Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением администрации
муниципального района
"Усть-Цилемский"
от 17 апреля 2018 г. N 04/292
(приложение N 1)
Программа
муниципального района "Усть-Цилемский" "Без долгов по оплате за жилищно-коммунальные услуги на 2018 - 2019 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными мероприятиями
Программа муниципального района "Усть-Цилемский" "Без долгов по оплате за жилищно-коммунальные услуги на 2018 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Республики Коми от 13 апреля 2017 г. N 156-р.
Самой значимой задачей и усиливающейся с каждым годом проблемой для всех руководителей обслуживающих организаций и других организаций ЖКХ является эффективное правовое управление дебиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Сегодня задолженность населения по оплате за коммунальные услуги является наиболее распространенным видом долга во взаимоотношениях между обслуживающими организациями, ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства. Именно по этой причине большинство споров, находящихся на разрешении в судах общей юрисдикции, возникают между организациями жилищно-коммунального хозяйства, физическими и юридическими лицами.
Поэтому целью разработки и реализации настоящей Программы являются определение комплекса мероприятий для повышения эффективности и упорядочивания работы с задолженностью потребителей за жилищно-коммунальные услуги, снижение просроченной задолженности и сохранение достигаемой за счет разработанных мероприятий положительной динамики по недопущению дальнейшего роста просроченной задолженности по сравнению с уровнем оплаты в текущем отчетном периоде.
II. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы можно определить следующие:
- обеспечение уровня процента (%) годового сбора оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги не ниже 95% от предъявленной оплаты;
- снижение просроченной задолженности прочих потребителей за жилищно-коммунальные услуги;
- обеспечение положительной динамики в процентном отношении по снижению просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги в течение отчетных периодов (квартал, год);
- отсутствие просроченной задолженности бюджетных потребителей за жилищно-коммунальные услуги.
Для достижения указанных целей Программой предусматривается комплекс мероприятий и задач следующего направления:
- организационные мероприятия;
- информационные и социальные мероприятия;
- досудебные мероприятия;
- мероприятия судебного воздействия.
III. Оценка приоритетности задач, решаемых Программой
Проблема эффективного взыскания задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства очень актуальна и сложна. Актуальность обусловлена постоянным ростом объема задолженности, негативным влиянием проблемы долгов на общие экономические показатели организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Сложность проблемы связана со следующими специфическими чертами долгов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- большое социальное значение долгов, а поэтому особые требования
государственных и муниципальных органов;
- часто небольшая сумма средней задолженности;
- наличие большого количества жильцов, которые при мониторинге их задолженности объективно не могут её погасить.
Главный элемент в системе платежей и взыскания задолженности - это контроль. Именно он позволяет непрерывно сопоставлять цель с фактом. Систематизация платежей - это работа по сбору данных о размерах платежей. Работа по выявлению проблемной задолженности должна осуществляться постоянно, без длительных перерывов.
Реализация программы позволит обеспечивать динамику снижения просроченной задолженности, а в случаях с бюджетными потребителями - её отсутствие, и как следствие, увеличение финансовых и производственных возможностей организаций жилищно-коммунального хозяйства, что особо важно при своевременном выполнении комплексных мероприятий при подготовке объектов жилищно-коммунального и энергетического комплексов к работе в осенне-зимний период.
IV. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2018 - 2019 годы.
V. Система программных мероприятий
Взыскание долга имеет свои этапы и определенный алгоритм. Общий алгоритм взыскания задолженности, исходя из практики, выражается в следующем:
стадия переговоров - эффективность 30 - 40%;
судебная стадия - эффективность 10 - 15%;
взыскание через судебных приставов - эффективность менее 5%;
взыскание путем ограничения подачи отдельных коммунальных ресурсов - эффективность до 35%.
Как видно из практики, эффективность досудебного взыскания крайне высока, порядка 30 - 40%, то есть, в 3 - 4-х случаях из 10 удается вернуть деньги или заставить должника рассчитаться.
Судебная стадия сама по себе не отличается высокой эффективностью, но имеет две важные цели. Первая - долг потребителя становится полностью официальным, то есть подтвержденным судебным актом. Вторая цель - подготовка к дальнейшим способам взыскания, которые невозможны без судебного решения. Далее идет стадия взыскания долга службой судебных приставов.
Выделим основные группы мероприятий, обеспечивающих движение по общему алгоритму процесса взыскания задолженности.
5.1. Организационные мероприятия
N |
Наименование мероприятия |
Период действия |
Ответственный исполнитель |
1 |
Мониторинг задолженности населения и юридических лиц за жилищно-коммунальные услуги |
Ежемесячно |
Отдел по развитию территорий администрации муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - отдел по развитию территорий) |
2 |
Мониторинг (инвентаризация) задолженности за жилищно-коммунальные услуги населения, проживающего в жилых помещениях муниципального жилищного фонда |
Ежемесячно |
отдел по развитию территорий; отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - отдел по управлению муниципальным имуществом) |
3 |
Принятие мер к должникам за жилищно-коммунальные услуги, проживающим на условиях договора социального найма или аренды, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации |
Ежеквартально |
отдел по управлению муниципальным имуществом; главы сельских поселений |
4 |
Совместная работа по организации претензионно-исковой работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги |
Постоянно |
Главы сельских поселений; отдел по управлению муниципальным имуществом; обслуживающие и ресурсоснабжающие организации |
5 |
Выработка направлений дальнейшей работы по итогам анализа информации о структуре, сроках задолженности и минимизации затрат для более эффективной работы по взысканию |
Ежеквартально |
Межведомственная комиссия, председатель |
6 |
Организация совещаний по вопросам погашения задолженности потребителей за жилищно-коммунальные услуги в рамках межведомственной комиссии по борьбе с должниками |
Ежеквартально |
Межведомственная комиссия, председатель |
5.2. Информационные и социальные мероприятия
N |
Наименование мероприятия |
Период действия |
Ответственный исполнитель |
1 |
Информационно-разъяснительная работа с населением через средства массовой информации, телевидение, официальные сайты ресурсоснабжающих организаций, в сети Интернет, а также в ответах при рассмотрении письменных обращений и жалоб граждан |
Постоянно |
Главы сельских поселений; отдел по развитию территорий; обслуживающие и ресурсоснабжающие организации |
2 |
Личный прием должников для рассмотрения вариантов возможного погашения задолженности |
Постоянно |
Главы сельских поселений; обслуживающие и ресурсоснабжающие организации |
3 |
Вовлечение в процесс взыскания уполномоченных по дому, Председателя и членов выбранных Домовых Советов, председателей товариществ собственников жилья |
Постоянно |
Главы сельских поселений; обслуживающие и ресурсоснабжающие организации |
5.3. Досудебные мероприятия
N |
Наименование мероприятия |
Период действия |
Ответственный исполнитель |
1 |
Внедрение межведомственного взаимодействия между государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района" и обслуживающими организациями и исполнителями коммунальных услуг для оперативного обмена информацией о наличии/отсутствии задолженности у граждан, т.к. предоставление мер социальной поддержки и субсидий осуществляется только в случае отсутствия задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги |
Постоянно |
Отдел по социальным вопросам администрации муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - отдел по социальным вопросам) |
2 |
Консультирование граждан по вопросам заключения соглашений для погашения долга в рассрочку, в том числе при назначении субсидий семьям с низким доходом, а также гражданам, испытывающим временные финансовые затруднения |
Постоянно |
Обслуживающие и ресурсоснабжающие организации |
5.4. Мероприятия судебного воздействия
N |
Наименование мероприятия |
Период действия |
Ответственный исполнитель |
1 |
Взыскание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги через судебные органы (комплекс работ) |
Постоянно |
Обслуживающие и ресурсоснабжающие организации |
2 |
Взыскание пени через судебные органы |
Постоянно |
Обслуживающие и ресурсоснабжающие организации |
3 |
Расторжение договоров найма, расторжение договоров аренды нежилых помещений муниципального фонда в судебном порядке |
Постоянно |
Отдел по управлению муниципальным имуществом |
VI. Описание показателей результативности Программы
1. Мониторинг задолженности населения и юридических лиц за жилищно-коммунальные услуги.
2. Анализ возникновения (увеличения) задолженности населения и юридических лиц за жилищно-коммунальные услуги (по срокам возникновения, по суммам задолженности, по периодам долга).
3. Мониторинг задолженности за жилищно-коммунальные услуги бюджетных учреждений.
4. Анализ возникновения (увеличения) задолженности бюджетных учреждений за жилищно-коммунальные услуги.
5. Мониторинг (инвентаризация) задолженности за жилищно-коммунальные услуги населения, проживающего в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
6. Анализ заключенных договоров социального найма (условие ответственности за несвоевременность оплаты согласно Жилищному кодексу Российской Федерации).
7. Совместная работа ответственных структур (управлений) по исполнению судебных решений юридических лиц и бюджетных организаций - количество судебных решений.
8. Организация совещаний по вопросам погашения задолженности потребителей за жилищно-коммунальные услуги в рамках межведомственной комиссии по борьбе с должниками.
9. Анализ возникновения (увеличения) дебиторской задолженности арендаторов нежилых помещений (муниципального фонда).
10. Анализ заключенных договоров аренды нежилых помещений.
11. Информационно-разъяснительная работа с населением через средства массовой информации, официальные сайты ресурсоснабжающих организаций, администраций в сети Интернет, а также в ответах при рассмотрении письменных обращений и жалоб граждан - количество человек.
12. Личный прием должников для рассмотрения вариантов возможного погашения задолженности - количество человек.
13. Вовлечение в процесс взыскания уполномоченных по дому, председателя и членов выбранных домовых советов, председателей товариществ собственников жилья - количество человек.
14. Внедрение межведомственного взаимодействия между государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по Усть-Цилемскому району" и межведомственной комиссией для оперативного обмена информацией о наличии/отсутствии задолженности у граждан (т.к. предоставление мер соц. поддержки и субсидий осуществляется только в случае отсутствия задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги).
15. Консультирование граждан по вопросам заключения соглашений для погашения долга в рассрочку, в том числе при назначении субсидий семьям с низким доходом, а также гражданам, испытывающим временные финансовые затруднения.
16. Взыскание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги через судебные органы (комплекс работ).
17. Взыскание пени через судебные органы.
18. Расторжение договоров найма, расторжение договоров аренды нежилых помещений муниципального фонда в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.