Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению администрации
муниципального района "Ижемский"
от 31 января 2014 года N 61
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Ижемский"
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Ижемский" (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) содержат руководство по разработке проектов муниципальных программ, подготовке годовых отчетов о ходе реализации муниципальных программ и оценке эффективности реализации муниципальных программ, а также порядок проведения мониторинга реализации муниципальных программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития муниципального района "Ижемский", на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, основные мероприятия, целевые показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития муниципального района "Ижемский" - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития муниципального района "Ижемский" посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей муниципальной программы (подпрограммы);
целевой показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития муниципального района "Ижемский", которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
контрольное событие муниципальной программы - промежуточный или окончательный результат выполнения основных мероприятий и ведомственных целевых программ в течение года;
ответственный исполнитель муниципальной программы - структурное подразделение администрации муниципального района "Ижемский", определенное ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ муниципального района "Ижемский", утвержденным постановлением администрации муниципального района "Ижемский" (далее - Перечень), и обладающий полномочиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального района "Ижемский" (далее - Порядок);
соисполнители муниципальной программы - структурные подразделения администрации муниципального района "Ижемский", участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы в Перечне;
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком и в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации и Республики Коми, в муниципальных правовых актах муниципального района "Ижемский".
3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком.
При изменении основных направлений реализации муниципальной программы и ее соисполнителей в Перечень вносятся изменения в соответствии с Порядком.
4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей муниципальной программы.
5. Разработка, утверждение, реализация, мониторинг, оценка хода реализации и оценка эффективности подпрограмм муниципальных программ осуществляется в рамках муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями и требованиями Порядка.
Порядок разработки, реализации и требования к содержанию включенных в подпрограмму ведомственных целевых программ, определяются администрацией муниципального района "Ижемский".
6. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
1) формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального района "Ижемский" и целевых показателей (индикаторов) их достижения, основных направлений деятельности администрации муниципального района "Ижемский", муниципальных правовых актов;
2) наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития муниципального района "Ижемский";
3) установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
4) определения структурного подразделения администрации муниципального района "Ижемский" ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
5) наличия у участников муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
6) проведения регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
6. Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта муниципальной программы в соответствии с требованиями Порядка.
7. Ответственный исполнитель вправе по согласованию с курирующим заместителем руководителя администрации муниципального района "Ижемский", соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Коми, муниципальными правовыми актами муниципального района "Ижемский" в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на основные параметры муниципальной программы и не приведут к ухудшению плановых значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий муниципальной программы. При этом внесение изменений в муниципальную программу не требуется.
Изменения в муниципальную программу, влекущие изменения основных параметров муниципальной программы, разрабатываются и утверждаются в соответствии с Порядком.
II. Разработка проекта муниципальной программы
Требования к разработке муниципальной программы и ее структуре
1. Муниципальная программа включает подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия структурных подразделений администрации муниципального района "Ижемский".
2. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
3. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
3.1. Паспорт муниципальной программы;
3.2. Текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
а) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Ижемский";
б) приоритеты реализуемой на территории муниципального района "Ижемский" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач муниципальной программы; прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Ижемский";
в) сроки и этапы реализации муниципальной программы (этапы реализации муниципальной программы определяются при необходимости);
г) перечень основных мероприятий муниципальной программы (с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов);
д) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы (с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых муниципальных правовых актов муниципального района "Ижемский");
е) прогноз конечных результатов муниципальной программы. Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми показателями (индикаторами) муниципальной программы);
ж) перечень и краткое описание подпрограмм, входящих в муниципальную программу;
з) ресурсное обеспечение муниципальной программы (в разрезе главных распорядителей средств бюджета муниципального района "Ижемский", подпрограмм, а также по годам реализации муниципальной программы);
и) методика оценки эффективности реализации муниципальной программы;
3.3. Приложения к текстовой части муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1 - 7, 7а);
3.4. Подпрограммы муниципальной программы.
3.5. При предоставлении субсидий бюджетам сельских поселений на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований сельских поселений по реализации муниципальных программ сельских поселений, направленных на достижение целей, соответствующих муниципальным программам муниципального района "Ижемский", в муниципальной программе муниципального района "Ижемский" устанавливаются условия предоставления и методика расчета указанных субсидий.
4. Наличие всех указанных в пункте 3.2 разделов является обязательным. В случае отсутствия в рамках муниципальной программы отдельных приложений согласно п. 3.3, информация об этом указывается в соответствующем разделе.
Формулировки основных параметров муниципальной программы должны совпадать в паспорте муниципальной программы (подпрограмм), в текстовой части (разделах) муниципальной программы (подпрограмм) и в приложениях к текстовой части (табличных формах) муниципальной программы.
5. В случае если муниципальная программа направлена на достижение целей по реализации вопросов местного значения сельских поселений в соответствии с заключенными соглашениями между администрацией муниципального района "Ижемский" и администрациями сельских поселений, муниципальная программа содержит:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов муниципальной программы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе сельских поселений, в текстовой части программы и таблице 1а;
б) обоснование мер по координации деятельности администраций сельских поселений для достижения целей и конечных результатов программы, в том числе путем реализации муниципальных программ сельских поселений, направленных на достижение целей, соответствующих муниципальных программам муниципального района "Ижемский";
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов бюджетов сельских поселений на реализацию муниципальных программ сельских поселений, направленных на достижение целей, соответствующих муниципальной программе муниципального района "Ижемский", с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы муниципального района "Ижемский".
6. Ответственный исполнитель - разработчик проекта муниципальной программы организует согласование проекта муниципальной программы.
7. Проекты нормативных актов администрации муниципального района "Ижемский" об утверждении муниципальных программ подлежат общественному обсуждению и предварительному обсуждению на общественном совете МО МР "Ижемский".
8. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта муниципальной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения администрации муниципального района "Ижемский" определенного администрацией муниципального района "Ижемский" в качестве ответственного исполнителя.
9. Проект муниципальной программы направляется на согласование на бумажных носителях и в электронном виде.
Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
Объем финансирования муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования бюджета муниципального района "Ижемский", республиканского бюджета Республики Коми, средства федерального бюджета и бюджетов сельских поселений, внебюджетные источники, направленные на реализацию муниципальной программы и подпрограммы муниципальной программы.
Объем финансирования муниципальной программы указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой. Указывается общий объем финансирования на реализацию муниципальной программы в целом, а также по годам реализации муниципальной программы в разрезе источников финансирования.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.
Требования к содержанию муниципальной программы
1. При формировании раздела "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Ижемский" учитывается следующее.
В рамках характеристики текущего состояния сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, в том числе состояния рынка услуг (товаров, работ), оказываемых (осуществляемых, реализуемых) организациями различных форм собственности, включая состояние сети указанных организаций, их ресурсное обеспечение (кадровое, финансовое, материально-техническое и т.д.).
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с ее состоянием по Республике Коми и в других муниципальных образованиях.
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования на последнюю отчетную дату.
В данном разделе кратко обобщается информация, отраженная в аналогичных разделах подпрограмм муниципальной программы.
2. При формировании раздела "Приоритеты реализуемой в муниципальном районе "Ижемский" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач муниципальной программы; прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Ижемский" учитывается следующее.
Цель муниципальной программы должна соответствовать приоритетам реализуемой в муниципальном районе "Ижемский" политики в сфере реализации муниципальной программы, отражать конечные результаты реализации муниципальной программы и должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
Задачи муниципальной программы должны являться целями подпрограмм муниципальной программы.
В качестве задач муниципальной программы не должна отражаться цель подпрограммы "Обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы".
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Ижемский" должен определять тенденции ее развития по итогам реализации муниципальной программы.
3. При формировании раздела "Сроки и этапы реализации муниципальной программы" учитывается следующее.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы этапы ее реализации определяются при необходимости. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.
4. При формировании раздела "Перечень основных мероприятий муниципальной программы" учитывается следующее.
Набор основных мероприятий и ведомственных целевых программ муниципальной программы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы с учетом реализации предусмотренных в рамках муниципальной программы мер правового регулирования. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач муниципальной программы (подпрограммы).
Характеристика основных мероприятий, мер правового регулирования, прогноз конечных результатов, перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы.
Информация об основных мероприятиях (с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и другой информации) и ведомственных целевых программ муниципальной программы отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).
Объекты капитального строительства для муниципальных нужд, подлежащие строительству (реконструкции) за счет средств бюджета муниципального района "Ижемский", реализуемые в рамках муниципальной программы, отражаются в таблице 7а приложения к настоящим Методическим указаниям
При этом в случае необходимости заключения долгосрочных муниципальных контрактов на строительство (реконструкцию) объектов, длительность производственного цикла выполнения работ на которых превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, отражение указанных объектов возможно в таблице 7а приложения к настоящим Методическим указаниям.
5. При формировании раздела "Основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы" учитывается следующее.
Отражаются основные меры правового регулирования (проекты правовых актов), планируемые к разработке в период реализации муниципальной программы.
Меры правового регулирования должны соответствовать сфере реализации муниципальной программы и быть направлены на достижение цели и (или) конечных результатов программы (с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых муниципальных правовых актов муниципального образования).
Характеристика мер правового регулирования, а также, при применении, других мер регулирования приводится на основе интеграции соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы при соблюдении краткости изложения.
Нормативные правовые акты, планируемые к разработке в рамках реализации муниципальной программы отражаются в таблице 3 приложения к настоящим Методическим указаниям.
6. При формировании раздела "Прогноз конечных результатов муниципальной программы. Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы" учитывается следующее.
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 4).
При описании прогноза конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы;
выгод от реализации муниципальной программы.
Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы должен быть представлен в разрезе задач подпрограмм.
Показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач, должны обеспечить возможность проверки и подтверждения достижения или решения этих целей и задач.
Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1, 1а).
Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель (индикатор) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи программы, подпрограммы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации программы, подпрограммы);
объективность (не допускается использование показателей (индикаторов), улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели (индикаторы) должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы, подпрограммы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы, подпрограммы);
однозначность (определение показателя (индикатора) должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей (индикаторов) и показателей (индикаторов), не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели (индикаторы) должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей (индикаторов) следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и не позднее 1 марта года, следующего за отчетным).
Показатели (индикаторы) подпрограмм муниципальной программы должны быть увязаны с показателями (индикаторами), характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.
Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности.
При отражении показателя (индикатора) необходимо дать ссылку на соответствующий вид и форму данных официальной статистики, иной отраслевой или ведомственной отчетности, в состав которых входит данный показатель (индикатор).
В случае применения интегральных показателей (индикаторов) в данном разделе должен быть описан механизм их расчета.
В число используемых показателей (индикаторов) обязательно должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством, включая показатели (индикаторы), используемые для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607.
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления.
7. При формировании раздела "Перечень и краткое описание подпрограмм, входящих в муниципальную программу" учитывается следующее:
В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться, в том числе, обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
Если в рамках муниципальной программы выделены подпрограммы, то приводится их перечень с указанием целей и задач подпрограмм.
8. При формировании раздела "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" учитывается следующее:
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ осуществляется с учетом положений муниципальных правовых актов, регулирующих порядок составления проекта бюджета муниципального района "Ижемский" и планирование бюджетных ассигнований.
Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" на реализацию муниципальной программы определяется Порядком составления проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" на очередной финансовый год и плановый период.
В разделе указывается общий объем финансирования муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального района "Ижемский", республиканского бюджета Республики Коми и внебюджетных источников по муниципальной программе в целом, а также по подпрограммам муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы в разрезе источников финансирования.
Информация о расходах бюджета муниципального района "Ижемский" на реализацию муниципальной программы представляется согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5), в том числе:
1) по годам реализации муниципальной программы;
2) с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета муниципального района "Ижемский" (по ответственному исполнителю и соисполнителям муниципальной программы);
3) по муниципальной программе в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм.
В качестве финансового обеспечения основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы муниципального района "Ижемский" могут быть предусмотрены субсидии из бюджета муниципального района "Ижемский" бюджетам сельских поселений в случае, если муниципальная программа муниципального района "Ижемский" направлена на достижение целей и решение задач по вопросам местного значения сельских поселений.
Если муниципальная программа направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения сельских поселений и/или если в реализации муниципальной программы участвуют организации (в том числе муниципальные учреждения), а также предполагается использование средств государственных внебюджетных фондов, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов бюджетов сельских поселений, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей муниципальной программы, представляемая согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 6).
Данные паспорта муниципальной программы, подпрограмм, приложений (таблицы 4, 5 и 6 к Методическим указаниям) в части финансового обеспечения за счет средств бюджета муниципального района "Ижемский" должны соответствовать объемам бюджетных ассигнований, утвержденным на соответствующие муниципальные программы, подпрограммы решением о бюджете муниципального района "Ижемский" на соответствующий период.
9. При формировании раздела "Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы" учитывается следующее:
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом общего объема ресурсов, направленного на ее реализацию.
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы);
Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы) может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограммы) и их плановых значений по формуле:
С ДЦ=(С ДП1+С ДП2+С ДПN)/N
где:
С ДЦ - степень достижения целей (решения задач);
С ДП - степень достижения показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы);
N - количество показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограммы).
Степень достижения показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы) (СДП) может рассчитываться по формуле:
С ДП=З Ф/З П,,
где:
З Ф - фактическое значение показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы);
З П - плановое значение показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы) (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений)
или,
С ДП=З П/З Ф (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы).
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета муниципального района "Ижемский", направленных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы), определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования муниципальной программы (подпрограммы) по формуле:
У Ф=Ф Ф/Ф П,
где:
У Ф - уровень финансирования реализации муниципальной программы (подпрограммы);
Ф Ф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию муниципальной программы (подпрограммы);
Ф П - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Эффективность реализации муниципальной программы (подпрограммы) (ЭМП) рассчитывается по следующей формуле:
Э МП=С ДЦ*У Ф
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации муниципальной программы (подпрограммы) может определяться на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) |
Критерий оценки эффективности Э МП |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 - 0,79 |
Эффективная |
0,8 - 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Для проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) возможно использование индивидуальной методики оценки эффективности, разработанной с учетом специфики соответствующей отрасли. При этом данная методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) должна быть отражена в муниципальной программе (подпрограмме).
Требования к разработке подпрограммы муниципальной программы
1. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
2. Подпрограмма имеет следующую структуру:
2.1. Паспорт подпрограммы;
2.2. Текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:
а) характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
б) приоритеты реализуемой на территории муниципального района "Ижемский" политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
в) характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы (включая характеристику основных мероприятий, реализуемых администрациями сельских поселений в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы (в случае если подпрограмма направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения сельских поселений));
г) характеристика мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы;
д) прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании муниципальными учреждениями муниципального района "Ижемский" муниципальных услуг (работ) в рамках подпрограммы);
е) ресурсное обеспечение подпрограммы;
ж) методика оценки эффективности реализации подпрограммы.
3. Наличие всех указанных в пункте 2.2 разделов является обязательным.
4. В случае если подпрограмма направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения сельских поселений, подпрограмма также содержит раздел об участии сельских поселений в реализации подпрограммы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе сельских поселений (таблица 1а);
б) обоснование мер по координации деятельности администраций сельских поселений для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации муниципальных программ сельских поселений, направленных на достижение целей, соответствующих муниципальным программам муниципального района "Ижемский";
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов бюджетов сельских поселений на реализацию муниципальных программ сельских поселений, направленных на достижение целей, соответствующих муниципальным программам муниципального района "Ижемский", с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.
Требования по заполнению паспорта подпрограммы и к содержанию подпрограммы муниципальной программы
1. Паспорт подпрограммы заполняется по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 7).
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы.
2. Требования к заполнению разделов "Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития", "Приоритеты реализуемой на территории муниципального района "Ижемский" политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы" аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию муниципальной программы.
3. Раздел "Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы" должен содержать информацию о направлениях ведомственных целевых программ и основных мероприятиях подпрограммы в разрезе задач с указанием основных направлений их реализации.
Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).
В приложении содержится информация о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате его реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия.
4. В разделе "Характеристика мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы" приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации подпрограммы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов. Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 3).
5. Раздел "Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы" формируется, если в рамках реализации подпрограммы муниципальными бюджетными учреждениями муниципального района "Ижемский" предусматривается оказание муниципальных услуг (работ). Информация о сводных значениях показателей муниципальных заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 4).
Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы в качестве показателей непосредственных результатов.
6. Раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" должен содержать информацию о финансировании подпрограммы в разрезе источников финансирования, в том числе по годам ее реализации.
7. Раздел "Методика оценки эффективности реализации подпрограммы" должен содержать алгоритм проведения оценки. Должны быть установлены показатели (индикаторы), механизм их расчета и определены критерии, на основании которых делается вывод об эффективности (неэффективности) реализации подпрограммы.
Если методика оценки эффективности реализации подпрограммы будет аналогична методике оценки эффективности реализации муниципальной программы, то в данном разделе рекомендуется указание только ссылки на методику оценки, отраженную в аналогичном разделе муниципальной программы.
8. В состав Программы целесообразно включение подпрограммы "Обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы", состоящей из паспорта подпрограммы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 7) и разделов согласно требованиям к разработке подпрограммы, включенной в муниципальную программу, настоящих Методических указаний.
При формировании подпрограммы можно использовать следующие положения:
Цель подпрограммы - обеспечение реализации подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий программы в соответствии с установленными сроками и задачами.
Задачи подпрограммы:
- обеспечение управления реализацией муниципальной программы, подпрограмм.
Показатель подпрограммы - уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм, %.
Основной ожидаемый результат подпрограммы - обеспечение выполнения задач муниципальной программы, подпрограмм и достижения предусмотренных программой и подпрограммами показателей (индикаторов).
Кроме того, рекомендуется указать другие важные результаты реализации подпрограммы, в том числе в части управления в сфере реализации программы, подпрограмм.
III. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
1. Проект плана реализации муниципальной программы составляется ежегодно в текущем году на очередной финансовый год и плановый период и представляется в отдел экономики и финансовое управление вместе с проектом муниципальной программы при ее разработке и далее ежегодно, не позднее 15 ноября текущего года согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 8, приводится как пример).
В план реализации муниципальной программы подлежат включению все мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных, мероприятия плана реализации муниципальной программы подлежат группировке в разрезе основных мероприятий, указанных в подпрограммах. Объем расходов на реализацию мероприятий должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий.
В плане реализации муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период отражаются контрольные события муниципальной программы (далее - контрольные события), оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, с указанием их сроков и ответственных исполнителей, позволяющих определить наступление контрольного события.
Контрольные события позволяют оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий и ведомственных целевых программ в течение года.
Основными характеристиками контрольных событий являются общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия (ведомственной целевой программы) и решения соответствующих задач подпрограммы, нулевая длительность, возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%), по возможности документальное подтверждение результата.
В качестве формулировок таких контрольных событий рекомендуется использовать следующие:
нормативный правовой акт утвержден;
объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;
система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.
Контрольные события обязательно выделяются по всем основным мероприятиям и ведомственным целевым программам, при этом возможно их выделение по мероприятиям.
Каждое контрольное событие должно иметь свой порядковый номер в муниципальной программе.
При этом выделяются отдельные контрольные события, подлежащие включению в форму мониторинга хода реализации муниципальной программы, формируемую ежеквартально отделом экономики (таблица 9).
В плане реализации муниципальной программы для мониторинга хода реализации муниципальной программы необходимо выделять не менее трех контрольных событий программы в течение одного квартала, но не более 20-ти контрольных событий программы по каждой муниципальной программе в год.
Корректировка контрольных событий, подлежащих включению в форму мониторинга хода реализации муниципальной программы, формируемую ежеквартально отделом экономики, подлежит согласованию с финансовым управлением.
Формирование проекта плана реализации муниципальной программы осуществляется с использованием программного комплекса по планированию бюджета.
Согласованный план реализации муниципальной программы утверждается ответственным исполнителем не позднее 15 декабря текущего года и направляется в отдел экономики и финансовое управление.
Внесение изменений в план реализации муниципальной программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Ижемский".
2. Вместе с проектом муниципальной программы представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию, за исключением мероприятий ведомственных целевых программ, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также иных факторов в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального района "Ижемский", регулирующими порядок составления проекта бюджета муниципального района "Ижемский" и планирование бюджетных ассигнований.
В расходы на реализацию муниципальной программы не включаются средства на содержание руководителя администрации муниципального района "Ижемский", Совета муниципального района "Ижемский", Контрольно-счетного органа муниципального района "Ижемский".
3. Расходы бюджета муниципального района "Ижемский" на содержание ответственного исполнителя муниципальной программы могут отражаться в муниципальной программе в качестве отдельной подпрограммы, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
Расходы бюджета муниципального района "Ижемский" на содержание структурных подразделений администрации муниципального района "Ижемский", являющихся соисполнителями муниципальной программы и не являющихся ответственными исполнителями и (или) соисполнителями других муниципальных программ, могут отражаться в составе подпрограммы муниципальной программы в соответствующей сфере ее реализации.
При этом указанные расходы в целях обоснования аналитически распределяются по подпрограммам и, при наличии такой возможности, по ведомственным целевым программам и основным мероприятиям.
4. В случае выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию основных мероприятий в соответствии с решениями руководителя администрации муниципального района "Ижемский" вместе с проектом муниципальной программы представляются реквизиты соответствующих нормативных правовых актов (номер и дата поручения, распоряжения, копии соглашений, протоколов и т.д.)
5. Оценка планируемой эффективности реализации муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие муниципального района "Ижемский", содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения, качественное описание связи динамики значений целевых показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Ижемский".
6. Оценка планируемой эффективности подпрограммы производится в соответствии с п. 10 Порядка с целью обоснования предложенных способов достижения целей и решения задач муниципальной программы.
IV. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы и сводных отчетов о ходе реализации муниципальной программы
1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется курирующему заместителю руководителя администрации муниципального района "Ижемский", в отдел экономики и финансовое управление в порядке и в сроки, установленные Порядком.
2. Годовой отчет имеет следующую структуру:
а) конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный год;
б) результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы;
в) результаты реализации мер правового регулирования;
г) результаты использования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района "Ижемский", федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;
д) информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу;
е) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
3. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (указываются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 10), с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и ведомственных целевых программ;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы;
результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году (с приложением расчета оценки эффективности реализации муниципальной программы).
4. Описание результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, включает:
описание результатов реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм в отчетном году (в том числе контрольных событий программы);
перечень нереализованных или реализованных частично ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
анализ последствий нереализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм на реализацию муниципальной программы.
К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 11).
5. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета муниципального района "Ижемский" и иных средств на реализацию муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить:
а) данные о кассовых расходах на реализацию муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 12 и 13);
б) фактические сводные показатели муниципальных заданий согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 14).
6. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, их обоснование и реквизиты соответствующих муниципальных правовых актов муниципального района "Ижемский" (таблица 15).
7. Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности.
8. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
9. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
10. Для выявления степени исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий плана реализации с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
11. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
12. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
13. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета муниципального района "Ижемский" и иных средств на реализацию муниципальной программы в разрезе подпрограмм в отчетном периоде необходимо указать следующие сведения:
1) запланированные объемы бюджетных ассигнований бюджета муниципального района "Ижемский" и иных средств на выполнение мероприятий муниципальной программы;
2) фактические расходы на дату представления отчета;
3) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований бюджета муниципального района "Ижемский" и иных средств на выполнение мероприятий муниципальной программы с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
14. Предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки муниципальной программы.
15. Титульный лист к годовому отчету должен содержать следующую информацию:
- наименование муниципальной программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
- дата составления годового отчета;
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения администрации муниципального района "Ижемский" определенного администрацией муниципального района "Ижемский" в качестве ответственного исполнителя.
16. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы направляются на согласование соисполнителям и представляются до 10 марта года, следующего за отчетным, заместителю руководителя администрации муниципального района "Ижемский" по экономике, а также в отдел экономики и финансовое управление на бумажных носителях и в электронном виде.
Ответственный исполнитель обеспечивает соответствие годовых отчетов, представленных на бумажных носителях и в электронном виде, данным в программном комплексе по планированию бюджета.
На основании годовых отчетов ответственных исполнителей муниципальных программ, а также иной, дополнительно запрашиваемой информации отдел экономики совместно с финансовым управлением ежегодно формирует сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ (далее - сводный годовой отчет)
Сводный годовой отчет содержит:
а) сведения об основных результатах реализации муниципальных программ за отчетный период;
б) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и показателей муниципальных программ за отчетный год;
в) сведения о выполнении расходных обязательств муниципального образования муниципального района "Ижемский", связанных с реализацией муниципальных программ;
г) оценку деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации муниципальных программ;
д) при необходимости - предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальными программами, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом.
V. Управление, контроль реализации муниципальной программы
1. Управление и контроль реализации муниципальной программы должны соответствовать требованиям раздела V Порядка.
2. Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными в муниципальной программе. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
3. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются значения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм), ведомственных целевых программ, включенных в подпрограммы, ход реализации основных мероприятий муниципальной программы, наступление контрольных событий программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных муниципальных контрактов по муниципальной программе на отчетную дату выполнение контрольных событий, объемы финансирования мероприятий программы, информация о внесенных ответственными исполнителями изменениях в муниципальные программы, а также иная информация.
4. Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем муниципальной программы (в порядке и сроки, установленные им) и курирующим заместителем руководителя администрации муниципального района "Ижемский".
5. Мониторинг реализации муниципальных программ проводится на основе данных официального статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, отчетов ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы, ведомственных целевых программ, иных отчетов.
6. По результатам мониторинга реализации муниципальной программы ответственным исполнителем готовятся предложения о сокращении или перераспределении между соисполнителями и участниками муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как отдельных основных мероприятий и ведомственных целевых программ муниципальной программы, так и муниципальной программы в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.