Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Коми
от 12 сентября 2018 г. N 390
(приложение)
Государственная программа
Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы"
Паспорт
Государственной программы Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы" (далее - Программа)
Название Программы |
Государственная программа Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы" |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации |
14 июля 2018 года |
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган) |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми |
Цель Программы |
Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Республики Коми |
Задачи Программы |
1. Создание правовых, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Коми для постоянного проживания, оперативному их включению в трудовые и социальные связи региона. 2. Создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, (далее - Государственная программа) и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг. 3. Содействие обеспечению потребности экономики Республики Коми в квалифицированных кадрах по приоритетным для региона видам экономической деятельности - здравоохранение и образование, в том числе с привлечением специалистов и ученых, занимающихся актуальными научными и технологическими проблемами, содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, Министерство национальной политики Республики Коми, администрации муниципальных районов и городских округов в Республике Коми - территорий вселения (далее - органы местного самоуправления (по согласованию), государственные учреждения Республики Коми - центры занятости населения территорий вселения (далее - центры занятости населения) |
Этапы и сроки реализации Программы |
2018 - 2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем бюджетных ассигнований Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2018 - 2020 годах составляет 2200,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,0 тыс. рублей (проведение информационно-разъяснительной работы); 2019 год - 1100,0 тыс. рублей; 2020 год - 1100,0 тыс. рублей |
Основные показатели эффективности Программы |
1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Республику Коми и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел по Республике Коми. 2. Доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы от общего числа заявлений, поступивших в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в срок, позволяющий в соответствии с нормами законодательства рассмотреть заявления и вынести по ним решение до конца отчетного года. 3. Доля расходов республиканского бюджета Республики Коми на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с оказанием мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им государственных и муниципальных услуг, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Коми на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой. 4. Доля участников Государственной программы, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, в общем количестве прибывших в Республику Коми участников Государственной программы. 5. Доля участников Государственной программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Государственной программы, на конец отчетного года |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Вселение на территорию Республики Коми 160 соотечественников, из них 60 участников Государственной программы и 100 членов их семей, в том числе по годам: 2019 год - 80 человек (30 участников Государственной программы и 50 членов их семей); 2020 год - 80 человек (30 участников Государственной программы и 50 членов их семей). 2. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Республики Коми. 3. Улучшение обеспечения образовательных организаций и учреждений здравоохранения в Республике Коми квалифицированными кадрами. 4. Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Общие положения
Настоящая Программа разработана с целью реализации на территории Республики Коми Государственной программы.
Реализация Программы обусловлена необходимостью обеспечения экономики Республики Коми квалифицированными кадрами и улучшения демографической ситуации в регионе.
Демографическая ситуация в Республике Коми
По оценке, численность постоянного населения республики на конец 2017 года составила 841,8 тыс. человек и с начала года уменьшилась на 8,7 тыс. человек, или на 1%. Сокращение численности населения произошло за счет миграционного оттока и естественной убыли населения. При этом миграционная убыль составила 99% от общего сокращения населения.
За 2017 год число жителей республики уменьшилось на 9,7 тыс. человек, или на 1,1%. В большей степени сокращение численности населения наблюдалось в сельской местности, где количество жителей уменьшилось на 1,6%, горожан стало меньше на 1,0%.
В целом по республике сложилась естественная убыль населения. В городской местности естественная убыль увеличилась с 1,0% до 1,6%, в сельской снизилась в 2 раза (с 8,8% до 4,6%).
Показатели естественного движения населения представлены в таблице:
|
Январь - ноябрь |
Справочно в целом за 2016 |
|||||
чел.* |
на 1 000 человек населения** |
чел. |
на 1 000 человек населения |
||||
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2017 в % к 2016 |
|||
Все население |
|
|
|
|
|
|
|
Родившихся |
10342 |
9034 |
13,2 |
11,6 |
87,9 |
11220 |
13,1 |
Умерших |
9604 |
9145 |
12,2 |
11,8 |
96,7 |
10565 |
12,4 |
в том числе до 1 года |
55 |
40 |
5,2*** |
4,1*** |
78,8 |
61 |
5,4*** |
Естественная убыль |
738 |
-111 |
1,0 |
-0,2 |
х |
655 |
0,7 |
Браков, ед. |
5042 |
5431 |
6,4 |
7,0 |
109,4 |
5499 |
6,4 |
Разводов, ед. |
3782 |
3863 |
4,8 |
5,0 |
104,2 |
4133 |
4,8 |
Городское население |
|
|
|
|
|
|
|
Родившихся |
7789 |
6799 |
12,8 |
11,2 |
87,5 |
8432 |
12,7 |
Умерших |
6765 |
6415 |
11,1 |
10,6 |
95,5 |
7426 |
11,2 |
в том числе до 1 года |
40 |
33 |
5,0*** |
4,5*** |
90,0 |
42 |
4,9*** |
Естественный прирост, убыль (-) |
1024 |
384 |
1,7 |
0,6 |
35,3 |
1006 |
1,5 |
Сельское население |
|
|
|
|
|
|
|
Родившихся |
2553 |
2235 |
14,7 |
13,1 |
89,1 |
2788 |
14,8 |
Умерших |
2839 |
2730 |
16,4 |
16,0 |
97,6 |
3139 |
16,7 |
в том числе до 1 года |
15 |
7 |
5,7*** |
2,9*** |
50,9 |
19 |
6,8*** |
Естественная убыль (-) |
-286 |
-495 |
-1,7 |
-2,9 |
170,6 |
-351 |
-1,9 |
* Зарегистрировано органами ЗАГС в соответствующем периоде. | |||||||
** Показатели помесячной регистрации приведены в пересчете на год. | |||||||
*** На 1 000 родившихся живыми. |
Республика Коми относится к числу регионов Российской Федерации со стабильным сокращением численности населения. Причиной сокращения численности населения является миграционный отток населения. За десять лет численность населения региона сократилась на 94,3 тыс. человек, миграционные потери составили 100,1 тыс. человек. Численные потери населения частично компенсировал естественный прирост, который сохранялся с 2011 года. В городской местности превышение числа родившихся над числом умерших отмечалось с 2008 года, в сельской местности наблюдавшийся с 2012 года естественный прирост в 2016 г. сменился естественной убылью населения.
Наибольшая миграционная убыль населения в республике наблюдалась в 2010 г. (13,9% в расчете на 1000 человек населения). В сельской местности коэффициент миграционной убыли традиционно выше показателя городского населения (в 1,3 - 3,1 раза).
В 2017 г. в республику прибыло из-за ее пределов 14,3 тыс. человек (к постоянному месту жительства - 10,1 тыс. человек, временно на срок 9 месяцев и более 4,2 тыс. человек), а выбыло за ее пределы - 23,8 тыс. человек (соответственно - 15,2 и 8,5 тыс. человек). В результате миграционных передвижений республика потеряла 9,5 тыс. человек. Этот показатель учитывает срочных мигрантов (4,3 тыс. человек), которые, по существу, не являются базовым источником для формирования постоянного населения.
Миграционный отток населения из республики определяет не только численные потери, но и, что очень важно, оказывает влияние на качественный состав населения. Республику покидает в основном квалифицированная часть трудового потенциала. За 2017 год среди указавших уровень образования мигрантов в возрасте 14 лет и более 41% покинувших республику имели незаконченное высшее и (или) высшее образование. На 100 прибывших специалистов с неполным высшим, высшим, средним и начальным профессиональным образованием приходилось более 150 выбывших с аналогичным уровнем подготовки. За 2017 год республика потеряла 4,6 тыс. квалифицированных кадров.
Увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста, поскольку пенсионного возраста начали достигать многочисленные поколения людей, родившихся в конце 1950 - начале 1960 годов. Это одновременно является причиной уменьшения численности населения трудоспособного возраста, которое усугубляется и резким сокращением контингентов, вступающих в рабочие возраста (поколения родившихся в первой половине 1990-х годов).
Таким образом, демографические тенденции в Республике Коми свидетельствуют о необходимости в притоке трудовых мигрантов в приоритетные отрасли экономики региона.
Ситуация на рынке труда в Республике Коми
Развитие рынка труда зависит, прежде всего, от общей экономической ситуации, поэтому закономерно, что в 2016 году происходило нарастание напряженности на рынке труда. Структура рабочей силы изменилась в сторону снижения доли занятого населения.
В 2017 году численность занятого населения снизилась на 3,7% и составила 409,6 тыс. человек. Уровень занятости составил 63,0%.
В 2017 году общая численность безработных (лиц, занимающихся поиском работы и готовых приступить к ней в течение обследуемой недели), составила 34,8 тыс. человек, уровень безработицы составил до 7,8%, минимальное значение показателя отмечалось в 2014 году (6,0%). В течение всего рассматриваемого периода в Республике Коми уровень общей безработицы был заметно выше, чем в среднем по стране и СЗФО.
По состоянию на 1 января 2018 года уровень безработицы составил 1,6%.
Для республики характерны высокие показатели уровня сельской безработицы, причем в сельской местности показатель увеличивался более быстрыми темпами, чем в городской местности.
Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, существенно превышает численность безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости. Это обусловлено разницей в методологии, а также тем, что значительная часть безработных предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет. Численность официально зарегистрированных на конец 2017 года безработных составила 7,2 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы - 1,6%. Минимальное значение показателя в анализируемом периоде отмечалось по итогам 2014 года - 1,3%. Несмотря на ухудшение ситуации, показатели были лучше, чем пятью годами ранее, когда численность зарегистрированных безработных составляла 10,7 тыс. человек, а уровень безработицы - 2,2%.
В 2015 - 2017 гг. осложнило ситуацию на рынке труда сокращение спроса на рабочую силу. В 2015 году ситуация изменилась: число заявленных вакансий сократилось, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию увеличилась относительно предыдущего года более чем на 70% и составила 1,2 человека. По итогам 2017 года, несмотря на рост числа заявленных вакансий, показатель нагрузки не изменился.
На протяжении ряда лет рынок труда республики испытывает наибольшую потребность в квалифицированных специалистах в области здравоохранения и образования. В течение 2017 года в органы службы занятости населения Республики Коми работодателями были заявлены 12220 вакансий по виду экономической деятельности "образование", 6492 вакансии по виду экономической деятельности "здравоохранение и предоставление социальных услуг".
Основным инструментом регулирования рынка труда в республике является Государственная программа Республики Коми "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 421, в рамках которой гражданам оказывается 15 государственных услуг, направленных на решение самой важной задачи - оказание содействия в поиске подходящей работы.
Численность рабочей силы республики в 2017 году составила 444,0 тыс. человек, или 95,2% к уровню 2016 года. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию) составил 1,0 чел./вак.
Система профессионального образования
Обеспечение экономики региона квалифицированными кадрами невозможно добиться без эффективной системы профессионального образования.
В Республике Коми программы среднего профессионального образования реализуют 35 образовательных организаций и филиалов различных форм собственности и ведомственной принадлежности, из них:
28 государственных профессиональных образовательных организаций (ГПОУ) республиканского подчинения, из них: 25 ГПОУ находятся в подведомственности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, 3 ГПОУ - в подведомственности Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми;
4 федеральные образовательные организации высшего образования, включая 2 филиала федеральных образовательных организаций высшего образования;
3 частные профессиональные образовательные организации.
Сеть образовательных организаций и филиалов, реализующих программы высшего образования, представлена:
1 государственной образовательной организацией высшего образования республиканского подчинения;
2 федеральными образовательными организациями высшего образования;
3 филиалами федеральных образовательных организаций высшего образования;
1 филиалом частной образовательной организации высшего образования.
Сложившаяся система профессионального образования позволит участникам Программы и членам их семей при необходимости пройти обучение и переподготовку для увеличения своей конкурентоспособности на рынке труда Республики Коми.
Жилищное обустройство
Особое значение для достижения основной цели Программы имеет вопрос жилищного обустройства участников Государственной программы в Республике Коми, который может быть решен следующими способами:
аренда жилья на рынке недвижимости;
проживание в гостиницах;
приобретение жилья на первичном и вторичном рынках жилья;
для отдельных категорий работников отрасли "образование" и "здравоохранение" возможны варианты предоставления служебного жилья;
строительство индивидуального жилья.
Средняя цена 1 кв. м общей площади жилого помещения по Республике Коми на 1 квартал 2018 года составляет 41 378 рублей.
Жилищное кредитование является одним из реальных механизмов решения жилищного вопроса. Согласно данным сайта Центрального банка Российской Федерации средневзвешенная процентная ставка по ипотечным кредитам в 2018 году составила 7,5%, в Республике Коми от 6% и выше.
Молодые семьи имеют право на получение социальных выплат в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 413.
Государственная поддержка предоставляется в соответствии с требованиями основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и постановлением Правительства Республики Коми от 4 июля 2007 г. N 133 "О Порядке и условиях признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья".
Координатором работы по реализации указанного основного мероприятия является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, и в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 424.
Координатором работы по реализации государственной поддержки гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности, является Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми.
Регламент приема участника Государственной программы и членов его семьи, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Республики Коми приведен в приложении 7 к Программе.
Малое и среднее предпринимательство
По оценке, в республике более 33 тыс. хозяйствующих субъектов представляют малый и средний бизнес. В январе-марте 2018 года в Республике Коми осуществляли хозяйственную деятельность 118 средних предприятий и 1069 малых предприятий (без учета микропредприятий). На 1 апреля 2018 года было зарегистрировано 21971 индивидуальный предприниматель.
По сравнению с уровнем соответствующего периода предыдущего года количество средних предприятий в 2017 году в республике сократилось на 19,1%, малых предприятий - увеличилось на 5,7%, индивидуальных предпринимателей - уменьшилось на 0,5%.
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства по Республике Коми составило по итогам 2017 года - 29,7 тыс. единиц. Наибольшую долю в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Коми занимают микропредприятия и индивидуальные предприниматели - порядка 95%.
Наибольший удельный вес в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства занимают субъекты малого и среднего предпринимательства в таких направлениях, как сфера услуг, оптовая и розничная торговля. По оценке, это составляет порядка 70% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доля занятых среднесписочной численности работников на средних и малых предприятиях, микропредприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения составляет 20% (в среднем по Российской Федерации - 22%).
В совокупном обороте по средним предприятиям преобладали строительство и оптовая и розничная торговля, по малым - оптовая и розничная торговля.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 21 марта 2016 г. N 42 "О совершенствовании развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми" развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Коми.
В республике осуществляется государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми" Государственной программы Республики Коми "Развитие экономики" (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 418.
В 2017 году на софинансирование мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, реализуемых в рамках Подпрограммы, по итогам конкурсного отбора привлечены средства федерального бюджета в размере 24 036, 9 тыс. рублей.
В результате реализации мероприятий муниципальных программ финансовая поддержка оказана более 140 субъектам малого и среднего предпринимательства, что позволит субъектам предпринимательства создать не менее 148 рабочих мест.
В 2017 году на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления по реализации малых проектов в сфере предпринимательства были выделены средства из республиканского бюджета Республики Коми в размере 5,5 млн. рублей.
В целях снижения барьеров для старта предпринимательской деятельности в республике действует Закон Республики Коми от 20 апреля 2015 г. N 9-РЗ "Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми". Зарегистрированные впервые индивидуальные предприниматели в производственной, социальной и научной сферах (определены 61 вид деятельности при применении упрощенной системы налогообложения и 22 вида деятельности при применении патентной системы налогообложения) могут применять налоговую ставку ноль процентов в течение двух налоговых периодов.
С 1 января 2017 года виды предпринимательской деятельности, в отношении которых налогоплательщики - индивидуальные предприниматели вправе применить налоговую ставку в размере ноль процентов при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Коми, расширены до 34 видов.
В 2018 году продолжается работа организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: АО "Микрофинансовая организация Республики Коми" и АО "Гарантийный фонд Республики Коми".
В целях повышения доступности финансовых ресурсов для малого бизнеса в 2017 году увеличен уставный капитал АО "Микрокредитная компания Республики Коми" на 2,7 млн. рублей (из них средства федерального бюджета - в размере 1,3 млн. рублей). С 2017 года предоставлено право АО "Микрокредитная компания Республики Коми" выдавать займы размером до 2 млн. рублей, что позволит направлять указанные средства в том числе на инвестиционные цели. В 2017 году выдано 40 микрозаймов на общую сумму 23,8 млн. рублей.
Функционирует Интернет-портал малого бизнеса, ежегодно количество его просмотров составляет более 60 тыс. раз (более 160 ежедневно).
Оценка готовности Республики Коми к приему участников Государственной программы
Программа носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с потребностями Республики Коми.
Особую актуальность имеет вопрос привлечения в экономику республики соотечественников, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Российской Федерацией.
Сведения о показателях для оценки готовности Республики Коми к приему участников Государственной программы представлены в приложении 1 к Программе.
2. Цель, задачи, сроки и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
Цель Программы:
стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Республики Коми.
Для достижения цели Программы планируется выполнение следующих задач:
1) создание правовых, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Коми для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона;
2) создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг;
3) содействие обеспечению потребности экономики Республики Коми в квалифицированных кадрах по приоритетным для региона видам экономической деятельности - здравоохранение и образование, в том числе с привлечением специалистов и ученых, занимающихся актуальными научными и технологическими проблемами, содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства.
Основными целевыми индикаторами (показателями), характеризующими результаты реализации Программы, являются:
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Республику Коми и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел по Республике Коми;
доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы от общего числа заявлений, поступивших в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в срок, позволяющий в соответствии с нормами законодательства рассмотреть заявления и вынести по ним решение до конца отчетного года;
доля расходов республиканского бюджета Республики Коми на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с оказанием мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им государственных и муниципальных услуг, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Коми на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой;
доля участников Государственной программы, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, в общем количестве прибывших в Республику Коми участников Государственной программы;
доля участников Государственной программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Государственной программы, на конец отчетного года.
Достижение основных показателей (индикаторов) Программы позволит обеспечить:
вселение на территорию Республики Коми 160 соотечественников, из них 60 участников Государственной программы и 100 членов их семей;
улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Республики Коми;
улучшение обеспечения образовательных организаций и учреждений здравоохранения в Республике Коми квалифицированными кадрами;
дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми.
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы и их значения по годам реализации представлены в приложении 2 к Программе.
Сведения о порядке сбора информации и методике расчета целевых показателей (индикаторов) Программы представлены в приложении 2.1 к Программе.
3. Основные мероприятия по реализации Программы
3.1. Для достижения цели и решения задач Программы предусматривается реализация основных мероприятий, перечень которых с указанием сроков, результатов их реализации и исполнителей приведен в приложении 3 к Программе.
3.2. Основное мероприятие 1 "Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы".
Цель мероприятия - обеспечение нормативно-правового регулирования реализации Программы.
В рамках указанного мероприятия предусматривается принятие нормативных правовых актов республики в целях реализации Программы, направленных на оказание содействия переселению в Республику Коми участников Государственной программы и членов их семей.
3.3. Основное мероприятие 2 "Содействие в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей".
Цель мероприятия - содействие в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей.
Для решения вопросов жилищного обустройства (улучшения жилищных условий) предусматривается участие участников Государственной программы и членов их семей после получения ими гражданства Российской Федерации в соответствующих федеральных и региональных целевых программах на условиях, установленных законодательством.
Для отдельных категорий работников отраслей "образование" и "здравоохранение" возможны варианты предоставления служебного жилья.
Временное жилищное обустройство осуществляется участниками Государственной программы самостоятельно за счет собственных средств. В качестве варианта решения вопроса временного жилищного обустройства переселенцы могут арендовать жилье на рынке недвижимости, проживать в гостиницах. Подбор временного жилья осуществляется участниками Государственной программы самостоятельно, с использованием информации в печатных и электронных СМИ, услуг риэлторских фирм.
Оказание содействия участникам Государственной программы во временном жилищном обустройстве осуществляется уполномоченным органом посредством предоставления информации о возможности размещения на базе жилого фонда муниципальных образований - территорий вселения.
3.4. Основное мероприятие 3 "Предоставление информационных и консультационных услуг".
Цель мероприятия - предоставление участникам Государственной программы и членам их семей информационных и консультационных услуг по вопросам участия в Программе.
В рамках указанного мероприятия предусматриваются подготовка и распространение информационных материалов о возможностях и условиях переезда участников Государственной программы и членов их семей на территорию Республики Коми, индивидуальные консультации участников Государственной программы и членов их семей.
3.5. Основное мероприятие 4 "Мониторинг и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами муниципальных образований Республики Коми - территорий вселения".
Цель мероприятия - информационно-аналитическое обеспечение в сфере реализации Программы.
В рамках указанного мероприятия предусматриваются сбор, обработка и анализ данных статистической отчетности, размещение справочной информации о Республике Коми, возможностях социально-бытового обустройства, трудоустройства, образования и т.д. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники".
3.6. Основное мероприятие 5 "Содействие социальному обустройству участников Государственной программы и членов их семей".
Цель мероприятия - оказание социальных услуг участникам Государственной программы и членам их семей.
В рамках указанного мероприятия участникам Государственной программы и членам их семей предоставляются услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сфере социальной защиты и здравоохранения, в том числе осуществляются:
социальное обеспечение участников Государственной программы и членов их семей и оказание им медицинской помощи до получения разрешения на временное проживание или до оформления гражданства Российской Федерации;
оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
компенсация расходов участников Государственной программы на признание ученых степеней, ученых званий, образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.
3.7. Основное мероприятие 6 "Социально-культурная адаптация и интеграция участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество Республики Коми".
Цель мероприятия - создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество Республики Коми.
В рамках указанного мероприятия предусматривается организация образовательных и просветительских детских и молодежных мероприятий, направленных на знакомство с культурой и историей Российской Федерации и Республики Коми, этнокультурными особенностями Республики Коми; оказание участникам Государственной программы и членам их семей консультативной и экспертной помощи юридического, социально-психологического характера; взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам содействия адаптации участников Государственной программы и членов их семей и сохранения гражданского мира и межнационального согласия в Республике Коми.
3.8. Основное мероприятие 7 "Оказание единовременной финансовой помощи на обустройство участникам Государственной программы и членам их семей".
Цели мероприятия - адаптация участников Государственной программы и членов их семей, содействие жилищному обустройству участников Государственной программы.
В рамках указанного мероприятия предусматривается осуществление выплат участникам Государственной программы и членам их семей в виде единовременной финансовой помощи. Единовременная финансовая помощь по решению участника Государственной программы может быть направлена на решение вопросов, связанных с временным жилищным обустройством участника Государственной программы и членов его семьи.
3.9. Основное мероприятие 8 "Содействие трудоустройству и самозанятости участников Государственной программы и членов их семей".
Цель мероприятия - обеспечение занятости участников Государственной программы и членов их семей.
В рамках указанного мероприятия предусматривается информирование соотечественников, проживающих за рубежом, о ситуации на рынке труда Республики Коми, наличии вакантных рабочих мест по приоритетным видам экономической деятельности - здравоохранение и образование для участников Государственной программы, а также о наличии вакансий для членов семей участников Государственной программы, об уровне заработной платы и по иным вопросам, необходимым для принятия решения о переселении на территорию Республики Коми. Проведение мероприятий по содействию в поиске подходящей работы, организации профессионального обучения участников Государственной программы, по организации ярмарок вакансий. Данная информация будет размещена на официальном сайте уполномоченного органа, иных органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления.
4. Меры государственного регулирования Программы
Меры государственного регулирования направлены на оказание единовременной финансовой помощи на обустройство в соответствии с Соглашением, заключаемым между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию Государственной программы, и Правительством Республики Коми.
Перечень нормативных правовых актов, принимаемых Республикой Коми в целях реализации Государственной программы Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы", приведен в приложении 4 к Программе.
5. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и средств федерального бюджета.
Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Программы осуществляется в виде субсидий бюджету Республики Коми на оказание единовременной финансовой помощи на обустройство в соответствии с Соглашением, заключаемым между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию Государственной программы, и Правительством Республики Коми.
Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Предоставление услуг государственными и муниципальными учреждениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой незастрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам:
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
иных видов медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Учитывая, что объемы перечисленных видов и условий оказания медицинской помощи включены в территориальные нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, скорой медицинской помощи территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми, дополнительных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми не потребуется.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 270 "О порядке осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей" участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, единовременная финансовая помощь (пособие) на обустройство выплачивается в следующих размерах:
20 тыс. рублей - участнику Государственной программы;
10 тыс. рублей - члену его семьи.
Республика Коми не относится к территории приоритетного заселения.
Расчет оказания единовременной финансовой помощи (пособия) на обустройство участникам Программы и членам их семей (подъемные):
2019 г. - 30 чел. х 20000 = 600 000 рублей,
50 чел. х 10000 = 500 000 рублей;
2020 г. - 30 чел. х 20000 = 600 000 рублей,
50 чел. х 10000 = 500 000 рублей.
Общий прогнозируемый объем бюджетных ассигнований Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2018 - 2020 годах составит 2200,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2018 год - 00,0 тыс. рублей;
2019 год - 1100,0 тыс. рублей;
2020 год - 1100,0 тыс. рублей.
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и в пределах средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 421 "Содействие занятости населения", в рамках основного мероприятия 1.01.01. "Оказание гражданам материальной поддержки и (или) финансовой помощи в рамках активной политики занятости".
Информация о финансовом обеспечении Программы представлена в приложении 5 к Программе.
6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы
6.1. Методика оценки планируемой эффективности реализации Программы.
Эффективность реализации Программы оценивается сравнением достигнутых результатов выполнения Программы с целевыми индикаторами Программы. Оценка эффективности Программы производится ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Оценка эффективности Программы в целом производится по состоянию на 1 января 2021 года.
Эффективность реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
- эффективность хода реализации отдельного направления Программы (процентов), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
- фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию Программы;
- плановое значение n-го индикатора (показателя);
n - номер индикатора (показателя) Программы.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
где:
E - эффективность реализации Программы (процентов);
N - количество индикаторов Программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по итогам ее исполнения за каждый финансовый год до 15 июля года, следующего за отчетным годом, и в целом после завершения реализации Программы.
Программа считается эффективной при достижении плановых значений всех целевых индикаторов, предусмотренных Программой.
6.2. Социальные, финансово-экономические и прочие риски реализации Программы, которые могут повлиять на эффективность реализации Программы, и меры управления рисками
Использование программно-целевого метода связано с рисками реализации Программы.
Одним из рисков является управленческий риск - неэффективное управление Программой, в который входят риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы и риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы.
Возникновение данного риска может привести к невыполнению исполнителями задач и недостижению целей, целевых показателей Программы.
При реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, также могут возникнуть иные риски:
отказ работодателя от найма переселенца после его приезда в связи с несоответствием квалификации переселенца требованиям вакантного рабочего места;
необеспеченность жильем;
попадание переселенцев в категорию безработных;
необходимость трудовой адаптации;
обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп;
рост межнациональной напряженности;
ухудшение криминогенной обстановки вследствие социальных дистанций между постоянными жителями и приезжими и трудностей первоначальной стадии адаптации.
Для управления указанными рисками предусматриваются следующие мероприятия, направленные на их снижение:
проведение разъяснительной работы среди граждан - потенциальных участников Государственной программы о целях и задачах государственной миграционной политики и государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
формирование и реализация мер по трудоустройству переселенцев, не трудоустроенных на момент окончания реализации Программы;
согласование приглашения на переселение с будущими работодателями (возможны заключение предварительного соглашения с работодателем либо другой вид гарантии предоставления переселенцу рабочего места по приоритетным видам экономической деятельности - "здравоохранение" и "образование", за исключением лиц, которые намерены заниматься предпринимательской деятельностью);
реализация в целях трудоустройства программ переподготовки переселенцев;
мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в муниципальных образованиях.
7. Методы и формы контроля за реализацией Программы
Ответственные исполнители программных мероприятий направляют информацию о ходе реализации Программы в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, годом, по форме, установленной Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Республики Коми и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.