Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 29 октября 2018 г. N 447-р
(приложение N 1)
Концепция
создания центра развития современных компетенций детей в Республике Коми
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра развития современных компетенций детей в Республике Коми.
Современные формы мышления определяют нашу завтрашнюю реальность. Сообществу, принимающему решение об экспонентном росте знаний и образовательного опыта, необходимо изменить образ мышления уже сегодня. Футурология образования позволяет спрогнозировать как индивидуальные, так и групповые компетенции. В соответствии с прогнозами футуролога Р. Курцвейла к 2030 году основной индивидуальной компетенцией в сфере образования (саморазвития человека) станет социальная интуиция - способность выбирать сообщества и перенимать компетенции членов данного сообщества. Скорость поиска необходимого сообщества и самообучения будет определяющим критерием успешности индивида.
Важнейшей групповой компетенцией станет способность совместно использовать и распоряжаться общими ресурсами, минимизируя их неэффективность. В соответствии с этим сетевое взаимодействие организаций, совместно использующих имущество, является перспективным направлением развития организаций, позволяющим оптимизировать расходы на содержание объектов инфраструктуры, которые не используются в полном объеме.
Третий тренд - технологии Big Data совместно с геймификацией образования позволят точно моделировать реальность, прогнозировать социальные процессы и избегать кризисов, в том числе и в сфере образования.
В настоящее время три указанные компетенции (направления, тренда) в определенной степени присутствуют в основных механизмах дополнительного образования детей. Во-первых, дополнительное образование позволяет ребенку встроиться в определенную социальную общность, которая близка ему по духу; во-вторых, оно позволяет научиться договариваться о совместном использовании общих ресурсов, которыми обладает программа дополнительного образования; в третьих, дополнительное образование позволяет получить ребенку опыт участия в социальном процессе, смоделировать ситуации, с которыми он столкнется позже.
Вместе с тем современная модель дополнительного образования не может оставаться оторванной от процессов, происходящих в системе профессионального и высшего образования, профессиональной ориентации, IT-сферы, ряда общегуманитарных трендов, таких как информатизация, практико-ориентированность, междисциплинарность и т.д. Целеполагание дополнительного образования должно быть расширено с системы профессиональных проб ребёнка до ступени образования, интегрированной с основным общим образованием через ряд смежных кейсов, таких как технология, лингвистика, общекультурная подготовка и т.д.
По данным НИУ "Высшая школа экономики", 26% выпускников в России занимают рабочие места, не требующие высшего образования, а специализация 30% выпускников ВУЗов не совпадает с их фактической работой. Таким образом, 56% специалистов с высшим образованием работают не по специальности. Причина неэффективности выбора специальности абитуриентами и, соответственно, недостаточно высокая производительность труда отечественной экономики, как следствие, имеют под собой глубинную причину - неверный выбор специализации и отсутствие связей между дополнительным образованием как возможности профессионального самоопределения и программами высшего образования как компетенции, востребованной в экономике страны.
Таким образом, основными проблемами в сфере приобщения обучающихся к профессиональным компетенциям являются:
отсутствие универсальных образовательных площадок на базе организаций высшего образования, реализующих современные программы дополнительного образования детей с использованием современного оборудования и опыта преподавателей вузов;
отсутствие преемственности программ дополнительного образования детей и программ профессионального и высшего образования;
отсутствие компетенций педагогических работников образовательных организаций по формированию индивидуальных образовательных траекторий, интегрирующих дополнительные общеобразовательные программы и программы профессионального образования.
Создание центра дополнительного образования - центра развития современных компетенций детей - на базе организации высшего образования в Республике Коми является попыткой решения комплексной задачи "самоопределения ребенка - профессиональной ориентации - обучения кадров для экономики".
Целью Концепции создания центра развития современных компетенций детей (далее соответственно - Концепция, Центр) является создание условий для повышения качества образования детей и молодежи в Республике Коми путем реализации востребованных дополнительных образовательных программ и подготовки кадров для развития современных компетенций; использование сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями региона при создании условий для непрерывного образования.
Задачами Концепции являются:
развитие современных компетенций у обучающихся, студентов, сотрудников образовательных организаций, социальных партнеров Центра посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;
разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии промышленных и бизнес-партнеров, обеспечивающих преемственность программ дополнительного образования и программ профессионального и высшего образования;
развитие современных компетенций у широких слоев сотрудников организаций дополнительного образования, организаций профессионального и высшего образования посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методик;
разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии партнеров из реального сектора экономики.
Целевой аудиторией обучающихся Центра предполагаются обучающиеся в возрасте от 9 до 18 лет. Специального отбора детей на обучение по программам Центра не предполагается.
Основными направлениями работы Центра будут являться геномная инженерия, биоинформатика и машинное обучение.
Механизмами реализации Концепции являются:
создание инфраструктуры Центра;
формирование образовательных программ Центра;
подбор и обучение профессиональных кадров Центра.
В настоящее время в Республике Коми сформирована система профессионального образования, включающая 35 образовательных организаций, в том числе:
28 государственных профессиональных образовательных учреждений республиканского подчинения (25 организаций, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми, 3 - подведомственных Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми);
4 образовательные организации высшего образования, в том числе 2 филиала;
3 учреждения - негосударственные профессиональные образовательные организации.
Контингент обучающихся составляет около 20 тыс. человек, из них каждый пятый обучается по программе подготовки квалифицированных рабочих.
В Республике Коми подготовка рабочих кадров по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50 началась в 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий под потребности экономики Республики Коми ( "Рабочие кадры для экономики Республики Коми")".
В 2018 году в республике обучение по 21 направлению из перечня ТОП-50 осуществляют 19 техникумов и колледжей и 2 вуза республики.
Образовательные программы высшего образования в Республике Коми реализуют 3 самостоятельных вуза (ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина", ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет", ГОУ ВО "Коми республиканская академия государственной службы и управления") и 4 филиала вузов (Сыктывкарский лесной институт (филиал) ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова"; Воркутинский филиал ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет"; Усинский филиал ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет"; Сыктывкарский филиал АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации").
Реализацию программ высшего образования осуществляют 660 педагогических работников, в том числе 642 человека из числа профессорско-преподавательского состава. 17% педагогических работников от их общего состава имеют возраст менее 35 лет. Практически все преподаватели имеют высшее педагогическое образование. 10% педагогических работников имеют ученую степень доктора наук, 54% педагогических работников - кандидата наук. 41 человек имеют звание профессора.
В результате активной поддержки Правительства Республики Коми ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (далее - Университет) вошло в число 33 вузов страны - победителей конкурсного отбора 2017 года на статус "опорного" университета.
Университет является эффективной площадкой взаимодействия с работодателями. Количество и направленность подготовки (прикладная математика и информатика, математика и компьютерные науки, физика, радиофизика, геология, картография и геоинформатика, экология и природопользование, биология, прикладная информатика, информационная безопасность, техносферная безопасность, психология, экономика, менеджмент, товароведение, социальная работа, юриспруденция, международные отношения, журналистика, реклама и связи с общественностью, туризм, педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, лечебное дело, профессиональное обучение, филология, история, культурология) позволяют решать вопросы кадрового обеспечения практически всех отраслей экономики республики совместно координационными советами, созданными во всех 20 муниципальных образованиях республики.
Число предприятий, с которыми заключены договоры на подготовку специалистов, - 1144. Доля доходов Университета от внебюджетной деятельности составляет не менее 20%; из них 15%, или около 150 млн. руб., - непосредственно от образовательных услуг (обучение по целевым договорам с работодателями, реализация программ дополнительного профессионального образования), что указывает на востребованность Университета.
Особое место занимает Университет в реализации социально значимых и приоритетных проектов в Республике Коми, таких как кадровое обеспечение отраслей "Образование" и "Здравоохранение", а также выполняет функцию ресурсного методического центра.
Система целевого приема и целевого обучения (не менее 15% от общего числа приема в среднем; до 50% - по направлениям подготовки "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование", "Лечебное дело"), выстроенная система с координационными советами по подготовке кадров в 20 муниципальных образованиях позволяют достигать высокой доли трудоустройства выпускников (не менее 80%), а для будущих учителей - более 90%, 75% выпускников трудоустраивается непосредственно в республике.
Университет решает вопросы научного сопровождения и кадрового обеспечения Арктической зоны (г. Воркута), а также четырех моногородов.
Сетевое взаимодействие с Институтами ФГБУН ФиЦ Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук позволяют решать вопросы развития науки, научного сопровождения стратегии Республики Коми.
В статусе "опорного" вуза Университет ведет большую работу с талантливыми школьниками: создана целостная организационно-педагогическая система работы с обучающимися разных уровней обучения и профессиональной подготовки (школа, СПО, учреждения детского творчества) и новые дополнительные механизмы ее реализации.
Информация о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава, привлекаемых к реализации мероприятий по созданию Центра.
В настоящее время в Университете обеспечение образовательного процесса осуществляется научно-педагогическими работниками общей численностью 333 человека, из которых 223 - имеют ученую степень кандидата наук, а 46 - доктора наук. Из данного числа 17 педагогов будут привлечены к реализации мероприятий по созданию Центра. В составе преподавателей Университета работают ведущие ученые, представители органов государственной власти Республики Коми, руководители предприятий и организаций, квалифицированные специалисты-практики.
16 преподавателей Университета являются членами 9 диссертационных советов научных учреждений и вузов Северо-Западного федерального округа (Северный государственный медицинский университет, Институт физиологии Коми научного центра УрО РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Северный Арктический федеральный университет, Вятский государственный университет и др.).
Преподаватели Университета ежегодно проходят повышение квалификации в области реализуемых дисциплин и курсов, информатизации образования и обучения.
2. Опыт Республики Коми в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
Университет вошел в число победителей конкурса Национального фонда подготовки кадров. Образовательный проект "Цифровая республика" стал уникальной площадкой для апробации управленческой модели взаимодействия опорного университета с регионом по трем направлениям: "Креативные индустрии", "Социальное проектирование" и "Новые форматы современных медиа".
Университет является организатором и идейным вдохновителем национального музыкального студенческого проекта "Универвидение", который проводится среди студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций Российской Федерации и представляет собой музыкально-развлекательный проект, в основе которого лежит творческое состязание между исполнителями, организованное по принципу "Евровидения". Победителя конкурса определяет профессиональное жюри, состоящее из звезд российской эстрады и продюсеров, и голосование представителей вузов по системе голосования "Евровидения". Проект реализуется в Университете с 2010 года.
Проекты (программы) международного уровня, реализуемые Университетом:
Международный проект "Совершенствование практики обучения в различных социальных условиях" The Eurasia Foundation (2016 - 2017 годы). Проект направлен на развитие международных возможностей преподавателей, исследование глобальных педагогических проблем с вовлечением образовательных организаций и органов власти. Проект был реализован совместно с Государственным университетом им. Сэма Хьюстона (Хьюстон, США);
Проект "Виртуальный мастер-класс по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями" (Грант государственного департамента США в рамках программы "Peer to Peer Dialogue") (2016 - 2017). В результате работы большой команды из Сыктывкара (преподаватели английского языка, специалист ВОС, библиотекарь специализированной библиотеки для слепых им. Брайля, IT-специалист), Ижевска, Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, а также американских партнеров из школы дистанционного обучения Хэдли, школы для слепых и глухих штата Монтана был создан двуязычный корпус теоретических и практических материалов (текстовых, презентаций, видео). Данные материалы представляют собой сборники статей на русском и английском языках и составляют основу будущего онлайн курса для преподавателей инклюзивных школ. Был также создан мультимедийный диск, в который помимо текстов статей вошли презентации, видео, примерные планы уроков, информация о проекте и его авторах, была заложена удобная система навигации и предусмотрен эстетичный дизайн.
Проекты (программы) федерального уровня, реализуемые Университетом:
проведение экспертизы научно-исследовательских работ в рамках реализации научного проекта международной исследовательской группы ученых (Государственный контракт с Министерством образования и науки Пермского края) (2015 - 2018). Для проведения экспертизы каждого научного проекта привлекались не менее двух экспертов, обладающих необходимой квалификацией и знаниями в областях, соответствующих направлениям развития науки, техники и технологий оцениваемого научного проекта. Для экспертизы коммерческого потенциала международной исследовательской группы проведены следующие работы: передача эксперту подготовленных резюме научных проектов и "Дорожных карт" коммерциализации научных проектов, получение от эксперта итоговой "Дорожной карты" коммерциализации каждого научного проекта.
Проекты (программы) регионального уровня, реализуемые Университетом:
реализация образовательных программ дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с использованием дистанционных образовательных технологий, 2017 год. В рамках проекта осуществлялось привлечение специалистов для организации обучения специализированным программам. Разработан интернет-сайт для размещения анкет соискателей - лиц с ограниченными возможностями;
другие программы.
Официальные статусы Университета в сфере образования:
Опорный университет - победитель 2 конкурсного отбора Минобрнауки России программ развития опорных университетов;
Авторизированный учебный центр SMART;
Региональная площадка чемпионата "Молодые профессионалы" WorldSkills Russia;
Региональная площадка Всероссийского Чемпионата по программированию;
Региональная площадка Всероссийской робототехнической олимпиады;
Региональная площадка Всероссийского фестиваля науки в Республике Коми;
Региональная площадка Всероссийских олимпиад школьников по различным профилям;
Региональная площадка реализации обучения в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентская программа);
Региональная площадка федерального проекта "Арт-Профи Форум";
Региональный аттестационный центр Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Коми.
В Республике Коми успешно реализуются федеральные проекты Министерства просвещения Российской Федерации в сфере дополнительного образования детей:
реализуется приоритетный проект Республики Коми "Доступное дополнительное образование для детей" в 2017 - 2018 годах с привлечением финансовой поддержки со стороны Минобрнауки России, а именно создан и функционирует стационарный детский технопарк "Кванториум";
продолжается внедрение целевой модели дополнительного образования детей (внедрение системы персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей, организация и проведение серии кадровых школ для специалистов сферы дополнительного образования детей с привлечением федеральных тьюторов, инвентаризация сети учреждений, очно-заочные школы для мотивированных школьников) в рамках софинансирования из федерального бюджета регионального приоритетного проекта в 2018 году;
успешно реализован грант Минобрнауки России 2017 года на поддержку юридических лиц по реализации проектов в сфере дополнительного образования детей, грантополучателем стало государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр экологического образования" с проектом цифровой школы экологического образования, работающей в дистанционной форме с обучающимися из муниципальных образований республики по реализации программ естественнонаучной направленности.
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию Центра: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина".
4. Описание площадки Центра (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади):
Центр будет располагаться в центре густонаселённого района г. Сыктывкара, количество детей в возрасте от 9 до 18 лет, проживающих в данном районе - более 15 000 человек.
Адрес Центра: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 55, 1 и 2 этажи.
Помещения Университета:
общая площадь Центра |
618,7 кв. м |
лекторий с возможностью проведения интерактивных занятий |
155,2 кв. м |
коворкинг для творческих (технологических) стартапов, соответствующих направлениям, реализуемым Центром |
157,5 кв. м |
зона для занятий шахматами |
30,5 кв. м |
зона для реализации проекта "Урок технологии", оборудованная в соответствии с инфраструктурным листом, предоставленным Федеральным оператором |
53,4 кв. м |
ресепшн |
4,5 кв. м |
медиа-библиотека с зоной отдыха |
17,8 кв. м |
интерактивный музей науки |
61,8 кв. м |
площадка для тестирования устройств и механизмов | |
гардероб |
83,3 кв. м |
санитарная комната (туалет) |
10,8 кв. м |
буфет |
43,9 кв. м |
Партнером Университета в реализации программ дополнительного образования и проектов в сфере дополнительного образования, профессиональной ориентации школьников будет государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр экологического образования" - ведущая государственная организация дополнительного образования республики, специализирующаяся на реализации современных программ естественнонаучной направленности, в том числе с использованием механизма сетевого взаимодействия. Данная организация уже имеет договор сетевого взаимодействия с Университетом, реализует ряд регионально значимых проектов в сфере образования.
Адрес месторасположения данной организации: г. Сыктывкар, ул. Печорская, д. 30. Территория данной образовательной организации составляет почти 4 га, имеется зоопарк, террариум, дендропарк. В 2017 году данный центр экологического образования явился грантополучателем Минобрнауки России как юридическое лицо с проектом дистанционного экологического образования.
5. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра:
Расходы |
2019 год, рублей (с учетом начала функционирования Центра с ноября 2019 года) |
2020 год, рублей |
2021 год, рублей |
Заработная плата сотрудников Центра |
750 000 |
4 500 000 |
4 500 000 |
Оплата проезда к месту отдыха 1 раз в 2 года |
35 000 |
200 000 |
200 000 |
Повышение квалификации сотрудников Центра |
20 000 |
100 000 |
100 000 |
Расходные материалы для функционирования Центра |
200 000 |
500 000 |
500 000 |
Расходы на участие обучающихся Центра в конкурсных мероприятиях, в том числе и федерального уровня |
50 000 |
200 000 |
200 000 |
Итого |
1055 000 |
5 500 000 |
5 500 000 |
Средства на операционные расходы для содержания Центра будут предусмотрены в республиканском бюджете Республики Коми. Корректировка калькуляции (изменение статей расходов, перенос сумм на другие статьи расходов) будет осуществляться в пределах средств, выделенных Центру в соответствующем году.
Реализация Концепции рассчитана на 2019 - 2021 годы и предполагает два этапа:
первый этап (2019 год) - создание Центра на базе Университета, подбор кадров, организация пространства для размещения Центра, приобретение и наладка оборудования, подготовка образовательных программ, набор обучающихся Центра, запуск работы Центра;
второй этап (2020 - 2021 годы) - привлечение к работе Центра промышленных и бизнес-партнеров, коррекция образовательных программ, заключение соглашений с партнерами из сектора реальной экономики, повышение квалификации сотрудников Центра, реализация экономически эффективных проектов.
Ожидаемые результаты и социальные эффекты от реализации Концепции к 2021 году:
1) для Республики Коми:
увеличение охвата детей программами дополнительного образования на 5%;
подготовка профессиональных кадров для экономики региона, 50 человек ежегодно;
2) для детей и родителей:
формирование современных профессиональных и общекультурных компетенций;
ранняя профориентация ребенка;
подготовка 400 абитуриентов к поступлению в вузы и формирование навыков, необходимых для обучения в вузах;
получение профессиональных квалификаций;
3) для организации реального сектора экономики:
подготовка абитуриентов по профессиональным квалификациям, потенциально интересным для предприятия;
подбор кандидатов для целевой подготовки профессиональных кадров для нужд предприятий (в том числе через механизм отложенных трудовых контрактов);
создание и реализация образовательных модулей в рамках опережающей кадровой политики предприятий;
4) для образовательных организаций высшего образования:
выявление, подготовка и мотивация лучших учеников для получения высшего образования;
создание дополнительного источника привлечения средств, в том числе для повышения уровня зарплаты педагогического состава Центра;
повышение эффективности использования инфраструктуры вуза;
обеспечение условий для прохождения не менее 30 студентами вуза, аспирантами, молодыми специалистами практики и отработки профессиональных навыков в работе с детьми;
5) для региональной системы образования:
обновление содержания и технологий преподавания учебных предметов путем профессиональной переподготовки педагогических кадров;
обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Технология".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.