Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения и характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей
Программа разработана в рамках полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, предусмотренных статьей 42.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), а также во исполнение пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 г.
Программа направлена на создание условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
В Программе определены задачи по организации защиты прав потребителей, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.
Одной из причин, порождающих многочисленные нарушения прав потребителей, является недостаточная правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что системой органов защиты прав потребителей в средствах массовой информации систематически будут размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
Данные вопросы приобретают особую актуальность потому, что современные маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя, которое не всегда является рациональным.
Изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
С учетом снижения административных барьеров, в том числе введения ограничений по проведению проверок субъектов хозяйствования, риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.
Уполномоченным территориальным органом Роспотребнадзора, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке на территории Республики Коми, является Управление Роспотребнадзора по Республике Коми
На основании результатов контрольно-надзорной деятельности Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми ежегодно готовится региональный доклад о защите прав потребителей в Республике Коми, который размещается в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Региональный доклад направлен на оценку ситуации по защите прав потребителей в регионе, содержит актуальные проблемы населения в анализируемом периоде, обозначенные в том числе по результатам соответствующей деятельности иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, общественных организаций на территории Республики Коми.
На потребительском рынке Республики Коми степень законопослушания в среде хозяйствующих субъектов стабильной общей положительной динамики не имеет. Все это оказывает неблагоприятное влияние на повседневную жизнь граждан и их благосостояние.
В 2017 году наибольшее количество нарушений выявлялось Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в ходе контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов, оказывающих услуги розничной торговли, - 5,2 нарушения на 1 проверку; общественного питания - 3,6; в сфере оказания услуг связи - 5,3; образовательных услуг-3,3; финансовых услуг - 3,0, а в ходе двух проверок оказания жилищно-коммунальных услуг было выявлено 48 нарушений.
Ежегодно наибольшее количество обращений граждан связано с нарушениями их прав в сфере розничной торговли, при оказании услуг общественного питания, жилищно-коммунальных, медицинских и транспортных услуг, услуг связи. При этом рассмотрение вопросов, поставленных гражданами в обращениях, зачастую является компетенцией нескольких органов государственного контроля (надзора).
Исходя из этого Программа предусматривает организацию взаимодействия и проведение совместных мероприятий различными органами государственного контроля (надзора).
Для обеспечения защиты прав и интересов потребителей необходимо повышение роли общественного потребительского движения. Основная работа общественных организаций в республике сосредоточена на консультировании населения по вопросам защиты прав потребителей, оказании помощи потребителям при отстаивании своих интересов в суде, но эти организации занимают пассивную позицию в обсуждении актуальных вопросов состояния потребительского рынка, рассматриваемых на различных площадках, вопросов совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Таким образом, задачи в сфере защиты прав потребителей необходимо решать, принимая в том числе меры организационного характера, направленные на укрепление защиты прав и законных интересов потребителей. Исходя из изложенного сформированы мероприятия Программы, а также целевые показатели по их выполнению.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей Республики Коми.
По мере реализации Программы ее мероприятия будут корректироваться с учетом полномочий участников Программы и по результатам мониторинга ее эффективности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.