Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 26 октября 2018 г. N 443-р
(приложение N 1)
Концепция
создания и функционирования мобильного детского технопарка "Кванториум" в Республике Коми на период 2019 - 2021 годов
Система дополнительного образования детей в Республике Коми, начиная с 2016 года и по настоящее время, претерпевает значительные изменения. Импульсом к множественным изменениям системы стали, с одной стороны, приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" и национальный проект "Образование" и, с другой стороны, готовность региональных властей и специалистов отрасли образования на местах воспринимать эти изменения. Под изменениями системы подразумевается новая расстановка приоритетов в дополнительном образовании на техническую и естественнонаучную направленность, ориентация на прикладной характер системы дополнительного образования, интеграцию всех отраслей образования (дошкольного, общего, дополнительного, среднего, высшего) через потенциал дополнительного образования как системы профессиональных проб, введение механизмов рыночной конкуренции программ дополнительного образования и другие.
Республикой Коми последовательно реализуются все федеральные инициативы по модернизации системы дополнительного образования детей: посредством успешного участия во всех конкурсных мероприятиях в республике создан первый детский технопарк "Кванториум"; ведется работа с бизнес-партнерами по созданию второго технопарка в крупном промышленном городе Ухте; внедряются современные управленческие и организационно-экономические механизмы в системе дополнительного образования, такие как персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, создание и функционирование регионального модельного центра и муниципальных опорных центров; организации дополнительного образования явились победителями грантовых конкурсов Минобрнауки России в сфере дополнительного образования.
Благодаря успешной реализации проектов стационарного детского технопарка "Кванториум" в городе Сыктывкаре, внедрению целевой модели дополнительного образования, в том числе внедрению системы персонифицированного финансирования, привнесшей высокую конкуренцию между муниципальными, государственными и негосударственными поставщиками услуг дополнительного образования, выразившуюся в повышении качества программ дополнительного образования, в республике начали формироваться сообщества молодых заинтересованных педагогов, готовых реализовывать совместные проекты с детьми и представителями бизнес-сообщества, направленные на реальное изменение социально-экономической обстановки в своих городах.
В настоящий момент в системе образования Республики Коми программы инженерной направленности реализуют 28 организаций дополнительного образования (52% от всех организаций по отрасли "Образование"), в 201 объединении технической направленности которых занимаются 7122 ребенка. Также программы технической направленности реализуются на базе 43 общеобразовательных организаций республики (13% от всех общеобразовательных организаций) с охватом более 4000 детей. С введением системы персонифицированного финансирования 3 частные организации в республике реализуют современные программы технической направленности с охватом более 900 человек. С момента создания стационарного детского технопарка "Кванториум" в городе Сыктывкаре в 2017 году охват программами инженерной и естественнонаучной направленностей вырос с 7,9 до 10,5% в общем количестве детей, проживающих в республике, в возрасте от 5 до 18 лет.
Количество педагогов дополнительного образования детей, реализующих программы технической направленности в республике, составляет 118 человек (12,2% от всех педагогов дополнительного образования по отрасли "Образование"), из которых 24 (20% от всех педагогов технической направленности республики) прошли обучение по программам ФГАУ "Фонд новых форм развития образования" и АНО "Открытое образование".
Вместе с тем запущенные процессы модернизации системы сталкиваются с рядом новых проблем, требующих решения. В частности, возможность обучения по современным программам с использованием высокотехнологичного оборудования имеет ограниченное количество детей. "Получателями услуг" стационарного детского технопарка "Кванториум" в значительной мере являются обучающиеся, педагоги, жители крупнейшего в Республике Коми города Сыктывкара и его окрестностей (250 тыс. человек).
Ввиду значительной протяженности республики - более 1000 км с севера на юг и малой плотности населения - 2,02 человека на квадратный километр (840 тыс. человек по данным 2018 года) оставшееся количество населения (почти 600 тыс. человек, из них детей 5-18 лет более 75 тыс. - более 55% от всего населения данного возраста республики) не имеет возможности получать аналогичные услуги дополнительного образования по месту жительства. Вместе с тем круглогодичное дорожное покрытие существует до населённых пунктов, в которых проживает более 40% оставшихся детей указанного возраста. Таким образом, первостепенной проблемой на региональном уровне является неравный доступ обучающихся к современным программам дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности.
Иными значимыми региональными проблемами сферы дополнительного образования являются:
низкий уровень связей между различными уровнями образования (отсутствует интеграция общего и дополнительного образования в части реализации инженерного образования; организации профессионального и высшего образования продолжают в значительной мере готовить специалистов с низким учетом требований рынка труда; не учитывается потенциал профессиональных проб дополнительного образования);
отсутствие современных компетенций работы с детьми у педагогов малых городов и сельской местности;
недостаточная развитость механизмов сетевого взаимодействия, отсутствие ясных, транслируемых практик по взаимовыгодной интеграции ресурсов различных организаций с целью достижения общего образовательного результата;
отсутствие вовлеченности бизнес-сообщества к вопросам сферы образования;
низкая вовлеченность детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в инженерное творчество на селе.
С целью решения комплекса указанных проблем разработана Концепция создания и функционирования мобильного детского технопарка "Кванториум" в Республике Коми (далее - Концепция), которая формулирует цели, задачи, описывает механизмы и этапы реализации Концепции через создание и функционирование мобильного детского технопарка "Кванториум" (далее - мобильный кванториум) в Республике Коми.
Цель Концепции: создание равных условий для развития инженерного творчества детей на всей территории Республики Коми.
Задачи Концепции:
обеспечение доступа к современным программам инженерной направленности всех категорий детей Республики Коми, в том числе и из отдаленных территорий;
создание единых подходов к реализации различных уровней образования (дошкольном, общем, дополнительном, профессиональном) в части профессиональной ориентации обучающихся и практико-ориентированности каждого уровня образования;
формирование кейсов проектов, интегрированных с несколькими отраслями образования, имеющих продукт завершенного жизненного цикла, реализующихся с привлечением ресурсов бизнес-сообщества;
встраивание педагогов дополнительного образования в модель системы дополнительного образования, предполагающей раннюю профессиональную ориентацию, в том числе и инженерной направленности.
Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2021 году являются:
вовлечены в непрерывный образовательный процесс с использованием современных средств и методов обучения благодаря функционированию мобильного кванториума дети из всех 20 муниципальных образований в Республике Коми;
увеличено количество детей, получающих услуги дополнительного образования инженерной направленности в дистанционной форме до 10% от всех обучающихся в муниципальных образованиях в Республике Коми в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе количество детей с ОВЗ, занимающихся инженерным творчеством, до уровня 15% к 2021 году;
сформированы механизмы преемственности различных уровней образования с учетом потребностей в профессиональной ориентации обучающихся;
подготовлены 20 коуч-команд в сфере инженерного творчества дополнительного образования детей;
реализовано не менее двух значимых социальных проектов в каждом муниципальном образовании в Республике Коми с использованием современных компетенций в сфере инженерных технологий, полученных в ходе обучения по программам мобильного кванториума с привлечением бизнес-сообществ.
Предпосылкой достижения цели и задач Концепции является опыт Республики Коми в реализации федеральных проектов в сфере дополнительного образования детей за последние 3 года:
реализуется приоритетный проект Республики Коми "Доступное дополнительное образование для детей" в 2017 - 2018 годах с привлечением финансовой поддержки со стороны Минобрнауки России, а именно: создан и функционирует стационарный детский технопарк "Кванториум";
продолжается внедрение целевой модели дополнительного образования детей (внедрение системы персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей, организация и проведение серии кадровых школ для специалистов сферы дополнительного образования детей с привлечением федеральных тьюторов, инвентаризация сети учреждений, очно-заочные школы для мотивированных школьников);
успешно реализован грант Минобрнауки России 2016 - 2017 годов на поддержку юридических лиц по реализации проектов в сфере дополнительного образования детей, грантополучателем стало государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр экологического образования" с проектом цифровой школы экологического образования, работающей в дистанционной форме с обучающимися из муниципальных образований в Республике Коми по реализации программ естественнонаучной направленности.
Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию мобильного кванториума - государственное учреждение, являющееся региональным оператором детских технопарков в Республике Коми (государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования", директор Арабова Н.В.). Мобильный кванториум будет являться структурным подразделением стационарного детского технопарка "Кванториум".
Основными механизмами реализации Концепции являются: разработка, комплектование и организация работы штата сотрудников на основе мобильного кванториума;
создание мобильного кванториума;
организация взаимодействия с потенциальными работодателями на территории муниципальных образований в Республике Коми с целью привлечения их к совместной реализации проектов и программ мобильного кванториума;
подготовка соглашений между региональным оператором мобильного кванториума и органами местного самоуправления в Республике Коми в части доступа мобильного кванториума к инфраструктуре образовательных организаций для реализации образовательных программ и проектов мобильного кванториума;
инвентаризация пула региональных конкурсных мероприятий инженерной направленности;
закрепление за отдельными конкурсными мероприятиями и квантумами мобильного кванториума промышленных партнеров.
Реализация Концепции рассчитана на 2019 - 2021 годы и предполагает два этапа:
первый этап (2019 год): организация работы по созданию мобильного кванториума, приобретение, наладка оборудования, выстраивание взаимоотношений с органами местного самоуправления в Республике Коми и образовательными организациями по реализации образовательных программ на базе мобильного кванториума, подбор и обучение специалистов для работы мобильного кванториума, начало работы мобильного кванториума;
второй этап (2020 - 2021 годы): ввод в промышленную эксплуатацию мобильного кванториума, начало реализации долгосрочных проектов по реализации программ дополнительного образования по распределенной модели, привлечение промышленных и бизнес-партнеров к реализации проекта. Описание мобильного кванториума.
Мобильный кванториум будет располагаться на базе современного автомобиля отечественного производства Газель NEXT, модель 4,6 Т с 7-местной кабиной и прицепа-фургона для мобильного кванториума на базе прицепа BUSINESS VAN (производство Россия).
Длина прицепа не менее 7,8 метра для расположения хай-тек цеха и 3 квантумов, вес без оборудования - 1740 кг, грузоподъемность - 3500 кг.
Мощность двигателя автомобиля будет подобрана с учетом возможности транспортировки данного оборудованного прицепа.
На базе мобильного кванториума будут располагаться следующие функциональные зоны:
хай-тек цех;
робо-квантум;
гео-квантум;
IT-квантум.
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование мобильного кванториума
N |
Направление расходов |
Количественный показатель |
Объем средств (тыс. рублей) |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|||
1. |
Заработная плата персонала |
1 руководитель, 9 ставок наставников |
1150 |
5780 |
5800 |
2. |
Сопутствующие расходы на персонал* |
1 руководитель, 9 ставок наставников |
300 |
2400 |
2420 |
3. |
Обслуживание транспортного средства |
1 транспортное средств, 1 прицеп |
300 |
300 |
350 |
4. |
ГСМ |
1 транспортное средство, 1 л дизельного топлива (45 руб.) |
20 |
150 |
150 |
5. |
Расходные материалы для реализации образовательных программ и проектов |
1 хай-тек цех, квантумы |
200 |
1200 |
1200 |
Итого |
1970 |
9830 |
9920 |
* Страховые взносы, командировочные расходы, расходы на обучение и т.д.
В рамках функционирования мобильного кванториума на территории муниципальных образований в Республике Коми планируется привлечение внебюджетных средств в рамках соглашения Правительства Республики Коми и ПАО "Газпром" на 2019 год. Дополнительно к реализации данного мероприятия запланировано привлечение интеллектуальных и бизнес-партнёров, таких как федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" и ПАО "Т Плюс".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.