Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 04.05.2018 N 5/1195
Муниципальная программа
МО ГО "Сыктывкар" "Без долгов за жилищно-коммунальные услуги на плановый период 2018 - 2019 гг."
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа МО ГО "Сыктывкар" "Без долгов за жилищно-коммунальные услуги на плановый период 2018 - 2019 гг." (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Республики Коми от 13.04.2016 N 156-р |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" |
Разработчик Программы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее - Управление ЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар") |
Куратор Программы |
Управление ЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар" |
Исполнители Программы |
Администрация МО ГО "Сыктывкар", отраслевые управления администрации, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации |
Сроки реализации Программы |
2018 - 2019 гг. |
Цели и задачи Программы |
- увеличение уровня (%) годового сбора оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги; - снижение просроченной задолженности прочих потребителей за жилищно-коммунальные услуги; - положительная динамика по снижению просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги в течение отчетных периодов (квартально, годовая); - отсутствие просроченной задолженности бюджетных потребителей за жилищно-коммунальные услуги |
Перечень основных направлений Программы |
Система программных мероприятий состоит из четырех основных направлений: - организационные мероприятия; - информационные и социальные мероприятия; - досудебные мероприятия; - мероприятия судебного воздействия |
Объемы и источники финансирования Программы |
Не предусматриваются |
Ожидаемые результаты Программы |
Обеспечение динамики снижения просроченной задолженности, а в случаях с бюджетными потребителями - ее отсутствие и, как следствие, увеличение финансовых и производственных возможностей организаций жилищно-коммунального хозяйства, что особо важно при своевременном выполнении комплексных мероприятий при подготовки объектов жилищно-коммунального, газового и энергетического комплексов к работе в осенне-зимний период |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями
Муниципальная программа муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - "Без долгов за жилищно-коммунальные услуги на плановый период 2018 - 2019 годов" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Республики Коми от 13.04.2016 N 156-р.
Самой значимой задачей и усиливающейся с каждым годом проблемой для всех организаций по управлению многоквартирными домами (далее - УК) и других организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), является эффективное правовое управление дебиторской задолженностью предприятий ЖКХ.
Сегодня задолженность населения по оплате за коммунальные услуги является наиболее распространенным видом долга во взаимоотношениях между УК, ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) и потребителями услуг ЖКХ. Именно по этой причине большинство споров, находящихся на разрешении в судах общей юрисдикции, возникают между организациями ЖКХ и физическими и юридическими лицами.
Поэтому целью разработки и реализации настоящей Программы являются определение комплекса мероприятий для повышения эффективности и упорядочивания работы с задолженностью потребителей за жилищно-коммунальные услуги, снижение просроченной задолженности и сохранение достигаемой за счет разработанных мероприятий положительной динамики по недопущению дальнейшего роста просроченной задолженности. По разным причинам не все потребители добросовестно выполняют обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Одной из наиболее острых проблем отрасли жилищно-коммунального хозяйства МО ГО "Сыктывкар" является задолженность за предоставленные коммунальные услуги, где основную долю составляет задолженность населения. Задолженность населения перед управляющими организациями составляет более 640 млн. руб.
Для организации эффективной работы по снижению и предупреждению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, необходимо создание и осуществление комплексных мер, основными результатами которых является:
- увеличение собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги;
- уменьшение роста задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы можно определить следующие:
- увеличение уровня оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги;
- снижение просроченной задолженности прочих потребителей за жилищно-коммунальные услуги;
- положительная динамика по снижению просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги в течение отчетных периодов (квартальная, годовая);
- отсутствие просроченной задолженности бюджетных потребителей за жилищно-коммунальные услуги.
Для достижения указанных целей Программой предусматривается комплекс мероприятий и задач следующего направления:
- организационные мероприятия;
- информационные и социальные мероприятия;
- досудебные мероприятия;
- мероприятия судебного воздействия.
3. Оценка приоритетности задач, решаемых Программой
Главный элемент в системе платежей и взыскания задолженности - это контроль. Именно он позволяет непрерывно сопоставлять цель с фактом. Систематизация платежей - это работа по сбору данных о размерах платежей. Работа по выявлению проблемной задолженности должна осуществляться постоянно, без длительных перерывов.
С целью разработки адекватных мероприятий, позволяющих снизить задолженность населения, и принятия правильных решений по применению санкций к должникам целесообразно проведение всестороннего анализа причин неплатежей. Для анализа задолженности очень важна информация о доле семей, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, в каждой доходной группе населения муниципального образования. Это позволит сделать вывод о том, насколько влияет совокупный доход семьи на дисциплину платежей за ЖКУ. Причины неплатежей граждан за жилищно-коммунальные услуги могут быть различного плана: финансовые, социальные, психологические. При исследовании задолженности и влияния на ее уровень необходимо рассматривать влияние различных факторов: уровень доходов граждан, стоимость жилищно-коммунальных услуг, уровень оплаты жилья и коммунальных услуг и др.
Таким образом, можно выделить условные группы должников в зависимости от возможных причин задержки оплаты за жилищно-коммунальные услуги с точки зрения желания и возможностей, а также указать возможные ответные шаги по ликвидации возникающей задолженности с учетом возможных причин неплатежей.
3.1. Потребитель хочет платить, но не может (законопослушный гражданин). При постоянном низком доходе (пенсионеры, работники бюджетной сферы и др.): предоставление жилищных субсидий всем, имеющим на то право; расширение круга лиц, имеющих право на предоставление субсидии; предложение альтернативных способов возмещения задолженности. При временном отсутствии дохода (безработный): предоставление жилищных субсидий; постановка на учет в службе занятости; предложение альтернативных способов возмещения задолженности. При временных денежных затруднениях (задержка по выплате зарплаты, пенсии, пособия): заключение соглашения о продлении срока погашения задолженности. В том случае, если общая площадь жилого помещения, занимаемого гражданином и его семьей, превышает социальную норму площади жилья, возможно содействие в замене данного помещения на жилое помещение в пределах социальной нормы.
3.2. Потребитель может платить, но не хочет. Потребитель не знает, почему и за что он должен платить (квартира в его собственности) - необходима информационно-разъяснительная работа по составу и назначению затрат, включаемых в платежи за жилищно-коммунальные услуги. Потребитель считает, что размер платежей необоснованно завышен - доводится информация об установленных объемах и качестве выполняемых работ при существующем уровне оплаты ЖКУ населением, информация по альтернативным способам управления и содержания жилья (товарищества собственников жилья). Потребитель не удовлетворен качеством оказываемых жилищно-коммунальных услуг: проводится проверка работы исполнителя коммунальных услуг и соблюдения правил предоставления коммунальных услуг; предоставляется информация о стандартах качества жилищно-коммунальных услуг. Потребитель не знает о последствиях неуплаты и накопления задолженности - осуществляется информационно-разъяснительная работа по системе мер, применяемых к должнику.
3.3. Потребитель может и хочет платить, но не платит в срок. Потребитель не знает о последствиях неуплаты и накопления задолженности - возможна информационно-разъяснительная работа по системе мер, применяемых к должнику. Потребитель постоянно забывает о платеже - проводится рассылка квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (напоминаний о наступлении срока платежа или о просрочке платежа). Если размер установленных пени несущественен - введение дополнительных штрафных санкций при просрочке платежа на срок более 3-х месяцев. Введение данных штрафных санкций означает отключение жилого помещения должника от одного из видов коммунальных услуг или начисление штрафа за просрочку платежа на срок более 3-х месяцев. Начисление штрафа может производиться только в том случае, если такое условие предусмотрено договором найма жилого помещения, заключаемым с нанимателем, или соглашением о совместном владении домом и долевом участии в расходах по его содержанию и ремонту (договором на техническое обслуживание), заключаемым с собственником - гражданином жилого помещения.
3.4. Потребитель не может и не хочет платить. При постоянно низком доходе и принадлежности к социально неблагополучной группе населения - информационно-разъяснительная работа о программе жилищных субсидий и системе мер, применяемых к должнику; последовательное применение системы мер.
Семьи, имеющие задолженность, можно также классифицировать по другим признакам, например: по социальному типу семьи (семьи с одним работающим; семьи пенсионеров; семьи, где есть пенсионер и работающий; семьи, где нет работающих и пенсионеров; по демографическому составу семьи (одинокие в трудоспособном возрасте; одинокие в пенсионном возрасте; супружеские пары в пенсионном возрасте; супружеские пары в трудоспособном возрасте без детей; супружеские пары с детьми; многодетные семьи; неполные семьи без одного кормильца) и т.д.
4. Система программных мероприятий
Программа предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий:
- мероприятия по выявлению задолженности (мониторинг задолженности);
- мероприятия по предупреждению и снижению задолженности.
Мониторинг задолженности - это работа по сбору сведений о размерах задолженности для последующего анализа. Его можно рассматривать как механизм слежения и контроля за состоянием задолженности.
Цели мониторинга включают:
- выявление должников;
- сбор информации, необходимой для последующего совершенствования деятельности организации, направленной на работу с должниками.
Мониторинг позволяет оперативно реагировать на процессы, происходящие в сфере сбора платежей с потребителей. Деятельность по выявлению задолженности является необходимым компонентом эффективной работы с должниками.
При проведении мониторинга осуществляются следующие действия:
- сбор информации о текущем состоянии лицевых счетов потребителей;
- обобщение информации;
- анализ информации.
Сущность деятельности по выявлению задолженности состоит в сопоставлении информации о счетах, выставленных на оплату, и фактически внесенных платежах. В соответствии с законодательством Российской Федерации меры, которые можно применять к неплательщикам, различаются в зависимости от продолжительности задолженности.
Например, по отношению к тем, кто не оплачивает жилищно-коммунальные услуги меньше 3 месяцев, это может быть просто оповещение. При наличии задолженности, превышающей шесть ежемесячных размеров платы, допустимо приостановление или ограничение предоставления потребителю коммунальных услуг, а также выселение нанимателя из жилого помещения в судебном порядке. В связи с этим при обобщении информации о текущем состоянии лицевых счетов потребителей рекомендуется классифицировать задолженность по срокам на предложенные группы (до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 месяцев до 3 лет, свыше 3 лет).
После того как информация собрана и обобщена, следует переходить к ее анализу. При анализе информации о задолженности рекомендуется учесть три аспекта:
1) определить, какое направление работы с потребителями наиболее актуально: снижение задолженности либо ее предупреждение. Например, если у большинства неплательщиков задолженность имеет неустойчивый характер, непродолжительна, то целесообразнее больше внимания уделять мероприятиям по предупреждению задолженности;
2) производить анализ информации о должниках по двум ключевым параметрам: продолжительность задолженности и сумма долга. Субъект, осуществляющий мониторинг, должен определиться, на какой из этих факторов ему ориентироваться в первую очередь, и в зависимости от этого организовывать свою работу с должниками. Так, в целях минимизации затрат на деятельность по снижению задолженности можно направить усилия на тех лиц, у которых большая сумма долга (несмотря на то, что срок задолженности может быть коротким). Возможен и другой вариант - работать с продолжительной задолженностью (несмотря на сравнительно небольшие ее суммы);
3) определить, в каком направлении следует совершенствовать деятельность организации, направленную на работу с должниками (вторая цель мониторинга). Например, если число должников резко увеличивается в период отпусков, то следует усиливать информационную работу с потребителями перед летними месяцами, напоминать о необходимости оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Чтобы работа по выявлению задолженности была эффективной, ее следует осуществлять регулярно (т.е. не допускать длительных перерывов) с определенной периодичностью (например, ежеквартально, ежемесячно). Кроме того, мониторинг задолженности должен быть строго направлен на решение поставленных задач. С помощью постоянного мониторинга состояния лицевых счетов можно на ранних стадиях выявлять неплательщиков. Значение мониторинга состоит также в том, что он позволяет классифицировать дебиторскую задолженность (например, по ее продолжительности) и подготовить систему мероприятий по снижению или предупреждению задолженности.
Эффективность досудебного взыскания крайне высока - порядка 30 - 40%, то есть в трех - четырех случаях из десяти удается вернуть деньги или заставить должника рассчитаться.
Судебная стадия сама по себе не отличается высокой эффективностью, но имеет две важные цели - долг потребителя становится полностью официальным, то есть подтвержденным судебным актом. Вторая цель - подготовка к дальнейшим способам взыскания, которые не возможны без судебного решения. Далее - идет стадия взыскания долга службой судебных приставов.
Общий алгоритм взыскания задолженности представлен на схеме ниже.
эффективность 30-40%
/-----------------------------------\
/---| Стадия переговоров |
| \-----------------------------------/
| эффективность 10-15%
| /-----------------------------------\
\--| Судебная стадия |--------------------\
\-----------------------------------/ |
эффективность < 5% |
/-----------------------------------\ |
|Взыскание через судебных приставов | |
\-----------------------------------/ |
| |
эффективность 10-15% | эффективность до 35% |
/------------------------------\ |
|
/-----------------------\ /-----------------------\ |
| Благоприятный момент | | Взыскание путем | |
| упущен, должник сам | |инициирования процедуры| ----/
| начал процедуру | | банкротства |
| ликвидации | | |
\-----------------------/ \-----------------------/
5. Оценка эффективности реализации программы
В результате реализации мероприятий программы ожидается, что в течение 2018 - 2019 годов будут достигнуты следующие результаты:
- отсутствие просроченной задолженности бюджетных потребителей за жилищно-коммунальные услуги;
- снижение просроченной задолженности прочих потребителей за жилищно-коммунальные услуги до уровня не более 5% от предъявленного к оплате;
- сдерживание роста просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги.
6. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы 2018 - 2019 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.