Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета муниципального
района "Княжпогостский"
от 25 июля 2018 г. N 268
Схема территориального планирования
Положение о территориальном планировании
Состав проектных материалов
N |
Наименование документа |
Инв. N |
1. Текстовые материалы | ||
1 |
"Положения о территориальном планировании МР "Княжпогостский" |
57/33к |
2 |
"Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования МР "Княжпогостский" |
57/34к |
2. Графические материалы | ||
1 |
Основной чертеж. Схема границ зон, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий, М 1:200 000. |
57/31к |
2 |
Схема современного использования территории. Схема границ зон с особыми условиями использования территории, М 1:200 000. |
57/32к |
3 |
Схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий. |
57/55к |
3. Электронные материалы | ||
1 |
Текст в формате Word, иллюстративные материалы (карты-схемы) в формате JPG |
57/71 |
1. Введение
Схема территориального планирования МР "Княжпогостский" Республики Коми разработана Научно-проектным институтом пространственного планирования "ЭНКО" по заказу по заказу Администрации муниципального района "Княжпогостский" в качестве документа, направленного на создание оптимальных условий устойчивого территориального и социально-экономического развития Княжпогостского района до 2030 г.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, "территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований" (гл. 3, ст. 9).
Схема территориального планирования Княжпогостского района учитывает Положения о территориальном планировании Республики Коми, конкретизирует стратегические решения, принятые в республиканской Схеме. Она содержит практические предложения, направленные на достижение устойчивого развития района, которое предполагает обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышение уровня жизни населения, а также рост инвестиционной привлекательности территории.
Согласно части 5 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района выполняются в текстовой форме и в виде карт (схем) в целях утверждения схемы территориального планирования. Состав материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района определен частью 6 той же статьи Градостроительного кодекса.
При подготовке проекта авторский коллектив руководствовался законами РФ, действующими нормативными документами, опытом проектных работ, предложениями Администрации МР "Княжпогостский", опытом создания документов пространственного планирования.
Основным документом, определяющим правовое обеспечение градостроительной деятельности в МР "Княжпогостский", являются "Региональные нормативы градостроительного проектировании (РНГП) для Республики Коми" от 29.01.2008 г. N 07-ОД.
Схема территориального планирования Княжпогостского района разработана на следующие проектные периоды:
- исходный год - 2009 г.,
- первая очередь - 2010 - 2020 гг.,
- расчетный срок - 2010 - 2030 гг.,
- прогноз на 30-35 лет, перспектива.
2. Цели и задачи территориального планирования
Схема территориального планирования МР "Княжпогостский" - документ, направленный на создание условий устойчивого территориального и социально-экономического развития района до 2030 г.
Положения о территориальном планировании МР "Княжпогостский" в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, должны учитываться генеральными планами поселений (ст. 24, ч. 3); правилами землепользования и застройки (ст. 31, ч. 3) и служат основанием при подготовке документации по планировке территории (ст. 45, ч. 4). Схема территориального планирования района является также основополагающим документом для разработки специализированных тематических программ и проектов, реализуемых на территории района.
Основная цель проекта - разработка долгосрочной территориальной стратегии, учитывающей необходимость достижения устойчивого развития социально-экономической системы района для обеспечения комфортных условий проживания и высоких жизненных стандартов населения.
Основными целями Схемы территориального планирования МР "Княжпогостский" являются следующие.
- Организация разумного баланса в части планировочных, коммуникационных, социальных, промышленных, экологических и других предложений, обеспечивающих развитие района в целом.
- Повышение уровня и качества жизни населения при условии сохранения природной среды, что связано с достижением прогресса по следующим направлениям:
- создание условий для реализации инвестиционных проектов;
- создание условий для развития туризма;
- развитие малого предпринимательства;
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
- сохранение культурного наследия;
- сохранение окружающей среды;
- удовлетворение потребностей населения в качественных услугах транспорта, учреждений образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
- Улучшение качества градостроительной среды за счет развития современной инженерной инфраструктуры. Обеспечение надёжного снабжения электроэнергией коммунально-бытовых и промышленных потребителей района.
- Улучшение транспортного сообщения между всеми поселениями района, улучшение транспортной доступности основных центров социального обслуживания для населения района.
- Создание условий для нового жилищного строительства, для повышения качества жилищного фонда при увеличении площади жилищного фонда, приходящейся на одного человека.
В Схеме территориального планирования МР "Княжпогостский" решаются следующие задачи.
1. Выявление природно-ресурсного, демографического, экономического, культурного потенциалов территории района.
2. Отображение на картах (схемах) существующих границ земель и зон по перечню, представленному в ст. 19, ч. 4 Градостроительного кодекса, из числа которых в районе имеются следующие:
- границы поселений, входящих в состав муниципального района;
- границы территорий объектов культурного наследия;
- границы зон с особыми условиями использования территорий;
- границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района.
3. Разработка предложений по размещению объектов капитального строительства местного значения с отображением на соответствующей карте (схеме) границ зон планируемого размещения таких объектов.
- Разработка мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры района: по реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений.
- Разработка мероприятий по развитию объектов электро- и газоснабжения, созданию условий для обеспечения поселений услугами связи, разработка рекомендаций по развитию на территории поселений района систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения.
- Разработка мероприятий по развитию системы социально-гарантированных объектов образования и здравоохранения, а также разработка рекомендаций по развитию иных объектов социальной и культурно-бытовой сферы, базирующихся на демографическом прогнозе и градостроительной оценке численности населения района и его отдельных муниципальных образований и направленных на достижение нормативных показателей обеспеченности населения района соответствующими услугами.
4. Формирование предложений по созданию новых особо охраняемых природных территорий регионального значения и сохранению биологического разнообразия на территории района, охране природы и рациональному природопользованию.
5. Разработка мероприятий по защите от неблагоприятных природных и антропогенных процессов, чрезвычайных ситуаций.
3. Перечень мероприятий по территориальному планированию. этапы реализации
3.1. Мероприятия по развитию объектов социальной инфраструктуры и жилищный фонд.
Пунктами концентрации учреждений социальной инфраструктуры, оказывающих услуги межпоселенного уровня для населения района, являются г. Емва и пгт. Синдор. Полноценно обслуживание периферийного сельского поселения "Мещура" требует организации выездных услуг.
Органы местного самоуправления Княжпогостского муниципального района
- осуществляют мероприятия по организации предоставления образования и по организации медицинской помощи населению района;
- создают условия для обеспечения поселений района услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания;-
- организуют библиотечное обслуживание поселений;
- содействуют осуществлению органами местного самоуправления поселений рекомендуемых мероприятий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, для развития массовой физической культуры и спорта, для жилищного строительства.
3.1.1. Образование
Перспективная потребность в услугах сети детских дошкольных учреждений на 2020 г. определяется в 1,5 тыс. мест, на 2030 г. - 1,4 тыс. мест; в общеобразовательных учреждениях на 2020 г. - 3,2 тыс. мест, на 2030 г. - 2,9 тыс. мест. На расчетный срок по согласованию с соответствующими органами государственной власти Республики Коми области в г. Емва возможно размещение второго учреждения начального профессионального образования. | |
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- своевременный капитальный ремонт или замена зданий дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей; создание дошкольных групп при существующих школах в поселениях, где наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. |
- резервирование земельных участков под строительство двух детских садов в г. Емва; - резервирование земельного участка под строительство филиала межшкольного учебно-производственного комбината в пгт. Синдор; строительство средней общеобразовательной школы в пст. Ляли. |
3.1.2. Здравоохранение
На 2030 г. общая мощность больничных учреждений района может составлять до 278 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений - не менее 660 посещений в смену, численность врачебного персонала до 82 чел., среднего медицинского - до 230 чел. | |
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на расчетный срок |
- сохранение и развитие существующей сети амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров в соответствии с муниципальными и областными целевыми программами в сфере здравоохранения. |
- строительство врачебной амбулатории в пст. Чиньяворык; - строительство фельдшерско-акушерских пунктов в пст. Иоссер, пст. Ропча, с. Княжпогост, с. Шошка; - капитальный ремонт или замена зданий стационаров, амбулаторно-поликлинических учреждений и ФАПов, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии; - завершение строительства санаторного комплекса в с. Серёгово. |
3.1.3. Социальная защита населения.
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- размещение новых учреждений в соответствии с федеральными и республиканскими нормативами и соответствующими целевыми программами Республики Коми; |
- капитальный ремонт существующих зданий и помещений социальной защиты населения. |
3.1.4. Культурно-досуговая деятельность и спорт
Перспективная потребность в услугах учреждений клубного типа на 2030 г. определяется в 2,2 тыс. мест; в фондах общедоступных библиотек на 2030 г. - 202 тыс. экз. Целевыми показателями по развитию спортивных объектов на 2030 г. являются: - увеличение площади спортивных залов до 3,7 тыс. кв.м.; - наличие в составе физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов плавательных бассейнов суммарной площадью зеркала около 1730 кв. м. | |
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- своевременный капитальный ремонт или замена зданий домов культуры и библиотек, а также спортивных сооружений, - находящихся в неудовлетворительном состоянии; - строительство плоскостных спортивных сооружений в центрах всех сельских поселений района; - строительство капитальных спортивных сооружений в населенных пунктах людностью свыше 1000 человек; - развитие туристской инфраструктуры; - строительство гостевого комплекса в д. Анюша. |
- строительство социокультурного центра в пст. Чиньяворык; - Резервирование земельных участков под строительство физкультурно-оздоровительных центров или спортивных комплексов с плавательными бассейнами в г. Емва и пгт. Синдор; - организация Визит-центра в д. Козловка. |
3.1.5. Розничная торговля и общественное питание.
Органы местного самоуправления Княжпогостского района содействуют достижению нормативно обусловленных параметров развития торговли и общественного питания. Необходимая площадь магазинов на 2030 г. оценивается в 5,7 тыс. м. торговой площади, торговая площадь рыночных комплексов - 0,5 тыс. м, а суммарная вместимость объектов общественного питания - в 0,8 тыс. мест.
3.1.6. Агропромышленный комплекс.
Мероприятия по развитию объектов агропромышленного комплекса приняты в полном соответствии со Схемой территориального планирования Республики Коми. | |
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
развитие крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств в сельской местности; - развитие агропромышленного комплекса на базе старых хозяйств. |
- реконструкция коровника на 205 голов КРС в с. Шошка; - строительство убойной площадки в д. Средняя Отла; - строительство овощехранилища на 100 тонн в с. Шошка; строительство цеха по переработке животноводческой продукции с убойным пунктом в с. Шошка; - строительство птицеводческой фермы по производству яиц в д. Средняя Отла. - строительство тепличного хозяйства в г. Емва. |
3.2. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры.
Мероприятия по развитию объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального уровня приняты в полном соответствии со Схемой территориального планирования Республики Коми. | |
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
1. Создание условий для полноценного функционирования на территории района следующих переправ; - через р. Вымь г. Емва - с. Княжпогост; - через р. Вымь с. Турья - а/д Ракпас - Жигановка - Мещура; - через. Р. Вымь пст. Ветью - а/д Ракпас - Жигановка - Мещура; - через р. Весляна по а/д Ракпас - Жигановка - Мещура (пст. Весляна); - через р. Вымь по а/д Ракпас - Жигановка - Мещура (д. Евдино). 2. Сооружение новой переправы: - через р. Вымь с. Серегово - а/д Сыктывкар-Ухта; 3. Реконструкция железнодорожного вокзала в пгт. Синдор. 4. Благоустройство железнодорожных станций и остановочных пунктов на территории района. 5. Развитие путевого хозяйства станции Чиньяворык. 6. Увеличение количества рейсов на внутрирайонных автобусных маршрутах. 7. Расширение автобусного парка для обслуживания внутригородских, пригородных и междугородных пассажирских перевозок на 25% и его обновление. |
1. Реконструкция существующих переправ на территории района; 2. Увеличение количества рейсов на внутрирайонных автобусных маршрутах Емва - Кылтово, Емва - Синдор. |
3.3. Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры.
3.3.1. Электроснабжение.
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- строительство ПС 110 кВ "Ропча-2" и "Чиньяворык - 110 кВ"; - строительство ВЛ 110 кВ: Княжпогост - Синдор, Синдор - Ропча-2, Чиньворык - Ярега - Руда, Синдор - Богородск, Чиньяворык - Тиман; - строительство сетей 10 и 0,4 кВ и подстанций 100,4 кВ. реконструкция ВЛ 35 кВ Княжпогост - Весляна; - демонтаж ПС 35 кВ "Ропча" |
- строительство ВЛ 35 кВ Весляна - Синдор; - строительство ВЛ 35 кВ Ропча Чиньяворык в габаритах ВЛ 110 кВ; - строительство сетей напряжением 10-0,4 кВ. и подстанций 100,4 кВ. установка 2-го трансформатора на ПС "Тракт"; - реконструкция существующих сетей напряжением 10-0,4 кВ и подстанций 100,4 кВ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" охранная зона вдоль новых воздушных линий электропередачи составит: 220 кВ - 25 м, 110 кВ - 20 м, 35 кВ - 15 м и 10 кВ - 10 м по обе стороны линии от крайних проводов при неотклонённом их положении. Для строительства новых ПС на территории района Схемой территориального планирования предусматривается резервирование земельных участков в размере по 3-4 га на каждую подстанцию. В целях повышения надежности и обеспечения бесперебойного электроснабжения, снижения потерь при передаче электроэнергии, сокращения эксплуатационных расходов и предотвращения отключений на линиях электропередачи 0,4-10 кВ при воздействии стихийных явлений, целесообразно использовать при строительстве новых линий в районе самонесущий изолированный провод (СИП). |
3.3.2. Газоснабжение.
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- квалифицированное решение задачи газораспределения при использовании автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП); - осуществление антикоррозионной защиты всех существующих газопроводов; - своевременная диагностика, реконструкция или замена изношенных газопроводов, не отвечающих требованиям безопасности и техническим нормам; - строительство распределительных сетей в с. Серегово, пст. Ляли. |
- строительство распределительных сетей в с. Серегово, пст. Ляли; - строительство новых газопроводов в районах перспективной застройки и реконструкция существующих газопроводов, ГРП; - строительство новых газопроводов в м. Ачим, м. Северный г. Емва; - применение для новых прокладок газопровода и при реконструкции действующих подземных газопроводов полиэтиленовых труб с эффективными покрытиями; - перевод потребителей индивидуального (коттеджного) строительства на автономные источники тепла (АИТ), работающие на газовом топливе; - проведение системы энергосберегающих мер в тепловом хозяйстве для возможности сокращения расхода газа и уменьшения нагрузки на газовые сети. |
3.3.3. Теплоснабжение.
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- строительство новых котельных на базе использования современных высокоэффективных технологий; - строительство новых т/сетей с применением изоляции из пенополиуретана (ППУ) или пенополистерола для увеличения срока эксплуатации тепловых сетей; - внедрение энергосберегающих технологий (новые строительные материалы и технологии, приборы коммерческого учета тепловой энергии и др.); |
- поэтапный перевод на газ котельных газифицируемых населённых пунктов; - развитие децентрализованного теплообеспечения с использованием 2-х функциональных автономных теплоисточников, обеспечивающих потребителей отоплением и горячим водоснабжением, работающих на газовом топливе; - техническое перевооружение существующих источников теплоснабжения с применением котлоагрегатов с хорошими техническими и экологическими показателями; - ускорение темпов замены устаревшего оборудования и пришедших в негодность или не отвечающим современным требованиям тепловых сетей. |
3.3.4. Водоснабжение.
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- провести реконструкцию водозаборов и водопроводных сетей в населенных пунктах, где существуют системы водоснабжения, осуществить строительство новых сетей; - создать в сельских населенных пунктах с малочисленным населением децентрализованные системы водоснабжения; - исключить риск чрезвычайных ситуаций, возникающих из-за некачественной питьевой воды, путем своевременного исполнения всех мероприятий по развитию систем водоснабжения. |
- реконструкция скважин, водопроводных сетей; - осуществить реконструкцию и строительство водонапорных башен, пожарных резервуаров и водоемов; - обустроить зоны санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений. - провести реконструкцию водозаборов, с увеличением производительности. |
3.3.5. Водоотведение
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- предусмотреть развитие централизованных и децентрализованных (для отдельных объектов или небольших групп зданий) систем водоотведения; - построить канализационные очистные сооружения. - построить новые и переложить существующие сети канализации со сверхнормативным сроком эксплуатации. |
- провести реконструкцию существующих очистных сооружений, канализационных сетей; - построить очистные сооружения, канализационные сети. - осуществить строительство децентрализованных систем хозяйственно-бытовой канализации в населенных пунктах района с небольшим количеством сточных вод, отводимых на локальные очистные установки. - применять современные технологии очистки и обеззараживания стока на существующих и новых очистных сооружениях. |
3.3.6. Связь.
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- дальнейшее совершенствование всех видов связи и телекоммуникации в районе на базе новейших достижений в этой области с применением цифровой техники, оптико-волоконных кабелей и нанотехнологий. |
- обновление технической базы телефонной связи с переходом на цифровые АТС и оптические кабели; - увеличение емкости телефонной сети общего пользования района для удовлетворения всех заявок на установку телефонов; - оказание содействия организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи в строительстве сооружений связи и предоставлении помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи; - дальнейшее развитие сотовой связи на конкурентной основе разных операторов с повышением надежности и качества связи; - увеличение количества пунктов Internet для населения на основе автоматизированной сети связи Республики |
3.4. Мероприятия по охране природы и рациональному природопользованию.
Мероприятия на расчетный срок |
Мероприятия на первую очередь |
- развитие систем оборотного водоснабжения на предприятиях района; - внедрение на предприятиях района ресурсо- и энергосберегающих мероприятий; - организация селективного сбора мусора от населения в г. Емва, пгт. Синдор. |
- организация санитарно-защитных зон промышленных и сельскохозяйственных предприятий, коммунально-складских объектов, кладбищ в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; - перевод на газ угольных котельных в с. Серегово, с. Шошка, пст Иоссер, пст. Ропча; - установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, с недопущением в них деятельности, противоречащей требованиям Водного кодекса; - разработка проектов и обустройство зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; - строительство новых межпоселенческих полигонов ТБО в городских поселениях "Емва" и "Синдор"; - рекультивация существующей свалки возле города Емва; На остальных объектах размещения отходов в районе необходимо проведение ряда мероприятий, обеспечивающих гигиенические требования к организации хозяйственной зоны и к эксплуатации, в т.ч. организация системы учета поступающих отходов, устройство контрольных скважин, ограждений и т.д. Разработка генеральной схемы очистки территории района, городского и сельских поселений; Организация регулярного вывоза мусора, прежде всего с территорий сельских населенных пунктов; Организация скотомогильника в соответствии с п. 5 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным госветинспектором РФ 04.10.1995 г. за N 13-7-2/469; Организация единой системы мониторинга окружающей природной среды, в т.ч. контроля состояния атмосферного воздуха, мониторинга состояния поверхностных вод, мониторинга санитарного состояния почвенного покрова. |
Мероприятия по развитию недропользования определяются согласно утвержденным федеральным и республиканским целевым программам и мероприятиям, резервирование территорий для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы осуществляется в генеральных планах поселений | |
Мероприятия по развитию лесного хозяйства определяются согласно Лесохозяйственным регламентам Железнодорожного и Мещурского лесничеств и Лесному плану Республики Коми. |
4. Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Сегодня на территории Княжпогостского района имеют место опасности и угрозы различного характера, которые обуславливают необходимость принятия мер по защите от них населения и территорий.
Планирование и реализация этих мер по защите населения и территорий требуют, прежде всего, выявления этих опасностей и угроз, их характера, степени риска для конкретных территорий, что позволит сконцентрировать усилия на наиболее опасных направлениях.
Опасные процессы и явления природного характера.
По ГОСТу Р 22.0.03-95. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" природная чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Опасные гидрологические явления и процессы
На территории района складывается неблагоприятная ситуация весной во время паводка. По результатам многолетних данных подтапливаются в период весеннего паводка отдельные районы г. Емвы (ул. Партизанская, авиационная), пст. Вожаёль.
Опасные метеорологические явления и процессы
На территории района имеют место следующие опасные метеоявления: сильный ветер, ураганы, продолжительные дожди, сильный снегопад, гололед, продолжительный мороз. Перечисленные метеорологические явления приводят к нарушению жизнеобеспечения населения, авариям на коммунальных и энергетических сетях, нарушению работы общественного транспорта.
Природные пожары
Вероятнее всего возникновение пожаров в жаркий летний период по вине человека. Пожары возникают в окрестностях города Емвы, а также на территории лесных массивов у поселков Мещура, Вожаёль, Серёгово, Ляли, с. Княжпогост.
Опасность лесных пожаров для населения проявляется в угрозе непосредственного воздействия на людей, их имущество, в уничтожении примыкающих к лесным массивам поселков и предприятий, а также в задымлении значительных территорий, что приводит к нарушениям движения автомобильного и железнодорожного транспорта, прекращению речного судоходства, ухудшению состояния здоровья людей.
Опасные процессы и явления техногенного характера.
К техногенным источникам возникновения чрезвычайных ситуаций в соответствии с ГОСТ 22.0.05-97 относятся потенциально опасные объекты экономики, на которых возможны:
1. промышленные аварии и катастрофы:
- химически опасные объекты экономики (включая склады хранения опасных химических веществ);
2. аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах экономики;
3. опасные происшествия на транспорте:
- авто-, железнодорожный транспорт,
- трубопроводный транспорт.
4. аварии на объектах жизнеобеспечения.
- аварии на электросетях,
- аварии на тепловых сетях,
- аварии на сетях водоснабжения.
Таблица 1
Перечень химических и взрывопожароопасных объектов экономики района
N п/п |
Наименование объекта |
Место дислокации и наименование опасного вещества |
Кол-во АХОВ, (т.) взрыво-, пожароопасных (тыс. |
Наибольшая ёмкость |
Кол-во населения проживающего в зоне объекта (чел.) |
1. |
Цех очистных сооружений ООО "Завод ДВП" |
г. Емва, м. Южный, хлор |
22 |
0,05 |
100 |
2. |
Склад взрывчатых материалов Средне-Тиманского бокситового рудника ОАО "Боксит Тимана" |
Взрывчатые материалы |
|
|
200 |
3. |
Синдорское ЛПУМГ ООО "Севергазпром" |
п. Синдор, газ |
74000 |
- |
- |
4. |
НПС "Синдор" ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" |
п. Синдор, нефть |
100 |
- |
- |
5. |
Железнодорожная станция "Княж-Погост" |
г. Емва, хлор, бензин, газ, нефть |
- |
60 т. |
3500 |
6. |
ООО "Завод ДВП" |
г. Емва, м. Лесокомбинат плита ДВП, радиоизотопы |
- |
- |
1500 |
Аварии на химически опасных объектах экономики
На территории МО "Княжпогостский" имеется только один химически опасный объект - цех очистных сооружений ООО "Завод ДВП", на котором хранятся и применяются АХОВ (4,5 тонн хлора). При аварийном выбросе хлора пострадает только обслуживающий персонал (дежурная смена) ЦОС, и жители м. Южный г. Емва (население около 100 чел.). До промплощадки ООО "Завод ДВП" облако хлора не дойдет (расстояние составляет около 1 км.), также как и до ближайших домов 3-го микрорайона г. Емвы (расстояние составляет более 3 км).
Аварии на пожаро-, взрывоопасных объектах экономики
К пожаро-, взрывоопасным объектам на территории района относятся склады взрывчатых веществ, предприятия по хранению, переработке, транспортировке нефте-, газопродуктов.
Аварии на железнодорожном транспорте
При аварии на железнодорожном транспорте будет прекращено движение грузовых и пассажирских составов, потребуется привлечение дополнительных сил, транспортных средств.
Наиболее уязвимыми участками путей сообщения являются:
- мостовые переходы устаревшей конструкции через малые реки и ручьи, которые вследствие паводка, превышающего среднестатистические нормы, могут быть разрушены;
- железнодорожные пути в северных районах, которые деформируются в результате колебаний почвы при сильных морозах зимой и оттепелях весной;
- понтонные и паромные переправы в летний период и ледовые переправы в зимний период.
Аварии на трубопроводном транспорте
Потенциально опасными участками нефтегазопроводов являются подводные переходы через реки, переходы через железные и автомобильные дороги, нефтеперекачивающие и газокомпрессорные станции.
Такими участками на нефтепроводе "Уса-Ухта-Ярославль" являются:
- нефтеперекачивающие станции в п. Сыня, п. Чикшино, г. Микунь, п. Синдор, г. Ухта, п. Зеленоборск;
- подводные переходы через реки Уса, Б. Сыня, Оранец, Печора, Айюва, Ижма, Ухта, Вымь, Вычегда;
- переходы через железную дорогу Москва - Воркута на пикетах 144, 212, 110, 290;
- переход через автомобильную дорогу Сыктывкар - Евма - Ухта в 5 км от г. Евма.
На газопроводе "Пунга - Вуктыл - Ухта - Торжок" потенциально опасными являются:
- газокомпрессорные станции в г. Вуктыле, г. Ухте, п. Синдоре, г. Микуне;
- подводные переходы через реки Печора, Айюва, Ижму, Ухту, Вымь, Вычегду;
- переходы через железную дорогу Москва - Воркута на пикетах 173, 110, 290;
- переход через автомобильную дорогу Сыктывкар - Емва - Ухта в 5 км от г. Емва.
Аварии на электросетях
Электроснабжение района осуществляется по воздушным линиям электропередач напряжением 35, 110, 220 кВт от единой электросистемы Республики, основным питающим центром которого является Печорская ГРЭС и Сосногорская ТЭЦ, центральные электрические сети ОАО "Комиэнерго".
При аварии на источниках энергоснабжения и линиях электропередач, в Княжпогостском районе может сложится крайне сложная обстановка - возможны остановка функционирования промышленных предприятий, прекращение работы котельных, подачи горячей, холодной воды и тепла в жилые и производственные помещения. Возможно затопление шахт, очистных сооружений, возникает загазованность шахт, возможна гибель птицы на птицефабрике, остановится хлебозавод.
Аварии на тепловых сетях
Теплоснабжение района осуществляется от котельных теплотехнического цеха (ТТЦ) ООО "Завод ДВП" и ООО "Тепло". Общая протяженность тепловых сетей в районе составляет 121,5 км. Подачу тепла потребителям осуществляет филиал ОАО "Территориальная Генерирующая Компания N 9" через энергоучасток ОАО "Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОАО "КЖКХ").
В случае аварии на филиале ОАО "территориальная Генерирующая Компания N 9" в сильные морозы без тепла, воды и света может остаться г. Емва с общим количеством человек 14,9 тыс. При аварии на магистральных и квартальных тепловых сетях нарушается ритмичная работа предприятий и организаций города Емвы и района, возможен выход из строя систем отопления в муниципальном жилом фонде и производственных зданиях. Возможен слив воды из систем отопления.
Аварии на сетях водоснабжения
Водоснабжение и отвод сточных вод в г. Емва осуществляется участком "Водоканал" Княжпогостского муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" (МП ЖКХ). Вода подается с открытого водозабора из р. Вымь.
При авариях на сетях водоснабжения нарушается ритмичная работа предприятий общественного питания, здравоохранения, школ, детских дошкольных учреждений, возможно возникновение инфекционных заболеваний, нарушается ритмичная работа хлебозавода и птицефабрики.
Мероприятия по защите территории от опасных природных и техногенных процессов и чрезвычайных ситуаций.
В основе мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (снижению риска их возникновения) и уменьшению возможных потерь и ущерба от них (уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций) должны быть конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз.
Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по направлениям:
- инженерная защита территории - включает строительство и использование защитных сооружений различного назначения,
- повышение физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах;
- оповещение населения - создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления;
- организационные меры - охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из неблагоприятных и потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение ЧС проводится по следующим направлениям:
- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- рациональное размещение производительных сил по территории района с учетом природной и техногенной безопасности;
- предотвращение, в возможных пределах, некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- декларирование промышленной безопасности;
- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
- информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по защите территорий от затоплений и подтоплений должны включать:
- искусственное повышение поверхности территорий;
- устройство дамб обвалования;
- строительство набережных и берегозащитных сооружений;
- регулирование стока и отвода поверхностных и подземных вод;
- устройство дренажных систем и отдельных дренажей;
- ледорезные работы;
- обследование паводкоопасных территорий;
- агролесомелиорацию.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними необходимо:
- организовывать ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
- обеспечивать готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
- утверждать ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
- устанавливать порядок привлечения сил и средств для тушения лесных пожаров, обеспечивать привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
- создавать резерв горючесмазочных материалов на пожароопасный сезон.
На объектах экономики, использующих аварийно химически опасные вещества, должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
- постоянный контроль за содержанием АХОВ в помещениях с помощью автоматических газоанализаторов;
- содержание в исправном состоянии оборудования, контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации, трубопроводов и складов АХОВ;
- строгое выполнение графика планово-предупредительного ремонта химического оборудования и транспортных средств на объекте;
- хранение запасов АХОВ в объемах, не превышающих производственной потребности;
- хранение АХОВ в емкостях специальной конструкции, со сливными ямами, заполненными нейтрализующими веществами;
- наличие пустых резервных емкостей для перекачки в них АХОВ в случае аварии;
- оборудование системы водной нейтрализации хлора, путем постановки водной завесы;
- надежная охрана хранилищ с АХОВ;
- обеспечение рабочей смены противогазами (для хлора с коробками "В" и "КД" или изолирующими противогазами ИП-4, ИП-46, ИП-46М);
- создание локальных систем оповещения на химически опасных объектах;
- осуществление жесткого контроля за соблюдением технологических норм при работе со АХОВ;
- создание, обеспечение необходимой техникой и имуществом, поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательных формирований;
- четкое планирование эвакуации населения из зоны возможного заражения;
- организация взаимодействия сил и средств, обеспечивающих предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах.
- переход на бесхлорное производство.
На взрывопожароопасных объектах экономики необходимо осуществлять:
- строительство и ремонт пожарных водоемов, пирсов и подъездов к ним;
- установку систем пожарной сигнализации;
- монтаж автоматических установок пожаротушения;
- обеспечение исправности электропроводки и электрооборудования;
- соблюдение технологических норм перевозки и хранения взрывчатых веществ и проведения взрывных работ;
- профилактическую работу среди населения;
- поддержание в готовности противопожарных формирований.
В соответствии со Ст. 76 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" необходимо предусматривать размещение дополнительных подразделений пожарной охраны с учетом, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Мероприятия должны осуществляться единым комплексом в течение всего расчетного срока Схемы территориального планирования.
Перечень использованных нормативных документов
- ГОСТ Р 22.0.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.
- ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
- ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
- ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
- ГОСТ Р 22.0.06-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий.
- ГОСТ Р 22.0.07-95. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.
- ГОСТ Р 22.0.11-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения.
- СНиП 2.01.97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
- N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального района "Княжпогостский", предоставленный Администрацией района.
5. Технико-экономические показатели
|
Показатели |
Ед. изм. |
Современное состояние |
Расчетный срок 2030 г. |
1. |
Население |
|
|
|
1.1. |
Всего, численность |
тыс. чел тыс. чел./% от всего населения |
25,6 |
20,0 |
- численность городского населения |
17,3 |
16,0 |
||
- численность сельского населения |
8,3 |
4,0 |
||
1.2. |
Возрастная структура населения |
|
|
|
- дети до 15 лет включительно, |
3,8/15 |
4,5/22 |
||
- население в трудоспособном возрасте (м. 16-59 лет, ж. 16-54), |
17,2/67 |
12,0/60 |
||
- население старше трудоспособного возраста. |
4,6/18 |
3,5/19 |
||
1.3. |
Число городских поселений - всего. |
единиц |
2 |
2 |
1.4. |
Плотность населения |
чел./ |
1,0 |
0,8 |
2. |
Жилищный фонд |
|||
2.1. |
Общая площадь, всего |
тыс. |
645,7 |
830-840 |
2.2. |
Обеспеченность населения общей площадью квартир |
|
25,2 |
41,8 |
3. |
Объекты социального и культурно-бытового обслуживания |
|||
3.1. |
Детские дошкольные учреждения |
мест |
1205 |
1398 |
3.2. |
Общеобразовательные школы |
мест |
5160 |
2940 |
3.3. |
Больницы |
коек |
340 |
до 278 |
3.4. |
Поликлиники и ФАП |
посещений в смену |
845 |
не менее 660 |
3.5. |
Клубы или учреждения клубного типа |
зрительских мест |
1716 |
не менее 2214 |
3.6. |
Общедоступные библиотеки, фонд |
тыс. экз. |
200 |
до 202 |
4. |
Транспортная инфраструктура |
|||
4.1. |
Протяженность железнодорожной сети |
км |
168 |
168 |
4.2. |
Протяженность автомобильных дорог - всего: |
км |
636 |
639 |
в том числе с твердым покрытием. |
526 |
629 |
||
4.3. |
Плотность транспортной сети |
км/1000 |
|
|
- железнодорожной, |
6,8 |
6,8 |
||
- автодорожной с твердым покрытием. |
19 |
21 |
||
5. |
Инженерная инфраструктура и благоустройство территории |
|||
5.1 |
Водоснабжение |
|
|
|
5.1.1 |
Водопотребление - всего |
тыс. куб. м/сут |
5,9 |
6,8 |
5.1.2 |
Производительность водозаборных сооружений |
тыс. куб. м/сут |
5,9 |
6,8 |
|
в том числе водозаборов подземных вод |
" |
2,5 |
2,5 |
5.1.4 |
Среднесуточное водопотребление на 1 человека |
л/сут. на чел |
225 |
340 |
5.2 |
Канализация |
|
|
|
5.2.1 |
Общее поступление сточных вод - всего в том числе: |
тыс. куб. м/сут |
8,0 |
11,5 |
5.2.2 |
Производительность очистных сооружений канализации |
" |
8,0 |
11,5 |
5.3 |
Электроснабжение |
|
|
|
5.3.1 |
Потребность в электроэнергии на коммунально-бытовые нужды |
млн. кВт.час в год. |
35,7 |
47,1 |
5.3.2 |
Потребление на 1 человека в год |
|
|
|
|
на коммунально-бытовые нужды |
кВт. час |
1357 |
2350 |
5.3.3 |
Источники покрытия электронагрузок: |
|
|
|
|
энергосистема Коми |
МВт |
11,2 |
12,0 |
5.4 |
Теплоснабжение |
|
|
|
5.4.1 |
Потребление тепла на ком-быт. нужды |
Гкал/час |
- |
80 |
|
в т.ч. децентрализованное теплоснабжение |
Гкал/час |
- |
30 |
5.4.2 |
Годовой расход теплоты |
т. Гкал |
- |
265 |
5.5 |
Газоснабжение |
|
|
|
5.5.1 |
Удельный вес газа в топливном балансе |
% |
34 |
100 |
5.5.2 |
Потребление газа на нужды ЖКС в том числе: |
млн |
- |
54 |
|
- население |
млн |
- |
4 |
|
- теплоисточники (в т.ч. автономные) |
млн |
- |
50 |
5.5.3 |
Источники подачи газа |
|
ГРС |
ГРС |
5.6 |
Связь |
|
|
|
5.6.1 |
Охват населения телевизионным вещанием |
% от населения |
96 |
100 |
5.6.2 |
Обеспеченность населения телефонной сетью общего пользования |
номеров на 100 семей |
64 |
100 |
5.7. |
Санитарная очистка территории |
|
|
|
5.7.1. |
Мусороперегрузочные станции. |
тыс. т/год |
0 |
1 |
5.7.2. |
Места размещения отходов (свалки, полигоны ТБО) |
единиц га |
7 |
7 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета муниципального района "Княжпогостский" Республики Коми от 25 июля 2018 г. N 268 "Об утверждении Схемы территориального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.