Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования Республики Коми
от 23.11.2015 N 255
Концепция
развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016 - 2021 годы
1. Общие положения
Переработка Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Коми, одобренной приказом Министерства образования Республики Коми от 13.12.2010 г. N 310, вызвана изменениями законодательства в области образования, а также изменениями в системе этнокультурного образования в Республике Коми.
Сохранив преемственность с прежней концепцией в системе принципов и приоритетов государственной политики Республики Коми в сфере этнокультурного образования, новая концепция имеет ряд отличительных характеристик и новшеств. Концепция ориентирована на прогнозный сценарий развития и предусматривает активную стратегию, призванную обеспечить взаимодополняющие действия с максимальным использованием всех ресурсов и возможностей; ускоренную разработку и внедрение инновационных образовательных проектов и продуктов; использование потенциала международного сотрудничества для поддержки и стимулирования инициатив; мониторинг результатов развития этнокультурного образования.
Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, законов Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации", "О государственном языке Российской Федерации", законов Республики Коми "Об образовании" и "О государственных языках Республики Коми", Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, Концепции национальной политики Республики Коми.
Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Одним из ключевых направлений образовательной политики Российской Федерации является создание условий для воспитания социально ответственной личности, инициативного и компетентного гражданина России, способного транслировать базовые национально-культурные ценности народов России и интегрированного посредством родной культуры в общероссийское и мировое культурное пространство.
Особое место этнокультурного образования в общей образовательной системе Российской Федерации определяется ее полиэтническим составом, поликультурностью российского общества. Не является исключением и Республика Коми - исторически многонациональный и многоконфессиональный регион. В этих условиях важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию коми языка и культуры, так и консолидации народов республики на основе диалога культур.
В современных условиях модернизации системы образования эта задача может быть решена через основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы и дополнительные образовательные программы. Требования ФГОС к структуре основных образовательных программ соответствующего уровня образования определяют подходы к целям, содержанию и организационным механизмам реализации содержания образовательной программы, отражающей этнокультурные особенности.
ФГОС дошкольного образования определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Содержание пяти образовательных областей и образовательные задачи определяются основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей коми языку, краеведению, истории и традициям народа коми, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений.
ФГОС общего образования предусматривают разработку образовательной организацией части образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательных отношений, составляющую 20% от общего объема программы начального общего образования, 30% - основного общего образования и 40% - среднего общего образования. Содержательное наполнение части каждой из реализуемых основных образовательных программ, формируемой участниками образовательных отношений, должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению этнокультурных и региональных особенностей.
ФГОС среднего и высшего профессионального образования также регламентирует возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования за счет вариативной части (от 20 до 30% в программах подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии, программах подготовки специалистов среднего звена). Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-Р) приоритетом дополнительного образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития этнокультурного образования учитывает положения Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, определяющей Республику Коми в 2020 году как регион со стабильной экономикой, развитой инфраструктурой, благоприятными условиями жизнедеятельности людей, привлекательный для инвесторов, новых жителей и туристов. Главными ценностями стратегического выбора Республики Коми признаются:
- Человек: среда обитания, безопасность жизни и качество здоровья.
- Природные богатства: экономное расходование и сбережение для будущих поколений.
- Знания и опыт: образование, наука, инновации, история.
- Культура: историческое и культурное наследие, преемственность поколений, традиции нравственных устоев семейных отношений.
Соответственно, Концепция развития этнокультурного образования нацелена на воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, умелого хранителя традиционной культуры коми, способного создавать и развивать социально-перспективные сферы деятельности, в том числе в хозяйствах традиционного типа. Стратегии развития завтрашнего дня должны быть приспособлены к местным нуждам не в ущерб экологии, религии, культуре, семейным традициям и психологической атмосфере существования. Только так сможет родиться новая управленческая культура, увязанная с этнокультурными ценностями и установками, спецификой региона, культура ответственности. Данная стратегия лежит в основе развития этнокультурного образования в Республике Коми.
Основная цель Концепции как стратегического документа - обозначить проблемы, существующие в сфере этнокультурного образования в Республике Коми, определить возможные пути их решения, описать условия развития этнокультурного образования как целостной системы.
Цель развития этнокультурного образования в Республике Коми - формирование (в контексте общероссийского) современного регионального образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования.
Основные задачи развития этнокультурного образования:
- обеспечение ориентации образовательного процесса на формирование конкурентоспособной личности - патриота своей Родины, обладающего морально-этическими идеалами и трудовыми навыками, необходимыми для активной профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики Республики Коми;
- организационно-управленческое, научно-методическое сопровождение интеграции этнокультурного содержания в содержание образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования;
- разработка содержания учебной, методической литературы для реализации образовательных программ, учитывающих этнокультурные особенности Республики Коми, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и издание их в полном объеме.
Основополагающим принципом Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми является согласование этнокультурных интересов личности, этноса, российского гражданского общества и федеративного государства. Концепция учитывает также принципы непрерывности, целостности и системности образования; его культуросообразности, вариативности. Концепция предусматривает преемственность целей, содержания и планируемых результатов реализации основных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования, программ дополнительного образования в части учета этнокультурных особенностей региона.
Этнокультурное образование - целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса. Этнокультурное образование в данной концепции рассматривается не только как механизм передачи знаний, но и как культурообразующий институт общества с функциями сохранения и развития национальной самобытности, формирования гражданско-национальной идентичности.
Основой этнокультурного образования является освоение этнической культуры коми народа в диалоге с культурами русского и иных этносов, проживающих в Республике Коми, в целях формирования у учащихся представления об их месте в отечественной и мировой культуре, формирования адекватной модели поведения в полиэтнической среде. Содержательную сторону этнокультурного образования определяет феномен этнической культуры коми народа, представляющий собой совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса. Этнокультурное образование представляет собой многоуровневую разветвленную систему, фундаментом которой является гуманитарное образование, предполагающее изучение коми языка как одного из государственных Республики Коми всеми обучающимися, проживающими на территории Республики Коми.
Необходимо отметить, что собственно этнокультурный компонент образования может и должен дополняться региональным компонентом. К примеру, характеристика климата, природы, биогеоценозов Республики Коми является предметом регионального компонента образования, тогда как предметом этнокультурного компонента являются варианты приспособления коми народа к климатическим, природным условиям через проектирование жилищ, изготовление одежды, формулирование неписаного охотничьего кодекса по сохранению биоразнообразия, осмысление памятников природы в фольклорной традиции.
Таким образом этнокультурное образование в комплексе с изучением регионального компонента призвано сформировать у учащихся системное представление о регионе, выявить особенности социокультурной практики, геополитического и экономического развития, определить уникальные черты региона при общности исторического пути России.
Основная функция этнокультурного образования - этнокультурная социализация молодежи, результатом которой является этнокультурная компетентность индивида, способствующая формированию адекватных моделей поведения, которые характеризуются толерантным отношением к людям, и интегрирующая общество. При этом этнокультурное образование имеет разновекторный характер для представителей коми этноса и русскоязычных жителей Республики Коми.
Для представителей коми этноса - это углубление в собственную уникальную культуру, ее глубинное постижение в сравнительном аспекте с русской и иными культурами с целью сохранения и трансформации коми культуры в современных условиях. Исходя из этого, целевым предназначением этнокультурного образования для носителей коми языка является воспроизводство коми культуры посредством овладения индивидами культурой собственного народа как обязательного условия интеграции в иные культуры. В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие коми молодежью своего исторического прошлого, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождения лучших народных традиций. Этнокультурная направленность образования базируется на осознании значимости изучения родного языка, культуры, национальных традиций, норм, национальной психологии, понимании их уникальности с связи с общечеловеческими ценностями.
Для представителей русского и иных этносов - это обогащение историко-культурной картины мира через постижение особенностей коми культуры с целью развития общей культуры личности. Исходя из этого, целевым предназначением этнокультурного образования для носителей русского языка является формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям. Диалогическое сочетание основ коми, русской и мировых культур в содержании образования способствует воспитанию личности толерантной к этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями в миротворческой, созидательной деятельности, личности с позитивными моделями поведения; личности поликультурной, гражданина Российского государства, гражданина мира, стремящегося к диалогу и солидарности со всем человечеством. Знакомство с лучшими нравственными традициями, ценностями и экологическими моделями жизнеобеспечения коми народа позволит создавать новые культурные образцы, основанные на диалоге, благоприятную образовательную, социальную, профессиональную среду.
Таким образом, цели, задачи, содержание, технологии этнокультурного образования ориентированы на развитие и социализацию личности в целях формирования у обучающихся позитивной самоидентичности, диалогового мышления и толерантности, присвоения ценностей патриотизма, гражданственности, гуманизма.
Образование в режиме диалога культур формирует поликультурную компетентность, закладывающую навыки критического мышления, способность к изменению своей ценностной системы, общую готовность к мобильной перестройке, что очень существенно в условиях современного мира. Тем самым, этнокультурное образование оказывается инновационным образовательным проектом, способствующим развитию личности учащихся, в ходе которого формируется системный подход к оценке событий, диалектическое мышление, обогащается личная историко-культурная картина мира, складывается целостное миропонимание, присваиваются ценности толерантности и самоактуализации, происходит развитие интеллекта и нравственности, позволяющей современному человеку осваивать и преобразовывать социальную и природную среду, продуктивно использовать свой творческий потенциал на благо республики, обеспечивая высокую культуру современного производства и требуемое качество жизни.
Исходя из вышеописанного, определяется статус Концепции как нормативного документа республиканского уровня, устанавливающего цели, задачи, основные направления и стратегию развития этнокультурного образования в Республике Коми.
В Концепции принят уровневый подход к описанию системы этнокультурного образования: от краткой характеристики современного состояния уровня образования (дошкольного, общего, профессионального, дополнительного) через выявление проблем, к определению задач и способов их решения.
2. Развитие этнокультурного образования в системе дошкольного образования
2.1. Современное состояние и проблемы этнокультурного образования в системе дошкольного образования
В рамках интеграции процессов воспитания и развития, где этнокультурная составляющая представлена в процессе социализации ребенка через формирование потребности к изучению этнических культур, в дошкольных образовательных организациях Республики Коми ведутся занятия и другие формы педагогической деятельности по приобщению детей к этнокультурным традициям, обучение детей коми языку.
Для сохранения традиций, самобытности, языка народа коми авторским коллективом лаборатории национальных проблем образования Коми республиканского института образования разработана программа с методическим руководством для коми детских садов "Дзолюк" (Малышок). В настоящее время на территории Республики Коми программа "Дзолюк" используется в 40% дошкольных образовательных учреждениях и в 6 начальных школах-садах как интегративный компонент содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Это 1 вариант изучения коми языка: для воспитанников, для которых коми язык является родным, функционирует в качестве основного средства общения, предназначен для развития, общения, познания и творчества детей.
2 вариант предназначен для воспитанников, для которых коми язык не является родным и изучается в ознакомительно-пропедевтическом курсе. Этот вариант обеспечен образовательной программой "Парма", которая используется как интегративный компонент содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений в 60% детских садов. Программа "Парма" в своем содержании достаточно глубоко отражает и духовно-нравственную составляющую дошкольного образования. Воспитание толерантности в условиях поликультурного состава населения Республики Коми, воспитание гражданина своей малой Родины, приобщение детей дошкольного возраста к позиции гражданина России, все это находит свое отражение в содержании программы "Парма". Через приобщение детей к истории, традициям, быту, языку коми народа, через осознание детьми сопричастности к своей земле, своему народу закладываются основы нравственных ценностей общечеловеческой культуры.
В настоящее время в 76 ДОО республики (2893 воспитанников) коми язык изучается как родной по программе "Дзолюк". В 108 ДОО (5762 воспитанников) коми язык изучается как неродной по программе "Парма".
При активном участии сотрудников лаборатории национальных проблем дошкольного образования ГОУДПО "КРИРО" на базе ДОО создаются республиканские и муниципальные ресурсные центры по распространению опыта работы в части этнокультурного образования, пилотные и опорно-методические площадки, основной целью которых является разработка программно-методических материалов по этнокультурному содержанию образования и формированию коми-русского и русско-коми двуязычия детей дошкольного возраста. В республике сформирована активно действующая профессиональная сеть педагогов, реализующих образовательные программы этнокультурной направленности.
За счёт средств государственной программы Республики Коми "Развитие образования" осуществляется поддержка реализации этнокультурного содержания образования и изучения коми языка в ДОО. Ежегодно разрабатываются программно-методические материалы, аудио- и видеоматериалы для данных ДОО, апробируются и утверждаются научно-методическим советом ГОУДПО "КРИРО" и Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Коми. Организуются республиканские праздники "Чолом, дзолюкъяс" (Привет, малыши) в целях повышения мотивации к использованию коми языка в активном общении и объединения педагогов, детей, родителей и общественности в деле воспитания двуязычных детей.
Наряду с положительным опытом организации этнокультурного образования в системе дошкольного образования существует ряд проблем, усугубляющих решение задач развития этнокультурного образования:
- переход дошкольных образовательных организаций с изучением коми языка как родного на изучение коми языка как государственного по причине сокращения количества детей, владеющих коми языком, а также в связи с увеличением количества русскоязычного населения, в т. ч. детей-мигрантов;
- недостаточный уровень языковой, методической компетентности педагогических кадров, реализующих программы этнокультурной направленности;
- недостаточная материально-техническая оснащенность образовательных организаций, и как следствие, снижение качества проводимой работы с детьми дошкольного возраста (в частности, невозможность использования воспитателями аудио- и видеоматериалов, компьютерных игр);
- недостаточное финансирование издания учебной, методической литературы, способствующей реализации образования этнокультурной направленности;
- отсутствие системы подготовки педагогических кадров для дошкольных образовательных организаций со знанием методики обучения коми языку в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже и СГУ имени Питирима Сорокина;
- недостаточное использование эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников через привлечение их к совместной реализации инновационных образовательных программ этнокультурной направленности.
2.2. Развитие этнокультурного образования в системе дошкольного образования
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, "должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс". Таким образом, региональное содержание становится значимым в проектировании образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи по приобщению к культуре, традициям, фольклору, языку и искусству коми народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.
Этнокультурное образование с дошкольного возраста должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, где предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" включает ознакомление с особенностями культуры коми народа (национальными праздниками, традициями и обычаями); формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей; развитие чувства гордости за достижения уроженцев Республики Коми, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков-героев, а также предусматривает ознакомление с коми пословицами и поговорками о жизни, труде, быте, моральных представлениях коми народа.
Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с городом Сыктывкар - столицей Республики Коми, с другими городами и районами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Республики Коми; с картой Республики Коми; с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками; с видами природных месторождений; с видами производства, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родной республике.
Образовательная область "Речевое развитие" предполагает обучение коми языку в разных вариантах в зависимости от местоположения детского сада.
1 вариант - обучение коми языку как родному. Обучение коми языку имеет ярко выраженную коммуникативно-творческую направленность. Этот вариант выбирают те образовательные учреждения, в окружающем социуме которых коми языковая среда является ярко выраженной, коми язык функционирует в качестве основного средства общения. В таких детских садах образовательная деятельность с 02 месяцев до 5-ти лет проводится на коми языке как родном по всем образовательным областям согласно ФГОС ДО (физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие). Образовательная деятельность с 5 лет до 7 лет проводится на русском языке как неродном по образовательным областям: "познавательное развитие", "речевое развитие", "социально - коммуникативное развитие".
2 вариант - обучение коми языку как неродному. Обучение коми языку имеет коммуникативно-культурологическую направленность и проводится с 4х лет. Коми языковой материал интегрируется в содержание всех образовательных областей согласно ФГОС ДО. Для более эффективного обучения коми языку рекомендуется использование технологии языкового погружения.
Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает включение в образовательный процесс коми народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств, ознакомление дошкольников с коми пословицами и поговорками о здоровье, чтение художественной литературы о богатырях и героях, обладающих крепким здоровьем, о народных способах заботы о своем здоровье.
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направлена на ознакомление с произведениями коми детской литературы и фольклора; ознакомление с коми орнаментом и декоративно-прикладным искусством, изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами - уроженцами Республики Коми; с коми музыкальными инструментами, музыкальным фольклором и музыкальными произведениями композиторов Республики Коми.
В целях развития этнокультурного образования в системе дошкольного образования необходимо:
- Обеспечить научно-методическую поддержку дошкольных образовательных организаций для реализации инновационных подходов к организации этнокультурного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- Обеспечить соответствующие запросам времени подготовку и повышение профессионального уровня руководящих и педагогических кадров системы дошкольного образования.
3. Развитие этнокультурного образования в системе школьного образования
3.1. Современное состояние и проблемы этнокультурного образования в системе школьного образования
В системе общего образования Республики Коми сложились следующие модели этнокультурного образования:
Монопредметная модель |
Комплексные модели |
Развивающие модели |
||
дисперсная |
модульная |
интегративная |
||
в процессе реализации которой коми язык, литература, изучаются на специально выделенных учебных предметах. |
подразумевает введение дидактических единиц, отражающих своеобразие этнической культуры коми народа в диалоге с русской и иными культурами, в содержание учебных предметов и курсов. |
предполагает включение в учебные предметы специальных тем (модулей), отражающих своеобразие этнической культуры коми народа в диалоге с русской и иными культурами. |
реализуется в виде интегративных курсов, в которых этнокультурные аспекты изучаются в единстве и взаимосвязи. |
представляют собой модели организации внеурочной деятельности учащихся на этнокультурной основе. |
Монопредметная модель
Основой этнокультурного образования в системе школьного образования является филологическое. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и Законом Республики Коми "О государственных языках Республики Коми", в ст. 19 (в ред. Закона РК от 26.09.2014 N 116-РЗ) которого закреплено: "Государственные коми и русский языки изучаются во всех общеобразовательных организациях".
В ст. 1(1) п. 4 Закона Республики Коми "Об образовании" (в ред. Закона РК от 26.09.2014 N 117-РЗ) закреплена эта норма: "Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных организациях изучение коми и русского языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с законодательством".
Коми язык в Республике Коми изучается в двух вариантах.
1 вариант реализуется в образовательных организациях, в окружающем социуме которых коми языковая среда является ярко выраженной, коми язык функционирует в качестве основного средства общения, а для обучающихся коми язык является родным. В данном варианте изучение коми языка имеет ярко выраженную коммуникативно-творческую направленность и изучается с 1 по 9 класс в следующем объёме:
Класс |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Кол-во часов |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2 |
2 вариант актуален для образовательных организаций сельских и городских районов, где слабо сохраняется или отсутствует коми языковая среда, а для обучающихся коми язык не является родным, изучение коми языка имеет коммуникативно-культурологическую направленность. Обучение коми языку ведётся с 1 по 9 класс в следующем объёме:
Класс |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Кол-во часов |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В обоих вариантах коми язык является самостоятельным учебным предметом.
В настоящее время 97% школ (330 организаций) 62% обучающихся (58570 человек) изучают коми язык как отдельный учебный предмет, в том числе как родной коми язык изучается в 72 организациях (3684 человек), как неродной - в 258 организациях (54886 человек). Вместе с тем, ежегодно снижается количество школ и обучающихся с изучением коми языка как родного, вызванное урбанизацией и миграцией жителей республики из сельской местности в городскую, нежеланием отдельных родителей, чтобы их дети изучали коми язык как родной.
Важнейшим фактором национальной самоидентификации ученика, обеспечивающей осознание уникальности родной культуры и в то же время ее взаимосвязи с духовными ценностями народов России и мира, является литературное образование. Основными компонентами школьного литературного образования для обучающихся с родным коми языком являются самостоятельные предметы "Литературное чтение" и "Коми литература".
На изучение коми литературы как самостоятельного предмета отведено
Класс |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Кол-во часов |
|
1 |
1 |
1 |
2 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2 |
Для обучающихся, для которых коми язык является неродным, в школах республики введены курсы "Литературное чтение" и "Литература Республики Коми" с 1 по 11 классы.
Комплексные модели предусматривают интеграцию этнокультурного материала в содержание большинства учебных предметов, курсов школьной программы.
Интеграция этнокультурного содержания в курс русского языка и литературы, иностранного языка на принципе диалога культур способствует позитивной этнической идентификации, развитию рефлексии, ценностному самоопределению. Через типологию сюжетов, персонажей, идей можно составить иерархию смыслов, проследить разнообразное преломление "вечных" человеческих проблем, показать связь времен и людей. Постигая мир через различные языковые системы, дети начинают на более высоком уровне сопоставлять, сравнивать, соизмерять различные факты, иными словами, через аналитическое освоение языков идти к синтезу познаний о языке, мышлении человека в целом, к осознанию и пониманию сущности языкового моделирования мира.
Изучение и анализ истории региона в контексте российской и мировой истории позволяет определять общее и особенное в характере протекания исторических событий, учитывать и анализировать причинно-следственные связи, видеть мир в целостности и взаимосвязанности.
Изучение памятников культурного наследия Республики Коми регионального и федерального значения (памятников истории, монументального искусства, градостроительства и архитектуры), а также объектов нематериального культурного наследия (народные традиции, праздники, фольклор, легенды и предания) способствуют овладению обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Изучение этнокультурного содержания в изобразительном и музыкальном искусстве дает возможность воспитания чувства стиля, учит находить национальное и интернациональное в индивидуальном творчестве, анализировать роль нетрадиционных, национальных техник в развитии и обогащении искусства.
Определённый потенциал для изучения и сохранения этнокультурного наследия имеет учебный предмет "технология". Овладение учащимися общекультурными и общетрудовыми компетенциями базируется на формировании представления о наиболее распространённых в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах. В результате школьник научится понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в окружающем мире.
В программе учебного предмета "физическая культура" предусмотрены определённые знания об истории физической культуры разных народов, связь спорта с природными и географическими особенностями, традициями и обычаями народа.
Большое значение в реализации этнокультурной составляющей содержания образования отводится предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России", основные положения которой нашли своё отражение в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". В данном нормативном документе подчеркивается необходимость "принятия личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций". В Концепции духовно-нравственные и культурные ценности представляются как основа жизнеспособности общества.
Краеведческое направление этнокультурного образования представлено на уровне начального общего образования в интегрированном учебном курсе "Край, в котором я живу" (1-4 кл.). Целью изучения данного учебного курса является формирование элементарных навыков адекватного природо- и культуросообразного поведения младшего школьника в окружающей его природной и социальной среде на основе знакомства с природно-культурным и культурно-историческим наследием Коми края.
На уровне основного общего образования краеведческое направление реализуется в интегрированных учебных курсах "История и культура Коми Края" и "Природа и хозяйство Республики Коми" (для 6-9 классов).
Итак, этнокультурное образование через включение этнокультурного материала в содержание учебных предметов, курсов реализуется в образовательных организациях Республики Коми в трех моделях: дисперсной, модульной и интегративной.
Данные модели получили распространение в образовательных организациях республики с ярко выраженным этнокультурным содержанием образования. В качестве примера можно привести МАОУ "СОШ N 21 с углубленным изучением немецкого языка" г. Сыктывкара, в которой в содержание преподаваемых предметов интегрируется материал, отражающий своеобразие этнокультур русского, коми и немецкого народов. Именно в этой образовательной организации наработан положительный опыт преподавания таких интегративных курсов, как "Фольклор немецкого и русского народов", "Искусство РФ, ФРГ и РК". Такая системная работа позволяет школе выполнять свою миссию - обеспечивает развитие личности как носителя этнокультурной компетентности, обладающей совокупностью объективных представлений и знаний о культуре русского, немецкого и коми народов, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, личности, готовой к межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Развивающие модели
Знакомство с культурным наследием региона способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего. Становление этнокультурного сознания решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Личностное отношение ребенка к культуре региона проживания помогает гармонизировать внутренний мир его индивидуальности с социумом. Эти задачи решаются в общеобразовательных организациях средствами внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
В настоящее время сложившаяся практика свидетельствует о том, что, реализация целей и задач внеурочной деятельности осуществляется средствами программ развития универсальных учебных действий и воспитательных программ ("Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования" и "Воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования").
Традиционно сложились формы работы с обучающимися в кружках, секциях, проектах, исследованиях, конкурсах, соревнованиях, которые организуются как педагогами школы, так и с привлечением педагогов организаций дополнительного образования. Интеграция общего и дополнительного образования в Республике Коми осуществляется в рамках трех моделей. Данные модели апробированы посредством организации деятельности региональных инновационных площадок. С 2010 по 2013 год ГОУДПО "КРИРО" осуществлял научное руководство опорно-методических площадками по темам: "Модель внеурочной деятельности "Школа полного дня" на базе МБОУ "СОШ" с. Усть-Вымь; "Модель внеурочной деятельности "Школа - единое образовательное пространство" на базе ЦДОД N 21 "Вдохновение" г. Сыктывкара; "Модель внеурочной деятельности "Школа - социокультурный центр" на базе МОУ "СОШ N 10", г. Инты.
При разработке рабочих программ внеурочной деятельности учитывается то, что главным результатом обучения и воспитания является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания этнокультурной направленности, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Научно-методическое и организационно-информационное сопровождение моделей этнокультурного образования
Для обеспечения указанных моделей в Республике Коми ежегодно осуществляется подготовка нового поколения учебников и учебно-методических пособий по предметам и курсам этнокультурной направленности. Разработка рукописей учебников и учебно-методических пособий осуществляется Центром развития этнокультурного образования ГОУДПО "КРИРО" в соответствии с государственным заданием учредителя - Министерства образования Республики Коми. Рукописи учебников и учебно-методических утверждаются Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Коми.
За последние 5 лет сотрудниками Центра подготовлено и издано 67 наименований учебно-методической литературы: 10 программ, 18 учебников, 14 учебных хрестоматий, 2 учебных пособия, 2 сборника диктантов и изложений, 12 книг для учителя, 9 дидактических пособий и 4 словаря.
В условиях модернизации школьного образования усиливается значение технического сопровождения обучения. Учитывая эту особенность нашего времени, сотрудники Центра участвуют в составлении электронных учебных пособий, которые выпускаются при финансовой поддержке Министерства образования Республики Коми и Министерства национальной политики. Так, за последние 5 лет за счет средств республиканского бюджета Республики Коми по отрасли "Образование", предусмотренных на реализацию комплексного плана действий по реализации Государственной программы Республики Коми "Развитие образования" подготовлено и выпущено 10 методических продуктов общим тиражом 3176 штук.
Одной из основных функций Центра является организационно-методическое сопровождение муниципального и республиканского этапов олимпиад по предметам этнокультурной направленности. За 3 года в республиканском этапе олимпиады приняли участие 935 обучающихся.
Важным направлением деятельности Центра является организация и проведение республиканских конкурсов этнокультурной направленности. За последние 5 лет Центром проведено 6 конкурсов для обучающихся и 7 конкурсов педагогического мастерства.
Наряду с поступательным развитием этнокультурного образования в системе общего образования можно выделить ряд существенных проблем, требующих решения:
в социально-педагогической сфере:
- переход образовательных организаций с изучением коми языка как родного на изучение коми языка как неродного;
- отсутствие или низкий уровень обеспеченности условий в образовательных организациях районных центров и городов для изучения коми языка как родного;
- неразработанность механизма разделения классов на подгруппы при изучении коми языка учащимися с разноуровневой языковой компетенцией (разделение класса на подгруппы для владеющих родным коми языком и для изучения коми языка как неродного);
- отсутствие стимулирующих факторов изучения родного коми языка и родной коми литературы учащимися, как-то: отсутствие ЕГЭ, упразднение льгот при поступлении на профильные факультеты и др.;
в кадровом обеспечении:
- недостаточный уровень языковой, методической компетентности педагогических кадров, реализующих программы этнокультурной направленности;
в материально-техническом обеспечении:
- несоответствие оснащенности кабинетов коми языка и литературы современным требованиям по причине отсутствия финансовых средств и, как следствие, недостаточное использование учителями коми языка ИКТ в образовательном процессе, что влияет на качество преподавания;
- недостаточное финансирование издания учебной, методической литературы, способствующей реализации содержания этнокультурного образования.
3.2. Развитие этнокультурного образования в системе школьного образования
Эффективными механизмами развития указанных моделей являются:
1) отбор дидактического материала этнокультурного содержания с учетом социокультурных особенностей территории нахождения образовательной организации и республики в целом;
2) реализация этнокультурного содержания образования на основе системно-деятельностного подхода;
3) включение в КИМы для оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующего уровня задний на основе этнокультурных материалов.
Кроме этого, для инновационного развития этнокультурного образования необходимы специфические условия, основу которых составляют эффективные технологии и актуальные практики воспитания. Это технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-моделирующей игры, социально-образовательных проектов, детско-взрослого образовательного производства, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок, центров социального проектирования, практики школьных музеев-клубов краеведческой и военно-патриотической направленности, практики детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, неимитационного детского самоуправления и детско-взрослого соуправления, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной этнокультурной и гражданско-патриотической составляющей деятельности. Важным при этом представляется обеспечение субъектной активности обучающихся и использование конструктивных проектных форм работы.
При отборе дидактических единиц и дидактического материала необходимо использовать "спиральный подход", учитывающих возрастные особенности учащихся. На уровне начальной школы необходимо сформировать первоначальные представления об этнокультурных особенностях республики, на уровне основного общего образования - основы знаний об этнокультурных особенностях республики; на уровне старшей школы - систему знаний об этнокультурных особенностях республики.
В соответствии с результатами освоения этнокультурного содержания образования виды деятельности на уровне начального общего образования должны обеспечивать опыт знакомства с коми этнокультурой и другими этнокультурами, на уровне основного общего образования - опыт взаимодействия с миром этнокультур, на уровне среднего общего образования - опыт самостоятельной деятельности в аспекте сохранения и приумножения родной этнокультуры и толерантного отношения к другим этнокультурам.
При реализации учебных курсов этнокультурной направленности в начальной школе должны применяться следующие активные формы учебной и внеурочной деятельности: экскурсии, походы, образовательные путешествия; встречи со знаменитыми земляками (поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий); устные журналы, викторины, беседы; тематические праздники; сбор и оформление материалов для фондов школьного или краеведческого музеев; участие в школьных, районных, республиканских конкурсах.
В основной школе (5-9 классы) учащиеся должны получить основные сведения о различных сторонах жизни Коми края - в прошлом и настоящем. Значительно, по сравнению с начальной школой, усиливаются информационный, адаптивный и профориентационный аспекты содержания образования. Активные формы учебной и внеурочной деятельности: участие в природоведческих экскурсиях, образовательных путешествиях, экспедициях; использование культурного потенциала города (села): музеи, театры, библиотеки; расширение образовательного туризма; вовлечение в процесс этнокультурного образования органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и объединений, средств массовой информации; сотрудничество с предприятиями города (села) с целью проведения профориентационных учебных занятий. На этапе предпрофильной подготовки особенно актуальной становится задача разработки программ элективных курсов этнокультурной тематики.
Старшая школа (10-11 классы) - это этап расширения и углубления знаний о Коми крае на макро- и мегауровне, широкого вовлечения школьников в доступную им учебную исследовательскую и проектную деятельность по региональной тематике. Среди тем, выносимых на занятие, все большее значение приобретают вопросы определения учащимися своего места в рабочей жизни ("Рынок труда в крае", "Региональные вузы: прошлое и современность" и т.п.). На данном уровне целесообразно информировать обучающихся об экономическом, научном и культурном потенциале Республики Коми. Эффективным средством подготовки школьников к дальнейшему профессиональному самоопределению могут стать профориентационные занятия и экскурсии на местные предприятия города/села.
Развитие монопредметной модели этнокультурного образования
Для перевода процесса изучения коми языка как родного и неродного в соответствие с требованиями ФГОС необходимы кардинальные изменения в методике преподавания учебных предметов и курсов этнокультурной направленности, в частности, отказ от грамматического уклона в преподавании коми языка как неродного в пользу обучения коммуникативным, разговорным навыкам.
Развитие комплексных моделей этнокультурного образования
Развитие дисперсной модели видится в расширении спектра не только дидактических единиц, вводимых традиционно в содержание таких предметов, как литература, обществознание, история, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, но активного использования этнокультурной информации в качестве дидактического материала. Это позволит увеличить список предметов, способствующих формированию этнокультурной компетенции педагогов и учащихся.
Развитие модульной модели предполагает увеличение как количества таких модулей, так и самих этнокультур в зависимости от социокультурных особенностей образовательной организации (этнокультур украинского, еврейского, азербайджанского и т.д. народов).
Развитие интегративной данной модели может пойти по пути расширения спектра и элементов этнокультур, подлежащих изучению, и самих этнокультур в зависимости от социокультурных особенностей образовательной организации.
Развитие развивающих моделей
Раздел "План внеурочной деятельности" основных образовательных программ общего образования предоставляет образовательной организации возможности удовлетворения широкого спектра индивидуальных, групповых и коллективных потребностей обучающихся, развития их личности посредством планирования, разработки и реализации программ внеурочной деятельности, отражающих региональные и этнокультурные особенности региона.
В целях гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в образовательных организациях, разработки системы мероприятий по воспитанию личности с учетом традиций коми культуры необходимо вовлекать воспитанников в разнообразные виды учебной, внеурочной и воспитательной деятельности. Актуальна задача возрождения и использования потенциала музейной педагогики. На уровне управления образовательным процессом важно предусмотреть во всех видах воспитательных программ (программах и планах классных руководителей, программах внеурочной деятельности, программах воспитательной направленности и др.) блок знакомства и деятельностного освоения культурного наследия народа коми, создать условия для разработки педагогами авторских инновационных программ, учитывающих этнокультурную специфику. Будет востребована разработка модели центров этнокультурного образования для городской и сельской школы. Вся воспитательная деятельность должна осуществляться в форме погружения, исследовательской и проектной деятельности, поскольку именно данные формы предполагают непосредственное присвоение культурного наследия каждым ребенком, делают воспитание личностно значимым и актуальным.
Для развития всех указанных моделей необходимо решение следующих задач:
1. Достижение качественно нового уровня профессиональной подготовки, профессионального развития педагогических и управленческих кадров системы этнокультурного образования.
2. Совершенствование финансово-экономических, информационно-методических и учебно-методических условий реализации содержания этнокультурного образования.
3. Создание единого республиканского электронного этнокультурного образовательного пространства.
4. Создание единой региональной системы целенаправленной и непрерывной работы по выявлению и сопровождению развития одаренных и талантливых детей и молодежи в области этнокультурного образования.
5. Совершенствование механизмов и инструментария мониторинговой оценки эффективности развития этнокультурного образования в республике.
4. Развитие этнокультурного образования в системе профессионального образования
4.1. Современное состояние и проблемы этнокультурного образования в системе профессионального образования
В системе среднего профессионального образования этнокультурное содержание включается в содержание основных образовательных программ учебных дисциплин.
К примеру, в рабочих программах по дисциплинам "Правовые основы профессиональной деятельности", "Основы экономики, менеджмента и маркетинга", "Управление структурными подразделениями организации", "Обществознание", "Экономические и правовые основы производственной деятельности" присутствуют темы, отражающие развитие экономики в Республике Коми, взаимосвязь этнокультурных, демографических, миграционных и экономических процессов в Республике Коми.
В программы по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического циклов "История", "Культура Коми Края", "Литература", "География" включены вопросы этнокультурного и поликультурного направления; истории и многонациональной культуры жителей Республики Коми, традиционной культуры коми и финно-угорских народов; роли православной культуры в духовно-нравственной жизни коми народа и народов, проживающих на территории Республики Коми; религиозных конфессий Республики Коми. В ряде ПОО ведутся элективные курсы этнокультурной направленности (например, "Культура народа Коми".
Дополнительные дисциплины и междисциплинарные курсы (МДК) этнокультурной направленности в содержании профессионального образования изучаются по специальностям за счет вариативной части ФГОС, например:
- по специальности "Преподавание в начальных классах" - дисциплина "Культура и история коми края"; МДК "Коми язык и детская литература с методикой преподавания (для детей, владеющих коми языком)"; МДК "Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности";
- по специальности "Дошкольное образование" и "Специальное дошкольное образование" - дисциплины "Основы коми языка", "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре коми", "Основы коми языка с методикой обучения дошкольников коми языку", тема "Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми" содержится в МДК "Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста", тема "Декоративно-прикладное искусство народа коми" - в МДК "Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству", в МДК "Теория и методика развития речи у детей" изучаются малые жанры детского фольклора русского и коми народов, народов мира; сказки коми народа, развитие коми детской литературы.
- по специальности "Туризм" - дисциплины "Основы коми языка", "Предоставление экскурсионных услуг", МДК "Организация информационно-экскурсионной деятельности в условиях региона".
- по специальности "Технология продукции общественного питания" - дисциплина "Коми кухня".
Этнокультурный компонент включается также в содержание программ внеучебной воспитательной деятельности со студентами.
Данное направление успешно реализуется через разнообразие видов и форм воспитательной работы со студентами, проводимых за пределами занятий и учебного времени:
- Деятельность творческих объединений, студенческих общественных организаций (театральные и танцевальные студии, краеведческие и экологические кружки, советы студенческого самоуправления разрабатывают и реализуют проекты, направленные на гармонизацию межкультурных, межэтнических отношений в молодежной среде и т.д.).
- Культурно-массовые и культурно-просветительские мероприятия (участие студентов во Всероссийском конкурсе "Здоровое питание" среди студентов специальности "Технология продукции общественного питания", разработка блюд коми кухни для молодежных кафе и публикация в сборнике рецептур; участие в Гастрономическом фестивале "Северный вкус" в рамках Этнофестиваля "Люди леса"; мастер-классы по проектированию коми-национальных кулинарных изделий; участие в фестивале-марафоне "Литературная Норвегия на земле Коми", участие Театра мод в этнокультурных проектах и мероприятиях, связанных с сохранением и развитием национальной культуры, языка и традиций народов, проживающих в Республике Коми).
- Проведение воспитательных мероприятий, направленных на знакомство с историей, культурой и традициями народов Республики Коми и других регионов (в рамках предметных декад по литературе (чтение произведений национальных поэтов на русском языке), истории, экологии, обществознанию и т.д.).
- Научно-практические конференции, семинары-совещания, информационные конференции (студенческие научно-практические конференции, конференции по профилактике экстремизма и межэтническим отношениям, фестивали молодежных музыкальных субкультур, самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов и экономического, технического развития Республики Коми).
С целью расширения краеведческих представлений, знаний о родной республике, воспитания патриотических чувств к "малой Родине" у обучающихся осуществляется системное взаимодействие с образовательными учреждениями и социальными партнерами в рамках организации тематических экскурсий в историко-краеведческие музеи; организации выездных экскурсий и т.д.
Ежегодно проводятся мониторинговые исследования по направлениям: "Выявление потребностей студентов в области этнокультурного образования". "Диагностика этнического самосознания и его трансформация в условиях межэтнической напряженности".
Анализ педагогической практики в сфере профессионального образования показывает, что сегодня в профессиональных образовательных организациях существует положительный опыт организации этнокультурного образования. В рамках общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин реализация этнокультурного содержания осуществляется за счет вариативной части рабочих программ. Этнокультурные особенности Республики Коми также нашли отражение во внеучебной и научно-исследовательской работе студентов.
Целенаправленная систематическая работа по интеграции этнокультурного содержания в содержание программ профессионального образования является важным условием подготовки будущих специалистов, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, знающих региональные условия и возможности, в которых предстоит организовывать различные виды деятельности.
Этнокультурное образовательное пространство в профессиональных образовательных организациях создается также изучаемым языком и содержанием программ этнокультурной направленности. Особое значение данного образования в том, что здесь готовятся кадры, от которых в первую очередь зависит создание этнокультурного образовательного пространства в детских садах и школах. Поэтому особого внимания в рамках реализации Концепции требуют образовательные организации профессионального образования, реализующие профессиональные образовательные программы подготовки педагогической направленности.
4.2. Развитие этнокультурного образования в системе профессионального образования
На данном этапе профессионального образования выделяется задача формирования этнокультурной компетентности будущего специалиста в связи с его деятельностью в различных сферах социальных отношений.
В профессиональных образовательных организациях есть возможность реализовывать этнокультурную составляющую за счет вариативной части, т.к. ее содержание определяет учреждение самостоятельно, в связи с чем возможна переориентация содержания образовательных программ учебных дисциплин на развитие этнокультурных компетенций, востребованных в современном поликультурном пространстве, и разработка программ, направленных на освоение культуры и традиций многонационального населения Республики Коми.
Актуальными для системы профессионального образования являются разработка и реализация этнокультурных проектов в образовании, реализация модели сетевого взаимодействия в области этнокультурного образования по следующим направлениям:
- совместная деятельность с органами местного самоуправления и общественными организациями по вопросам, затрагивающим интересы народа коми;
- содействие развитию коми культуры и языка;
- пробуждение интереса у студентов к истории предков;
- поддержка культурных связей с родственными финно-угорскими языками;
- содействие возрождению и развитию коренных промыслов и ремесел;
- духовное, нравственное воспитание населения;
- развитие творческих связей;
- военно-патриотическое воспитание молодежи, повышение политической и правовой культуры студентов.
Для развития этнокультурного образования в системе профессионального образования необходимо:
- Достижение качественно нового уровня профессиональной подготовки будущих специалистов;
- Модернизация содержания этнокультурного образования, технологий, методик преподавания, развитие у студентов мотивации к изучению родного (коми, русского) языка, региональной истории, историко-культурного наследия своего народа.
5. Развитие этнокультурного образования в системе дополнительного образования
5.1. Современное состояние и проблемы этнокультурного образования в системе дополнительного образования
Этнокультурное содержание в системе дополнительного образования в Республике Коми реализуется как путем реализации отдельных программ, так и путем включения отдельных компонентов и блоков этнокультурного содержания в программы педагогов. В соответствии с направленностью и спецификой дополнительных образовательных программ этнокультурное содержание может выражаться в любом из аспектов, в частности, для программ по хореографии это могут быть национальные коми танцы, для программ физкультурно-спортивной направленности - коми национальные игры, для программ декоративно-прикладного творчества - элементы коми орнамента в одежде, быте и т.д. Этнокультурное содержание присутствует и в системе конкурсных мероприятий дополнительного образования для одарённых детей.
Особое значение для передачи богатства и разнообразия коми культуры имеют специализированные центры дополнительного образования, такие как центр "Зарань" (с. Выльгорт Сыктывдинского района), Этнокультурный центр с. Пажга (Сыктывдинский район).
В настоящее время в реализации этнокультурного содержания в системе дополнительного образования можно выделить ряд проблем.
Этнокультурное содержание в системе дополнительного образования реализуется в соответствии с действующими нормативными документами, при этом отсутствуют нормативные документы, регламентирующие реализацию этнокультурного образования в республике.
Педагоги, реализующие этнокультурное содержание в системе дополнительного образования ведомств "Культура", "Физическая культура и спорт" и других, с одной стороны, являются профессионалами в своей сфере, но не имеют педагогического образования, поэтому возникают трудности в организации эффективного образовательного процесса.
5.2. Развитие этнокультурного образования в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования детей должна обеспечить развитие интересов и способностей обучающихся на основе свободного выбора деятельности, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов. При этом они обладают высокой степенью свободы, вариативностью и пластичностью, и максимально открыты для формирования этнокультурной воспитанности обучающихся на основе национальных традиций. Этнокультурное воспитание детей, решая образовательные функции приобщения обучающихся к культуре коми народа, формируя толерантное отношение к культурам других национальностей, способствуя единению российского государства, представляет важное направление в содержании образовательно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, располагающими для этого особыми возможностями.
Проблема внедрения этнокультурной составляющей в содержание дополнительного образования и общеразвивающие образовательные программы всех направленностей заключается в создании целостной системы условий для образования личности в традиционной коми культуре.
При введении этнокультурной направленности в образовательный процесс следует предусмотреть:
- разработку программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности;
- разработать специальные блоки (разделы) в дополнительных общеразвивающих программах каждой направленности по изучению историко-культурного наследия народа коми (например, обязательный блок "Наследие");
- для разработки содержания и дидактико-методического обеспечения этнокультурного образования обучающихся в организациях дополнительного образования детей использовать педагогический и культурно-исторический потенциал национальной культуры (устное народное и декоративно-прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды народного календаря, народные игры и народный костюм);
- применять проектную и исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательном процессе организаций дополнительного образования детей, поскольку именно эти формы предполагают непосредственное присвоение культурного наследия каждым ребенком, делают обучение личностно значимым и актуальным.
- организация образовательного процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью;
- создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно-просветительского, методического);
- разработка и обеспечение учебно-методическими, дидактическими, наглядными пособиями, отражающими этнокультурное содержание дополнительного образования.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" образовательная деятельность в системе ДОД реализуется по шести направленностям. Этнокультурное содержание дополнительных общеразвивающих программ каждой из направленностей может предусматривать следующее:
- в художественной направленности: включение в программы блоков знакомства с историческими корнями и особенностями возникновения каждого традиционного ремесла; традиционные технологии создания изделий, украшений, предметов быта; обучение народным ремеслам. Развитие технологий традиционных ремесел путем интеграции исконных технологий и новых материалов в современных изделиях на основе проектного, исследовательского и дизайн-подхода;
- в технической направленности: реализация программ с этнокультурной составляющей содержания; воспитание у обучающихся ценностного отношения к национальному богатству своей малой Родины;
- в естественнонаучной направленности: реализация программ с этнокультурной составляющей содержания; проведение слетов, экспедиций, школ-лагерей с целью изучения, сохранения национальных традиций и воспитания взаимоуважения к национальной культуре;
- в физкультурно-спортивной направленности: реализация программ с этнокультурной составляющей содержания; изучение и организация коми народных игр, состязаний, праздников; воспитание у обучающихся ценностного отношения к национальному богатству своей малой Родины;
- в туристско-краеведческой направленности: реализация программ с этнокультурной составляющей содержания; реализация блока "Коми край глазами исследователя и путешественника"; проведение тематических лагерей и смен;
- в социально-педагогической направленности: использование потенциала народной педагогики и этнопедагогики как части классической педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Кроме этого, применение исследовательской и проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей создаёт обучающимся благоприятные условия для творчества и поиска, придавая процессу обучения воспитывающий и развивающий характер, и является необходимым деятельностным подходом при разработке дидактико-методического обеспечения.
Для развития этнокультурного образования в системе дополнительного образования необходимо:
- Достижение качественно нового уровня профессиональной подготовки, профессионального развития педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования;
- Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в системе дополнительного образования в соответствии с современными требованиями.
6. Вклад научных, культурных и иных учреждений и организаций в развитие этнокультурного образования Республики Коми
Министерством национальной политики Республики Коми внедряются информационные технологии в сферу функционирования государственных языков Республики Коми (издаются мультимедийные диски обучающего характера).
Большая роль в просвещении и в повышении интереса к коми языку и культуре отводится средствам массовой информации, в том числе теле- и радиопередачам "Чолм, дзолюк" ("Привет, малыш"), "Дзолюк" ("Малышок"). Тематика передач тесно связана с образовательной программой "Дзолюк", что актуализирует ожидания детской аудитории. Данные передачи дают воспитателям ориентиры в работе, формируют познавательные интересы и социальную активность детей, повышают престиж коми языка в обществе.
На ежегодных муниципальных конференциях и регулярных республиканских съездах межрегионального общественного движения "Коми войтыр" определяются наиболее существенные проблемы и способы их решения.
В столице республике функционирует Финно-угорский культурный центр Российской Федерации. В ряде муниципальных образований успешно работают Центры коми культуры, ведущие активную просветительскую работу по приобщению населения к коми культуре.
Республиканские, муниципальные и школьные библиотеки ведут активную инновационную работу по продвижению чтения в детской и молодежной среде, в том числе, по ознакомлению с творчеством писателей и поэтов Республики Коми.
ИЯЛИ РАН КНЦ проводит научные исследования в области исследования этнической культуры коми народа, результаты которых используются педагогами в образовательном процессе.
Активно развивается интернет-пространство этнокультурного образования: успешно функционируют сайты: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ http://www.komi.com/Folk, ФИННО-УГОРСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ http://www.finnougoria.ru, ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ-ЗЫРЯН http://foto11.com и многие другие. Педагоги системы этнокультурного образования создают персональные сайты, на которых размещают методические разработки: http://m-vaxnina.narod.ru, http://www.tarabukina.ru, http://avgusta08.jimdo.com. Создаются сетевые сообщества педагогов системы этнокультурного образования: http://vk.com/club58812242, http://vk.com/club69286686.
Межрегиональное и международное сотрудничество также вносит свой вклад в развитие этнокультурного образования. Успешно осуществляет работу межрегиональная общественная организация "Финно-угорская ассоциация авторов учебно-методических комплектов на родных языках".
Целью международного проекта "Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании", реализуемого с 2010 года совместно с Обществом "Финляндия - Россия", является объединение профессиональных усилий и инициатив педагогов, методистов, ученых, общественных деятелей и представителей органов исполнительной власти, в целях поиска эффективных технологий обучения дошкольников финно-угорским языкам, распространения положительного опыта организации двуязычного образования детей в детском саду и семье, создания необходимого программно-методического обеспечения в помощь педагогам и родителям, модернизации финно-угорских языков и культур. Проводится организация обучающих и информационно-просветительских мероприятий: семинары, конференции, курсы повышения квалификации, практикумы, мастер-классы, рабочие встречи специалистов, нацеленные на рост информированности, профессиональной компетенции и общественной активности участников проекта, содействует созданию в соответствии с действующим законодательством и содержанием проекта базовых (пилотных) площадок в дошкольных образовательных организациях Республики Коми, работающих в качестве ресурсных методических центров, опорно-методических площадок.
Для координации проводимых мероприятий требуется активизация сетевого взаимодействия всех субъектов, задействованных в реализации этнокультурного образования.
7. Условия и механизмы развития этнокультурного образования
Для реализации Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми необходимо создание следующих групп условий.
Создание организационно-управленческих и нормативно-правовых условий предполагает:
- Определение УМО в системе общего образования в качестве органа, координирующего процесс реализации Концепции, плана мероприятий по ее реализации, осуществляющего анализ мониторинга развития этнокультурного образования, вырабатывающего рекомендации по результатам анализа в адрес всех задействованных в реализации Концепции организаций.
- Разработка республиканского плана мероприятий по реализации Концепции.
- Разработка муниципальных целевых программ "Развитие этнокультурного образования в муниципальном образовании" с включением в них комплекса мер, направленных на реализацию Концепции.
- Определение порядка получения грантов на разработку и последующее издание учебной и учебно-методической литературы, обеспечивающей реализацию программ этнокультурной направленности.
- Определение отдельной номинации в государственной премии в области образования "За вклад в развитие этнокультурного образования".
- Обеспечение открытости процесса реализации Концепции. Определение порядка информирования общественности о результатах реализации Концепции.
Создание материальных и финансовых условий, которое, в первую очередь, предполагает определение затрат на научное, научно-методическое, материально-техническое обеспечение реализации приоритетных направлений Концепции:
- Определение источников и объемов финансирования муниципальных целевых программ "Развитие этнокультурного образования в муниципальном образовании"
- Увеличение финансирования на издание учебной и учебно-методической литературы, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ.
- Выделение финансовых средств на оснащение кабинетов коми языка и литературы в образовательных учреждениях республики.
- Развитие системы поддержки талантливых детей, проявивших особые способности в изучении родного языка, литературы, культуры, истории и природы Коми края.
- Эффективное стимулирование деятельности педагогов, добившихся высоких показателей в осуществлении педагогической работы по приобщению учащихся к национальным и этнокультурным ценностям.
Создание кадровых условий:
В части важной составляющей кадровых условий, необходимой для успешной реализации Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми, выступает формирование и развитие этнокультурной компетентности участников образовательных отношений.
Этнокультурная компетентность понимается как интегральное свойство личности, выражающееся в освоении совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
Этнокультурная компетентность как учащихся, так и педагогов системы этнокультурного образования включает в себя три основных компонента:
знаниевый компонент |
эмоционально-ценностный компонент |
деятельностный компонент |
- знание и понимание историко-географического образа Республики Коми; - знание и понимание ее социально-политического устройства; - знание о своей этнической и региональной принадлежности; - знание и понимание культурного и научного наследия республики, его места в мировом контексте; - ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей коми народа; - знание коми языка как системообразующего элемента коми культуры, отражающего черты национального характера народа); - знание фактов культуры, истории, воспринимаемых как факты, события нашей, своей культуры и истории (на языке "внутреннего голоса" это звучит как фраза: "Я знаю, что это наше, мое!" |
- гордость за Республику Коми великодушие к прошлому, творческое отношение к ее настоящему и будущему); - осознание этнической принадлежности; - толерантность (признание и понимание иного, непохожего на меня); - уважение личности, нетерпимость к насилию; - сформированность морально-нравственной самооценки; - положительное отношение к определенным, "нашим", фактам истории и культуры ("Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории" |
- инициативное участие в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях этнокультурной направленности в пределах возрастных компетенций; - умение вести диалог, разрешать конфликты; свободное и ответственное следование моральным и нравственным нормам; - способность к самостоятельному социальному действию; - умение строить жизненные планы, основанные на осознании этносоциальной специфики региона); - готовность, настрой человека участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (позиция - "Я готов, настроен действовать на благо своей республики и страны" |
Формированию этнокультурной компетентности педагогов будут способствовать все формы повышения квалификации и самообразования, а также поддержка и оказание помощи педагогам, испытывающим затруднения в осуществлении педагогической работы на материале национального и этнокультурного характера.
Формированию этнокультурной компетентности учащихся будет способствовать использование эффективной системы поощрений учащихся, демонстрирующих примеры для своих сверстников в осуществлении деятельности по освоению и преобразованию национальных, региональных и этнокультурных достижений
Создание информационно-методических условий развития этнокультурного образования предполагает создание системы, включающей в себя:
- возможность широкого использования информационных технологий, технологий дистанционного (мобильного) характера и обеспечения образовательного процесса соответствующими IT-технологиями;
- комплектность обеспечения образовательного процесса учебниками, учебными пособиями, учебно-методической, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами с учетом специфики этнокультурного содержания основных образовательных программ.
Обеспечение информационно-методических условий развития этнокультурного образования означает также создание информационно-образовательной среды на полилингвальной основе для организации эффективной образовательной деятельности обучающихся и обучающих, в том числе возможность:
- планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- доступного размещения учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализа и оценки такой деятельности;
- мониторинга хода и результатов образовательного процесса, фиксацию результатов деятельности обучающихся и обучающих;
- обеспечение оперативного доступа различных участников образовательного процесса в образовательном учреждении к информационным материалам, раскрывающим национальные и этнокультурные особенности и указания по их учету в педагогическом процессе;
- доступа к размещаемой информации, в том числе дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, администрации образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере национального образования;
- сетевого взаимодействия образовательных организаций и органов управления этнокультурным образованием на всех уровнях;
- организация участия педагогов в семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня с целью обмена опытом осуществления педагогической работы с использованием материалов национального, регионального и этнокультурного характера;
- организация обсуждения администрацией образовательного учреждения, педагогами и родителями результатом вовлечения учащихся в деятельность по приобщению к национальным, региональным и этнокультурным ценностям;
- размещение на информационных стендах, в печатных изданиях и электронной сети методических материалов педагогических работников общеобразовательного учреждения, продуктов творческой деятельности обучающихся и их родителей, отражающих опыт приобщения детей к национальным, региональным и этнокультурным ценностям, для ознакомления и обсуждения широкой аудиторией.
- создание сетевых сообществ учителей коми языка и литературы.
Государственно-общественное управление как механизм развития этнокультурного образования
Одним из важных условий модернизации этнокультурного образования в региональном социуме является формирование государственно-общественных механизмов, обеспечивающих этнокультурную образовательную политику.
В последние годы в республике сложился позитивный опыт становления и развития государственно-общественного характера управления, созданы вариативные модели общественного участия в управлении образованием. Однако общественное участие в управлении образованием и влияние общественности на положение дел в образовании в силу ряда объективных и субъективных причин остается незначительным.
В Концепции значительное место отводится развитию инфраструктуры республиканской и муниципальной систем образования с учетом потребностей комплексного развития социокультурной среды территории, социального и национального состава населения, его жизненных проблем, образовательного спроса, формированию системы дополнительных образовательных услуг.
В социально-политическом плане государственно-общественное управление в системе этнокультурного образования содействует:
- сближению местной власти, местного сообщества и школы, их теснейшей взаимосвязи и взаимодействию в вопросах личностного развития обучающихся;
- созданию общественных структур власти в такой крупнейшей сфере социальной деятельности, как образование;
- преодолению разобщенности местного сообщества, формированию в нем общинного сознания, то есть - первичных очагов развития гражданского общества.
В социально-педагогическом плане государственно - общественное управление в системе этнокультурного образования содействует:
- взаимодействию образования и социально-культурной среды, развитию школы как социокультурного центра общества;
- "педагогизации" местного сообщества и выращиванию образовательной общественности;
- всестороннему учету, как образовательных потребностей местного населения, так и социальных потребностей субъектов образовательных систем, то есть - формированию социально-целесообразной образовательной системы и образовательно-целесообразного социума.
В организационно-педагогическом плане государственно - общественное управление в системе этнокультурного образования:
- выступает как механизм преодоления изолированности, разобщенности образовательных организаций, установлению из взаимосвязей, как механизм реального разделения образовательного труда и одновременно - его интеграции;
- стимулирует создание объединенных, укрупненных образовательных единиц - образовательных комплексов, ассоциаций и др., что помогает аккумулировать образовательный потенциал в области этнокультурного образования;
- формирует саму территорию как единый, многопрофильный и многофункциональный образовательный комплекс, с единой мобильной системой общих ресурсов развития образования, на основе принципов социокультурного развития республики.
В системе образования Республики Коми необходимо развивать договорную модель государственно-общественного управления, когда в договоре предусмотрены обязательства родителей и в вопросах семейного воспитания, непосредственное участие родителей в школьных мероприятиях (родительское собрание, работа органов школьного самоуправления, воспитательные и просветительские внеурочные мероприятия и др.). Процедуры подведения итогов совместной образовательной деятельности способствуют сближению образовательных стандартов школы и концепции семьи, в том числе в вопросах содержания и глубины вариативного этнокультурного образования.
8. Ожидаемый социальный эффект реализации Концепции
Реализация Концепции позволит эффективно решить поставленные задачи, достичь намеченные цели через:
- развитие и укрепление инфраструктуры этнокультурного образования;
- обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на двух государственных языках: русском и коми, совершенствования этнокультурной направленности образования в республике;
- обеспечение профессионального кадрового потенциала республики;
- введение в учебный процесс новых программ, учебно-методических комплектов, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания;
- обеспечение качественного научно-методического сопровождения интеграции этнокультурной составляющей в содержание образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- повышение эффективности изучения родного языка в тесной связи с культурой и историей народа (изучения культурно-исторического наследия народа Коми);
- переход этнокультурного образования в Республике Коми на качественно новый информационный уровень посредством формирования и развития современного регионального этнокультурного образовательного пространства и внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий;
- поддержка профессионального развития педагогов системы этнокультурного образования, в том числе через материальное стимулирование при наличии высоких показателей деятельности;
- создание оптимальных условий для успешного изучения коми (родного) языка и литературы путем изменения парадигмы его изучения, внедрения новых форм и технологий изучения языка;
- эффективная интеграция профессионального образования с региональной экономикой.
- интеграция республиканского этнокультурного образования в отечественное и международное образовательное пространство.
9. Мониторинг и управление ходом реализации Концепции
N |
Содержание мероприятий |
Периодичность |
Срок исполнения |
Результат |
|
Актуализация муниципальных программ (планов мероприятий реализующих этнокультурное содержание образования) |
ежегодно |
сентябрь |
доклад |
|
Мониторинг реализации плана мероприятий на 2016 - 2021 годы по реализации Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016 - 2021 годы |
ежегодно |
декабрь |
итоговый документ |
|
Мониторинг внесения изменений в нормативную базу в сфере развития этнокультурного образования в Республике Коми |
ежегодно |
декабрь |
итоговый документ |
|
Оценка моделей ГОУ ОО, реализующих направления этнокультурного содержания образования |
ежегодно |
декабрь |
итоговый доклад |
|
Разработка учебников, методических рекомендаций, дидактических пособий по преподаванию предметов и дисциплин, реализующих этнокультурное содержание образования по уровням образования |
ежегодно |
декабрь |
итоговый доклад, количество |
|
Разработка учебно-методических комплектов нового поколения с широким использованием мультимедийных средств по всем учебным предметам и курсам этнокультурной направленности. |
ежегодно |
декабрь |
количество |
|
Разработка образовательно-познавательных и игровых электронных ресурсов на коми языке для детей дошкольного возраста |
ежегодно |
декабрь |
количество |
|
Совершенствование системы дополнительного профессионального образования педагогов для реализации этнокультурного образования |
ежегодно |
декабрь |
количество модулей ДПП ПК и кол-во слушателей ДПП ПК этнокультурной тематики |
|
Создание единого республиканского электронного этнокультурного образовательного пространства |
ежегодно |
декабрь |
сетевые сообщества, интернет-ресурсы, дистанционные школы |
|
Создание единой региональной системы целенаправленной и непрерывной работы по выявлению и сопровождению развития одаренных и талантливых детей и молодежи |
ежегодно |
декабрь |
мероприятия |
|
Деятельность республиканских инновационных площадок этнокультурной направленности |
ежегодно |
декабрь |
Количество РИП, отчёты о реализации этапа программы или проекта |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Республики Коми от 23 ноября 2015 г. N 255 "Об утверждении Концепции развития этнокультурного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.