Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 30 марта 2018 г. N 155-р
(приложение N 1)
Концепция
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми
1. Введение
1.1. На сегодняшний день в Республике Коми сформировалась и функционирует сеть организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, а также форм собственности:
по отрасли "Образование" - 54 организации, из них 3 государственные;
по отрасли "Культура" - 41 организация (муниципальные школы искусств и музыкальные школы);
по отрасли "Физическая культура и спорт" - 39 организаций, из них 8 государственных организаций спортивной подготовки, 31 муниципальная детско-юношеская спортивная школа и организации спортивной подготовки.
Помимо ведомственной сети организаций дополнительного образований существуют частные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере дополнительного образования детей или реализующие программы дополнительного образования.
Таким образом, в системе дополнительного образования детей в Республике Коми на сегодняшний день созданы определенные условия для удовлетворения запросов и потребностей детей по разным направлениям:
функционируют разнообразные виды детских творческих объединений по направленностям дополнительного образования детей;
расширяется возрастной диапазон образовательных программ и услуг;
расширяется спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);
обучающимися активно осваиваются различные образовательные технологии.
1.2. Между тем быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования и обозначают ряд существующих проблем:
отсутствие законодательно закрепленного права ребенка на получение дополнительного образования на бесплатной основе;
низкая эффективность бюджетных расходов в связи с отсутствием возможностей контроля за фактом получения ребенком образовательной услуги;
низкая эффективность управленческих решений в связи с невозможностью точного определения реального, а не рассчитанного по количеству услуг, охвата детей дополнительным образованием;
отсутствие негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей в общем образовательном пространстве на равных условиях с муниципальными и государственными образовательными организациями;
низкий уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на интересы детей и решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
1.3. В этой связи возникает потребность в разработке и внедрении иных социально ориентированных финансово-экономических механизмов реализации принципов государственной политики для развития системы дополнительного образования детей в Республике Коми.
2. Общие положения
2.1. Концепция персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми (далее - Концепция) разработана в целях формирования и внедрения в Республике Коми системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора дополнительных общеобразовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных услуг) в соответствии с индивидуальными потребностями детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании и последующего финансирования реализации выбираемых детьми дополнительных общеобразовательных программ.
2.2. Целью Концепции является внедрение вариативного механизма предоставления и оплаты услуг дополнительного образования.
Вариативность предоставления и оплаты услуг дополнительного образования основана на закреплении за сертификатом персонифицированного финансирования персональных обязательств по оплате выбираемой услуги дополнительного образования (обязательств передачи средств выбранному поставщику образовательных услуг), либо предоставления возможности зачисления на образовательные программы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
2.3. Задачи Концепции:
1) внедрение современных финансово-экономических и организационно- управленческих механизмов в сфере дополнительного образования детей;
2) обновление спектра дополнительных общеобразовательных программ, в том числе посредством развития конкуренции в сфере услуг дополнительного образования детей за счет предоставления равного доступа к бюджетным средствам для муниципальных и частных организаций, индивидуальных предпринимателей;
3) выявление и поддержка лучших педагогов и практик в сфере дополнительного образования детей, пользующиеся наибольшей популярностью среди детей;
4) совершенствование системы сбора статистической информации об охвате детей услугами дополнительного образования детей.
2.4. Концепция реализуется посредством механизмов персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее - механизм персонифицированного финансирования) и персонифицированного учета дополнительного образования (далее - механизм персонифицированного учета).
2.5. Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей - это совокупность участников и отношений в сфере дополнительного образования детей, осуществляющих взаимодействие с использованием механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в услугах дополнительного образования детей вне зависимости от типа и вида поставщиков образовательных услуг.
2.6. Механизм персонифицированного финансирования - финансово-экономический механизм, позволяющий закрепить определенный объем средств и передать их поставщикам образовательных услуг после выбора получателем услуги соответствующей дополнительной общеразвивающей программы.
2.7. Механизм персонифицированного учета - организационно-управленческий механизм, позволяющий обеспечить сбор, обобщение, анализ информации об охвате детей дополнительными общеобразовательными программами, качестве предоставляемых образовательных услуг, выборе дополнительных общеобразовательных программ, эффективности расходования бюджетных средств.
2.8. Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении получателя услуги в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, подтверждающая его право на получение дополнительного образования за счет бюджетных средств.
2.9. Сертификат дополнительного образования используется для учета выбираемых и осваиваемых дополнительных общеобразовательных программ (далее - Образовательная траектория).
2.10. Сертификат дополнительного образования может использоваться в качестве:
сертификата учета - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для обучения исключительно по программам, реализуемым государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов или республиканского бюджета Республики Коми;
сертификата персонифицированного финансирования - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного образования, для оплаты услуг, оказываемых поставщиками образовательных услуг.
2.11. Использование сертификата дополнительного образования в качестве сертификата учета и сертификата персонифицированного финансирования одновременно не допускается.
2.12. Реестр сертификатов дополнительного образования - база данных о лицах, получивших сертификаты дополнительного образования.
3. Механизмы реализации Концепции
Основными механизмами реализации Концепции являются:
1) совершенствование нормативно-правовой базы в целях внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми;
2) создание рабочих групп по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми;
3) определение уполномоченных организаций для функционирования системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми;
4) создание и ведение в порядке, установленном Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство):
а) реестра сертификатов дополнительного образования;
б) реестра сертифицированных образовательных программ, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые поставщиками образовательных услуг. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам, включенным в реестр сертифицированных образовательных программ, возможно только по сертификатам дополнительного образования, имеющим статус сертификата персонифицированного финансирования;
в) реестра предпрофессиональных программ, в который включаются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и (или) физической культуры и спорта, реализуемые за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов или республиканского бюджета Республики Коми. Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, включенным в реестр предпрофессиональных программ, возможно с использованием сертификата дополнительного образования;
г) реестра значимых программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, признаваемых важными для социально-экономического развития муниципального образования. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам, включенным в реестр значимых программ, возможно с использованием сертификата дополнительного образования;
д) реестра общеразвивающих программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, не вошедшие в реестр значимых программ, в отношении которых принято решение о сохранении финансирования за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов или республиканского бюджета Республики Коми, независимо от спроса со стороны населения. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам, включенным в реестр общеразвивающих программ, возможно только по сертификатам дополнительного образования, имеющим статус сертификата учета;
5) возможность использования специальных информационных систем в целях автоматизации процедур зачисления детей на обучение, согласования возможности зачисления детей на обучение - навигаторов дополнительных общеобразовательных программ.
Реализация Концепции будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми на 2018 - 2019 годы (приложение 1 к настоящей Концепции).
Контроль за реализацией Концепции осуществляет Министерство.
4. Этапы реализации Концепции
4.1. Концепция реализуется в два этапа:
I этап - 2018 год;
II этап - 2019 - 2020 годы.
4.2. На первом этапе будет осуществлено внедрение на территории всех муниципальных образований в Республике Коми сертификатов дополнительного образования, имеющих статус сертификатов учета. В 10 пилотных муниципальных образованиях муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми будет предусмотрена возможность использования сертификатов дополнительного образования в качестве сертификатов персонифицированного финансирования.
4.3. На втором этапе возможность использования сертификатов дополнительного образования в качестве сертификатов персонифицированного финансирования будет распространена на все муниципальные образования муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, а общее число сертификатов дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования будет увеличено.
4.4. Начиная с I этапа Министерством совместно с Министерством культуры, туризма и архивного дела Республики Коми и Министерством физической культуры и спорта Республики Коми, органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
4.5. Рекомендуемые сроки внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальных образованиях муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми приведены в приложении 2 к настоящей Концепции.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
5.1. Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
5.1.1) к 31 декабря 2018 года:
все муниципальные образования муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - муниципалитеты) перейдут на управление системой дополнительного образования детей на основе механизма персонифицированного учета;
не менее 50% муниципалитетов внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования;
не менее 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории десяти пилотных муниципалитетов, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
5.1.2) к 2020 году:
все муниципалитеты внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
не менее 70% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Республики Коми, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, что позволит:
внедрить современные финансово-экономические и организационно-управленческие механизмы в сфере дополнительного образования детей;
обновить спектр дополнительных общеобразовательных программ, в том числе посредством развития конкуренции в сфере услуг дополнительного образования детей за счет предоставления равного доступа к бюджетным средствам для муниципальных и частных организаций, индивидуальных предпринимателей;
выявить и поддержать лучших педагогов и практики в сфере дополнительного образования детей, пользующиеся наибольшей популярностью среди детей.
В целях мониторинга реализации Концепции разработана система показателей Концепции, позволяющая отслеживать качество ее реализации. Таблица индикаторов (показателей) реализации Концепции приведена в приложении 3 к настоящей Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.