Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Республики Коми
от 13 декабря 2018 г. N 502-р
"Одобрен
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 24 августа 2018 г. N 362-р
(приложение)
Прогноз
социально-экономического развития Республики Коми на 2019 год и на период до 2021 года
Показатели |
2016 г. факт |
2017 г. факт |
2018 г. оценка |
прогноз |
||||||||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
||||||||||
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. человек |
853,7 |
845,7 |
835,3 |
824,2 |
824,3 |
824,5 |
813,1 |
813,6 |
814,0 |
802,2 |
803,0 |
803,7 |
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения |
13,1 |
11,5 |
10,3 |
10,2 |
10,2 |
10,3 |
10,1 |
10,2 |
10,2 |
10,1 |
10,2 |
10,2 |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
12,4 |
11,8 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
11,9 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
Миграционный прирост (убыль), тыс. человек |
-6,9 |
-9,5 |
-9,7 |
-9,6 |
-9,4 |
-9,3 |
-9,5 |
-9,3 |
-9,1 |
-9,4 |
-9,2 |
-9,0 |
Валовой региональный продукт, млрд. руб. |
546,9 |
529,4 |
562,1 |
577,9 |
590,5 |
595,8 |
594,4 |
615,7 |
625,9 |
621,4 |
648,6 |
662,6 |
Темп роста объема валового регионального продукта, в % к предыдущему году |
98,5 |
91,4 |
100,8 |
98,7 |
101,0 |
101,9 |
98,6 |
100,3 |
101,1 |
100,3 |
101,1 |
101,8 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году |
96,5 |
97,1 |
100,8 |
101,0 |
102,3 |
103,4 |
100,3 |
101,1 |
101,8 |
101,1 |
101,9 |
102,6 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых, % к предыдущему году |
96,4 |
91,5 |
102,9 |
101,5 |
103,4 |
104,5 |
100,5 |
101,2 |
101,8 |
101,9 |
102,5 |
103,0 |
Обрабатывающие производства, % к предыдущему году |
95,2 |
105,9 |
96,9 |
100,3 |
100,8 |
101,9 |
100,0 |
100,6 |
101,5 |
100,1 |
100,7 |
101,7 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, % к предыдущему году |
99,4 |
103,8 |
101,0 |
100,0 |
101,1 |
102,0 |
100,0 |
101,5 |
102,5 |
100,0 |
102,0 |
103,0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, % к предыдущему году |
99,2 |
107,3 |
100,2 |
100,9 |
101,1 |
101,7 |
101,0 |
101,4 |
102,0 |
101,4 |
101,8 |
102,5 |
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. |
11,2 |
10,2 |
10,5 |
10,9 |
11,1 |
11,2 |
11,4 |
11,6 |
11,9 |
11,9 |
12,3 |
12,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году |
103,7 |
89,4 |
100,1 |
99,6 |
101,9 |
102,6 |
100,2 |
101,0 |
102,2 |
100,5 |
102,0 |
102,8 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", млрд. рублей |
105,3 |
35,1 |
36,9 |
35,1 |
39,2 |
39,5 |
35,3 |
41,7 |
42,7 |
35,8 |
44,3 |
46,4 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году |
113,1 |
32,6 |
100,0 |
90,5 |
101,3 |
102,0 |
96,0 |
101,4 |
103,0 |
97,0 |
101,6 |
104,0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м в общей площади |
239,7 |
222,8 |
251,0 |
205,0 |
250,0 |
276,0 |
210,0 |
254,0 |
303,0 |
225,0 |
257,0 |
305,0 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
200,3 |
129,3 |
130,5 |
98,6 |
100,3 |
112,8 |
106,2 |
108,3 |
124,1 |
117,9 |
120,2 |
141,1 |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году |
112,7 |
63,1 |
95,5 |
72,7 |
73,7 |
82,7 |
102,7 |
103,6 |
105,2 |
105,9 |
106,5 |
108,7 |
Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года |
104,8 |
102,4 |
103,6 |
104,6 |
104,5 |
104,3 |
104,0 |
103,8 |
103,6 |
104,3 |
104,1 |
103,8 |
Оборот розничной торговли, млрд. руб. |
146,0 |
150,2 |
154,9 |
162,2 |
162,8 |
163,5 |
168,5 |
170,0 |
171,4 |
176,6 |
179,5 |
181,6 |
в % к предыдущему году |
90,6 |
99,5 |
100,6 |
100,0 |
100,5 |
101,0 |
100,3 |
101,0 |
101,5 |
100,8 |
101,5 |
102,0 |
Объем платных услуг населению, млрд. руб. |
47,2 |
48,5 |
51,3 |
54,2 |
54,2 |
54,3 |
57,2 |
57,2 |
57,5 |
60,1 |
60,4 |
60,8 |
в % к предыдущему году |
97,6 |
99,4 |
99,8 |
99,8 |
100,0 |
100,2 |
100,0 |
100,3 |
100,5 |
100,0 |
100,5 |
100,8 |
Фонд заработной платы работников организаций, млрд. руб. |
174,2 |
175,2 |
189,8 |
194,4 |
195,9 |
197,2 |
199,8 |
202,9 |
205,7 |
205,4 |
211,4 |
215,4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), тыс. руб. |
39,1 |
41,1 |
44,4 |
46,4 |
46,6 |
46,8 |
48,7 |
49,2 |
49,7 |
51,2 |
52,2 |
52,9 |
в % к предыдущему году |
111,6 |
105,0 |
108,0 |
104,5 |
105,0 |
105,5 |
105,0 |
105,5 |
106,0 |
105,0 |
106,2 |
106,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
89,7 |
92,5 |
93,0 |
94,5 |
95,5 |
97,5 |
97,5 |
98,5 |
99,8 |
98,5 |
99,0 |
100,0 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % |
1,7 |
1,6 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
Пояснительная записка
к Прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2019 год и на период до 2021 года
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2019 год и на период до 2021 года (далее - прогноз) представлен в трех вариантах - консервативный, базовый, целевой.
Консервативный вариант отличается стрессовыми внешними условиями, различия между базовым и целевым сценариями связаны с динамикой факторов экономического роста, зависящих в том числе от успешности мер структурной экономической политики, которые планируются к реализации в текущем и последующем годах.
Базовый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы роста валового регионального продукта, объемы промышленного производства, инвестиций в основной капитал, что является следствием текущих экономических и социальных процессов, в том числе с учетом геополитической обстановки в мире.
Целевой вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий Республики Коми, активизируется их инвестиционная и инновационная деятельность.
В Республике Коми в январе-августе 2018 года сложилась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.
По сравнению с уровнем аналогичного периода 2017 года увеличились:
объемы добычи нефти сырой, включая газовый конденсат;
объемы производства нетканых материалов, линолеума, лесоматериалов, древесностружечных плит, фанеры, бумаги и картона, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий;
объемы производства машин и оборудования;
производство мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины, оленины парных, остывших или охлажденных;
объемы лесозаготовительного производства;
объемы ввода в действие жилых домов;
оборот розничной торговли и объем платных услуг населению;
номинальная и реальная начисленная заработная плата работников организаций;
доходы консолидированного бюджета Республики Коми;
объемы поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми.
При этом отмечено снижение:
объема государственного долга Республики Коми;
уровня зарегистрированной безработицы.
В числе негативных итогов отмечается:
снижение объемов промышленного производства в целом;
сокращение объемов добычи каменного угля, газа природного и попутного;
снижение объемов производства дизельного топлива и топочного мазута, бензина автомобильного; производства древесноволокнистых плит;
снижение объемов производства молока, кроме сырого, кисломолочных продуктов (кроме творога и продуктов из творога), мяса и субпродуктов пищевой домашней птицы, пива, хлебобулочных изделий недлительного хранения;
снижение объема работ по виду деятельности "Строительство";
сокращение объема инвестиций в основной капитал;
увеличения индекса потребительских цен.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
Демографическая ситуация в Республике Коми складывается под влиянием реализации государственной политики по стимулированию рождаемости и снижению смертности населения, а также финансовой поддержки федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми, в том числе Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения", семей с детьми в рамках национального проекта "Демография", включающей в себя в том числе адресные выплаты, материнский капитал и льготную ипотеку.
В 2018 году, по оценке, численность населения Республики Коми снизится по сравнению с уровнем 2017 года на 1,2%, и составит 835,3 тыс. человек. Доминирующей причиной сокращения численности населения Республики Коми продолжает являться миграционный отток населения из Республики Коми. Значение показателя миграционной убыли в 2018 году ожидается на уровне 9,7 тыс. человек, что на 2,1% выше значения 2017 года.
В 2018 году ожидается снижение показателя рождаемости, который составит 10,3 родившихся на 1000 человек населения, суммарный коэффициент рождаемости составит 1,66 рожденных детей на 1 женщину. Тенденция к снижению рождаемости в Республике Коми связана с сокращением численности женщин фертильного возраста под влиянием демографических волн прошлых лет (выбытие из возраста фертильности многочисленных поколений женщин, рожденных в 60-х годах XX века, и вхождение в период фертильности малочисленных поколений женщин, рожденных в 90-х годах XX века).
Коэффициент смертности в 2018 году, по оценке, увеличится по сравнению с уровнем 2017 года до 12,0 умерших на 1000 человек населения. На ухудшение показателя окажет влияние тенденция старения населения (увеличение доли лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения), а также недостаточная доступность специализированной помощи при тяжелых заболеваниях (болезней системы кровообращения, новообразований). В результате коэффициент естественного прироста населения прогнозируется на уровне 1,7 на 1000 человек населения.
В 2019 - 2021 годах демографическая ситуация в Республике Коми будет характеризоваться сокращением численности населения (к 2021 году составит 802,2-803,7 тыс. человек) в основном за счет миграционных потерь, которые в среднем за год составят 9,0-9,4 тыс. человек. Коэффициент рождаемости в среднесрочный период будет иметь отрицательную динамику и к 2021 году прогнозируется на уровне 10,1-10,2 родившихся на 1000 человек. При этом коэффициент смертности в прогнозный период будет постепенно снижаться и к 2021 году достигнет 11,8-11,9 умерших на 1000 человек населения.
Снижение численности населения Республики Коми в среднесрочном периоде определено негативными тенденциями, в том числе:
снижением рождаемости, обусловленной сокращением численности женщин фертильного возраста (в том числе диспропорцией соотношения женщин и мужчин детородного возраста);
недостаточностью мер по поддержке молодых семей с детьми, а также института семьи в целом, по стимулированию профессионального роста, развития и переподготовки женщин, имеющих малолетних детей или находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
тенденцией старения населения: коэффициент демографического старения (доля лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения) будет расти, так как за границу 65 лет перешагнет поколение конца 50-х годов рождения ХХ века;
неблагоприятными для жизни природно-климатические условиями (в условиях свободного рынка население покидает северные районы Республики Коми, активно развивающиеся в советский период);
оттоком населения за пределы Республики Коми, большая часть которого - мигранты трудоспособного возраста.
Для обеспечения достижения запланированных значений по демографическим показателям в среднесрочном периоде продолжится реализация Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения". Также в прогнозный период демографическую ситуацию будут определять меры по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В целях обеспечения экономического развития в Республике Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики". Мероприятия указанной Государственной программы направлены в том числе на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства.
В 2018 году, по оценке, объем валового регионального продукта составит 100,8% к уровню 2017 года. Основное влияние на увеличение показателя окажет наращивание объемов добычи полезных ископаемых.
В 2019 - 2021 годах в консервативном варианте прогноза объем валового регионального продукта сократится в среднем за год на 0,8%, что будет обусловлено сокращением объемов в строительстве, транспортировке и хранении.
По базовому и целевому вариантам прогноза ожидается рост объемов валового регионального продукта в среднем за год на 0,8-1,6% соответственно, в основном за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, строительства, торговли.
В целях развития промышленного производства на территории Республики Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие промышленности", мероприятия которой направлены на развитие и повышение эффективности реализации инфраструктурного, технологического и кадрового потенциалов промышленных комплексов и предприятий Республики Коми.
В 2018 году, по оценке, объем промышленного производства составит 100,8% к уровню 2017 года. Рост будет наблюдаться в добыче полезных ископаемых на 2,9% и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха на 1,0% (за счет увеличения выработки электрической энергии).
Увеличение объемов производства в добыче полезных ископаемых планируется за счет наращивания объемов добычи нефти ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" с учетом условий соглашения с нефтедобывающими странами ОПЕК, а также за счет роста добычи угля АО "Воркутауголь" в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим на 2018 год рост объема добычи угля на 1,6% к уровню 2017 года.
Объемы производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" будут находиться практически на уровне 2017 года (100,2%).
При этом прогнозируется снижение в обрабатывающем производстве на 3,1% в связи с продолжающимся сокращением объемов производства нефтепродуктов ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", что обусловлено внутрикорпоративными решениями, связанными в том числе с оптимизацией использования производственных мощностей и сокращением затрат.
В 2019 - 2021 годах промышленное производство продемонстрирует умеренные темпы роста (в среднем за год от 100,8% в консервативном варианте до 101,8% в базовом). Прирост промышленного производства на 2,6% в целевом варианте прогноза предполагается за счет наращивания объемов производства во всех отраслях промышленности, ввода новых производственных мощностей, реализации инвестиционных проектов.
В сфере добычи полезных ископаемых темп роста объемов добычи составит в среднем за год в консервативном варианте 101,3%, в базовом - 102,4%, в целевом - 103,1%.
В среднесрочном периоде ожидается:
увеличение объемов добычи нефти, включая газовый конденсат, компаниями ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и АО "Комнедра" в соответствии с бизнес-планами;
снижение объемов добычи природного газа, которое обусловлено завершающей стадией разработки месторождений ООО "Газпром добыча Краснодар", при одновременном росте добычи попутного нефтяного газа, который в дальнейшем направляется на переработку в консервативном и базовом вариантах прогноза. Увеличение объема добычи природного газа прогнозируется по целевому сценарию в случае успешной реализации инвестиционного проекта, реализуемого ООО "Тимано-Печорская газовая компания" по проведению поисково-разведочных работ на территории Интинского района;
наращивание к 2021 году объемов добычи угля за счет увеличения добычи угля на шахте "Воргашорская" в соответствии с бизнес-планом АО "Воркутауголь";
рост объемов добычи боксита в целевом варианте прогноза при отработке новых месторождений с учетом потребности в руде металлургических заводов компании "РУСАЛ", исходя из мощностей на заводах потребителях - Богословском алюминиевом заводе и Уральском алюминиевом заводе.
Темп роста объемов обрабатывающего производства составит в среднем за год в консервативном варианте 100,1%, в базовом - 100,7%, в целевом - 101,7%. Положительная динамика будет обусловлена в основном ростом производства целлюлозно-бумажной продукции и изделий деревообработки. Увеличение объемов производства нефтепродуктов возможно лишь в целевом варианте прогноза в случае улучшения ситуации на мировом нефтяном рынке.
Среднегодовой объем производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха в базовом и целевом вариантах ожидается на уровне 101,5-102,5% вследствие увеличения потребления электроэнергии (в основном за счет увеличения объемов производства АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" и ООО "ЛУКОЙЛ-Коми") и незначительного роста потребления населением. Потребление тепловой энергии в среднесрочный период будет оставаться на прежнем уровне. В консервативном варианте прогноза объемы производства электро- и теплоэнергии сохранятся на уровне 2018 года.
В 2019 - 2021 годах ожидается увеличение индекса производства в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений вследствие улучшения экономической ситуации и роста объемов производства промышленных предприятий региона. В консервативном варианте индекс производства составит в среднем за год 101,1%, в базовом варианте - 101,4%, в целевом варианте - 102,1%.
В целях развития сельского хозяйства на территории Республики Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми". Мероприятия указанной Государственной программы направлены на повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в Республике Коми; повышение устойчивости функционирования организаций агропромышленного комплекса; развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса Республики Коми и улучшение условий жизни на селе.
В 2018 году, по оценке, объем производства продукции сельского хозяйства составит 100,1% к уровню 2017 года, в том числе в животноводстве - 97,7%, растениеводстве - 103,2%.
В растениеводстве ожидается рост объемов валового сбора картофеля (147,8% к уровню 2017 года) и овощей (101,8%), в том числе в сельхозорганизациях. Увеличение производства картофеля ожидается за счет повышения урожайности культуры (использование качественного посадочного материала, правильная подготовка и подкормка почвы, защита культуры от вредителей).
К концу 2018 года также планируется ввод в эксплуатацию высокотехнологичного тепличного комплекса "Сосногорский" площадью 11 га для выращивания овощной продукции защищенного грунта (огурцы, томаты). Реализуемый проект строительства тепличного комплекса направлен на увеличение производства экологически чистой овощной продукции во внесезонный период.
Основными факторами, оказывающими влияние на снижение производства в животноводстве в 2018 году, являются сокращение объемов производства скота и птицы на убой (в живом весе) (в связи с ранним завершением в текущем году кампании по забою оленей и отражением основной массы забоя в статистических данных декабря 2017 года) и производства яиц (в связи с продолжающейся реконструкцией двух залов птичников в ОАО "Птицефабрика Зеленецкая", а также оптимизацией производственной деятельности и закрытием производства яиц в ООО "Агрокомплекс Инта Приполярная").
В 2019 - 2021 годах сельское хозяйство в Республике Коми будет развиваться умеренными темпами. Темп роста объемов сельскохозяйственного производства составит в среднем за год в консервативном варианте 100,1%, в базовом - 101,6%. Увеличение объемов сельскохозяйственного производства на 2,5% ожидается по целевому сценарию за счет выхода на проектную мощность тепличного комплекса "Сосногорский", наращивания темпов производства ОАО "Птицефабрика Зеленецкая", а также в результате реализации проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений.
Мероприятия по развитию строительства, повышению комфортности проживания граждан и энергетической эффективности в Республике Коми осуществляются в рамках Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности".
В 2018 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" ожидается на уровне 2017 года. Стагнация объемов обусловлена в основном снижением доходности инвестиций в строительстве.
При этом в 2018 году в социальной сфере продолжится строительство корпуса N 2 МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Усть-Кулом" и лыжероллерной трассы в с. Усть-Кулом, школы на 1200 мест в г. Сыктывкаре, физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в г. Сосногорск, а также обустройство инженерной и дорожной инфраструктурой мкр. Шордор-2 пгт Верхняя Максаковка (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение).
Основной задачей строительного комплекса Республики Коми на среднесрочный период будет максимально возможное сохранение объемов подрядных работ и ввода основных фондов, в том числе строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, основные меры для выполнения задачи будут направлены на сохранение имеющихся бюджетных инвестиций и привлечение новых.
При консервативном варианте прогнозируется снижение объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", (среднегодовой индекс производства составит 94,5%) в связи с отсутствием крупных строительных проектов, завершением основных этапов инвестиционных проектов, реализуемых в предыдущие годы, сокращением числа новых инвестиционных проектов по строительству газопроводов и объектов нефтеперерабатывающего и нефтедобывающего комплексов.
Увеличение объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" до 101,6% в базовом варианте и 104,0% в целевом ожидается к 2021 году. Особое значение для развития строительного комплекса Республики Коми будет иметь продолжение реализации на территории Республики Коми инвестиционных проектов по строительству газопроводов. В рамках Программы развития газоснабжения и газификации Республики Коми на период с 2016 года по 2020 год предусмотрено газифицировать сетевым природным газом 26 новых населенных пунктов в 9 муниципальных районах и городских округах в Республике Коми, в том числе 26 котельных и более 8 тыс. домовладений (квартир). Кроме того, планируется создать условия для газификации промышленных, торговых и других объектов.
В 2018 году, по оценке, на территории Республики Коми планируется ввести 251,0 тыс. кв. м жилья, что на 12,7% выше уровня 2017 года. Позитивная динамика по вводу жилья на территории Республики Коми в первую очередь будет связана с повышением доступности ипотеки, средневзвешенная ставка по которой находится на минимальном за последние годы значении 9,59%. Кроме того, будет продолжена реализация мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по предоставлению субсидий из республиканского бюджета Республики Коми местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
В 2019 - 2021 годах продолжится работа по обеспечению жителей Республики Коми доступным жильем, в том числе в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности". Для этого будут создаваться условия для решения жилищных проблем при помощи уже существующих механизмов государственной поддержки граждан.
Кроме того, будет продолжена работа по комплексному развитию территорий, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, а также оказание государственной поддержки (субсидии) местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
В 2019 году прогнозируется снижение объемов жилищного строительства (в консервативном варианте - 81,7% к уровню 2018 года, в базовом варианте - 99,6%). Сокращение будет обусловлено сжатием платежеспособного спроса (снижением реальных располагаемых доходов населения), сокращением бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жителей
Республики Коми доступным жильем, а также ухудшением финансового положения строительных компаний (рост ставок по кредитам для застройщиков и ужесточение требований по их кредитованию).
С учетом реализации запланированных мероприятий, развития системы ипотечного кредитования, планируемых изменений в законодательстве в строительной сфере (например, перехода от долевого строительства к банковскому сопровождению) в базовом и целевом вариантах прогнозируется постепенное наращивание темпов роста строительства жилья. К 2021 году объем ввода жилых объектов составит: в консервативном варианте 225,0 тыс. кв. м, в базовом варианте - 257,0 тыс. кв. м, в целевом варианте - 305 тыс. кв. м.
В сфере инвестиционной деятельности в 2018 году, по оценке, ожидается снижение объема инвестиций в основной капитал до 130,5 млрд. рублей (95,5% к уровню 2017 года). На динамику инвестиционной активности окажут влияние сокращение инвестиционных вложений в добычу полезных ископаемых (в соответствии с инвестиционной программой ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"), удельный вес которых в общем объеме инвестиций составит 50,0%.
При этом прогнозируется рост объема инвестиций в сельском хозяйстве (в 2 раза), обрабатывающих производствах (на 5,4%), в том числе в производстве кокса, нефтепродуктов (на 18,0%), производстве бумаги и бумажных изделий (на 4,5%).
В среднесрочном периоде инвестиционная деятельность организаций будет продолжать зависеть от общеэкономической ситуации. При этом в Республике Коми будут проводиться мероприятия по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.
В 2019 году прогнозируется отрицательная динамика инвестиций (72,782,7% к уровню 2018 года). Основное снижение будет наблюдаться по виду деятельности "Транспортировка и хранение" в связи с завершением основных работ по строительству магистральных газопроводов "Бованенково - Ухта" и "Ухта - Торжок. II нитка (Ямал)" на территории Республики Коми.
В 2020 - 2021 годах восстановлению инвестиционной активности будет способствовать прирост инвестиций в сфере добычи полезных ископаемых (нефти, газа, бокситов), сельского хозяйства, строительства, производства кокса и нефтепродуктов. Темп роста инвестиций в основной капитал составит в консервативном варианте 102,7-105,9%, в базовом - 103,6-106,5%, в целевом - 105,2-108,7%.
ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" будет осуществлять инвестиционные вложения в строительство и техперевооружение объектов.
В 2021 году согласно инвестиционной программе ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" планируется бурение новых скважин. Инвестиции в основном будут направлены в строительство и обустройство эксплуатационных объектов месторождений: Восточно-Ламбейшорского, Кыртаельского, системы сбора и утилизации газа на Возейском месторождении, Усинского, Харьягинского, на Лыаельской площади Ярегского нефтяного месторождения.
Ожидается рост объема инвестиций в сфере трубопроводного транспорта за счет проекта "Ухта-Торжок. III нитка".
Ситуация на потребительском рынке в Республике Коми в 2018 году характеризуется увеличением оборота розничной торговли (100,6% к уровню 2017 года) и сокращением объема платных услуг (99,8%).
К основным факторам, способствующим росту розничного товарооборота в 2018 году, относятся:
повышение спроса на товары длительного пользования в связи с прогнозируемым ростом цен в 2019 году, обусловленным изменениями в налоговом законодательстве в части ставки НДС;
рост заработной платы работников организаций;
улучшение ситуации на рынке кредитных продуктов, снижение стоимости заемных кредитных средств, в том числе для населения.
Снижение объема платных услуг прогнозируется по коммунальным, телекоммуникационным, транспортным услугам, услугам физической культуры и спорта и обусловлено экономической ситуацией, а также демографическими трендами в Республике Коми.
В среднесрочном периоде на потребительском рынке Республики Коми ожидается:
умеренный рост оборота розничной торговли при условии восстановления потребительского спроса населения Республики Коми, роста реально располагаемых доходов населения, сдерживания темпов инфляции, снижения стоимости кредитных денежных ресурсов для населения, замедления миграционного оттока населения Республики Коми;
сохранение тенденции расширения деятельности сетевых торговых структур в Республике Коми, оказывающих положительное влияние на потребительский рынок, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли;
улучшение ситуации на рынке платных услуг.
По итогам 2018 года индекс потребительских цен ожидается на уровне 103,6%, что обусловлено увеличением темпов роста цен по сравнению с уровнем 2017 года на продовольственные товары с 101,5% до 103,0%, непродовольственные товары с 102,1% до 104,2%, услуги с 103,9% до 104,4%.
Ускорение инфляции в текущем году связано с ростом ставки НДС (с 18% до 20% с 1 января 2019 года), что приведет к эффекту "потребления впрок" (приобретение населением товаров длительного пользования, на которые ожидается рост цен).
Также на ускорение темпов инфляции оказывают влияние следующие факторы:
конъюнктура отдельных продовольственных рынков ввиду зависимости продовольственного рынка Республики Коми от внешних условий из-за низкой самообеспеченности продовольствием и другими товарами (около 80,0% продуктов питания завозится из-за пределов Республики Коми);
повышение цен в связи с низкой урожайностью отдельных зерновых и овощных культур, выращиваемых в Республике Коми, вследствие нестабильности погодных условий и климатических особенностей;
территориальная протяженность Республики Коми и специфика расселения не позволяет существенно сократить издержки по грузоперевозкам товаров и соответственно снижать их стоимость.
При этом в 2018 году на потребительском рынке Республики Коми ожидается достаточный уровень товарной насыщенности рынка и стабильная ценовая ситуация на рынках товаров первой необходимости.
В среднесрочный период на формирование уровня потребительских цен на товары и услуги в большей степени окажет применение производителями новой ставки НДС в размере 20%. При этом ослабление негативного эффекта от налоговых изменений ожидается в первой половине 2020 года.
В базовом варианте индекс потребительских цен прогнозируется в 2019 году - 104,5%, в 2020 году - 103,8%, в 2021 году - 104,1% (декабрь к декабрю предыдущего года).
По целевому варианту инфляция составит в 2019 году - 104,3%, в 2020 году - 103,6%, в 2021 году - 103,8% (декабрь к декабрю предыдущего года).
При консервативном варианте развития индекс потребительских цен в прогнозный период составит: в 2019 году - 104,6%, в 2020 году - 104,0%, в 2021 году - 104,3% (декабрь к декабрю предыдущего года).
На значение индекса потребительских цен в среднесрочный период в большей степени будет оказывать влияние эффективность мероприятий Банка России, направленных на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, а также действие финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, колебания цен на мировых сырьевых рынках, влияющие на сбытовую политику крупных российских товаропроизводителей.
В 2018 году прогнозируется рост среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) на 8,0% к уровню 2017 года, что обусловлено индексацией заработной платы в бюджетной сфере, а также исполнением федерального законодательства о повышении минимального размера оплаты труда и решения Конституционного Суда Российской Федерации.
С 2019 года ожидается замедление темпов роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году. Кроме того, индексация заработной платы прочим категориям работников бюджетной сферы будет проведена с 1 октября 2019 года (а не с 1 января, как в текущем 2018 году). В результате в период 20192021 годов среднегодовая динамика среднемесячной заработной платы наемных работников составит 104,8-106,0% (в зависимости от варианта прогноза).
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2018 году ожидаются на уровне 93,0% к уровню 2017 года. В 2019 - 2021 годах ожидаемый рост цен на потребительскую корзину (в связи с повышением с 1 января 2019 года НДС до 20%) не позволит существенно улучшить динамику реальных располагаемых денежных доходов населения, которые в указанный период сложатся на уровне 95,5-99,0% (по базовому варианту).
В среднесрочный период прогнозируется уменьшение расслоения общества по уровню доходов, что приведет к сокращению удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума с 15,5% в 2018 году до 14,8-15,2% в 2021 году.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения" и положений, предусмотренных Концепцией развития рынка труда в Республике Коми на период до 2020 года.
В 2018 году, по оценке, на фоне увеличения численности безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, и снижения численности экономически активного населения (рабочей силы), обусловленного демографическими трендами в Республике Коми, уровень зарегистрированной безработицы составит 1,9%.
В 2019 - 2021 годах продолжится сокращение численности населения Республики Коми и изменение его возрастной структуры и, как следствие, сохранится тенденция сокращения численности рабочей силы и занятых в экономике. К 2021 году уровень зарегистрированной безработицы составит 1,61,8%.".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 13 декабря 2018 г. N 502-р О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.