Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены
Приказом Министерства финансов
Республики Коми
от 11 декабря 2017 г. N 247
Методические рекомендации
по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации предназначены для практического использования органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении ими контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере.
Сфера применения Методических рекомендаций охватывает два уровня управления в Республике Коми: региональный и муниципальный.
По видам контроля сфера применения включает внутренний государственный финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов Республики Коми, и внутренний муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований Республики Коми.
Основные понятия и термины, применяемые в настоящих Методических рекомендациях, используются в соответствии с определениями, установленными бюджетным законодательством РФ, законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер, они подлежат дальнейшему наполнению и актуализации.
2. Планирование и организация контрольной деятельности
2.1. Планирование контрольной деятельности
Формирование плана контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - План) включает осуществление следующих действий:
- отбор контрольных мероприятий для предложений в проект Плана;
- составление проекта Плана;
- рассмотрение проекта Плана и утверждение Плана.
Отбор контрольных мероприятий осуществляется исходя из следующих критериев:
наличие выявленных в ходе предыдущих контрольных мероприятий органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля значительных нарушений в финансово-бюджетной сфере (ущерб, причиненный публично-правовому образованию в размере, установленном органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля);
информация о наличии признаков нарушений, поступившая от органов исполнительной власти, правоохранительных органов, отраслевых (функциональных) органов местной администрации, а также выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок;
оценка состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
длительность периода, прошедшего с даты окончания периода, за который проводилось идентичное контрольное мероприятие органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год.
При отборе контрольных мероприятий в План учитываются следующие требования:
необходимость обеспечения реализации всех полномочий органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере;
необходимость выполнения всех планируемых мероприятий с учетом выделенных трудовых, финансовых и материальных ресурсов органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
необходимость обеспечения резерва временных и трудовых ресурсов для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемых на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы, но не более 20 процентов от общего количества планируемых контрольных мероприятий.
Примечание.
Отбор контрольных мероприятий осуществляется исходя из количества контрольных мероприятий, которые орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может выполнить с учетом требований, указанных в пункте 2.5 настоящей Методики.
В рамках отбора контрольных мероприятий в качестве предложений в План включаются контрольные мероприятия в представленной ниже последовательности:
В первую очередь - контрольные мероприятия с высоким уровнем риска:
контрольные мероприятия, в отношении которых поступили поручения Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, требования правоохранительных и надзорных органов (на муниципальном уровне - поручения главы муниципального образования, главы местной администрации, правоохранительных органов);
контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, при проверке которых в предыдущие периоды выявлены значительные нарушения в финансово-бюджетной сфере и (или) установлены риски совершения нарушений, образующих составы административных правонарушений, подведомственных органу внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Во вторую очередь - контрольные мероприятия:
в отношении реализации не менее двух государственных программ Республики Коми (муниципальных программ);
связанные с реализацией контрольных функций в сфере закупок, в объеме не менее 10 процентов от общего количества планируемых контрольных мероприятий;
связанные с осуществлением Министерством финансов Республики Коми полномочий, предоставленных пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ.
В третью очередь - контрольные мероприятия:
в отношении которых поступили предложения отраслевых отделов Министерства финансов Республики Коми (на муниципальном уровне - отраслевых (функциональных) органов местной администрации);
в отношении которых поступили предложения органов исполнительной власти Республики Коми, юридических лиц и граждан.
При отборе контрольных мероприятий, связанных с соблюдением получателями межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, необходимо обеспечить охват проверками не менее десяти муниципальных образований (при наличии).
Контрольные мероприятия не включаются в предложения в План в случае, если с момента проведения органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отношении объекта контроля идентичного контрольного мероприятия на дату начала квартала, в котором предполагается проведение контрольного мероприятия, пройдет менее одного года.
При выборе объектов контроля необходимо учитывать:
организационно-правовую форму объекта контроля;
объемы бюджетных средств, выделенные объекту контроля;
длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
При определении наименования контрольных мероприятий требуется учитывать необходимость обеспечения соответствия тематики контрольного мероприятия полномочиям органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Периодичность составления Плана - годовая.
Сроки проведения контрольных мероприятий в Плане указываются в месяцах (кварталах).
Отбор предложений в План и составление проекта Плана осуществляются уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Проект плана подлежит рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и утверждается им в срок не позднее 31 декабря текущего года.
2.2. Организация контрольной деятельности (контрольного мероприятия)
Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы:
- подготовка и назначение контрольного мероприятия;
- проведение контрольного мероприятия;
- оформление результатов контрольного мероприятия;
- принятие решения по результатам контрольного мероприятия.
Основанием для подготовки и назначения контрольного мероприятия является наличие контрольного мероприятия в Плане на соответствующий год либо решение руководителя (заместителя руководителя) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о проведении внепланового контрольного мероприятия.
При подготовке к проведению контрольного мероприятия члены проверочной (ревизионной) группы должны изучить:
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Коми, регламентирующие деятельность объекта контроля по соответствующим направлениям деятельности объекта контроля;
отчетные и статистические данные о деятельности объекта контроля;
материалы контрольных мероприятий, ранее проведенных органом внутреннего государственного (муниципального) контроля контрольно на объекте контроля;
информацию из соответствующих баз данных, информационных систем, содержащих информацию о деятельности объекта контроля;
другие материалы, характеризующие деятельность объекта контроля, имеющиеся в распоряжении органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Результатом проведения данного этапа являются приказ о назначении контрольного мероприятия, удостоверение, перечень вопросов, подлежащих раскрытию в ходе проведения контрольного мероприятия.
Проведение контрольного мероприятия состоит в проведении контрольных действий по документальному и (или) фактическому изучению деятельности объекта контроля с целью получения необходимых данных и информации для формирования доказательств в соответствии с вопросами контрольного мероприятия.
Информационной основой для проведения контрольного мероприятия являются:
учредительные и иные документы, характеризующие организационно-правовую форму и структуру объекта контроля (следует проанализировать соответствие цели и видов деятельности государственных (муниципальных) учреждений полномочиям публично-правового образования и профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
информационные материалы и документы, полученные по запросам органа внутреннего государственного (муниципального) контроля;
экономическая, правовая и статистическая информация о деятельности объекта контроля;
документы, полученные в ходе контрольного мероприятия (первичные документы, платежные документы, регистры бюджетного и бухгалтерского учета, отчеты об исполнении бюджетной сметы и государственного задания, отчеты о деятельности учреждения);
другие документы (договоры, контракты, соглашения и т.д.).
В целях установления законности и правильности финансовых и хозяйственных операций объекта контроля осуществляется:
проверка учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных документов;
проверка документов на предмет верности содержащихся в них расчетов и итогов, соответствия установленным формам, правильности и полноты их оформления;
проверка действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств или материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг;
сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бюджетного учета с данными отчетности, сопоставление записей, документов и фактических данных по одним хозяйственным операциям с аналогичными сведениями по другим операциям, связанным с ними;
проведение встречных проверок посредством сличения записей, документов и данных, имеющихся у объекта контроля, с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым перечислены денежные средства, переданы материальные ценности и документы;
контрольные обмеры выполненных ремонтно-строительных работ;
другие контрольные действия, связанные с раскрытием вопросов контрольного мероприятия.
Методами осуществления контрольной деятельности являются проверка, ревизия, обследование.
Непосредственное руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий сотрудников на объектах контроля осуществляет руководитель проверяющей (ревизионной) группы.
Предельные сроки проведения контрольного мероприятия, основания для продления и приостановления срока проведения контрольного мероприятия устанавливаются правилами (порядком) осуществления органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Должностные лица органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля несут ответственность за соблюдение сроков и установленного порядка проведения контрольных мероприятий.
В ходе проведения контрольного мероприятия необходимо удостовериться в том, что:
вопросы, подлежащие изучению, раскрываются в полном объеме и в установленные сроки;
все случаи выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений (недостатков), допущенных в деятельности объекта контроля, надлежащим образом задокументированы;
рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие выводы, сформулированные по результатам контрольного мероприятия;
достигается цель контрольного мероприятия.
При осуществлении контрольного мероприятия в рамках реализации контрольных функций в сфере закупок в состав выборки контрактов, подлежащих проверке на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, необходимо включить не менее одного контракта по каждой Государственной программе Республики Коми (муниципальной программе), реализуемой объектом контроля.
Контрольное мероприятие может быть завершено раньше срока, установленного в приказе о назначении контрольного мероприятия.
В случаях, когда для достижения целей контрольного мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми должностные лица органа внутреннего государственного (муниципального) контроля не обладают, к участию в проведении контрольного мероприятия могут привлекаться специалисты органов исполнительной власти Республики Коми и государственных организаций Республики Коми, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Коми, а также независимые эксперты, специалисты негосударственных аудиторских служб и иные специалисты.
Результаты контрольного мероприятия оформляются:
при проведении камеральной проверки - актом камеральной проверки;
при проведении выездной проверки (ревизии) - актом выездной проверки (ревизии);
при проведении встречной проверки - актом встречной проверки;
при проведении обследования - заключением по результатам обследования.
При составлении акта обеспечивается объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
В акте при описании каждого нарушения (недостатка), установленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны:
положения законодательных и нормативных правовых актов РФ, Республики Коми, иных документов, которые были нарушены;
сведения о периоде, к которому относятся выявленные нарушения (недостатки);
информация о том, в чем выразилось нарушение (недостаток), с указанием реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать операцию, документ (положение документа), при изучении которого выявлено нарушение (недостаток);
сумма нарушения, исчисляемая в количественном и денежном (если применимо) выражении;
информация о лицах, допустивших нарушения;
принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Формулировка нарушения должна начинаться со слов "В нарушение", после чего должны указываться конкретные пункты, части, статьи нормативных правовых актов, иных документов, а также иные реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать положения указанных документов, которые были нарушены.
В акте должна также содержаться обобщенная информация о выявленных нарушениях, сгруппированных по видам.
Если на объекте контроля проводилось контрольное мероприятие в предшествующем периоде, то в акте следует отразить фактическое исполнение направленных объекту контроля по результатам этого контрольного мероприятия представлений и (или) предписаний, отметить, какие меры приняты по недопущению повторного совершения ранее выявленных нарушений.
Заключение по итогам обследования оформляется в произвольной форме с приложением копий документов, подтверждающих факты нарушений, установленных при обследовании.
Должностные лица органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля несут ответственность за качество проводимых контрольных мероприятий, наличие и правильность выполненных расчетов.
Должностные лица органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля не несут ответственности за выводы и корректность расчетов, выполненных на основании недостоверных, неполных первичных документов и отчетности, представленных к проверке объектом контроля.
Рассмотрение результатов контрольного мероприятия осуществляется уполномоченным лицом органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. По результатам такого рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) органа внутреннего государственного (муниципального) контроля принимается одно из следующих решений:
- о направлении предписания и (или) представления и (или) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения и (или) направлении информации и (или) документов и иных материалов, содержащих сведения о наличии в действиях (бездействии) должностных лиц объекта контроля или иных лиц признаков состава преступления или иного нарушения, в правоохранительный или иной государственный орган (должностному лицу) в соответствии с его компетенцией;
- о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии);
- об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляет контроль за ходом мероприятий по устранению выявленных нарушений.
При обнаружении признаков административного правонарушения, отнесенного Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к подведомственности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, возбуждается административное производство.
В случае выявления по результатам контрольного мероприятия действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, не отнесенного КоАП РФ к подведомственности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, материалы проверки подлежат направлению в соответствующий уполномоченный орган, в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.
Результаты проведения контрольных мероприятий размещаются на официальном сайте органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в единой информационной системе в сфере закупок в установленном законодательством порядке.
2.3. Контроль за реализацией результатов проведенных контрольных мероприятий
Контроль за реализацией результатов проведенных мероприятий включает в себя:
- контроль полноты и своевременности принятия мер по представлениям (предписаниям) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- контроль за своевременным составлением протоколов об административных правонарушениях.
Контроль полноты и своевременности принятия мер по представлениям (предписаниям) включает в себя:
а) постановку представлений (предписаний) на контроль;
б) анализ результатов исполнения представлений (предписаний);
в) принятие мер в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения представлений (предписаний), несоблюдения сроков их исполнения;
г) снятие представлений (предписаний) с контроля, продление сроков контроля их реализации (если такая возможность предусмотрена правилами (порядком) осуществления органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере) и (или) принятие мер по их реализации.
Постановка представлений (предписаний) на контроль осуществляется после принятия руководителем органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля решения об их направлении и представляет собой фиксацию представлений (предписаний) в реестре с отражением требований (пунктов), иных сведений, подлежащих исполнению.
Анализ результатов исполнения представлений (предписаний) включает в себя:
- анализ соблюдения объектами контроля сроков исполнения представлений (предписаний);
- анализ результатов рассмотрения и исполнения объектами контроля требований, предложений и рекомендаций, содержащихся в представлениях (предписаниях).
Анализ соблюдения сроков исполнения представлений (предписаний) состоит в сопоставлении фактических сроков исполнения представлений (предписаний) со сроками, указанными в представлениях (предписаниях). Фактические сроки исполнения представлений (предписаний) определяются по исходящей дате документов, представленных объектами контроля.
Анализ результатов рассмотрения и исполнения объектами контроля требований, предложений и рекомендаций, содержащихся в представлениях (предписаниях), включает в себя:
а) анализ соответствия принятых объектом контроля мер содержанию требований, предложений и рекомендаций, содержащихся в представлениях (предписаниях);
б) анализ причин невыполнения требований, предложений и рекомендаций, содержащихся в представлениях (предписаниях).
В ходе анализа результатов исполнения представлений (предписаний) у объектов контроля может быть запрошена информация, документы и материалы, подтверждающие результаты выполнения содержащихся в представлениях (предписаниях) требований.
По итогам анализа результатов исполнения объектами контроля представлений (предписаний) оценивается полнота, качество и своевременность выполнения содержащихся в них требований по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе причин и условий таких нарушений, возмещению причиненного публично-правовому образованию ущерба, привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения представлений (предписаний), несоблюдения сроков их исполнения к объектам контроля могут быть применены (при наличии состава) меры административной ответственности, установленные законодательством Российской Федерации.
Срок исполнения представлений (предписаний) может быть продлен органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на основании мотивированного ходатайства объекта контроля.
Решение о снятии с контроля представлений (предписаний), продлении сроков контроля их реализации и принятии по ним дополнительных мер принимается руководителем (заместителем руководителя) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Решение о снятии представления (предписания) с контроля принимается при выполнении следующих условий:
а) принятие по представлению (предписанию) исчерпывающих решений и мер по их реализации;
б) информирование органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о принятых по представлению (предписанию) решениях и мерах по их реализации.
При обращении объектов контроля в судебные органы об оспаривании представлений (предписаний) (отдельных требований (пунктов)) решение об их выполнении и снятии с контроля может быть принято на основании вынесенных решений о признании представлений (предписаний) (отдельных требований (пунктов)) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля недействительными.
Контроль за своевременным составлением протоколов об административных правонарушениях заключается в еженедельном мониторинге хода контрольных мероприятий и оценке фактически выявленных данных на предмет наличия признаков административных правонарушений, подведомственных органу внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
3. Вопросы, подлежащие раскрытию в ходе проведения контрольного мероприятия
Перечень основных вопросов, подлежащих раскрытию в ходе проведения контрольного мероприятия, формируется в зависимости от темы контрольного мероприятия с учетом полномочий органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и является неотъемлемой частью приказа о проведении контрольного мероприятия.
При оформлении контрольного мероприятия взаимосвязанные вопросы могут быть объединены для их совместного рассмотрения.
При раскрытии вопроса контрольного мероприятия необходимо руководствоваться нормами законодательных и иных нормативных правовых актов, положениями правовых актов ненормативного характера, имеющими непосредственное отношение к данному вопросу.
Для раскрытия вопроса контрольного мероприятия проводятся контрольные действия по документальному и (или) фактическому изучению деятельности объекта контроля.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, документам о планировании и осуществлении закупок и иным документам объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и другими действиями по контролю.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и другими действиями по контролю, установленными действующим законодательством РФ.
Ниже в качестве примеров приведены перечни основных вопросов в зависимости от темы контрольного мероприятия и показан механизм раскрытия отдельных вопросов контрольного мероприятия.
3.1. Проверка законности, результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета одного уровня бюджету другого уровня
поступление, расходование, своевременность возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;
обоснованность показателей, представленных для расчета межбюджетных трансфертов;
соблюдение бюджетополучателями целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов;
правомерность и целевое расходование межбюджетных трансфертов, достижение показателей результативности использования указанных средств;
достоверность отчетности об использовании межбюджетных трансфертов.
3.2. Проверка выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
наличие соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
наличие государственного (муниципального) задания и его соответствие основным видам деятельности, предусмотренным уставом учреждения;
соответствие оказываемой услуги (выполняемой работы) перечню государственных и муниципальных услуг и работ;
обоснованность внесения изменений в государственное (муниципальное) задание;
организация учета выполнения государственного (муниципального) задания как в количественных показателях, так и показателях качества, соответствие количества и качества оказанных услуг (объемов выполненных работ) утвержденным показателям;
соответствие категории получателей государственных (муниципальных) услуг, закрепленной в государственном (муниципальном) задании, фактическим потребителям государственных (муниципальных) услуг;
наличие фактов невыполнения государственного (муниципального) задания и принятые учредителем в связи с этим меры;
наличие фактов расходования средств субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета Республики Коми (местного бюджета) государственным (муниципальным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, на цели, не связанные с выполнением государственного задания;
полнота, достоверность и своевременность предоставления отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания;
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания;
наличие увязки целевых показателей государственных (муниципальных) программ, в рамках которых государственными (муниципальными) учреждениями осуществляется предоставление государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), с соответствующими показателями государственных (муниципальных) заданий;
наличие, правильность составления и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, его анализ.
3.3. Проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ)
соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок, в том числе:
соблюдение требований к порядку формирования, утверждения, ведения и размещения планов закупок и планов-графиков закупок;
соблюдение требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
соблюдение правил нормирования в сфере закупок;
соблюдение требований по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при заключении и исполнении контрактов, в том числе:
соблюдение порядка заключения и изменения контрактов;
соблюдение требований по применению заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
соблюдение требований при приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
соблюдение требований по своевременности, полноте и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
соблюдение требований по соответствию использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
4. Механизм раскрытия отдельных вопросов контрольного мероприятия
4.1. Соблюдение правил нормирования в сфере закупок
Для раскрытия вопроса необходимо проверить:
Наличие утвержденных государственными (муниципальными) органами требований к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений, их размещение в Единой информационной системе в сфере закупок.
Соблюдение требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных (муниципальных) органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Соблюдение требований к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющих обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящих к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При раскрытии вопроса необходимо учитывать, что:
заказчики, не являющиеся государственными (муниципальными) органами, документы о нормировании не разрабатывают;
правила нормирования применяются для обоснования объекта, включаемого в план закупок;
требования к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам учитываются при формировании планов-графиков закупок;
закупка товаров, работ, услуг, вид и состав которых не определены в соответствии с правилами нормирования, осуществляется без учета таких правил.
4.2. Соблюдение требований по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
При раскрытии вопроса необходимо изучить:
план-график закупок, наличие обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
обоснованность выбора метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
наличие обоснования невозможности применения методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
обоснованность использования информации для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
расчет начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе обоснованность применения методик и нормативов, индексов пересчета цен из одного уровня цен в другой, корректирующих коэффициентов и т.п.;
сведения, послужившие основанием для формирования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включающие в себя:
информацию о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
нормативные правовые акты об утверждении тарифов;
калькуляционные материалы, примененные для формирования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при применении затратного метода, сметную документацию;
общедоступную информацию о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
иные документы и сведения, относящиеся к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), использованные заказчиком при определении и обосновании цены контракта в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Проверке подлежит соблюдение положений:
статьи 22 Закона о контрактной системе;
методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - методические рекомендации N 567);
иных правовых актов, принимаемых в соответствии с Законом о контрактной системе, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом необходимо отметить, что:
определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке;
при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 52 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе расчет и обоснование цены контракта, произведенные заказчиком, не отражаются в контракте и отчете;
методические рекомендации N 567 разработаны в целях оказания помощи заказчикам для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и не носят нормативного характера;
метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным для определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе; в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчик вправе применить иные методы, в этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
4.3. Соблюдение требований при приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта
На этапе фактического контроля необходимо осуществить:
документальную фиксацию объемов фактически поставленных товаров, результатов выполненных работ или оказанных услуг, в том числе с применением специальных измерительных инструментов, электронных устройств и технических средств контроля;
проверку ассортимента и качества фактически поставленных товаров, результатов выполненных работ или оказанных услуг с последующим сопоставлением полученных результатов с данными документальной проверки и данными, содержащимися в документации субъекта контроля по поставленному товару, выполненной работе (ее результату) или оказанной услуге.
В ходе осуществления мероприятий документального контроля соответствия поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг условиям контракта необходимо установить:
соответствие контракта основным условиям, указанным в статье 34 Закона о контрактной системе, - посредством проверки фактического наличия условий контракта установленным нормативным требованиям;
соблюдение установленных контрактом условий по стоимости, надлежащему качеству и объему подлежащих поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг - посредством проверки фактически поставленного товара, выполненной работы и оказанной услуги на соответствие условиям контракта по стоимости, качеству и объему;
соблюдение специальных норм и правил, определяющих порядок осуществления работ (например, строительных норм и правил, наличие разрешений, лицензий), - посредством проверки наличия документов, подтверждающих соблюдение специальных норм и правил, определяющих порядок осуществления работ;
наличие (отсутствие) изменений условий контракта об объеме, качестве и стоимости подлежащих поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг - посредством проверки условий контракта на предмет соответствия техническому заданию на поставку товара, выполнение работы и оказание услуги в документации о торгах;
соблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по внесению изменений в условия контракта в случае наличия изменений условий контракта, включая правомерность внесения изменений, наличие надлежаще оформленных дополнительных соглашений и своевременность их регистрации, - посредством проверки внесенных изменений в условия контракта на соответствие требованиям статей 34 и 95 Закона о контрактной системе;
выполнение требований контракта о порядке приемки, включая наличие и правильность оформления актов приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, своевременность приемки, выполнение требования по направлению претензий, своевременность оплаты, - посредством проверки фактического наличия актов приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, правильности их оформления в соответствии с условиями контракта, своевременности их оформления в соответствии с условиями контракта, а также посредством проверки платежных документов на своевременность оплаты.
5. Административная юрисдикция органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ Министерство финансов Республики Коми уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ (в пределах своих полномочий).
Кроме того, уполномоченные должностные лица Министерства финансов Республики Коми вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4, 5 статьи 7.32, статьями 15.11, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7, частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых установлен Законом Республики Коми от 26.09.2014 N 109-РЗ, при осуществлении муниципального финансового контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ (приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям). Рассмотрение дел о таких административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами органов местного самоуправления при осуществлении муниципального финансового контроля, отнесено к компетенции судей.
Производство по делу об административном правонарушении можно разделить на следующие этапы:
1. Выявление правонарушения в ходе проведения контрольных мероприятий (юридического факта совершения противоправного деяния).
2. Установление виновных лиц, совершивших административное правонарушение (лиц, в отношении которых возбуждается производство по делу об административном правонарушении).
3. Подготовка доказательной базы - сбор документов, доказывающих факт совершения правонарушения, а также виновность лиц, в отношении которых возбуждается производство по делу об административном правонарушении.
4. Уведомление лиц, в отношении которых возбуждается производство по делу об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Как правило, протокол составляется по месту нахождения проверяемой организации (в случае проведения контрольного мероприятия) или по месту нахождения органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
5. Составление протокола об административном правонарушении. На данном этапе предоставляется возможность ознакомиться с содержанием протокола, а также написать свои возражения, связанные с выявленным административным правонарушением, или отказаться от подписания протокола, о чем делается соответствующая отметка. После составления протокола его направляют на рассмотрение лицу, уполномоченному рассматривать протоколы об административных правонарушениях.
6. Уведомление виновных лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
7. Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления, то есть фактически принятие решения по административному делу.
8. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении (факультативный этап).
9. Исполнение вынесенного решения - оплата виновными лицами административного штрафа.
В ходе контрольного мероприятия необходимо выяснить:
все ли обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, были исследованы, в частности, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства;, отягчающие административную ответственность;
достаточно ли представленных фактических данных, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;
соответствует ли протокол об административном правонарушении законодательно установленным требованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.