Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования
1.1. Система гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за последние годы претерпела существенные изменения. Сохраняется эта тенденция и в настоящее время. В первую очередь это связано с происходящими изменениями во внешней политической обстановке, а также изменениями в общей структуре угроз населению. Угрозы населению существуют как от возможных техногенных аварий, природных катастроф, так и от различных радикально настроенных группировок и течений, пытающихся путем террористических актов изменить сложившееся мироустройство, а также существующих разногласий между государствами как в политической и экономической области, так и в религиозной.
Анализ военно-стратегической обстановки показывает, что сохраняется необходимость в проведении мероприятий гражданской обороны на длительную перспективу.
С каждым годом на территории России регистрируется все больше и больше возникших чрезвычайных ситуаций. При этом идет увеличение количества крупных чрезвычайных ситуаций с большим количеством погибших, пострадавших на них и значительным материальным ущербом.
В складывающейся обстановке недостаточная эффективность системы защиты населения от угроз как мирного, так и военного времени вызывает беспокойство. Причиной этому служит множество факторов, влияющих на снижение готовности системы обеспечить безопасность населения.
Последние трагические события на территории Краснодарского края в июле 2012 года (затопление г. Крымска) показали, что зачастую органы местного самоуправления не готовы к решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оперативному жизнеобеспечению пострадавшего населения.
Учитывая реальные экономические и финансовые возможности государства, система гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна быть более рациональной и эффективной с точки зрения расходов на ее мероприятия и выбора приоритетов в развитии.
Решение этих сложных задач с учетом реально сложившейся экономической обстановки, природно-климатических особенностей, высокой концентрации источников повышенной опасности техногенного характера, социально-экономического положения населения возможно только целевыми программными методами.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на МО МР "Усть-Вымский" возложены полномочия в сфере организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения первичных мер пожарной безопасности и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В настоящее время состояние систем защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны МР "Усть-Вымский" не в полной мере отвечает современным требованиям.
1.2. По-прежнему остается актуальной в настоящее время гибель людей на водных объектах.
Статистика показывает, что за 2010 год на территории МР "Усть-Вымский" утонуло 5 чел., в 2011 году 3 человека, в 2012 г. 3 чел., за летний период 2013 года утонуло 2 человека.
Основная причина гибели людей на водных объектах:
купание в неустановленных (несанкционированных) местах;
купание в нетрезвом состоянии;
выход людей (выезд автотранспорта) на тонкий лед.
При сохранении существующей тенденции на водных объектах ежегодно будут гибнуть люди, как правило, зрелого работоспособного возраста. Работа, проводимая администрацией МР "Усть-Вымский" по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, направлена на реализацию выполнения требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Опыт последних лет показывает, что гибель людей на водных объектах происходит в несанкционированных для купания местах, а на специально оборудованных и оснащенных спасательными постами пляжах и в официальных местах массового отдыха населения у воды людей всегда спасают.
На территории МР "Усть-Вымский" находится 4 места массового отдыха людей у воды. В основном места расположены на территориях населенных пунктов, в которых необходимо привлечение спасателей-общественников и оснащение этих мест первичными средствами спасения. Вопросы по оснащению мест отдыха людей у воды средствами спасения находятся на контроле комиссии Правительства Республики Коми по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
С началом купального сезона по берегам рек Вымь и Вычегда в 2013 году было установлено 8 запрещающих знаков "Купаться запрещено". Знаки установлены в несанкционированных местах купания, наиболее посещаемых населением. Для информирования рыбаков-любителей и граждан на несанкционированных пешеходных и автомобильных переправах ежегодно выставляются запрещающие знаки.
К сожалению, проявление вандализма гражданами приводит к хищению знаков, либо к невозможности их дальнейшего использования.
Но, несмотря на это, обеспечение безопасности населения на водных объектах остается на низком уровне. Вопросы пропаганды защиты от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. безопасности людей на водных объектах не финансируются должным образом.
Необходима целенаправленная работа по вопросам безопасности населения на водных объектах и пропаганда в этом направлении всегда приводит к снижению гибели людей на водоемах. В т.ч. необходимо активизировать работу по:
установке наглядной агитации в районе водоемов - установку знаков, запрещающих проход (проезд) по льду, купание, знаков по оказанию способов спасения и первой помощи с телефонами оперативных служб и т.д.;
оборудованию мест массового отдыха людей у воды первичными средствами спасения (спасательные круги, концы "Александрова"), мобильными постами для размещения спасателей-общественников и медработников.
В комплексе данные мероприятия по профилактике несчастных случаев людей на водных объектах и эффективное использование спасателей-общественников позволят снизить гибель людей на воде, предотвратить происшествия и оперативно оказать помощь утопающим.
1.3. Нельзя забывать и о таком важном деле, как обучение всех групп населения действиям при угрозе или в случае чрезвычайных ситуаций. Как показывает практика, при возникновении чрезвычайной ситуации не все люди готовы к самозащите и спасению от чрезвычайных ситуаций, что приводит к потере времени, а следовательно к увеличению количества жертв, а также материальному ущербу.
В рамках единой системы подготовки населения теоретическая подготовка должностных лиц и руководителей Усть-Вымского территориального звена Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется в Учебно-методическом центре ГКУ "Управление противопожарной службы и гражданской защиты".
В настоящее время требования к подготовке должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС возрастают. Успешное осуществление сложных и многообразных задач, стоящих перед системой ГО и РСЧС находится в прямой зависимости от уровня их подготовки. Система обучения на курсах ГО должна обеспечить неуклонный рост профессионального мастерства должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, систематическое повышение их теоретических знаний и практических навыков в организации и осуществлении мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Сегодня на курсах ГО имеются образцы приборов радиационной и химической разведки, а также средства защиты органов дыхания и кожи 70-х годов выпуска, которые морально устарели и сняты с производства более 20 лет назад. Технические средства обучения также не соответствуют современному программному обеспечению.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" к полномочиям органов местного самоуправления относится проведение подготовки и обучения населения в области гражданской обороны. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" органы местного самоуправления создают, оснащают учебно-консультационные пункты по гражданской обороне (далее - УКП) и организуют их деятельность. УКП предназначены для обучения населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания (неработающего населения). В МР "Усть-Вымский" создано 2 УКП, оснащение которых не соответствует предъявляемым требованиям. В основном УКП сформированы на базе администраций городских и сельских поселений. Для проведения обучения неработающего населения необходимо приобретение и оснащение УКП наглядными (стенды, плакаты, памятки) и техническими средствами обучения, так как основными формами подготовки в УКП являются беседы, консультации, распространение памяток по ГО и ЧС, показ учебных фильмов.
1.4. Существенное значение в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций имеет пропаганда знаний с использованием средств массовой информации.
Все население МР, как и каждый в отдельности житель МР "Усть-Вымский", должен иметь четкое представление о современном оружии, способах защиты от него и мероприятиях, проводимых в случае возможного нападения, а также при возникновении различных стихийных бедствий, аварий и катастроф. В связи с чем, пропаганда знаний в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является одной из важнейших функций государства, обеспечение которой организуется и осуществляется органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, в т.ч. государственного и муниципального имущества.
Реализация предлагаемых программных мероприятий, направленных на совершенствование пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах будет способствовать формированию и закреплению у населения необходимых знаний, умений и навыков по действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, формированию психологической устойчивости к воздействию разрушающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
1.5. На территории МР "Усть-Вымский" в последние годы возникают массовые лесные пожары.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МР "Усть-Вымский" организуется мобилизация людских ресурсов и техники организаций и предприятий для борьбы с природной стихией. Опасность лесных пожаров особенно увеличивается, если они происходят вблизи населенных пунктов. В результате распространения лесного пожара могут возникнуть человеческие жертвы и колоссальные материальные потери.
На территории МО МР "Усть-Вымский" существуют места с расположением примыкающего к границам населенных пунктов гослесфонда и где также необходимо создание противопожарных разрывов. Отдел по делам ГО и ЧС и ООБ администрации МР ежегодно перед началом пожароопасного сезона проводится организационная работа по созданию противопожарных разрывов и опашки (минерализованных полос). Но за последние 3 - 4 года практика показала, что в организациях города и у частных предпринимателей - лесозаготовителей нет соответствующего оборудования, а именно плугов для создания минерализованных полос.
Готовность населенных пунктов на территории МР "Усть-Вымский" к летним пожароопасным сезонам и привлекаемых лесопожарных формирований к действиям по тушению лесных и торфяных пожаров напрямую зависит от их оснащения специальным имуществом.
1.6. В соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера", от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", решением заседания Республиканской эвакуационной комиссии от 21.03.2012 г. при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимо решить вопросы создания резервов материально-технических средств в целях гражданской обороны и защиты населения и территорий МР "Усть-Вымский" от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. оснащения пунктов временного размещения пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций населения.
В соответствии с рисками возникновения чрезвычайных ситуаций на территории МР "Усть-Вымский" могут возникнуть аварии на сетях и объектах теплоснабжения, в результате которых произойдет размораживание систем внутридомового отопления. Возможны обрушения многоквартирных жилых домов в результате взрыва бытового газа, террористических акций и т.д. В результате весеннего половодья и при значительном превышении критического уровня воды также потребуется отселение граждан из подтопляемых районов. Людей необходимо будет размещать в пунктах временного размещения и соответственно подготовленных для приема пострадавшего населения.
Развертывание пунктов временного размещения людей планируется на базе муниципальных образовательных учреждений, и для их оснащения необходимо приобретение раскладушек, матрацев, постельных принадлежностей и предметов первой необходимости. На сегодняшний день данных запасов материальных средств в МР "Усть-Вымский" нет.
1.7. На сегодняшний день остается актуальным вопрос оповещения населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций. Данный вопрос находится на особом контроле у Президента РФ, Министра МЧС России и Главы Республики Коми.
События на территории Краснодарского края в июле 2012 года (затопление г. Крымска) показали, что местная система оповещения в необходимый момент не сработала. Существующая территориальная автоматизированная система централизованного оповещения "Парма" (ТАСЦО "Парма") в МР "Усть-Вымский", смонтированная в 70-х годах не охватывает все населенные пункты МР "Усть-Вымский" для оповещения населения об угрозе.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях и обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
РАСЦО "Парма" находится на балансе республиканских органов, существующий план по реконструкции системы не реализуется в связи с отсутствием финансирования из бюджета Республики Коми.
Создание полноценной и эффективной системы оповещения в МР Усть-Вымский" с учетом реконструкции РАСЦО "Парма" и созданием технических систем оповещения в поселках позволит более оперативно оповещать население МР "Усть-Вымский", т.к. для оповещения населения в городских и сельских поселениях, неохваченных техническими средствами оповещения сейчас привлекаются мобильные экипажи ГИБДД, силы и средства спасательных подразделений и пожарной охраны, что значительно увеличивает время доведения информации до граждан.
1.8 Криминогенная обстановка на территории МО МР "Усть-Вымский" продолжает оставаться достаточно сложной и напряженной. Одним из негативных факторов является рост так называемой "уличной" преступности. За 2014 год число совершенных преступлений данной категории увеличилось на 85,2% по сравнению с 2013 годом (с 88 преступлений в 2013 году до 163 в 2014 году.). Не уменьшается число совершенных умышленных убийств 4-в 2013, 4-в 2014 г., краж чужого имущества (с 141 в 2014 г. до 298 по 2013 г.), угонов автотранспорта (+69%, с 11 до 16). Такая ситуация требует принятия дополнительных мер направленных на укрепление правопорядка на территории МО МР "Усть-Вымский". Одной из таких мер является развитие и совершенствование систем уличного видеонаблюдения на территории МО МР "Усть-Вымский". Другой из таких мер являются мероприятия, направленные на создание добровольной народной дружины МО МР "Усть-Вымский".
1.9 Основными причинами, способствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий являются: управление автомобилем в нетрезвом состоянии, несоответствие скорости движения транспортных средств конкретным дорожным условиям, нарушение правил проезда перекрестков, непредставление преимущества в движении транспортным средствам, имеющим такое право, движение задним ходом, выезд на полосу встречного движения, переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте, неудовлетворительные дорожные условия.
За 12 месяцев 2014 года на территории МР "Усть-Вымский" совершено 563 дорожно - транспортных происшествия, что на 1,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (далее - АППГ). В 62 дорожных происшествиях (АППГ 61) погибло 4 человека (АППГ - 8) и 87 человек получили различные телесные повреждения (АППГ - 80). Тяжесть последствий ДТП составила 4,4 (РК-6,7).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди, являются: столкновение - 20 ДТП, опрокидывание - 14ДТП, наезд на пешехода - 13 ДТП.
Аварийность увеличивается в основном по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.
В настоящее время, когда большинство участников дорожного движения предпочитают пренебречь правилами, назрела необходимость целенаправленного воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за свое поведение на дороге. Поэтому вопросу профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, должно уделяться повышенное внимание.
Увеличение парка транспортных средств при снижении объемов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, недостаточном финансировании работ по содержанию автомобильных дорог привели к ухудшению условий движения.
В целях снижения аварийности на автомобильных дорогах МР "Усть-Вымский" и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий целесообразна разработка и реализация долгосрочной целевой программы, направленной на безопасность дорожного движения, предусматривающей комплекс мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием несовершеннолетних граждан, улучшение дорожных условий и совершенствование организации движения.
Антитеррористическая комиссия МР "Усть-Вымский" осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области противодействия терроризму и экстремизму, рекомендациями Антитеррористической комиссии Республики Коми, а также Планом работы Антитеррористической комиссии в МР "Усть-Вымский" на 2016 год.
Большое внимание антитеррористической комиссией МР "Усть-Вымский" уделялось вопросам категорирования и разработки паспортов мест массового пребывания людей на территории МР "Усть-Вымский".
Антитеррористической комиссией МР "Усть-Вымский" в 2016 г. проведено 4 заседания.
В целях реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Коми на 2013 - 2018 годы" администрацией МР "Усть-Вымский" за отчетный период проведена большая работа по недопущению распространения идеологии терроризма на территории МР "Усть-Вымский". Систематически проводится мониторинг информационного пространства на предмет распространения идей терроризма и экстремизма, пропаганды насилия и жестокости, эффективности проводимых мероприятий по информационному противодействию идеям терроризма и экстремизма, межнациональной напряженности и иных исследований состояния и тенденции межнациональных отношений.
В учреждениях культуры разработаны и реализуются проекты по межкультурному воспитанию детей и подростков.
Проводятся профилактические мероприятия по предупреждению фактов националистического и религиозного экстремизма, направленные на воспитание толерантности. (Проведение бесед на тему "Осторожно - терроризм").
Управлением образования администрации МР "Усть-Вымский" проводится большая работа, направленная на недопущение вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность, воспитание толерантности и патриотизма в образовательных организациях.
Проведена большая работа по предотвращению доступа учащихся к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, другой информации, несовместимой с целями образования и воспитания. Все образовательные организации подключены к единой системе контентной фильтрации доступа к сети Интернет.
Основными формами работы с трудовыми мигрантами из стран ближнего зарубежья и представителями национальных диаспор стали налаживание межнационального и межрелигиозного диалога, оказание содействия в организации национальных и религиозных праздников, осуществлении обрядов, разъяснение особенностей правовых норм России, обрядов и обычаев регионов пребывания. Ежегодно с момента зарождения национально-культурных автономий с 2013 г. (на территории МР действуют 8 НКА) проводятся мероприятия при их активном участии, направленные на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений.
Информационное сопровождение мероприятий размещено на официальных сайтах образовательных организаций, и администрации МР "Усть-Вымский".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.