Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 15.11.2018 N 11/3021
Стандарт
осуществления внутреннего муниципального
финансового контроля "Планирование контрольной деятельности с учетом применения риск-ориентированного подхода"
I. Общие положения
1. Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Планирование контрольной деятельности с учетом применения риск-ориентированного подхода" разработан в целях повышения эффективности расходов бюджета МО ГО "Сыктывкар".
2. Настоящий Стандарт применяется с учетом иных стандартов и (или) других документов, регламентирующих осуществление отдельных контрольных полномочий Департамента финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее - Департамент финансов), в части планирования деятельности органа внутреннего муниципального финансового контроля.
3. Целью настоящего Стандарта является установление принципов, правил, требований и процедур планирования контрольных мероприятий Департамента финансов с учетом риск-ориентированного подхода, а также учета внеплановых контрольных мероприятий.
4. Задачами настоящего Стандарта являются:
а) определение целей, задач и принципов планирования;
б) установление порядка планирования контрольной деятельности;
в) установление порядка корректировки и контроля исполнения планов контрольных мероприятий;
г) требования к порядку учета внеплановых контрольных мероприятий.
5. Стандарт применяется Департаментом финансов при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, включая:
а) контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
б) контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
6. Стандарт не применяется при осуществлении иных полномочий Департамента финансов, не указанных в пункте 5. По решению Департамента финансов Стандарт может применяться при осуществлении иных полномочий. При наличии противоречий в части планирования контрольной деятельности в тексте настоящего Стандарта и документов (стандартов), регламентирующих реализацию полномочий, указанных в пункте 5, приоритетным является использование настоящего Стандарта.
7. Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий.
8. Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, утвержденным главой МО ГО "Сыктывкар" - руководителем администрации (далее - План).
9. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании поручений (требований, обращений) главы МО ГО "Сыктывкар" - руководителя администрации, информации, полученной от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о наличии фактов нарушений в сфере бюджетных правоотношений.
II. Термины и определения
10. В настоящем Стандарте применяются следующие термины в указанных значениях.
Контрольные мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности.
Под идентичным контрольным мероприятием в отношении объекта контроля понимается контрольное мероприятие в отношении одного и того же предмета контроля, проверяемого периода.
В целях настоящего Стандарта используется следующее определение термина "риск": вероятность причинения ущерба.
Обязательные требования - условия, ограничения, запреты, обязанности, предъявляемые к осуществлению деятельности объектов контроля, совершению ими действий, результатам осуществления деятельности или совершения действий, использованию ими при осуществлении указанной деятельности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, нормативными правовыми актами МО ГО "Сыктывкар". Силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (например, документы, разработанные самими объектами контроля, а также учредительные документы организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Риск - ориентированный подход - метод организации и осуществления муниципального финансового контроля, при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности объекта контроля и (или) к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Классификатор рисков - форма записи информации об идентифицированном риске. Документ, в котором представлен закодированный перечень возможных рисков осуществления деятельности объектами контроля, являющейся предметом контроля органа внутреннего муниципального финансового контроля.
Карта рисков - документ, включающий пообъектный расчет суммарного потенциального риска с целью формирования рейтинга рисковости объектов контроля, являющимся источником информации для подготовки проекта Плана.
Рейтинг рисковости объектов контроля - перечень объектов контроля, упорядоченный по численным значениям суммарного риска объектов контроля в соответствии с порядком, установленным настоящим стандартом, и являющийся источником информации для подготовки проекта Плана.
Планирование контрольной деятельности на основе риск-ориентированного подхода - процесс отбора объектов контроля в зависимости от степени риска причинения объектами ущерба в целях включения в План на соответствующий финансовый год.
План контрольных мероприятий Департамента финансов - документ, устанавливающий перечень намечаемых к выполнению контрольных мероприятий.
III. Единый порядок планирования контрольной деятельности Департамента финансов с учетом риск-ориентированного подхода
11. Планирование контрольной деятельности Департамента финансов с учетом риск-ориентированного подхода осуществляется с целью эффективной реализации соответствующих контрольных полномочий.
12. Применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности в зависимости от степени риска причинения объектами контроля ущерба (далее - риска) должно существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование Департамента финансов путем концентрации усилий на наиболее значимых направлениях, а также оптимизировать нагрузку на объекты контроля.
13. Задачами планирования являются:
1) оптимизация контрольной нагрузки на объекты контроля, осуществление деятельности которых сопряжено с высокой вероятностью причинения существенного ущерба (риск - ориентированный подход);
2) оптимизация ресурсов, направляемых на осуществление контрольной деятельности Департамента финансов, за счет повышения эффективности их расходования;
3) минимизация ущерба, в том числе муниципальному имуществу, причиняемого объектами контроля;
4) улучшение показателей деятельности (в том числе финансово -хозяйственной) объектов контроля.
14. Планирование контрольной деятельности основывается на риск-ориентированном подходе с учетом следующих принципов:
взаимосвязь годового и текущего планирования (под текущим планированием подразумевается полугодовое, ежеквартальное, ежемесячное планирование - при наличии такового);
непрерывность планирования;
комплексность планирования;
соблюдение единых (общих) принципов внутреннего муниципального финансового контроля;
обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения Департамента финансов, принимающие участие в контрольных мероприятиях;
рациональность распределения трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов Департамента финансов;
нормативно установленная периодичность проведения мероприятий на объектах контроля;
направленность контроля на предотвращение ущерба и разъяснение содержания обязательных требований, подлежащих соблюдению, а не на выявление нарушений и наложение санкций.
выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы.
15. Планирование контрольной деятельности Департамента финансов имеет непрерывный характер и включает следующие взаимосвязанные и последовательные этапы:
15.1. формирование исходных данных для составления проекта Плана;
15.2. составление проекта Плана на очередной год;
15.3. согласование проекта плана контрольных мероприятий;
15.4. утверждение и публикация проекта Плана.
16. Формирование исходных данных для составления проекта Плана включает:
1) сбор информации об объектах контроля;
2) обработка информации об объектах контроля;
3) определение объема контрольной деятельности (например, человеко-часов, количества контрольных мероприятий) на очередной год;
4) отбор объектов контроля для проведения контрольных мероприятий Департаментом финансов с учетом риск - ориентированного подхода на основе имеющейся информации об объектах контроля.
17. Сбор информации об объектах контроля осуществляется Департаментом финансов на непрерывной основе.
18. Информация об объектах контроля включает в себя данные, которые могут быть использованы при определении вероятности реализации рисков и значимости рисков, в том числе:
1) сведения о сфере деятельности объекта контроля;
2) масштабы деятельности объекта контроля;
3) финансовый масштаб деятельности объекта контроля (в том числе объем доведенных лимитов бюджетных обязательств, объем полученного финансового обеспечения выполнения муниципального задания;
4) существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля;
5) опыт персонала объекта контроля;
6) состояние кадрового потенциала (численность, квалификация) сотрудников, сведения о стабильности персонала объекта контроля;
7) существенность и значимость нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок Департаментом финансов и иными субъектами контроля в предшествующих финансовых периодах;
8) полнота учета рекомендаций, представленных субъектом контроля объекту контроля по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных проверок;
9) длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия;
10) сведения, полученные от государственных и муниципальных органов и организаций, других заинтересованных сторон в части финансово-хозяйственной деятельности предполагаемых объектов контроля;
11) перечень потенциальных объектов контроля из сводного реестра участников и не участников бюджетного процесса;
12) сведения из информационных систем, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство (Казначейство России), Федеральная налоговая служба, Министерство финансов Российской Федерации, (например, официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, единая информационная система в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" www.budget.gov.ru, информационная система бюджетного мониторинга), в том числе: сведения о средствах федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных бюджетам муниципальных образований; бухгалтерская (бюджетная) отчетность, представленная в установленном порядке, сведения о принятых бюджетных обязательствах;
13) материалы, направленные в администрацию МО ГО "Сыктывкар, Департамент финансов главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
14) информация о результатах проведения Департаментом финансов анализа осуществления главными администраторами средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого им в рамках бюджетных полномочий;
15) обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступивших в администрацию МО ГО "Сыктывкар", Департамент финансов.
16) иные сведения, которые могут быть использованы Департаментом финансов для определения вероятности реализации рисков и значимости рисков объектов контроля при планировании проведения внутреннего муниципального финансового контроля.
19. Обработка информации об объектах контроля представляет собой непрерывную систематизацию данных Департаментом финансов об объектах контроля в целях определения вероятности реализации рисков.
20. Определение объема контрольной деятельности Департамента финансов (например, человеко-часов, формы, количества контрольных мероприятий) на очередной год осуществляется с учетом следующих факторов:
нормативно установленные основания проведения контрольных мероприятий;
нормативно установленная периодичность контрольных мероприятий (периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год);
обеспеченность кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами;
равномерность распределения ресурсов на проведение контрольных мероприятий в течение календарного года;
сбалансированность нагрузки на ревизионный состав;
выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы, с учетом текущей ситуации в подконтрольной сфере деятельности.
21. Отбор объектов контроля для включения в проект Плана с учетом риск - ориентированного подхода на основе имеющейся систематизированной информации осуществляется в соответствии с Порядком, представленным в Приложении 1.
22. В результате проведенного отбора объекты контроля включаются в проект Плана на очередной год. План имеет табличную форму, форма Плана, приведена в Приложении 2.
23. По решению заместителя главы администрации - начальника Департамента финансов в проект Плана могут быть включены объекты контроля, не отобранные в результате вышеописанных процедур, но не более 5% от всего количества объектов контроля, включенных в проект Плана в целях реализации контрольного полномочия.
24. В рамках реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации, План размещается на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
25. В Приложении 3 представлены этапы планирования контрольных мероприятий.
26. Сроки осуществления процедур планирования отражены в Приложении 3.
27. Схема процесса подготовки Плана представлена в Приложении 4.
IV. Коррекция плана контрольных мероприятий Департамента финансов
28. При необходимости План подлежит корректировке.
29. План может быть откорректирован в случаях:
поступления запросов (обращений) государственных и муниципальных органов, организаций, а также иных организаций и граждан;
внесения дополнений и изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
выявления в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств, требующих изменения наименования, перечня объектов, сроков проведения мероприятия;
реорганизации, ликвидации, изменения организационно-правовой формы объектов контроля;
возникновения проблем с формированием состава непосредственных исполнителей контрольного мероприятия вследствие организационно-штатных мероприятий, продолжительной болезни, увольнения сотрудников, участвующих в проведении мероприятия, и невозможности их замены другими сотрудниками.
Изменение Плана производится на основе принципа минимизации его корректировки.
В случае необходимости внесения изменений в План, в первую очередь корректируются мероприятия, объектами которых являются объекты контроля с наименьшими значениями суммарного риска (далее - СРО).
30. Корректировка Плана может осуществляться в виде:
изменения наименования контрольного мероприятия;
изменения перечня объектов контрольного мероприятия;
изменения сроков проведения контрольного мероприятия;
исключения контрольных мероприятий из Плана;
включения дополнительных контрольных мероприятий в План.
Каждое изменение Плана должно быть обосновано.
Изменения в План утверждаются главой МО ГО "Сыктывкар" -руководителем администрации.
V. Контроль исполнения плана контрольных мероприятий Департаментом финансов
31. Целью контроля исполнения Плана является обеспечение своевременного, полного и качественного выполнения контрольных мероприятий, включенных в План.
32. Внутренний контроль исполнения Плана осуществляется Департаментом финансов.
VI. Управление рисками планирования контрольной деятельности, программа контрольного мероприятия, учет и согласование сведений о планируемых или проводимых другими контрольными органами мероприятий
33. В целях повышения эффективности деятельности Департамент финансов осуществляет управление рисками планирования контрольной деятельности. В целях минимизации указанных рисков необходима их идентификация и принятие управленческих решений, направленных на их предупреждение и снижение. В Приложении 5 представлен перечень рисков планирования контрольной деятельности Департамента финансов, процедуры управления рисками и меры по их предотвращению и минимизации.
34. Программа контрольного мероприятия, проверочные листы (списки контрольных вопросов) (при необходимости), форма и длительность контрольного мероприятия в отношении объекта контроля устанавливаются с учетом оценки суммарного риска деятельности объекта контроля.
VII. Учет внеплановых контрольных мероприятий
35. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения главы МО ГО "Сыктывкар" - руководителя администрации, распоряжения (приказа) заместителя руководителя администрации - начальника Департамента финансов.
36. Проведенные внеплановые контрольные мероприятия отражаются в годовом отчете о результатах внутреннего муниципального финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.