Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Службы Республики Коми
строительного, жилищного и
технического надзора (контроля)
от 14 июня 2018 года N 01-01-08/88
Ведомственная Программа
профилактики нарушений обязательных требований
Настоящая Программа разработана в целях реализации Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61(11).
Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
Программа реализуется по всем видам регионального государственного контроля (надзора), реализуемым Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее Служба).
I. Анализ и оценка текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Службы, характеристика проблем, на решение которых направлена программа
1. При осуществлении регионального государственного строительного надзора в 2017 году на 405 строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства проведено 709 проверок объектов капитального строительства (в I полугодии - 306 проверок, во II полугодии - 403 проверки), в том числе: 624 проверок в соответствии с программами проведения проверок на объектах капитального строительства (в I полугодии - 279 проверок, во II полугодии - 345 проверок) и 85 проверок по основаниям, не предусмотренным программами проверок (в I полугодии - 27 проверок, во II полугодии - 58 проверок), из которых 1 проверка - по обращениям физических и юридических лиц.
По результатам проведённых проверок в 2017 году: выдано 426 предписание об устранении выявленных нарушений (в I полугодии - 196 предписаний, во II полугодии - 230 предписаний), возбуждено 114 дел об административном правонарушении (в I полугодии - 45 дел, во II полугодии - 69 дел), на нарушителей наложены административные штрафы в сумме 1560,75 тысяч рублей (в I полугодии - 761 тысяча рублей, во II полугодии - 799,75 тысяч рублей), материалы 3 проверок направлены в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования (в I полугодии - 1 материал, во II полугодии - 2 материала).
Методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводились проверки, направленная на предотвращение нарушений с их стороны, проводилась в форме разъяснений положений действующего градостроительного законодательства и консультаций по вопросам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В 2017 году юридическими лицами в суд заявления о несогласии с действиями инспекции Госстройнадзора Республики Коми не подавались.
2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов проведено 142 анализа ежеквартальных отчетностей застройщиков (I полугодие - 70, II полугодие - 72) и 32 анализа проектных деклараций юридических лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (I полугодие - 28, II полугодие - 4). В отношении застройщиков проведено 40 проверок (I полугодие - 27, II полугодие - 13).
По результатам проведённых проверок: выдано 10 предписаний (в I полугодии - 6 предписаний, во II полугодии - 4 предписания) об устранении выявленных нарушений, возбуждено 101 дело об административных правонарушениях (в I полугодии - 33 дела, во II полугодии - 68 дел), на нарушителей наложены административные штрафы в сумме 810 тысяч рублей (в I полугодии - 100 тысяч рублей, во II полугодии - 710 тысяч рублей). В правоохранительные органы направлена 1 информация о нарушениях обязательных требований, содержащих признаки преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Методическая работа с юридическими лицами, в отношении которых проводились проверки, направленная на предотвращение нарушений с их стороны, проводилась в форме разъяснений положений действующего законодательства в области долевого строительства и консультаций по вопросам долевого участия в строительстве многоквартирных домов.
Кроме того, выдано 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2017 г. Службой проведены следующие контрольно-надзорные мероприятия.
3. В рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора за 2017 год специалистами органов государственного жилищного надзора на территории Республики Коми проведено 173 проверки.
В ходе проведенных проверок выявлено 239 нарушений требований жилищного законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также несоответствия деятельности организаций, предоставляющих услуги в сфере управления многоквартирными домами и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, в том числе выявлено 4 фактов неисполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований жилищного законодательства. По итогам проверок выдано 80 предписаний об устранении нарушений.
В результате проведенных проверок в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми к административной ответственности в виде штрафа привлечено 9 юридических лиц на общую сумму 28,8 тыс. рублей.
Методическая работа с юридическими лицами, в отношении которых проводились проверки, направленная на предотвращение нарушений с их стороны, проводилась в форме разъяснений положений действующего законодательства и консультаций по вопросам управления многоквартирными домами. Кроме того, выдано 37 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
4. С момента введения процедуры лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и ужесточения ответственности управляющих организаций в орган государственного жилищного надзора с заявлением на предоставление лицензии обратилось 206 соискателя лицензии, из которых лицензия была выдана 183 организациям.
18 управляющим организациям-соискателям в получении лицензии было отказано.
В целях контроля за соблюдением лицензионных требований Государственными жилищными инспекциями в 2016 году проведено 3112 проверок в рамках лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций.
Всего выявлено в рамках лицензионного контроля 6120 нарушений в части содержания многоквартирных домов, качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В отношении виновных лиц применены меры ответственности в виде штрафов на общую сумму 25983 тыс. рублей.
В целях устранения нарушений выдано 1545 предписаний об устранении выявленных нарушений.
В отношении виновных лиц применены меры ответственности в виде штрафов на общую сумму 25983 тыс. рублей.
Результатом данной деятельности стало значительное снижение в 2017 году количества обращений граждан в адрес Службы, которое составило 1861, по сравнению с 2016 г. - 5408 (снижение составило 34%), снижение количества допущенных лицензиатами нарушений (755 нарушений в 2017 г., снижение составило 12,3%), по которым выдано 213 предписаний, а также снижение административной нагрузки на подконтрольные лица (405 проверок - в 2017 г.). В 2017 году в отношении виновных лиц применены меры ответственности в виде штрафов на общую сумму 2485 тыс. рублей (на 9,5% меньше по сравнению с предыдущим годом).
Методическая работа с лицензиатами, в отношении которых проводились проверки, направленная на предотвращение нарушений с их стороны, проводилась в форме разъяснений положений действующего законодательства и консультаций по вопросам управления многоквартирными домами. Кроме того, в 2017 г. выдано 92 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Кроме того, Службой проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. В ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики заслушаны доклады по правоприменительной практике, а также даны ответы на вопросы, полученные из зала.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2017 года N 547-р утверждена Методика оценки результативности и эффективности контрольной деятельности Службы в части осуществления видов контроля (надзора), указанных в преамбуле настоящего приказа.
В целях реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению в Республике Коми целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2017 г. N 79-р, приказом Службы от 11 мая 2017 года N 01-01-08/48 утверждены перечни правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметами оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) (далее - Перечни). Перечни размещены на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
II. Основные цели, задачи и этапы проведения профилактической работы в рамках осуществления государственного контроля
Сроки реализации Программы: 2018 - 2020 гг.
Профилактика нарушений обязательных требований - это системно организованная деятельность Службы по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
- предупреждение нарушений обязательных требований;
- предотвращения риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований;
- формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов:
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по контролю.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
- выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях, и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Первый этап реализации Программы (2018 год).
- определение должностного лица, координирующего профилактическую деятельность;
- внесение изменений в положения о структурных подразделениях, должностные регламенты должностных лиц Службы, ответственных за проведение профилактической работы;
- корректировка практики осуществления предусмотренных законом мер профилактики (доработка перечня обязательных требований) Службы;
- доработка официального сайта Службы в соответствии со Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований, в том числе создание специального раздела, посвященного профилактике нарушений обязательных требований (постоянное обновление информации в разделе);
- разработка плана-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2018 год, включая этап обсуждения на Общественном совете Службы;
Второй этап реализации Программы (2018 - 2019 гг.).
- создание каналов "обратной связи" с подконтрольными субъектами для получения первичной информации по вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля;
- кадровое и техническое обеспечение аналитической работы в Службе;
- межведомственное взаимодействие с контрольно-надзорными органами, осуществляющими смежные виды контроля (надзора), по вопросам профилактики нарушений обязательных требований;
- использование инструментов профилактики, предусмотренных Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
Третий этап реализации Программы (2019 - 2020 гг.).
- проведение оценки влияния профилактических мероприятий на результативность и эффективность осуществления контрольной деятельности;
- осуществление механизмов самообследования и непрерывного совершенствования профилактической деятельности;
- межведомственное взаимодействие с контрольно-надзорными органами, осуществляющими смежные виды контроля (надзора), по вопросам профилактики нарушений обязательных требований, в том числе с применением современных информационных технологий;
- постоянный анализ опыта профилактики нарушений обязательных требований в других субъектах РФ и по возможности его использования в практике Службы.
III. Перечень программных мероприятий
Одними из условий предотвращения и сокращения числа обязательных требований и повышения эффективности контроля являются:
- формирование общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований, соблюдение которых проверяется в ходе контрольных мероприятий;
- подготовка методических материалов для подконтрольных субъектов по самообследованию на предмет соблюдения обязательных требований;
- создание и тиражирование буклетов/лифлетов об обязательных требованиях;
- обеспечение информационного доступа к системе обязательных требований.
Программные мероприятия предусматривают комплекс мер по предотвращению (снижению) нарушений обязательных требований, которые содержат конкретный перечень мероприятий, подлежащих реализации, а также информацию о ресурсах, сроках, ответственных должностных лицах и ожидаемом результате проведенного мероприятия.
Организация и проведение профилактических мероприятий Службы, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего плана-графика, ежегодно разрабатываемого и утверждаемого руководителем Службы.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Службы.
V. Механизм реализации Программы
Цели и задачи настоящей Программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов ее реализации.
Организация работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, и персональная ответственность за состояние профилактической работы в Службе возложены на руководителей структурных подразделений Службы, на которые возложено осуществление контрольно-надзорных полномочий.
Ответственным за координацию и контроль деятельности участников настоящей Программы являются заместители руководителя Службы по курируемым направлениям.
Участниками реализации Программы являются структурные подразделения Службы по вопросам:
- регионального государственного жилищного надзора;
- лицензирования и лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;
- регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми;
- регионального государственного строительного надзора;
- регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов;
- регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники;
- отдел документационного обеспечения (в части размещения информации на официальном сайте).
Служба в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад об итогах профилактической работы за год, который является составной частью отчета о деятельности Службы, подготовляемого представляемого на заседании итоговой коллегии.
Мониторинг реализации Программы осуществляется на регулярной основе. Ежеквартально осуществляется сбор и накопление информации о ходе реализации программы мероприятий, анализ ситуации с соблюдением обязательных требований и возникающих у подконтрольных субъектов в связи с этим проблем, выработка актуальных предложений о необходимости управленческих мер по обеспечению выполнения Программы.
Программа призвана обеспечить к 2020 году создание условий для снижения случаев нарушения обязательных требований, повышения эффективности государственного контроля, формирования заинтересованности подконтрольных субъектов в соблюдении обязательных требований музейного и архивного дела.
Реализация настоящей Программы способствует достижению следующих конечных результатов:
- повышению эффективности обеспечения соблюдения установленных норм и правил в сфере музейного и архивного дела;
- повышение эффективности государственного контроля.
VI. Оценка эффективности Программы
Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
- результативность деятельности органа государственного контроля (надзора);
- информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольных субъектов в ходе мероприятий по контролю;
- понятность обязательных требований подконтрольным субъектам;
- вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с контрольным органом, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий осуществляется в ходе анализа выполнения мероприятий Программы по следующим индикативным показателям:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, %;
- среднее число должностных лиц, задействованных в проведении одного профилактического мероприятия, чел.;
- наличие на официальном сайте контрольного органа актуального перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, актуальный перечень;
- количество консультаций, оказанных подконтрольным субъектам по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, ед.;
- количество обобщений практики осуществления регионального государственного контроля (надзора), размещенных на официальном сайте контрольного органа, ед.;
- своевременное размещение и наличие на официальном сайте контрольного органа плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на год, план.
Результаты оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий отражаются в докладе об итогах профилактической работы, проведенной контрольным органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.