Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Стандарту осуществления внутреннего
муниципального финансового контроля
"Планирование контрольной деятельности
с учетом применения риск-ориентированного
подхода"
Порядок
реализации дифференцированного подхода к планированию контрольных мероприятий в зависимости от категории риска, его значимости и вероятности реализации риска (риск-ориентированный подход)
1. В целях отбора объектов контроля для включения в проект Плана в разрезе каждого контрольного полномочия формируется классификатор рисков совершения нарушений объектами контроля (Классификатор рисков).
Классификатор рисков, применяемый в целях планирования контрольной деятельности, должен быть логически увязан с классификаторами (перечнями) нарушений и недостатков, выявляемых при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля, а также иными документами схожей тематики.
С целью реагирования на смену приоритетов в государственной политике в бюджетной сфере и с целью оперативного реагирования на новые тенденции в экономике Российской Федерации Классификатор рисков поддерживается в актуальном состоянии (пересматриваются и добавляются или исключаются риски и их значимость).
Классификатор рисков содержит наименование риска, а также его значимость. Значимость риска определяется по шкале от 1 до 6, приведенной в таблице 1. Значимость риска должна учитывать размер возможного ущерба или степень тяжести возможного нарушения.
Таблица 1. Сопоставление значимости риска и категории риска
Категория риска |
Значимость риска |
Низкий риск |
1 |
Умеренный риск |
2 |
Средний риск |
3 |
Значительный риск |
4 |
Высокий риск |
5 |
Чрезвычайно высокий риск |
6 |
Классификатор рисков совершения нарушений объектами контроля, представлен в Приложении 6.
2. На основании Классификатора рисков формируется карта рисков (форма карты рисков представлена в Приложении 7), включающая оценку суммарного риска по каждому объекту контроля. Численное значение суммарного риска объекта контроля определяется путем вычисления отношения суммы произведений вероятности реализации отдельных рисков и значимости этих рисков к количеству указанных рисков по следующей формуле:
, где
Сроi - численное значение суммарного риска i-го объекта контроля,
Зроij - значимость j-го риска i-го объекта контроля,
Вррij - вероятность реализации j-го риска i-го объекта контроля.
n - общее количество рисков.
Вероятность реализации j-го риска i-го объекта контроля определяется для каждого объекта контроля индивидуально и ранжируется от 1 до 5, шагом равным 1, где 1 соответствует очень низкой вероятности реализации риска, 5 - очень высокой вероятности реализации риска. Численное значение вероятности реализации риска в зависимости от оценки вероятности реализации риска, выраженного в процентном отношении представлено в таблице 2.
Таблица 2. Численное значение вероятности реализации риска в зависимости от оценки вероятности реализации риска, выраженного в процентном отношении
Вероятность реализации риска |
Оценка вероятности, % |
Численное значение |
Очень низкая |
>1 |
1 |
Низкая |
1-20 |
2 |
Средняя |
21-60 |
3 |
Высокая |
61-80 |
4 |
Очень высокая |
81-100 |
5 |
При отсутствии каких-либо первичных данных об объекте контроля рекомендуется установить вероятность реализации риска равной средней (21 - 60%).
3. На основе карты рисков формируется рейтинг рисковости объектов контроля, являющийся источником информации для подготовки проекта Плана (форма рейтинга рисковости объектов контроля представлена в Приложении 8).
4. Для включения объектов контроля в проект Плана используется сбалансированный подход (подразумевает включение объектов контроля из всех групп рейтинга, таблицы 3):
1) рейтинг упорядочивается по убыванию численных значений суммарного риска объектов контроля;
2) рейтинг разбивается на 3 равные группы: с высокими значениями, средними значениями и низкими значениями суммарного риска;
3) из каждой группы выбираются объекты контроля:
из группы с высокими значениями суммарного риска отбирается 70% от числа объектов контроля, предполагаемых к включению в проект Плана, начиная с первого места рейтинга;
из группы со средними значениями суммарного риска отбирается 20% объектов контроля случайным образом;
из группы с низкими значениями суммарного риска отбирается 10% объектов контроля случайным образом.
Таблица 3. Правила включения объектов контроля в проект Плана на основе рейтинга рисковости объектов контроля
Объекты контроля |
Значения суммарного риска объекта контроля |
Количество объектов контроля, отбираемых для включения в проект Плана |
Метод отбора объектов контроля |
Группа 1 (количество объектов = N/3) |
высокие значения |
70% (от общего количества объектов, предполагаемых к включению в проект Плана) |
начиная с первого места рейтинга |
Группа 2 (количество объектов = N/3) |
средние значения |
20% |
случайным образом |
Группа 3 (количество объектов = N/3) |
низкие значения |
10% |
случайным образом |
где N - общее количество объектов контроля
Максимальное численное значение суммарного риска может быть присвоено объекту контроля () и указанный объект может быть включен в проект Плана в следующих случаях:
1) в случае поступления запроса о необходимости включения в проект Плана на очередной год объекта контроля, поступившего от правоохранительных органов, иных государственных и муниципальных органов, депутатов представительного органа муниципального образования, граждан и организаций;
2) если на планируемый год установлена необходимость проверки объекта контроля в соответствии с нормативно закрепленной периодичностью проверок;
3) в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания, обязывающего объект контроля устранить выявленные по результатам его проверки нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений, истекающие в очередном году;
4) в случае поступления информации о наличии существенных нарушений в деятельности объекта контроля, которая является сферой осуществления контрольных полномочий Департамента финансов, указанных в пункте 5.
При формировании проекта Плана в целях исключения дублирования деятельности по контролю учитываются (согласовываются) с другими муниципальными органами, организациями и иными заинтересованных сторонами предполагаемые идентичные контрольные мероприятия. Объектам контроля, которые должны участвовать в идентичных контрольных мероприятиях, проводимых иными органами (организациями), на очередной год может быть присвоено минимальное численное значение суммарного риска (Сро.min).
Если по объективным причинам невозможно отобрать объекты контроля в соответствии с вышеуказанным распределением (70/20/10) возможна коррекция представленных соотношений. Скорректированное соотношение должно быть максимально близко к установленному соотношению.
5. При отборе объектов контроля используется динамический принцип, предусматривающий определение вероятности реализации рисков объекта контроля с последующим изменением этой вероятности в зависимости от результатов проведенных контрольных мероприятий, наличия или отсутствия нарушений законодательства и иных факторов.
Динамический принцип отбора объектов контроля позволяет при отсутствии грубых нарушений снижать вероятность реализации соответствующих рисков.
В случае наличия у объекта контроля надлежаще функционирующей системы внутреннего контроля, не уступающей по своим качествам внешнему контролю, существует обоснованная возможность снизить вероятность реализации соответствующих рисков.
6. Отбор объектов контроля для включения в проект Плана с учетом риск-ориентированного подхода производится в срок не позднее 15 ноября года, предшествующего планируемому году.
Графическое отображение алгоритма отбора объектов контроля в целях планирования контрольной деятельности Департамента финансов (с учетом применения риск-ориентированного подхода к планированию, оценки рисков совершения нарушений объектами контроля) представлено в Приложении 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.