Постановление Администрации муниципального района "Ижемский" Республики Коми
от 10 сентября 2018 г. N 672
"Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
Руководствуясь статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования муниципального района "Ижемский" администрация муниципального района "Ижемский" постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Главным распорядителям средств бюджета района, главным администраторам (администраторам) дохода бюджета района, главным администраторам (администраторам) источника финансирования дефицита бюджета района назначить должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; внести в должностные инструкции этих лиц соответствующие изменения.
3. Главным распорядителям (распорядителям), главным администраторам (администраторам) средств местного бюджета в срок до 31 декабря 2018 года определить и утвердить:
- порядок учета и хранения журналов внутреннего финансового контроля;
- периодичность направления подразделением, ответственным за результаты выполнения бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" информации о результатах внутреннего финансового контроля;
- порядок и сроки составления, утверждения и внесения изменений в годовой план внутреннего финансового аудита;
- предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления;
- форму акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита;
- порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур;
- порядок составления и предоставления субъектами внутреннего финансового аудита годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Руководитель администрации |
Л.И. Терентьева |
Утвержден
Постановлением администрации
муниципального района "Ижемский"
от 10 сентября 2018 года N 672
Порядок
осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" (далее - главный администратор (администратор) средств бюджета МО МР "Ижемский") внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
3. Настоящий Порядок устанавливает:
- требования к организации, проведению, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля;
- требования к организации, планированию, проведению, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового аудита;
- требования к составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
4. В целях настоящего Порядка:
- к бюджетным процедурам относятся процедуры составления и исполнения бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности;
- под бюджетными рисками понимается вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение бюджетных процедур.
5. Главные администраторы (администраторы) средств бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" обязаны представлять в Финансовое управление администрации муниципального района "Ижемский" запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
Организация внутреннего финансового контроля
6. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора средств бюджета МО МР "Ижемский", администратора средств бюджета МО МР "Ижемский", организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
7. Внутренний финансовый контроль направлен:
а) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным распорядителем средств бюджета МО МР "Ижемский" и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
б) на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
в) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором (администратором) средств бюджета МО МР "Ижемский" и подведомственными ему администраторами доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский".
8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора средств бюджета МО МР "Ижемский", администратора средств бюджета МО МР "Ижемский" и получателей средств бюджета МО МР "Ижемский", исполняющих бюджетные полномочия.
9. Должностные лица главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский" осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными инструкциями в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление документов в Финансовое управление администрации муниципального района "Ижемский" (далее - Финансовое управление), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета МО МР "Ижемский", в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов главному администратору (администратору) средств бюджета МО МР "Ижемский", необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета МО МР "Ижемский";
в) составление и представление документов в Финансовое управление, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета МО МР "Ижемский", расходам бюджета МО МР "Ижемский" и источникам финансирования дефицита бюджета МО МР "Ижемский";
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета МО МР "Ижемский";
д) составление и представление документов в Финансовое управление, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета МО МР "Ижемский", а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств бюджета МО МР "Ижемский";
е) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет;
ж) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений муниципального района "Ижемский";
з) исполнение бюджетной сметы;
и) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
к) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет МО МР "Ижемский", пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
л) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет МО МР "Ижемский", а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
м) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет МО МР "Ижемский" (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
н) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
о) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
п) обеспечение соблюдения получателями субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
р) исполнение судебных актов по искам к МО МР "Ижемский", а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета МО МР "Ижемский" по денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений;
с) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета МО МР "Ижемский";
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
у) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
ф) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета МО МР "Ижемский" ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета МО МР "Ижемский", действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
10. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся контрольные действия, в частности:
а) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
б) подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом;
в) сверка данных, то есть сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками);
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) изучение фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей), в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет;
е) иные контрольные действия.
11. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
12. К способам проведения контрольных действий относятся:
сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;
выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной операции (группы операций).
13. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль и контроль по уровню подведомственности.
14. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский", а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
15. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский" (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.
16. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский" (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
17. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий главным администратором (администратором) средств бюджета МО МР "Ижемский" сплошным и (или) выборочным способом этим главным администратором (администратором) средств бюджета МО МР "Ижемский" в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки главным администратором (администратором) бюджетных средств информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств (далее - мониторинг).
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
18. Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Получатель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с актами по учетной политике, принятыми в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н.
19. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом и формируется до начала очередного финансового года по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и в тот же срок утверждается руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский".
20. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора средств бюджета МО МР "Ижемский", администратора средств бюджета МО МР "Ижемский" о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
б) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня наступления события, являющегося основанием для внесения соответствующих изменений.
Актуализированные карты внутреннего финансового контроля подлежат повторному утверждению не позднее 5 рабочих дней со дня внесения изменений.
21. Формирование, утверждение и актуализация карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур осуществляются в порядке, установленном главным администратором средств бюджета МО МР "Ижемский", администратором средств бюджета МО МР "Ижемский", в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур проводится не реже одного раза в год.
22. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут руководитель или заместитель руководителя главного администратора средств бюджета МО МР "Ижемский", администратора средств бюджета МО МР "Ижемский", курирующие структурные подразделения главного администратора средств бюджета МО МР "Ижемский", администратора средств бюджета МО МР "Ижемский", в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля
23. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля (приложение N 2) и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
24. Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский", в целях оценки эффективности осуществления внутреннего финансового контроля, вправе поручить подразделению (должностному лицу) осуществлять анализ результатов внутреннего финансового контроля.
По итогам рассмотрения проведенного анализа указанных результатов руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) изменение правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учетную политику;
е) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств, выражающейся в совершенствовании процедуры аттестации и использовании ее результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также введение механизмов кураторства и наставничества, закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, актуализацию должностных регламентов и инструкций, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль;
к) установление требований к доведению до сотрудников главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств;
л) совершенствование способов и сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
м) проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств;
н) повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
25. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного, муниципального финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский".
Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля
26. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля главный администратор (администратор) средств бюджета МО МР "Ижемский" составляет годовой отчет о результатах внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
27. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля составляется на основе данных журналов внутреннего финансового контроля и отчетов подразделений ведомственного финансового контроля.
В отчет о результатах внутреннего финансового контроля включается пояснительная записка, содержащая в том числе:
сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, мерах по повышению их квалификации;
сведения об исполнении плана ведомственного финансового контроля;
общая информация о выявленных недостатках (нарушениях), описание наиболее значимых нарушений;
описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин их возникновения;
сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения.
28. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля представляется в Финансовое управление администрации муниципального района "Ижемский" не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
Организация внутреннего финансового аудита
29. Внутренний финансовый аудит осуществляется обособленными структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский" (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский".
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
30. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
31. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, подведомственные им администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).
32. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
33. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский" (далее - план).
34. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский", направляемых в Финансовое управление в целях составления и рассмотрения проекта бюджета МО МР "Ижемский".
35. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные, выездные и комбинированные.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов, выездные проверки проводятся по месту нахождения объектов аудита, комбинированные проверки проводятся как по месту нахождения подразделения внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
36. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе из числа должностных лиц иных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский", для проведения экспертиз, необходимых при осуществлении аудиторских проверок.
37. Должностные лица, указанные в пункте 29 настоящего Порядка, обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями).
Планирование внутреннего финансового аудита
38. Составление и утверждение годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План) осуществляется в целях формирования аудиторского мнения о состоянии внутреннего финансового контроля, полноте и достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский", а также представления предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
39. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются тема аудиторской проверки, период проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
40. При планировании аудиторских проверок учитываются:
существенность операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств бюджета МО МР "Ижемский" в случае их неправомерного исполнения;
достаточность информации для оценки надежности внутреннего финансового контроля, которую можно получить в ходе аудиторских проверок;
результаты оценки значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
реальность сроков проведения аудиторских проверок;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
41. В целях составления Плана субъект внутреннего финансового аудита обязано провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
42. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года, в срок до 25 декабря.
43. В случае невозможности проведения плановой аудиторской проверки в запланированные сроки, либо значительного увеличения (более чем на 10%) внеплановых аудиторских проверок по сравнению с предыдущим годом, производится ежеквартальная (в срок до 25 числа последнего месяца) корректировка Плана, в части изменения сроков проведения аудиторских проверок, объектов контроля, ответственных исполнителей.
Проведение аудиторских проверок
44. Аудиторская проверка назначается решением (приказом) руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский".
45. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем подразделения внутреннего финансового аудита.
46. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.
При составлении программы формируется группа работников, проводящих аудиторскую проверку, (далее - аудиторская группа) и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
47. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
48. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
49. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур проверки, проведенных в ходе аудиторской проверки, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов аудита, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
50. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
51. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления предусматриваются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО МР "Ижемский".
Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита
52. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю проверяемого объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
53. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита осуществляются в порядке, устанавливаемом главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
54. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета МО МР "Ижемский";
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности.
55. Отчет с приложением акта направляется руководителю главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский", по результатам рассмотрения которого принимается решение о:
а) необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) применении мер материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
г) направлении материалов в правоохранительные органы в случае наличия признаков неустраняемых нарушений бюджетного законодательства.
56. При принятии руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 55 настоящих Правил, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
57. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 марта текущего финансового года.
58. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский".
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования средств бюджета МО МР "Ижемский".
59. Порядок составления и представления отчетности утверждается главным распорядителем средств бюджета МО МР "Ижемский", главным администратором доходов бюджета МО МР "Ижемский" и главным администратором источников финансирования дефицита бюджета МО МР "Ижемский".
Приложение N 1
к Порядку осуществления главными
распорядителями (распорядителями)
средств бюджета муниципального
образования муниципального района
"Ижемский", главными
администраторами (администраторами)
доходов бюджета муниципального
образования муниципального
района "Ижемский", главными
администраторами (администраторами)
источников финансирования дефицита
бюджета муниципального образования
муниципального района "Ижемский"
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО МР "Ижемский" ______________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) ________________________________ (дата) |
КАРТА
внутреннего финансового контроля
на ____ год
Наименование главного администратора
(администратора) средств
бюджета МО МР "Ижемский": _____________________________________________
Наименование структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур: ___________
1. ____________________________________________________________________
(наименование бюджетной процедуры)
Наименование процесса |
Наименование операции |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции |
Периодичность выполнения операции |
Должностное лицо, осуществляющее контрольные действия |
Характеристика контрольного действия |
|||
Наименование контрольного действия* |
Вид/Способ контроля |
Метод контроля |
Периодичность контроля |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2. ...
Руководитель структурного подразделения _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
_______________________________________ _________
(дата ознакомления должностного (подпись)
лица, ответственного за выполнение
операции)
------------------------------
* указывается одно из следующих контрольных действий "проверка оформления документов", "авторизация операций", "сверка данных".
Приложение N 2
к Порядку осуществления главными
распорядителями (распорядителями)
средств бюджета муниципального
образования муниципального района
"Ижемский", главными
администраторами (администраторами)
доходов бюджета муниципального
образования муниципального
района "Ижемский", главными
администраторами (администраторами)
источников финансирования дефицита
бюджета муниципального образования
муниципального района "Ижемский"
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
Журнал
внутреннего финансового контроля
за ____ год
Наименование главного администратора
(администратора) средств
бюджета МО МР "Ижемский": ____________________________________________
Наименование структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур: ______________________________________________
1. ____________________________________________________________________
(наименование бюджетной процедуры)
Дата |
Наименование операции |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции |
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие |
Характеристика контрольного действия |
Результаты контрольного действия |
Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений) |
Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения |
Отметка об устранении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2. ...
Руководитель структурного подразделения _________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 3
к Порядку осуществления главными
распорядителями (распорядителями)
средств бюджета муниципального
образования муниципального района
"Ижемский", главными
администраторами (администраторами)
доходов бюджета муниципального
образования муниципального
района "Ижемский", главными
администраторами (администраторами)
источников финансирования дефицита
бюджета муниципального образования
муниципального района "Ижемский"
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
Отчет
о результатах внутреннего финансового контроля
__________________________________________________________________________
(наименование главного распорядителя средств бюджета МО МР "Ижемский", главного администратора доходов бюджета МО МР "Ижемский", главного администратора источников финансирования дефицита бюджета МО МР "Ижемский")
за ____ год
Методы контроля |
Количество проведенных ревизий, проверок, мониторингов |
Количество выявленных недостатков (нарушений) |
Сумма бюджетных средств, подлежащая возмещению |
Сумма возмещенных бюджетных средств |
Количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений |
Количество принятых мер, исполненных заключений |
Количество материалов, направленных в правоохранительные органы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Самоконтроль |
X |
|
|
|
|
|
|
Контроль по уровню подчиненности |
X |
|
|
|
|
|
|
Контроль по уровню подведомственности |
X |
|
|
|
|
|
|
Ведомственный контроль, в том числе в виде ревизий, проверок, мониторинга |
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель (заместитель руководителя)
главного распорядителя средств
бюджета МО МР "Ижемский",
главного администратора доходов
бюджета МО МР "Ижемский",
главного администратора источников
финансирования дефицита
бюджета МО МР "Ижемский" _________ _______________________
(подпись) расшифровка подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального района "Ижемский" Республики Коми от 10 сентября 2018 г. N 672 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования муниципального района "Ижемский" внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
Настоящее постановление вступает в силу с 21 сентября 2018 г.
Текст постановления опубликован в Информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района "Ижемский" от 21 сентября 2018 г. N 27
Постановлением Администрации муниципального района "Ижемский" Республики Коми от 30 января 2023 г. N 56 настоящий документ признан утратившим силу с 30 января 2023 г.