Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрен
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 24 августа 2018 г. N 362-р
(приложение)
Прогноз
социально-экономического развития Республики Коми на 2019 год и на период до 2021 года
Показатели |
2016 г. факт |
2017 г. факт |
2018 г. оценка |
прогноз |
||||||||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
||||||||||
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
||||
Численность населения (среднегодовая), тыс. человек |
853,7 |
845,7 |
835,9 |
826,1 |
826,2 |
826,2 |
816,5 |
816,9 |
816,9 |
807,0 |
807,8 |
807,8 |
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения |
13,1 |
11,5 |
11,0 |
10,8 |
10,9 |
10,9 |
10,7 |
10,8 |
10,8 |
10,6 |
10,6 |
10,6 |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
12,4 |
11,8 |
11,7 |
11,7 |
11,6 |
11,6 |
11,7 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,4 |
11,4 |
Коэффициент миграционного прироста, на 10 000 человек населения |
-80,8 |
-112,0 |
-111,3 |
-109,6 |
-108,3 |
-108,3 |
-107,8 |
-105,3 |
-105,3 |
-105,9 |
-102,1 |
-102,1 |
Валовой региональный продукт, млрд. руб. |
546,9 |
526,9 |
556,4 |
568,9 |
582,8 |
587,9 |
589,9 |
613,6 |
627,0 |
612,7 |
646,0 |
667,0 |
Индекс физического объема валового регионального продукта, в % к предыдущему году |
98,5 |
91,1 |
101,9 |
98,3 |
100,5 |
101,5 |
99,7 |
101,2 |
102,1 |
99,7 |
101,2 |
102,3 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году |
95,2 |
97,0 |
104,3 |
99,8 |
101,1 |
102,1 |
100,3 |
101,0 |
101,7 |
101,0 |
101,7 |
102,4 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. рублей |
273,4 |
301,7 |
330,6 |
338,6 |
346,5 |
349,2 |
353,2 |
367,0 |
371,6 |
370,2 |
387,1 |
394,6 |
Индекс производства, % к предыдущему году |
94,4 |
91,4 |
107,7 |
99,4 |
101,2 |
102,3 |
100,3 |
101,0 |
101,5 |
101,6 |
102,1 |
102,6 |
Обрабатывающие производства: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. рублей |
163,2 |
170,2 |
175,8 |
183,6 |
185,3 |
187,3 |
192,3 |
195,1 |
199,1 |
201,3 |
205,4 |
211,7 |
Индекс производства, % к предыдущему году |
97,6 |
105,9 |
99,3 |
100,4 |
100,9 |
101,9 |
100,3 |
100,8 |
101,7 |
100,2 |
100,8 |
101,8 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. рублей |
40,9 |
47,9 |
50,2 |
52,9 |
53,5 |
54,0 |
54,0 |
56,4 |
57,5 |
56,1 |
58,9 |
60,6 |
Индекс производства, % к предыдущему году |
98,7 |
103,8 |
101,0 |
100,0 |
101,1 |
102,0 |
100,0 |
101,5 |
102,5 |
100,0 |
102,3 |
103,4 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. рублей |
5,7 |
5,4 |
5,7 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,3 |
6,3 |
6,4 |
6,6 |
6,7 |
6,8 |
Индекс производства, % к предыдущему году |
86,2 |
107,4 |
100,2 |
100,9 |
101,1 |
101,7 |
101,0 |
101,4 |
102,0 |
101,4 |
101,8 |
102,5 |
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. |
11,1 |
10,2 |
10,9 |
11,3 |
11,6 |
11,6 |
11,7 |
12,1 |
12,3 |
12,2 |
12,8 |
13,2 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году |
103,7 |
89,4 |
102,2 |
99,6 |
101,9 |
102,6 |
100,2 |
101,0 |
102,2 |
100,5 |
102,0 |
102,8 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", млрд. рублей |
105,3 |
35,1 |
36,9 |
35,1 |
39,4 |
39,6 |
35,3 |
42,1 |
42,7 |
35,9 |
45,2 |
46,5 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году |
113,1 |
32,6 |
100,0 |
90,5 |
101,5 |
102,0 |
96,0 |
102,0 |
103,0 |
97,0 |
102,5 |
104,0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м в общей площади |
239,7 |
222,8 |
251,0 |
205,0 |
220,0 |
276,0 |
210,0 |
225,0 |
303,0 |
225,0 |
230,0 |
305,0 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
200,4 |
129,3 |
130,5 |
98,6 |
100,3 |
112,8 |
106,2 |
108,3 |
124,1 |
117,9 |
120,2 |
141,1 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году |
112,8 |
63,1 |
95,5 |
72,7 |
73,7 |
82,7 |
102,7 |
103,6 |
105,2 |
105,9 |
106,5 |
108,7 |
Индекс потребительских цен, в % декабрь к декабрю предыдущего года |
104,8 |
102,4 |
103,2 |
104,5 |
104,3 |
104,1 |
104,1 |
103,8 |
103,6 |
104,1 |
104,0 |
103,8 |
Оборот розничной торговли, млрд. руб. |
146,0 |
150,2 |
156,2 |
162,3 |
163,0 |
163,6 |
169,3 |
171,0 |
172,4 |
177,5 |
180,4 |
182,5 |
в % к предыдущему году |
90,6 |
99,5 |
100,4 |
100,0 |
100,5 |
101,0 |
100,3 |
101,0 |
101,5 |
100,8 |
101,5 |
102,0 |
Оборот общественного питания, млрд. руб. |
7,9 |
8,2 |
8,6 |
9,1 |
9,1 |
9,1 |
9,6 |
9,7 |
9,7 |
10,1 |
10,3 |
10,3 |
в % к предыдущему году |
93,9 |
101,7 |
100,5 |
100,0 |
101,0 |
101,5 |
100,5 |
101,5 |
102,0 |
101,0 |
102,0 |
102,5 |
Объем платных услуг населению, млрд. руб. |
47,2 |
45,9 |
46,6 |
47,6 |
47,9 |
48,3 |
49,2 |
49,8 |
50,5 |
51,1 |
52,0 |
53,2 |
в % к предыдущему году |
97,6 |
93,9 |
97,3 |
98,0 |
98,7 |
99,5 |
99,0 |
100,0 |
100,5 |
100,0 |
100,5 |
101,5 |
Фонд начисленной заработной платы, млрд. руб. |
174,2 |
176,2 |
187,9 |
193,5 |
195,4 |
197,3 |
200,3 |
204,2 |
208,1 |
208,3 |
214,4 |
220,6 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
43,7 |
45,5 |
50,5 |
52,0 |
52,5 |
53,0 |
53,8 |
54,9 |
55,9 |
56,0 |
57,6 |
59,3 |
в % к предыдущему году |
105,6 |
104,1 |
111,1 |
103,0 |
104,0 |
105,0 |
103,5 |
104,5 |
105,5 |
104,0 |
105,0 |
106,0 |
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
90,3 |
93,9 |
96,0 |
96,0 |
97,0 |
99,0 |
99,0 |
100,0 |
101,3 |
100,0 |
100,5 |
101,5 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % |
1,7 |
1,6 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
Пояснительная записка
к Прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2019 год и на период до 2021 года
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2019 год и на период до 2021 года (далее - прогноз) представлен в трех вариантах - консервативный, базовый, целевой.
Консервативный вариант отличается стрессовыми внешними условиями, различия между базовым и целевым сценариями связаны с динамикой факторов экономического роста, зависящих в том числе от успешности мер структурной экономической политики, которые планируются к реализации в текущем и последующем годах.
Базовый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы роста валового регионального продукта, объемы промышленного производства, инвестиций в основной капитал, что является следствием текущих экономических и социальных процессов, в том числе с учетом геополитической обстановки в мире.
Целевой вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий Республики Коми, активизируется их инвестиционная и инновационная деятельность.
В Республике Коми в течение 2017 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.
Положительная динамика сложилась по таким важнейшим показателям социально-экономического развития, как:
увеличение объемов производства лесоматериалов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, фанеры, бумаги, картона, нетканых материалов, спецодежды, линолеума, бензина автомобильного, продукции химического производства, выработки пара и горячей воды, электроэнергии;
снижение индекса потребительских цен;
увеличение перевозок грузов автомобильным транспортом;
увеличение поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми;
снижение объема государственного долга Республики Коми;
увеличение реальной заработной платы;
снижение просроченной задолженности по заработной плате;
снижение уровня безработицы;
снижение количества зарегистрированных преступлений.
В числе негативных итогов 2017 года:
снижение объемов промышленного производства в целом;
сокращение объемов добычи каменного угля, нефти и газа, металлических руд;
снижение объемов сельскохозяйственного производства;
снижение объемов производства топочного мазута и дизельного топлива, блоков оконных и дверных, мебели, электрического оборудования, прочей неметаллической минеральной продукции;
снижение объемов лесозаготовительного производства;
уменьшение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий;
снижение объемов производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных и домашней птицы;
снижение объема работ по виду деятельности "Строительство";
снижение объемов ввода в действие жилых домов;
снижение оборота розничной торговли, объема платных услуг населению;
сокращение объема инвестиций в основной капитал;
увеличение доли убыточных организаций.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
В 2018 году, по оценке, численность населения снизится по сравнению с уровнем 2017 года на 1,2% и составит 835,9 тыс. человек. Доминирующей причиной сокращения численности населения продолжает являться миграционный отток населения из Республики Коми. Значение показателя миграционной убыли в 2018 году ожидается на уровне 111,3 на 10000 человек населения, что на 0,7% ниже значения 2017 года.
В 2018 году ожидается снижение показателя рождаемости, который составит 11,0 родившихся на 1000 человек населения, связанное с сокращением численности женщин фертильного возраста за счет выбытия из возраста фертильности многочисленных поколений женщин, рожденных в 60-х годах XX века, и вхождением в период фертильности малочисленных поколений женщин, рожденных в 90-х годах XX века.
Коэффициент смертности в 2018 году, по оценке, снизится по сравнению с уровнем 2017 года до 11,7 умерших на 1000 человек населения, что связано с разработкой и внедрением в практику здравоохранения мероприятий, наиболее эффективно воздействующих на основные причины смертности населения.
В 2019 - 2021 годах демографическая ситуация в регионе будет характеризоваться сокращением численности населения (к 2021 году составит 807,0-807,8 тыс. человек). Коэффициент смертности в прогнозный период продолжит снижаться и к 2021 году достигнет 11,4-11,6 умерших на 1000 человек населения.
Снижение численности населения в среднесрочном периоде определено негативными тенденциями, в том числе:
снижение рождаемости, обусловленное сокращением численности женщин фертильного возраста (в том числе диспропорция соотношения женщин и мужчин детородного возраста);
недостаточность мер по поддержке молодых семей с детьми, а также института семьи в целом, по стимулированию профессионального роста, развития и переподготовки женщин, имеющих малолетних детей или находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
тенденция старения населения: коэффициент демографического старения (доля лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения) будет расти, так как за границу 65 лет перешагнет поколение конца 50-х годов рождения ХХ века;
неблагоприятные для жизни природно-климатические условия (в условиях свободного рынка население покидает северные районы, активно развивающиеся в советскую эпоху);
отток населения за пределы республики, большая часть которого - мигранты трудоспособного возраста, отсутствие системных мер по управлению миграционными процессами в регионе (в том числе по приему и обустройству внутренних мигрантов, адресной поддержки отдельным категориям потенциальных мигрантов), а также по привлечению работников в рамках реализации на территории Республики Коми крупных инвестиционных проектов.
Для обеспечения достижения запланированных значений по демографическим показателям в среднесрочном периоде продолжится реализация Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения". Также в прогнозный период демографическую ситуацию будут определять меры по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В целях обеспечения экономического развития в Республике Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики". Мероприятия данной программы направлены в том числе на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства.
В 2018 году, по оценке, объем валового регионального продукта составит 101,9% к уровню 2017 года. Основное влияние на увеличение показателя окажет наращивание объемов добычи полезных ископаемых, а именно добычи угля.
В 2019 - 2021 годах в консервативном варианте объем валового регионального продукта сократится в среднем за год на 0,8%, что будет обусловлено сокращением объемов в строительстве, транспортировке и хранении, торговле.
По базовому и целевому вариантам ожидается рост объемов валового регионального продукта в среднем за год на 1,0-2,0% соответственно в основном за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, строительства.
В целях развития промышленного производства на территории Республики Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие промышленности", мероприятия которой направлены на обеспечение стабильной работы предприятий в основных отраслях промышленности и создание условий для развития промышленного потенциала в Республике Коми.
В 2018 году, по оценке, объем промышленного производства составит 104,3% к уровню 2017 года. Рост будет наблюдаться в добыче полезных ископаемых на 7,7% и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха на 1,0% (за счет увеличения выработки электрической энергии).
Увеличение объемов производства в добыче полезных ископаемых планируется за счет наращивания объемов добычи нефти ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" с учетом условий соглашения с нефтедобывающими странами ОПЕК, а также за счет добычи угля АО "Интауголь" (ввиду запуска лавы N 843) и АО "Воркутауголь" в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим на 2018 год рост объема добычи угля на 10,7% к уровню 2017 года.
Объемы производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" будут находиться практически на уровне 2017 года (100,2%).
При этом прогнозируется снижение в обрабатывающем производстве на 0,7% в связи с продолжающимся сокращением объемов производства нефтепродуктов ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", что обусловлено внутрикорпоративными решениями, связанными в том числе с оптимизацией использования производственных мощностей и сокращением затрат.
В 2019 - 2021 годах промышленное производство продемонстрирует умеренные темпы роста (в среднем за год от 100,4% в консервативном варианте до 101,3% в базовом). Прирост промышленного производства на 2,1% в целевом варианте прогноза предполагается за счет наращивания объемов производства во всех отраслях промышленности, ввода новых производственных мощностей, реализации инвестиционных проектов.
В сфере добычи полезных ископаемых темп роста объемов добычи составит в среднем за год в консервативном варианте 100,4%, в базовом - 101,4%, в целевом - 102,1%.
В среднесрочном периоде ожидается:
увеличение объемов добычи нефти, включая газовый конденсат, в связи с ожидаемым прекращением действия соглашения о сокращении добычи нефти странами ОПЕК и независимыми производителями (в том числе Россией);
снижение объемов добычи природного газа при одновременном росте добычи попутного нефтяного газа, который в дальнейшем направляется на переработку в консервативном и базовом вариантах прогноза. Увеличение объема добычи природного газа прогнозируется по целевому сценарию в случае успешной реализации инвестиционного проекта, реализуемого ООО "Тимано-Печорская газовая компания" по проведению поисково-разведочных работ на территории Интинского района;
наращивание к 2021 году объемов добычи угля в соответствии с бизнес-планом АО "Воркутауголь". АО "Интауголь" предполагается сокращение объемов добычи в связи с отработкой в 2018 году лавы N 843, а также с возможным переходом ПАО "ОГК - 2" Череповецкой ГРЭС, являющегося основным потребителем угольной продукции АО "Интауголь", на газовое потребление, что повлечет резкое сокращение объемов сбыта интинского угля;
рост объемов добычи боксита в целевом варианте прогноза при отработке новых месторождений с учетом потребности в руде металлургических заводов компании "РУСАЛ", исходя из мощностей на заводах-потребителях - Богословском алюминиевом заводе и Уральском алюминиевом заводе.
Темп роста объемов обрабатывающего производства составит в среднем за год в консервативном варианте 100,3%, в базовом - 100,8%, в целевом - 101,8%. Положительная динамика будет обусловлена в основном ростом производства целлюлозно-бумажной продукции и изделий деревообработки. Увеличение объемов производства нефтепродуктов возможно лишь в целевом варианте прогноза в случае улучшения ситуации на мировом нефтяном рынке.
Среднегодовой объем производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха в базовом и целевом варианте ожидается на уровне 101,6-102,6% вследствие увеличения потребления электроэнергии (в основном за счет увеличения объемов производства АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" и ООО "ЛУКОЙЛ-Коми") и незначительного роста потребления населением (с учетом снижения потребления в северных районах Республики Коми). Потребление тепловой энергии в среднесрочный период будет оставаться на прежнем уровне, что обусловлено высокими тарифами на услуги централизованного теплоснабжения и, как следствие, недоступностью данного вида коммунальной услуги для значительной доли сельского населения. В консервативном варианте прогноза объемы производства электро- и теплоэнергии сохранятся на уровне 2018 года.
В 2019 - 2021 годах ожидается увеличение индекса производства в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений вследствие улучшения экономической ситуации и роста объемов производства промышленных предприятий региона. В консервативном варианте индекс производства составит в среднем за год 101,1%, в базовом варианте - 101,4%, в целевом варианте - 102,1%.
В целях развития сельского хозяйства на территории республики реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми". Мероприятия программы направлены на повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в Республике Коми; повышение устойчивости функционирования организаций агропромышленного комплекса; развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса Республики Коми и улучшение условий жизни на селе.
В 2018 году, по оценке, объем производства продукции сельского хозяйства составит 102,2% к уровню 2017 года, в том числе в растениеводстве - 103,2%, животноводстве - 101,9%.
В растениеводстве ожидается рост объемов валового сбора картофеля (147,8% к уровню 2017 года) и овощей (101,8%), в том числе в сельхозорганизациях. Увеличение производства картофеля ожидается за счет повышения урожайности культуры (использование качественного посадочного материала, правильная подготовка и подкормка почвы, защита культуры от вредителей).
В 2018 году также планируется ввод в эксплуатацию высокотехнологичного тепличного комплекса "Сосногорский" площадью 11 га для выращивания овощной продукции защищенного грунта (огурцы, томаты). Реализуемый проект строительства тепличного комплекса направлен на увеличение производства экологически чистой овощной продукции во внесезонный период.
Основными факторами, способствующими росту производства в животноводстве в 2018 году, являются увеличение производства скота и птицы в живом весе в сельскохозяйственных организациях (в основном за счет роста производства мяса свиней) и крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также увеличение надоя молока за счет продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях и увеличения поголовья коров и их продуктивности в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Объемы производства яиц в хозяйствах всех категорий сохранятся на уровне 2017 года.
В 2019 - 2021 годах развитие сельского хозяйства в Республике Коми будет определяться высокой зависимостью от природных факторов и сезонностью производства. В связи с этим темп роста объемов сельскохозяйственного производства составит в среднем за год в консервативном варианте 100,1%, в базовом - 101,6%. Увеличение объемов сельскохозяйственного производства на 2,5% ожидается по целевому сценарию за счет выхода на проектную мощность тепличного комплекса "Сосногорский", наращивания темпов производства ОАО "Птицефабрика "Зеленецкая", а также в результате реализации проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений.
Мероприятия по развитию строительства, повышению комфортности проживания граждан и энергетической эффективности в Республике Коми осуществляются в рамках Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности".
В 2018 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" ожидается на уровне 2017 года. Стагнация объемов обусловлена снижением доходности инвестиций в строительстве.
При этом в 2018 году в социальной сфере планируется строительство корпуса N 2 МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Усть-Кулом" и лыжероллерной трассы в с. Усть-Куломе.
Кроме того, планируется продолжить строительство школы на 1200 мест в г. Сыктывкаре; физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в г. Сосногорске; обустройство инженерной и дорожной инфраструктурой мкр. Шордор-2 пгт. Верхняя Максаковка г. Сыктывкара (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение).
Основной задачей строительного комплекса на среднесрочный период будет максимально возможное сохранение объемов подрядных работ и ввода основных фондов, в том числе строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, основные меры для выполнения задачи будут направлены на сохранение бюджетных инвестиций и привлечение новых.
При консервативном варианте прогнозируется снижение объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", до 90,5-92,7% к уровню 2018 года в связи с отсутствием крупных строительных проектов, завершением основных этапов инвестиционных проектов, реализуемых в предыдущие годы, сокращением числа новых инвестиционных проектов по строительству газопроводов и объектов нефтеперерабатывающего и нефтедобывающего комплексов.
Увеличение объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", до 102,5% в базовом варианте и 104,0% в целевом ожидается к 2021 году. Особое значение для развития строительного комплекса будет иметь продолжение реализации на территории Республики Коми инвестиционных проектов по строительству газопроводов. В рамках утвержденной "Программы развития газоснабжения и газификации Республики Коми на период с 2016 по 2020 годы" предусмотрено газифицировать сетевым природным газом 26 новых населенных пунктов в 9 районах и городских округах Республики Коми, в том числе 26 котельных и более 8 тыс. домовладений (квартир). Кроме того, планируется создать условия для газификации промышленных, торговых и других объектов.
В 2018 году, по оценке, на территории Республики Коми планируется ввести 251,0 тыс. кв. м жилья, что на 12,7% выше уровня 2017 года. Позитивная динамика по вводу жилья на территории Республики Коми, в первую очередь, будет связана с повышением доступности ипотеки, средневзвешенная ставка по которой находится на минимальном за последние годы значении 9,59%. Кроме того, будет продолжена реализация мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по предоставлению субсидий из республиканского бюджета Республики Коми местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
В 2019 - 2021 годах продолжится работа по обеспечению жителей Республики Коми доступным жильем, в том числе в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности". Для этого будут создаваться условия для решения жилищных проблем при помощи уже существующих механизмов государственной поддержки граждан.
Кроме того, будет продолжена работа по комплексному развитию территорий, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, а также оказание государственной поддержки (субсидии) местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
В 2019 году прогнозируется снижение объемов жилищного строительства (в консервативном варианте до 81,7% к уровню 2018 года, в базовом варианте - до 87,6%). Сокращение будет обусловлено сжатием платежеспособного спроса (снижением реальных располагаемых доходов населения), сокращением бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жителей Республики Коми доступным жильем, а также ухудшением финансового положения строительных компаний (рост ставок по кредитам для застройщиков и ужесточение требований по их кредитованию).
С учетом реализации запланированных мероприятий, развития системы ипотечного кредитования, планируемых законодательных изменений в строительной сфере (например, переход от долевого строительства к банковскому сопровождению) прогнозируется продолжение наращивания темпов роста строительства жилья. К 2021 году объем ввода жилых объектов составит: в консервативном варианте 225,0 тыс. кв. м, в базовом варианте - 230,0 тыс. кв. м, в целевом варианте - 305 тыс. кв. м.
В сфере инвестиционной деятельности в 2018 году, по оценке, ожидается снижение объема инвестиций в основной капитал до 130,5 млрд. рублей (95,5% к уровню 2017 года). На динамику инвестиционной активности окажут влияние инвестиционные вложения в развитие трубопроводного транспорта и капитальные вложения в добычу полезных ископаемых, удельный вес которых в общем объеме инвестиций составит 76,0%.
При этом прогнозируется рост объема инвестиций в сельском хозяйстве (на 32,7%), обрабатывающих производствах (на 5,4%), в том числе в производстве кокса, нефтепродуктов (на 18,0%), производстве бумаги и бумажных изделий (на 4,5%).
В среднесрочном периоде инвестиционная деятельность организаций будет продолжать зависеть от общеэкономической ситуации. При этом в Республике Коми будут проводиться мероприятия по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.
В 2019 году прогнозируется отрицательная динамика инвестиций (72,7-82,7% к уровню 2018 года). Основное снижение будет наблюдаться по виду деятельности "Транспортировка и хранение" в связи с завершением основных работ по строительству магистральных газопроводов "Бованенково - Ухта" и "Ухта - Торжок. II нитка (Ямал)" на территории Республики Коми.
В 2020 - 2021 годах восстановлению инвестиционной активности будет способствовать прирост инвестиций в сфере добычи полезных ископаемых (нефти, газа, бокситов), сельского хозяйства, строительства, производства кокса и нефтепродуктов. Темп роста инвестиций в основной капитал составит в консервативном варианте 102,7-105,9%, в базовом - 103,6-106,5%, в целевом - 105,2-108,7%.
В 2021 году согласно инвестиционной программе ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" планируется бурение новых скважин. Инвестиции в основном будут направлены в строительство и обустройство эксплуатационных объектов месторождений: Восточно-Ламбейшорского, Кыртаельского, системы сбора и утилизации газа на Возейском месторождении, Усинского, Харьягинского, на Лыаельской площади Ярегского нефтяного месторождения.
Ожидается рост объема инвестиций в сфере трубопроводного транспорта по проекту "Ухта - Торжок. III нитка".
Ситуация на потребительском рынке в Республике Коми в 2018 году характеризуется увеличением оборота розничной торговли (100,4% к уровню 2017 года) и общественного питания (100,5%). Положительными факторами послужат: сохранение стабильной ценовой ситуации на рынке продовольственных и непродовольственных товаров и услуг; индексация заработной платы работникам бюджетной сферы, повышение минимального размера оплаты труда и пенсионных выплат; улучшение ситуации на рынке кредитных продуктов.
При этом ожидается сокращение объема платных услуг (97,3% к уровню 2017 года) практически по всем видам платных услуг населению, что обусловлено экономической ситуацией, а также отрицательными демографическими трендами в регионе.
В среднесрочном периоде на потребительском рынке Республики Коми ожидается:
- умеренное восстановление оборота розничной торговли в базовом и целевом вариантах прогноза при условии восстановления потребительского спроса населения, роста реально располагаемых доходов населения, снижения темпов инфляции, снижения стоимости кредитных денежных ресурсов для населения, замедления и прекращения миграционного оттока населения; в консервативном варианте - снижение оборота розничной торговли в случае уменьшения объемов реальных доходов населения;
- сохранение тенденции расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе, оказывающих положительное влияние на потребительский рынок, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли;
- умеренное восстановление оборота общественного питания.
Рост объемов платных услуг населению не ожидается. Возможное выравнивание рынка платных услуг начнется после 2021 года.
В 2018 году ожидается ускорение инфляции в связи с запланированным ростом ставки НДС (с 18% до 20% с 1 января 2019 года), что приведет к эффекту "потребления впрок" (приобретение населением товаров длительного пользования, на которые ожидается рост цен).
В 2018 году прогнозируется увеличение темпа роста индекса потребительских цен с 102,4% до 103,2% по сравнению с уровнем 2017 года, что обусловлено увеличением темпов роста цен на продовольственные товары с 101,5% до 103,2% и непродовольственные товары с 102,1% до 103,2%. При этом снизится темп роста цен на услуги с 103,9% в 2017 году до 103,8% в 2018 году.
На увеличение темпа роста цен на продовольственные товары в целом окажет влияние ухудшение конъюнктуры отдельных продовольственных рынков ввиду зависимости продовольственного рынка региона от внешних условий из-за низкой самообеспеченности продовольствием и другими товарами. Порядка 80,0% продуктов питания завозится из-за пределов Республики Коми.
На некоторые группы продовольственных товаров ожидается повышение цен в связи с низкой урожайностью отдельных зерновых, овощных, плодовых культур, выращиваемых в Республике Коми, вследствие нестабильности погодных условий и климатических особенностей.
На увеличение темпа роста цен на непродовольственные товары окажет влияние рост цен на бензин, дизельное топливо и транспортные услуги в связи со значительной протяженностью региона и спецификой расселения.
При этом в 2018 году на потребительском рынке Республики Коми ожидается достаточный уровень товарной насыщенности рынка и стабильная ценовая ситуация на рынках товаров первой необходимости.
В среднесрочный период на изменение уровня потребительских цен на товары и услуги в большей степени окажет применение производителями новой ставки НДС в размере 20%:
в базовом варианте: в 2019 году - 104,3%, в 2020 году - 103,8%, в 2021 - 104,0% (декабрь к декабрю предыдущего года);
в целевом варианте: в 2019 году - 104,1%, в 2020 году - 103,6%, в 2021 - 103,8% (декабрь к декабрю предыдущего года).
При консервативном варианте развития индекс потребительских цен в прогнозный период составит: в 2019 году - 104,5%, в 2020 - 2021 годах - 104,1% (декабрь к декабрю предыдущего года).
На значение индекса потребительских цен в среднесрочный период в большей степени будет оказывать влияние эффективность мероприятий Банка России, направленных на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, а также действие финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, колебания цен на мировых сырьевых рынках, влияющие на сбытовую политику крупных российских товаропроизводителей.
В 2018 году прогнозируется рост номинальной начисленной заработной платы на 11,1% к уровню 2017 года, что обусловлено индексацией заработной платы в бюджетной сфере, а также исполнением федерального законодательства о повышении минимального размера оплаты труда и решением Конституционного Суда Российской Федерации.
При этом реальные доходы населения составят 96,0% к уровню 2017 года. На уровень реальных доходов продолжит оказывать влияние активность населения на рынке кредитования.
К 2021 году среднемесячная заработная плата в республике возрастет в среднем на 14,1% к уровню 2018 года и составит по итогам 2021 года 56,0-59,3 тыс. рублей.
Положительная динамика заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности в условиях постепенного восстановления экономики будет способствовать возобновлению роста реальных располагаемых доходов населения (в том числе повышению уровня материального обеспечения пенсионеров).
Результатом действий органов исполнительной власти Республики Коми, в конечном итоге, станет уменьшение существенного расслоения общества по уровню доходов, увеличение уровня доходов населения, особенно наименее социально защищенных и малоимущих категорий, что приведет к сокращению удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума с 17,0% в 2018 году до 16,1-15,5% в 2021 году.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения" и положений, предусмотренных Концепцией развития рынка труда в Республике Коми на период до 2020 года.
В 2018 году, по оценке, на фоне увеличения численности безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, и снижения численности экономически активного населения (рабочей силы), обусловленной демографическими трендами в регионе, уровень зарегистрированной безработицы составит 1,9%.
В 2019 - 2021 годах продолжится сокращение численности населения Республики Коми и изменение его возрастной структуры и, как следствие, сохранится тенденция сокращения численности экономически активного населения и занятых в экономике. К 2021 году уровень зарегистрированной безработицы составит 1,6-1,8%.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 24 августа 2018 г. N 362-р Об одобрении Прогноза социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.