Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Приказу Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Коми N 328-п,
Министерства труда, занятости
и социальной защиты РК N 1277,
Министерства здравоохранения
Республики Коми N 373,
Министерства культуры,
туризма и архивного дела
Республики Коми N 417-од
и Министерства физической
культуры и спорта Республики Коми
N 01-12/260 от 31 августа 2018 года
Комплекс мер
Республики Коми по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников этих организаций "Вектор будущего"
Основание для разработки комплекса мер |
Поручение заместителя Председателя Правительства Республики Коми - министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми - Михальченковой Н.А. от 31.01.2018 N 03-1-31-1021 |
Нормативный правовой акт, которым утвержден комплекс мер |
Совместный приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерства труда, занятости и социальной защиты РК, Министерства здравоохранения Республики Коми, Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми и Министерства физической культуры и спорта Республики Коми от 31.08.2018 N 328-п/N 1277/N 373/N 417-од/N 01-12/260 |
Исполнительный орган государственной власти, ответственный за реализацию комплекса мер |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми |
Основные разработчики и исполнители комплекса мер. Перечень общественных организаций, бизнес-структур |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, в том числе Управление по опеке и попечительству, Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми и Министерство физической культуры и спорта Республики Коми. В том числе: - государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственные профессиональные образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми; - государственные учреждения социальной защиты и социального обслуживания, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми; - государственные учреждения здравоохранения, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми; - государственные учреждения культуры и искусства, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми; - государственные учреждения в области физической культуры и спорта, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство физической культуры и спорта Республики Коми |
Сроки реализации комплекса мер (даты начала и окончания) |
2018 - 2019 гг. |
Цель комплекса мер |
формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации |
Задачи комплекса мер |
1) развитие региональной системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни; 2) развитие региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот; 3) повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих работу по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот, в том числе с обязательным проведением их стажировки на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда; 4) распространение региональных практик, эффективных технологий и методик работы по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот |
Целевые группы, на которые направлена деятельность по комплексу мер (наименование, количественные и качественные характеристики) |
- воспитанники организаций для детей-сирот за один - два года до выхода из организаций: 229 человек; - выпускники организаций для детей-сирот, в том числе с признаками дезадаптации, в первые два года самостоятельной жизни: 99 человек; - дети подросткового возраста в первый год жизни в замещающих семьях: 156 человек; - несовершеннолетние матери из числа воспитанниц и выпускниц организаций для детей-сирот: 3 человека |
География комплекса мер: охват муниципальных образований субъекта Российской Федерации мероприятиями (количество, перечень); охват организаций (ведомственная принадлежность, количество) |
Реализация мероприятий комплекса мер предполагается в 13 муниципальных образованиях Республики Коми: МО ГО "Сыктывкар", МО ГО "Воркута", МО ГО "Инта", МО МР "Печора", МО МР "Сосногорск", МО ГО "Усинск", МО ГО "Ухта", МО МР "Ижемский", МО МР "Княжпогостский", МО МР "Прилузский", МО МР "Сыктывдинский", МО МР "Усть-Вымский", МО МР "Усть-Цилемский". В том числе в реализации мероприятий комплекса мер примут участие 8 государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 2 государственных профессиональных образовательных учреждения, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми; 6 отделов опеки и попечительства, входящие в структуру Министерство труда, занятости и социальной защита Республики Коми; 15 государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми; 3 государственных учреждения культуры и искусства, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми; 10 государственных учреждений здравоохранения, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми; 10 государственных учреждений в области физической культуры и спорта, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство физической культуры и спорта Республики Коми, а также региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" по Республике Коми и Региональный добровольческий штаб Республики Коми |
Ожидаемые конечные результаты реализации комплекса мер, в том числе в части изменения положения целевых групп |
По результатам реализации мероприятий комплекса мер ожидается: 1) увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных подготовкой к самостоятельной жизни в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 5% в 2018 году до 20% в 2019 году; 2) формирование новой эффективной системы на межведомственном уровне по созданию условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям: увеличение удельного веса выпускников из числа детей-сирот, успешно прошедших адаптацию и вхождение в самостоятельную жизнь, с 20% 2018 года до 40% в 2019 году; 3) обучение специалистов, повысивших профессиональные компетенции на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда (14 человек) |
Объем и источники финансирования комплекса мер (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования) |
Общий объем: 23 564 539,03 рублей. Объем гранта: 11 743 077,00 рублей. Объем средств республиканского бюджета Республики Коми: 11 821 462,03 рублей |
I. Описание ситуации по тематике Конкурса; оценка действующей системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников этих организаций; описание проблем, требующих решения в рамках комплекса мер
Начиная с 2011 года Республика Коми принимает активное участие в конкурсных отборах инновационных социальных программ и проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), направленных на развитие современной инфраструктуры детства, своевременной и доступной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, а также на поддержку семейного устройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. За время длительного сотрудничества Республики Коми с Фондом были успешно разработаны и реализованы такие программы, как: Программа Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего" (2011 - 2013 годы)", Программа Республики Коми "Смогу жить самостоятельно" (2011 - 2013 годы)", Программа Республики Коми "Право быть равным (2012 - 2014 годы)", Программа Республики Коми "Право быть равным (Мир равных возможностей)" (2015 - 2017 годы)", Программа Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми "Территория добра" (2016 - 2017 годы)". К числу успешно реализованных программ на территории Коми относится и Инновационная социальная программа Республики Коми по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды "Обрести семью (2014 - 2015 годы)".
Благодаря реализации данных программ на территории Республики Коми удалось разработать и внедрить систему мероприятий, направленных на совершенствование служб по сопровождению замещающих семей, реализацию инновационных проектов и технологий работы, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, в том числе вторичного, а также формирование ресурсного методического и образовательного пространства, обучение и повышение уровня квалификации специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям-сиротам и замещающим семьям. Вместе с тем, актуальной для Республики Коми остается проблема подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций.
Всего в Республике Коми проживают 188 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (4940 человек или 2,6% от общей численности детского населения (по состоянию на 01.01.2018)). Следует отметить, что на протяжении ряда лет наблюдается снижение численности детей данной категории. Так, по состоянию на 1 января 2017 года проживали 5163 ребенка, на 1 января 2016 года - 5286 детей, на 1 января 2015 года - 5465 детей.
В настоящее время в Республике Коми функционируют 16 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 12 организаций, находящихся в ведении Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, 3 медицинские организации специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Республики Коми, 1 республиканский психоневрологический интернат в системе социальной защиты для детей с аномалиями умственного развития, находящийся в ведении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В Республике Коми на 1 января 2018 года численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 879 несовершеннолетних (по состоянию на 1 января 2017 года - 1028 человек, по состоянию на 1 января 2016 года - 1155 человек, по состоянию на 1 января 2015 года - 1256 человек).
Приоритетным направлением деятельности данных организаций является устройство воспитанников в семьи. Активное взаимодействие при этом проводится с органами опеки и попечительства.
В 2017 году 552 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с учетом смены формы устройства), устроены на семейные формы воспитания, в том числе на усыновление - 50 детей, под опеку - 405 детей, в приемную семью - 97 детей (2016 год - 629 ребенок: усыновление - 79 детей, под опеку - 478 детей, в приемную семью - 72 ребенка; 2015 год - 615 детей: усыновление - 75 детей, под опеку - 480 детей, в приемную семью - 60 детей; 2014 год - 629 детей: на усыновление - 98 детей, под опеку - 458 детей, в приемную семью - 73 ребенка).
В целях увеличения количества детей-сирот, переданных на воспитание в семьи и профилактики возвратов несовершеннолетних подопечных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Коми реализуется ряд инновационных технологий и проектов (технология "Семья помогает семье", направленная на ранее выявление неблагополучия в замещающей семье, технология "Теплый дом", направленная на профилактику отказов от детей опекунскими семьями, технология "Мэри Поппинс в гостях", целью которой является профилактика кризисных ситуаций в замещающих семьях и др.).
На территории Республики Коми функционирует 21 служба сопровождения замещающих семей. Основным направлением деятельности служб является социальное сопровождение замещающих семей, которое включает в себя наблюдение за семьей, социально-педагогический патронаж, помощь консультативного характера, индивидуальную психокоррекционную работу с родителями и детьми.
На уровне отдельных муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми проводятся семинары для замещающих семей. Данные мероприятия способствуют популяризации института замещающей семьи в обществе, раскрытию творческого потенциала семей, развитию коммуникативных навыков, повышению психолого-педагогической компетенции в воспитании детей.
В 2017 году продолжилась реализация проекта по созданию видеосюжетов о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, с целью содействия семейного устройства детей, в соответствии с соглашением с благотворительным фондом "Измени одну жизнь".
На сайте информационного агентства "Комиинформ" продолжает функционировать рубрика "Хочу домой", в которой размещается информация о детях, нуждающихся в семейном устройстве (https://komiinform.ru/page/services.hochu_domoy/).
Однако, к сожалению, по ряду объективных причин не удается передать в семьи всех воспитанников, поэтому большое внимание во всех организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уделяется подготовке выпускников к самостоятельной жизни.
Основная часть выпускников данных организаций продолжает обучение в профессиональных образовательных организациях. Профориентационная работа с воспитанниками осуществляется администрацией и педагогическими работниками этих организаций поэтапно (начиная с подросткового возраста) и в основе своей учитывает состояние здоровья ребенка, особенности психофизиологического развития, а также потребности современного рынка труда. Так, например, для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья на базе ГОУ РК "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 15" с. Пажга организовано получение воспитанниками профессионального образования по специальностям "Штукатур", "Плотник", "Овощевод", "Швея".
Постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентировано постановлением Правительства Республики Коми от 12 сентября 2011 г. N 379 "Об организации в Республике Коми постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и осуществляется учреждениями по месту фактического проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании их личного заявления.
В целях оказания помощи в социализации, трудоустройстве и обучении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми реализуется комплекс мероприятий по постинтернатному сопровождению.
С 1 сентября 2015 года на базе государственного учреждения Республики Коми "Детский дом им. А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", расположенном в городе Сыктывкаре, открыт Центр постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот с оказанием правовой, педагогической, консультативной помощи, с возможностью предоставления кратковременного проживания.
Таким образом, в результате реализуемых мер в Республике Коми удалось достигнуть следующих положительных показателей:
1) Снижение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2018 - 4940 детей, на 01.01.2017 - 5163 детей, на 01.01.2016 - 5286 детей).
2) Снижение численности детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 01.01.2018 - 879 детей, на 01.01.2017 - 1028 детей, на 01.01.2016 - 1155 детей).
3) Увеличение численности детей, переданных на воспитание в приемные семьи (97 детей в 2017 году, 72 ребенка в 2016 году, 60 детей в 2015 году).
Однако наряду с этим сохранились и негативные тенденции, а именно:
1) большая часть воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми, - это дети старше 14 лет, которые, как правило, поступили в организации по причине отмены опеки, что существенно затрудняет их повторное устройство в семьи;
2) воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве своем имеют опыт употребления алкоголя, самовольных уходов и иных девиантных проявлений, а также отличаются высоким уровнем иждивенчества.
Следует отметить следующие факторы, препятствующие дальнейшему решению проблемы сиротства:
- отсутствие эффективной системы постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- недостаточный уровень квалификации специалистов, работающих по вопросам сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений, подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельному проживанию;
- отсутствие регионального ресурсного центра, обеспечивающего методическое сопровождение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также специалистов в них работающих, разработку проектов локальных актов, необходимых для функционирования и развития указанных организаций, проведение мониторинговых исследований и анализ деятельности организаций по вопросам воспитания, реализации прав и законных интересов детей.
В связи с этим в Республике Коми назрела необходимость разработки комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций.
Реализация программных мероприятий предполагает внедрение комплексного межведомственного подхода к решению рассматриваемой проблемы. Программно-целевой метод позволит скоординировать деятельность и обеспечить межведомственное взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в решении проблемы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, а также повысить эффективность использования финансовых средств.
Результатом реализации комплекса мер станет:
- разработка эффективной системы на межведомственном уровне по созданию условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям;
- создание и функционирование регионального ресурсного центра, обеспечивающего формирование информационно-методического банка данных об эффективных практиках (на базе ГУ РК "Детский дом им. А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ставшего широко известным за пределами республики благодаря особой методике А.А. Католикова, и в настоящее время являющегося флагманом в сфере воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Реализация мероприятий будет продолжена после завершения сроков реализации комплекса мер. Результативные и успешные технологии, апробированные в рамках реализации мероприятий комплекса мер, будут в дальнейшем рекомендованы всем организациям для осуществления деятельности по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, к самостоятельному проживанию и по организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот.
Целью комплекса мер является формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации.
Для достижения поставленной в Комплексе мер цели необходимо решить следующие задачи:
1) развитие региональной системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни;
2) развитие региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот;
3) повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих работу по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот, в том числе с обязательным проведением их стажировки на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда;
4) распространение региональных практик, эффективных технологий и методик работы по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот.
Сроки реализации Комплекса мер: 2018 - 2019 годы.
II. Система мероприятий, включенных в комплекс мер
Реализация комплекса мер предполагается в последовательном осуществлении системы мероприятий, направленных на достижение целевых показателей, с участием ответственных исполнителей и с соблюдением межведомственного характера.
Система мероприятий строится последовательно на основе межведомственного подхода в рамках 14 важнейших направлений. В связи с этим мероприятиями комплекса мер предполагается:
1) Разработка и внедрение региональных модельных программ подготовки детей целевых групп к самостоятельной жизни, предусматривающих в том числе: формирование у детей социальных компетенций, знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни, правовой и финансовой грамотности детей; обучение конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, умению принимать решения, затрагивающих их интересы; подготовку к созданию семьи;
2) Реализация индивидуальных программ учебного самостоятельного проживания для подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, к самостоятельной жизни;
3) Разработка и реализация организациями разной ведомственной принадлежности программ профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки детей целевых групп;
4) Реализация мероприятий, направленных на развитие системы кураторства за выпускниками организаций для детей-сирот с признаками дезадаптации в период их обучения в учреждениях среднего профессионального образования;
5) Создание и развитие служб постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот, и других специализированных структурных подразделений, оказывающих комплексную помощь выпускникам организаций для детей-сирот;
6) Реализация мероприятий, направленных: на включение выпускников организаций для детей-сирот в принятие решений, касающихся организации их жизни, в том числе в местах их компактного проживания; на активное использование потенциала выпускников в решении вопросов социальной адаптации;
7) Реализация мероприятий, способствующих формированию значимых социальных контактов, повышению гражданской ответственности и правовой культуры, организации продуктивной социально значимой деятельности, в том числе патриотической направленности;
8) Реализация организациями разной ведомственной принадлежности совместно с общественными организациями, волонтерскими объединениями мероприятий, предусматривающих использование различных форм наставничества, в том числе в период получения профессионального образования и первичного трудоустройства целевых групп;
9) Привлечение общественных организаций, представителей социально ответственного бизнеса к оказанию помощи детям целевых групп, в том числе поддержке несовершеннолетних матерей из числа воспитанниц и выпускниц организаций для детей-сирот, включая их стационарное обслуживание;
10) профессиональных компетенций руководителей и специалистов организаций на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда по направлению "Организация постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
11) Повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов организаций на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда по направлению "Подготовка к самостоятельной жизни детей до их выхода из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, в первые годы жизни в замещающей семье";
12) Повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов организаций на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда по направлению "Организация социального сопровождения замещающих семей в первый год с момента принятия ребенка в семью в целях его успешной адаптации";
13) Проведение тренерами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда, обучающих мероприятий для руководителей и специалистов организаций, осуществляющих подготовку к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, а также постинтернатное сопровождение и адаптацию выпускников таких организаций;
14) Создание регионального ресурсного центра, обеспечивающего, в том числе формирование информационно-методического банка данных об эффективных практиках; методическое сопровождение деятельности специалистов.
Осуществление данной системы мероприятий предполагает организацию действий по программно-целевой деятельности в рамках реализации комплекса мер. Каждое мероприятие комплекса мер по результатам реализации подлежит освещению в средствах массовой информации. При публикации или ином распространении результатов реализации комплекса мер права авторов методических разработок и иных материалов, полученных в рамках реализации комплекса мер, соблюдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторских правах. Обязательным условием является упоминание о Фонде, оказавшем грантовую поддержку реализации комплекса мер. В ходе осуществления контроля предполагается разработка и утверждение медиаплана по информационному сопровождению комплекса мер.
С целью эффективного осуществления системы мероприятий среди заинтересованных отраслевых ведомств создана межведомственная рабочая группа по формированию комплекса мер и дальнейшего его обеспечения. В дальнейшем деятельность межведомственной рабочей группы будет утверждена совместным приказом.
По результатам реализации мероприятий комплекса мер ожидается:
1) увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных подготовкой к самостоятельной жизни в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 5% в 2018 году до 20% в 2019 году;
2) формирование новой эффективной системы на межведомственном уровне по созданию условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям:
увеличение удельного веса выпускников из числа детей-сирот, успешно прошедших адаптацию и вхождение в самостоятельную жизнь, с 20% 2018 года до 40% в 2019 году;
3) обучение специалистов, повысивших профессиональные компетенции на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда (14 человек).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Управление комплексом мер и контроль за ходом его реализации
Ответственным исполнителем комплекса мер является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Ответственный исполнитель:
- обеспечивает координацию деятельности по реализации мероприятий комплекса мер;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию комплекса мер;
- осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых на выполнение комплекса мер;
- обеспечивает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Коми, подведомственных государственных учреждений, к полномочиям которых относится деятельность в сфере действия комплекса мер, а также иных организаций, являющихся исполнителями мероприятий комплекса мер;
- осуществляет информирование населения о ходе реализации комплекса мер в средствах массовой информации;
- проводит мониторинги и оценку эффективности результатов реализации мероприятий комплекса мер и соответствия результатов запланированным значениям целевых индикаторов;
- осуществляет сбор информации о ходе исполнения соответствующих мероприятий комплекса мер с оценкой результативности и эффективности выполнения комплекса мер;
- представляет отчеты о ходе реализации комплекса мер.
Соисполнителями комплекса мер являются: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми и Министерство физической культуры и спорта Республики Коми и различные подведомственные отраслевые организации.
Соисполнители комплекса мер:
- осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий;
- обеспечивают использование средств по целевому назначению;
- представляют ответственному исполнителю информацию о ходе реализации комплекса мер за отчетный период.
Обеспечение согласованных действий исполнителями мероприятий комплекса мер в ходе их реализации, контроля за их реализацией, оценки социально-экономической эффективности результатов реализации комплекса мер осуществляет межведомственная рабочая группа по обеспечению реализации комплекса мер, в состав которой войдут представители органов исполнительной власти Республики Коми, осуществляющих деятельность в сфере системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения.
Межведомственная рабочая группа по реализации комплекса мер анализирует качество исполнения мероприятий, в том числе на основе представленных исполнителями отчетов, результатов мониторинга по целевым индикаторам и показателям.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, за нецелевое использование выделенных средств и иные нарушения бюджетного законодательства в соответствии с законодательством.
Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в рамках комплекса мер, осуществляется Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и органами государственной власти Республики Коми, на которые возложены функции финансово-бюджетного надзора.
Отчеты о выполнении комплекса мер представляются Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми в Фонд по установленным формам по итогам полугодия - в течение 20 рабочих дней с начала полугодия, следующего за отчетным; по итогам года - в течение 20 рабочих дней со дня завершения выполнения мероприятий комплекса мер.
IV. Ресурсное обеспечение комплекса мер
Реализация комплекса мер осуществляется на основе консолидации финансовых, материальных, кадровых ресурсов.
Материально-техническая база указанных в перечне мероприятий органов и учреждений за последние четыре года значительно улучшена благодаря реализации государственных и республиканских программ, а также программ Республики Коми, получивших финансирование в виде грантов, в том числе от Фонда.
Также реализация мероприятий комплекса мер осуществляется силами специалистов государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных профессиональных образовательных учреждений, государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов опеки и попечительства, государственных учреждений здравоохранения, государственных учреждений культуры и искусства, государственных учреждений в области физической культуры и спорта.
Источниками финансирования мероприятий Комплекса мер являются средства республиканского бюджета Республики Коми и средства Фонда. Общий объем финансирования комплекса мер составляет 23 564 539,03 рублей. Объем финансирования комплекса мер по годам представлена в таблице 2:
Таблица 2
Финансирование комплекса мер по годам |
2018 год |
2019 год |
Общий объем финансирования |
12 323 106,68 рублей |
11 241 432,35 рублей |
Средства республиканского бюджета Республики Коми |
5 451 982,68 рублей |
6 369 479,35 рублей |
Средства Фонда |
6 871 124,00 рублей |
4 871 953,00 рублей |
При этом объемы средств, направляемых на финансирование мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотрены по соответствующим отраслям и разделам бюджета.
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер носят прогнозный характер и могут уточняться при принятии закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год.
V. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации комплекса мер
Результативность мероприятий комплекса мер оценивается исходя из уровня достижения основных целевых индикаторов и показателей реализации комплекса мер к 2019 году. Оценка эффективности мероприятий комплекса мер будет производиться 2 раза в год на основе использования системы целевых индикаторов комплекса мер.
Анализ причин возникновения рисков и мероприятия по их недопущению и урегулированию при реализации комплекса мер приведены в таблице 3:
Таблица 3
Наименование риска |
Механизм минимизации риска |
Снижение численности детского населения, связанное с общими демографическими тенденциями в Республике Коми |
Разработка дополнительных мер в рамках реализации Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Республике Коми на 2015 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 27 октября 2015 года N 402-р |
Ухудшение экономической ситуации, негативные тенденции в области занятости населения |
Реализация антикризисных мер Правительства Республики Коми, включая вопросы обеспечения эффективной социальной защиты населения, совершенствование механизмов поддержки занятости трудоспособного населения, усиления профилактической работы в молодежной среде, направленной на пропаганду семейных ценностей |
Изменение законодательства, а также правового положения учреждений - исполнителей Комплекса мер (изменение организационно-правового статуса, наименования и др.) |
Корректировка мероприятий комплекса мер с учетом новых требований законодательства, а также нового статуса исполнителей комплекса мер |
VI. Информация о мерах, которые будут предприняты для обеспечения устойчивости результатов мероприятий, реализованных при поддержке Фонда
Для обеспечения устойчивости результатов мероприятий, реализованных при поддержке Фонда, по окончании периода реализации комплекса мер в Республике Коми будет продолжена работа по созданию условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям.
По итогам успешного завершения мероприятий предполагается развитие следующих задач:
- дальнейшее совершенствование региональной системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни по апробированным технологиям;
- продолжение деятельности и актуализация направлений в системе постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот;
- продолжение работы созданного ресурсного центра;
- сохранение и дальнейшее использование сформированной материально-технической базы для реализации разработанных программ и технологий в рамках основных мероприятий;
- эффективное использование кадрового потенциала сотрудников, повысивших профессиональные компетенции по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда;
- распространение региональных практик, эффективных технологий и методик работы по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот на региональном и всероссийском уровне.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Механизм получения гранта
В целях реализации мероприятий комплекса мер заключается трехстороннее соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение комплекса мер между Фондом, Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми, являющимся Координатором, и грантополучателем - государственным учреждением Республики Коми "Детский дом им. А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Финансовые средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поступают на внебюджетный счет грантополучателя.
Получение денежных средств исполнителями мероприятий комплекса мер осуществляется на основании прямых договоров (соглашений), заключаемых между грантополучателем и непосредственными исполнителями мероприятий.
Координатор обеспечивает контроль за использованием исполнителями денежных средств гранта по целевому назначению, проведение мониторинга реализации комплекса мер, осуществление выборочных выездных проверок в учреждения, которые являются исполнителями мероприятий комплекса мер, своевременную подготовку и предоставление Фонду отчетов об использовании финансовых средств и аналитических отчетов о ходе реализации комплекса мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.