Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 29 октября 2018 г. N 452-р
(приложение N 1)
Концепция
по созданию центра цифрового образования "IT-куб" в Республике Коми
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра цифрового образования "IT-куб" в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
а) проблематика и предполагаемые результаты
Система дополнительного образования детей в Республике Коми начиная с 2016 года и по настоящее время претерпевает значительные изменения. Импульсом ко множественным метаморфозам системы стали, с одной стороны, приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" и национальный проект "Образование" и, с другой стороны, готовность региональных властей и специалистов отрасли образования на местах воспринимать эти изменения. Под изменениями системы подразумевается новая расстановка приоритетов в дополнительном образовании на техническую и естественнонаучную направленность, ориентация на прикладной характер системы дополнительного образования, интеграцию всех отраслей образования через потенциал дополнительного образования как системы профессиональных проб, введение механизмов рыночной конкуренции программ дополнительного образования и другие. Точка невозврата системы дополнительного образования к прежнему состоянию как на региональном, так и на федеральном уровнях, пройдена в 2018 году с принятием майского указа Президента Российской Федерации и началом реализации национального проекта "Образование".
Республикой Коми последовательно реализуются все федеральные инициативы по модернизации системы дополнительного образования детей: посредством успешного участия во всех конкурсных мероприятиях в республике создан первый детский технопарк "Кванториум", ведётся работа с бизнес-партнёрами по созданию второго технопарка в крупном промышленном городе Ухта; внедряются современные управленческие и организационно-экономические механизмы в системе дополнительного образования; организации дополнительного образования явились победителями грантовых конкурсов Минобрнауки России в сфере дополнительного образования.
Благодаря успешной реализации проектов стационарного детского технопарка "Кванториум" в г. Сыктывкаре, внедрению целевой модели дополнительного образования, в том числе внедрению системы персонифицированного финансирования, привнесшей высокую конкуренцию между муниципальными, государственными и негосударственными поставщиками услуг дополнительного образования, выразившуюся в повышении качества программ дополнительного образования, в республике начали формироваться сообщества молодых заинтересованных педагогов, готовых реализовывать совместные проекты с детьми и представителями бизнес-сообщества, направленные на реальное изменение социально-экономической обстановки в своих городах.
Мониторинг развития системы дополнительного образования в Республике Коми показывает, что в настоящее время имеется ресурс для создания детского ИТ-центра на территории МО ГО "Сыктывкар". В МО ГО "Сыктывкар" проживает более 260 тыс. человек, из них более 40 тыс. детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Имеются ресурсы для организации дистанционного взаимодействия с другими муниципальными образованиями республики, что позволяет обеспечить охват программами дополнительного образования по данному направлению учащихся из других городов и районов региона за счет применения дистанционных образовательных технологий.
В МО ГО "Сыктывкар":
1) имеется опыт реализации дополнительных общеобразовательных программ по развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий с выходом на профессиональное самоопределение подростков;
2) функционирует сеть инновационных общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере ИТ-технологий;
3) в 2017 году открыт и эффективно работает центр технического творчества на базе МАУДО "ДТДИУМ", который реализует дополнительные общеобразовательные программы по робототехнике и ориентирован на освоение навыков моделирования современных сфер производственной деятельности;
4) институт точных наук и информационных технологий Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина и факультет "Экономики, права и информатики" колледжа при университете готовят специалистов в области сетевого администрирования и программирования, что дает возможность привлечения молодых специалистов к работе в современных ИТ-центрах;
5) наработан опыт дистанционного сетевого взаимодействия с образовательными организациями республики в области проектной деятельности, развития детского движения, реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Вместе с тем имеется ряд проблем, которые могут быть решены в рамках проекта:
1) отсутствуют дополнительные общеобразовательные программы в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий, заявленные в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование";
2) недостаточно сформирована компьютерная база учреждения для реализации данного уровня программ;
3) в республике нет возможности для повышения квалификации по реализации дополнительных общеразвивающих программ в сфере ИТ-технологий заявленного уровня;
4) недостаточно финансовых средств для выезда детей и педагогов на соревнования в сфере ИТ-технологий.
Имеющиеся ресурсы и понимание проблем развития выступят основой для создания детского ИТ-центра в МО ГО "Сыктывкар" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", обеспечат достижение целевых показателей проекта и решение проблемы профориентации и профилизации учащихся республики в области ИТ-технологий;
б) данные по сети организаций дополнительного образования, их количеству
В настоящий момент в системе образования Республики Коми программы инженерной направленности реализуют 28 организаций дополнительного образования (52% от всех организаций по отрасли "Образование") в 201 объединении технической направленности которых занимаются 7122 ребёнка. Также программы технической направленности реализуются на базе 43 общеобразовательных организаций республики (13% от всех общеобразовательных организаций) с охватом более 4000 детей. С введением системы персонифицированного финансирования 3 частные организации в республике реализуют современные программы технической направленности с охватом более 900 человек. С момента создания стационарного детского технопарка "Кванториум" в г. Сыктывкаре в 2017 году охват программами инженерной и естественнонаучной направленностями вырос с 7,9 до 10,5% в общем количестве детей, проживающих в республике, в возрасте от 5 до 18 лет.
Количество педагогов дополнительного образования детей, реализующих программы технической направленности в республике, составляет 118 человек (12,2% от всех педагогов дополнительного образования по отрасли "Образование"), из которых 24 (20% от всех педагогов технической направленности республики) прошли обучение по программам ФГ АУ "Фонд новых форм развития образования" и АНО "Открытое образование".
2. Опыт Республики Коми в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Опыт Республики Коми в реализации федеральных проектов в сфере дополнительного образования детей за последние 3 года:
реализуется приоритетный проект Республики Коми "Доступное дополнительное образование для детей" в 2017 - 2018 годах с привлечением финансовой поддержки со стороны Минобрнауки России, а именно создан и функционирует стационарный детский технопарк "Кванториум";
продолжается внедрение целевой модели дополнительного образования детей (внедрение системы персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей, организация и проведение серии кадровых школ для специалистов сферы дополнительного образования детей с привлечением федеральных тьюторов, инвентаризация сети учреждений, очно-заочные школы для мотивированных школьников);
успешно реализован грант Минобрнауки России 2016 - 2017 года на поддержку юридических лиц по реализации проектов в сфере дополнительного образования детей, грантополучателем стало государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр экологического образования" с проектом цифровой школы экологического образования, работающей в дистанционной форме с обучающимися из муниципальных образований республики по реализации программ естественнонаучной направленности.
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию центра цифрового образования "IT-куб"
Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию центра цифрового образования "IT-куб": Учреждение.
4. Описание площадки центра цифрового образования "IT-куб" (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального/косметического ремонта, информация о собственнике, сроки ввода в эксплуатацию (для строящихся), территориальная доступность для населения)
Площадка для создания центра цифрового образования "IT-куб" определена на базе помещения муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дворец творчества детей и учащейся молодежи", г. Сыктывкар (далее - МАУДО "ДТДИУМ", Дворец).
МАУДО "ДТДИУМ" со дня основания исполнилось 80 лет. Дворец ежегодно реализует около 150 дополнительных общеобразовательных программ 6 направленностей в рамках муниципального задания за счет образовательных услуг от приносящей доход деятельности, в рамках персонифицированного дополнительного образования, в том числе для детей с ОВЗ, с общим охватом детей более 3500 человек. В настоящее время с открытием центра технического творчества получило развитие техническое направление: от начально-технического моделирования до робототехники и легоконструирования, IT-технологии, судо-, авто-, авиамоделирование, где занимается около 400 человек учащихся.
Ежегодно учащиеся Дворца завоевывают около 400 призовых мест (город - более 100; регион - около 80; РФ - более 60; международные - более 100 мест) с общим количеством призеров более 1200 человек.
Каждый год около 10 человек выпускников выбирают профессию, связанную с творчеством во Дворце, поступая в ведущие учебные заведения городов Российской Федерации. Более 25 лет Дворец - один из организаторов муниципальных конкурсов и фестивалей, в том числе кубка по образовательной робототехнике.
МАУДО "ДТДИУМ" является лауреатом второй степени III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования, дипломантом 1 степени Национальной премии в области образования "Элита российского образования" в номинации "Лучшее учреждение дополнительного образования", получил Золотую медаль Национальной премии "Элита российского образования" "За особые успехи в российском образовании".
Дворец входит в "100 Лучших школ России" в номинации "Лучшее учреждение дополнительного образования", победитель всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России", лауреат-победитель всероссийской выставки образовательных учреждений, награжден золотой медалью выставки.
Общая площадь для создания центра цифрового образования "IT-куб" составляет 952,7 кв. м.
Перечень функциональных зон с указанием их площади:
Наименование функциональной зоны |
Площадь |
Помещение для направления N 1 (куба) |
42,4 кв. м |
Помещение для направления N 2 (куба) |
52,2 кв. м |
Помещение для направления N 3 (куба) |
48,2 кв. м |
Помещение для направления N 4 (куба) |
55,9 кв. м |
Помещение для направления N 5 (куба) |
48,4 кв. м |
Помещение для направления N 6 (куба) |
40,1 кв. м |
Помещение Центра обработки данных |
100,1 кв. м |
Помещение Лектория |
27,9 кв. м |
Помещение Серверной |
8,2 кв. м |
Помещение Шахматной гостиной |
25,7 кв. м |
Техническое состояние здания - удовлетворительное, помещения здания соответствуют требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
По доступности площадка соответствует Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Необходимость в проведении капитального ремонта отсутствует, планируется проведение текущего ремонта и приведение дизайна помещений в соответствие требованиям брендбука.
Собственником здания, в котором планируется размещение площадки для создания центра цифрового образования "IT-куб", является МО ГО "Сыктывкар", здание находится в оперативном управлении организации, реализующей мероприятие по созданию центра цифрового образования "IT- куб" (МАУДО "ДТДиУМ").
5. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование центра цифрового образования "IT-куб"
Статья расходов |
Первый год 2019 год (тыс. рублей) |
Второй год 2020 год (тыс. рублей) |
Третий год 2021 год (тыс. рублей) |
211 - заработная плата |
6900 |
7590 |
8349 |
212 - суточные |
100 |
120 |
140 |
213 - налоги |
2070 |
2277 |
2505 |
222 - проезд (дети на соревнования) |
600 |
700 |
900 |
222 - проезд (педагоги на обучение) |
500 |
650 |
800 |
216 - проживание (дети на соревнования) |
1100 |
1300 |
1500 |
216 - проживание (педагоги на обучение) |
1000 |
1150 |
1300 |
310 - основные (расходники) |
2000 |
2500 |
3000 |
Иные расходы (коммунальные платежи) |
1400 |
1600 |
1800 |
Итого: |
15670 |
17887 |
20294 |
Всего |
53851 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.