7) совершенствование организации подвоза детей от места жительства к школе и обратно, повышение уровня безопасности и комфорта детей при организованных перевозках к месту обучения;
8) повышение эффективности общественного контроля за безопасностью детских перевозок;
9) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка;
10) обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с детьми;
11) обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритета воспитания ребенка в родной семье, улучшение качества жизни, создание благоприятных условий, что в свою очередь позволит решить проблему социального сиротства;
12) выявление и нейтрализация источников угроз, связанных с распространением среди несовершеннолетних наркомании и алкоголизма;
13) укрепление психического здоровья учащихся, оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида;
14) формирование у детей и подростков культуры безопасного поведения, привлечение родителей (законных представителей) к воспитанию и развитию у детей навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
IV. Приоритетные направления деятельности по обеспечению комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми
Разработка настоящей Концепции позволит сконцентрировать усилия органов государственной власти Республики Коми на решении конкретных проблем безопасности и противодействия угрозам, получившим свое распространение на территории Республики Коми.
4.1. Обеспечение информационной безопасности детей
Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является просвещение родителей. По данным статистики, половина российских подростков знает о Всемирной паутине "Интернет" и умеет работать в ней гораздо больше и лучше своих мам и пап. Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации также очень и очень низкий. Сегодня перед многими из них стоит проблема - как ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время пребывания в сети "Интернет" и защитить от негативной информации, кибер-буллинга (интернет-преследования), предотвратить вовлечение в деструктивные сетевые социальные группы.
В настоящее время существует множество программ и служб, которые позволяют родителям и опекунам отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение детей через сеть "Интернет". Цель таких средств - обеспечить безопасность ребенка в сети "Интернет".
Существует множество программ по родительскому контролю, многие из них являются частью программ-антивирусов. Некоторые функции родительского контроля предусмотрены в операционной системе.
Поэтому перед средствами массовой информации в настоящий момент стоят задачи по формированию и расширению компетентности родителей в области медиабезопасного поведения детей и подростков, направленные на:
1) осознание значимости проблемы медиабезопасности детей и подростков, необходимости ее решения для развития общества и будущего подрастающего поколения;
2) повышение компетентности в области правовых аспектов медиабезопасности детей и подростков;
3) формирование знаний в области безопасных технологий и способов защиты от противоправных посягательств в сети "Интернет" и мобильной (сотовой) связи.
Кроме того, настоящая Концепция предусматривает выстраивание четкой системы предупреждения получения детьми потенциально опасной для них информации, создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории Республики Коми, производства информационной продукции для детей.
В рамках Концепции будут реализованы меры, обеспечивающие наиболее эффективную и действенную защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
4.2. Профилактика проявлений и распространения идеологии терроризма и экстремизма
В рамках настоящей Концепции должна быть продолжена системная работа по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма среди детей и молодежи во взаимодействии с правоохранительными органами.
На постоянной основе необходима реализация мероприятий республиканского, муниципального и институционального уровней по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, участие в аналогичных и иных федеральных мероприятиях.
Необходимо повысить компетентность работников образовательных организаций по данному направлению деятельности. С этой целью будет организовано обучение 100% работников образовательных организаций, в чьи функциональные обязанности входит противодействие распространению идеологии терроризма.
4.3. Приведение в соответствие с нормативными требованиями социальной инфраструктуры для детей и подростков
Задача построения эффективной системы обеспечения безопасности на объектах социальной инфраструктуры должна решаться с учетом специфики объекта и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
В период проведения детской оздоровительной кампании особое внимание всем заинтересованным сторонам необходимо уделить вопросу обеспечения комплексной безопасности детей, находящихся в детских оздоровительных организациях, и при перевозке их к месту отдыха и обратно, соблюдению требований санитарных норм и правил, а также пожарной и антитеррористической безопасности.
Органам исполнительной власти, надзорным органам, органам местного самоуправления республики (в рамках полномочий) необходимо заблаговременно провести контрольные мероприятия, направленные на повышение уровня обеспечения безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.
Создание безопасных и комфортных условий в детском лагере во многом определяется эффективностью межведомственного взаимодействия структур, непосредственно участвующих в организации отдыха детей.
С этой целью должен быть реализован комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности на объектах социальной инфраструктуры, на организацию работы по безопасному пребыванию детей в местах открытых водоемов, плавательных бассейнов и предупреждению несчастных случаев на воде.
4.4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних
Безопасность детей при перевозках и как участников дорожного движения должна обеспечиваться с соблюдением федеральных законов и Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177, а также санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей.
В рамках реализации Концепции будет скоординирована деятельность всех субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечено системное рассмотрение данной проблемы в педагогическом аспекте.
4.5. Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних
В рамках реализации Концепции должны быть кардинально решены вопросы, связанные с организацией досуга молодежи, социальной реабилитации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.
Масштабы и острота существующих проблем в молодежной среде, интересы будущего страны и ее безопасности требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения подрастающего поколения и его защиты.
Важнейшим условием решения этих задач должна являться целенаправленная профилактическая и просветительская антинаркотическая работа с различными категориями учащихся и студентов. Одной из наиболее перспективных форм работы по профилактике наркомании является развитие волонтерского движения, имеющего своей целью вовлечение подрастающего поколения в проведение досуга, несовместимого с употреблением наркотиков, а также оказание помощи в формировании активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни по принципу "Равный - равному".
Развитие и доступность организаций дополнительного образования детей, общественных организаций детей и молодежи позволит обеспечить занятость несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных профилактических учетах.
4.6. Профилактика семейного неблагополучия
Актуальность проблемы насилия и жестокости по отношению к детям не вызывает сомнений. Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый, латентный характер и выявляется только в крайних случаях, в том числе при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка. Проблема насилия и жестокого обращения существует во всех социальных группах независимо от уровня дохода и положения в обществе.
Родители, использующие физическое наказание, психологический прессинг в воспитании детей, считают, что это форма воспитания, а не жестокость. Насилие, понимаемое как физическое, психологическое, сексуальное, и пренебрежение нуждами ребенка - часть семейных устоев многих российских семей.
Таким образом, необходимо решить задачу - разработать механизмы, направленные на формирование в обществе нетерпимого отношения к формам воспитания детей с использованием насилия и психологического давления, профилактику насильственных действий в отношении детей, социальную адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению.
4.7. Профилактика подростковых суицидов
В обществе назрела необходимость создания системы психолого-педагогической поддержки детей и подростков разных возрастных групп, находящихся в кризисном состоянии, подвергшихся насилию, кибер-буллингу или вовлеченных в деятельность деструктивных религиозных и иных сект, в том числе суицидальной направленности. Специфика организации социальной работы с подростками, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих прекращению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.
Для решения проблемы профилактики суицидальных проявлений среди детей и подростков необходима разработка модели взаимодействия семьи, образовательных организаций, социальных служб, органов здравоохранения, органов внутренних дел и общества.
V. Механизмы реализации Концепции
В целях реализации настоящей Концепции в Республике Коми необходимо принять комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности детей и подростков:
1) создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, включающих регулярное проведение обучающих семинаров для педагогических работников образовательных организаций "Безопасность детей в сети "Интернет";
2) разработка методических и информационных материалов, размещение на образовательных сайтах и порталах сведений о лучших ресурсах для детей и родителей, подготовка информации для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к сети "Интернет";
3) внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств в образовательных организациях, учреждениях культуры и досуга, спорта и социальной защиты населения с пребыванием детей;
4) обеспечение информационного просвещения родителей, а также информационного освещения в средствах массовой информации вопросов, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью, направленного на широкие слои населения;
5) создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет";
6) проведение работы по пресечению распространения экстремистских идей среди несовершеннолетних путем выявления в печатных и электронных средствах массовой информации Республики Коми публикаций, направленных на разжигание межнациональной розни, распространение идей терроризма и экстремизма;
7) проведение ежегодных проверок всех помещений образовательных организаций всех типов и видов, организаций здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, культуры и спорта с целью обеспечения полного соблюдения норм пожарной безопасности;
8) проведение совместно с собственниками жилищного фонда, управляющими организациями многоквартирных домов, органами местного самоуправления обследования каждой придомовой территории, игровой и спортивной площадки, каждого парка, сквера, детского городка на предмет безопасности пребывания на данной территории несовершеннолетних с выработкой плана мероприятий по обновлению небезопасных для детей сооружений;
9) активное вовлечение детей в процесс создания безопасной среды, развития ответственности и пробуждения интереса к изучению правил безопасного поведения на дороге, дома ("один дома"), на улице, правил посещения массовых мероприятий, поведения на спортивных мероприятиях и в играх со сверстниками, правил безопасного поведения в лесу и на водоемах, правил пожарной безопасности и др.;
10) формирование системы постоянного обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок: создание правовых механизмов, разработка и реализация мер технического и финансового характера;
11) проведение ежегодного мониторинга состояния объектов социальной инфраструктуры городов, районов и сельских поселений республики;
12) реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;
13) осуществление регулярного контроля за обеспечением комплексной безопасности в период детской оздоровительной кампании;
14) подготовка обязательного технического стандарта безопасности на детских игровых и спортивных площадках, а также в детских оздоровительных лагерях, без соблюдения которого было бы невозможно введение таких площадок в эксплуатацию, а оздоровительным лагерям невозможно было бы размещать детей.
Технические стандарты должны обеспечивать безопасность таких объектов, как футбольные ворота, турники, гимнастические лестницы и т.д., а также при организации купания в детских оздоровительных лагерях;
15) создание системы технической укрепленности от криминальных и террористических угроз детских дошкольных и школьных образовательных организаций;
16) содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха;
17) повышение эффективности общественного контроля безопасности в ходе организации подвоза школьников;
18) совершенствование и повышение эффективности работы, направленной на профилактику детского травматизма и обеспечение безопасности детей на дорогах;
19) размещение информации о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средствах массовой информации и сети "Интернет", на информационных стендах в образовательных организациях и организациях, оказывающих услуги детям;
20) создание детских автогородков;
21) проведение профилактических операций "Внимание - дети!";
22) проведение Республиканского конкурса-соревнования юных инспекторов движения "Безопасное колесо" в рамках профильной смены;
23) разработка и обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;
24) формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;
25) формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми;
26) организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи;
27) формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства;
28) увеличение численности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания;
29) повышение квалификации специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части сопровождения замещающих семей и работы с детьми-сиротами по преодолению негативных поведенческих отклонений;
30) развитие служб сопровождения замещающих семей дополнительно на базе государственного учреждения Республики Коми "Детский дом N 17 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Печоры, государственного учреждения Республики Коми "Детский дом N 18 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Воркуты;
31) организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших;
32) создание регионального некоммерческого партнерства в целях объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
33) апробация и внедрение программ, технологий и форм социального сопровождения детей по профилактике жестокого обращения и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения;
34) обеспечение проведения на регулярной основе информационной кампании, направленной на формирование нетерпимого отношения в обществе к насилию в отношении детей, информирования детей о возможных рисках и опасностях жестокого обращения и насилия, информирования родителей об их ответственности за действия, направленные против детей;
35) обеспечение функционирования и распространения информации о детском "телефоне доверия" с общероссийским номером;
36) обеспечение взаимодействия с негосударственными некоммерческими структурами по проблеме жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;
37) подготовка волонтеров для работы по пропаганде ненасильственного существования, по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия, через информационно-консультативную работу;
38) подготовка волонтеров по оказанию содействия в поиске пропавших детей и подростков;
39) участие детских общественных объединений по оказанию содействия в обеспечении безопасности детей и подростков.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатом реализации Концепции должно стать:
1) создание и эффективное функционирование надежной системы защиты детей от оказывающего негативное влияние контента в образовательной среде школы и дома;
2) повышение информированности граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
3) проведение единой политики, синхронизированной с другими органами власти, при решении задач информационной безопасности детей;
4) развитие в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, средствах массовой информации, интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях;
5) создание системы обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок;
6) снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков;
7) повышение эффективности профилактики дорожно-транспортного травматизма посредством взаимодействия и координации деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах, ужесточение требований к перевозчикам любых форм собственности и усиление контроля за соблюдением перевозки детей;
8) сокращение количества тяжких и особо тяжких насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних;
9) снижение количества преступлений, совершенных детьми и подростками;
10) снижение числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления;
11) сокращение числа детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;
12) укрепление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании;
13) увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в профилактическую работу;
14) информирование родителей подростков, состоящих на профилактическом учете, о возможных вариантах интересного, полезного и низкобюджетного отдыха и оздоровления в летний период;
15) снижение численности семей, находящихся в социально-опасном положении;
16) формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
17) повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
18) сокращение численности воспитанников, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
19) снижение количества суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
VII. Реализация Концепции
В целях реализации Концепции будет разработан и утвержден план мероприятий, включающий в себя комплекс практических мер, направленных на решение основных задач по обеспечению комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 25 января 2018 г. N 40-р Об одобрении Концепции обеспечения безопасности детей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.