Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования, науки
и молодежной политики Республики Коми
от 11 января 2019 г. N 7-п
Сводный отчет
о результатах комплексного исследования качества дошкольного образования в 2018 году
В выборке комплексного исследования оценки качества дошкольного образования (далее - исследование) в 2018 году участвовали 8 дошкольных образовательных организаций:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 111" г. Сыктывкара (Климова С.М.);
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 38" г. Сыктывкара (Фрейдина Ю.А.);
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 89" г. Сыктывкара (Рымарчук В.Б.);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 12" г. Усинска (Османкина Н.И.);
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 20" г. Усинска (Антипина Г.А.);
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 11 комбинированного вида "Катюша" г. Воркуты (Осипенкова С.Е.);
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 37 "Росинка" г. Воркуты (Митрофанова Э.А.);
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 8 комбинированного вида" с. Выльгорт Сыктывдинского района (Пономарева В.В.).
Задачи исследования:
- апробация пакета диагностических методик для комплексного исследования когнитивного развития дошкольников во взаимосвязи с параметрами образовательной среды дошкольной образовательной организации;
- оценивание различных параметров образовательной среды, включенных в исследование.
Исследование когнитивного развития дошкольников 5-6 лет и исследование различных параметров образовательной среды дошкольных образовательных организаций проводила исследовательская группа в составе 14 человек: региональный координатор; специалисты по детской диагностике; эксперты по образовательной среде; координаторы от дошкольных образовательных организаций (руководители дошкольных образовательных организаций).
Комплект диагностических методик и измерительных материалов для комплексного исследования когнитивного развития дошкольников включает 5 показателей:
- логическое мышление (5 методик);
- творческое мышление (2 методики);
- уровень произвольности (2 методики);
- речевое развитие (3 методики);
- нейромоторное развитие ребенка (2 методики).
Выводы специалистов по детской диагностике по использованию заданий в комплекте диагностических методик и измерительных материалов:
- в соответствии с результатами исследования апробируемые методики диагностики учитывают позитивную социализацию ребенка дошкольного возраста и разнообразие путей развития ребенка;
- обеспечивают набор методов и инструментов для проведения диагностики.
Методика оценки различных параметров образовательной среды дошкольных образовательных организаций включает 43 показателя качества (компонента среды), объединенных в 7 подшкал (групп факторов):
- предметно-пространственная среда (8 показателей);
- присмотр и уход за детьми (6 показателей);
- речь и мышление (4 показателя);
- виды детской активности (10 показателей);
- взаимодействие (5 показателей);
- структурирование программы (4 показателя);
- родители и персонал (6 показателей).
По результатам исследования установлены высокие показатели по подшкалам: "Взаимодействие" 4,7 (2017 - 4,3, 2016 - 4), "Родители и персонал" 3,72 (2017 - 3,67, 2016 - 3,45), "Присмотр и уход" 3,6 (2017 - 3,56, 2016 - 3,36). Устойчиво низкие показатели по подшкалам: "Виды детской активности" 2,82 (2017-2,75, 2016 - 2,43), "Предметно-пространственная среда" 2,8 (2017 - 2,72, 2016 -2,64). Практически не изменились показатели по подшкалам: "Речь и мышление" 3,4 (2017 -3,39, 2016 - 3,34), "Структурирование программы" 3,4 (2017 - 3,38, 2016 - 3,34). По всем показателям наблюдается положительная динамика.
По результатам исследования региональными экспертами отмечаются положительные тенденции:
- в дошкольных образовательных организациях мебель, игровое, спортивное оборудование обеспечивают безопасность пребывания ребенка в детском саду, учитывают возраст ребенка, его способности и возможности;
- санитарно-гигиенические требования в каждой дошкольной образовательной организацией соблюдаются;
- пребывание ребенка организуется в течение дня в соответствии с утвержденным распорядком дня;
- взаимодействие детей, родителей и персонала доброжелательное;
- предметно-пространственная среда дошкольных образовательных организаций создана в соответствии с возрастом детей;
- за детьми осуществляется необходимый уход и присмотр;
- наблюдается тенденция увеличения педагогами общения и уменьшения традиционной (фронтальной) организации педагогом детских видов деятельности;
- наблюдается применение форм организации детских видов деятельности в малых группах, в течение дня у детей есть возможность организации свободной игры от 30 до 50 минут;
- созданы необходимые условия для профессионального роста педагогов, обеспечивается должный контроль со стороны администрации за профессиональным развитием педагогов, системы оценки профессионального развития педагогов соответствуют современным требованиям.
Проблемы, выявленные региональными экспертами в результате исследования:
- использование общения для развития мышления детей: формы работы педагога по познавательному развитию чаще всего репродуктивные, основаны на повторении и заучивании;
- организация пространства: недостаточно пространства для организации длительной (в соответствии с возрастными нормами) игры и занятий детей в различных игровых зонах;
- детская мебель не является трансформируемой и мобильной, адаптированная мебель для детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует;
- преобладают фронтальные формы работы педагога с целой группой над работой в малых группах;
- содействие принятию многообразия: в группах не представлены в свободном доступе игрушки, книги и другие материалы, которые бы открывали для детей социальный мир в многообразии разных национальностей и культурных традиций, что очень важно для детей, живущих в многонациональной республике;
- насыщенность предметно-развивающей среды: предметно - развивающая среда является недостаточно насыщенной для организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей и обеспечения поддержки инициативы и возможности совершать выбор; не всегда дидактические материалы и игровое оборудование доступно для детей в течение дня;
- оформление пространства: практически не наблюдается оформление групповых помещений детскими работами;
- условия для удовлетворения личных и профессиональных потребностей: в образовательных организациях чаще всего отсутствуют помещения для индивидуальных бесед с родителями, для проведения педагогических консилиумов и других совещаний педагогов, отсутствует комната для отдыха педагогов.
Предложения региональных экспертов по улучшению состояния образовательной среды в дошкольных образовательных организациях:
- разнообразить формы работы педагогов по познавательному развитию детей, использовать продуктивные формы совместной деятельности, направленные на развитие речемыслительных процессов, формирование логических связей, использование форм и средств общения, развитие творчества; использовать возможности чтения художественной литературы, театрализации;
- уделить внимание организации пространства для реализации длительной (в соответствии с возрастными нормами) игры и занятий детей в различных игровых зонах, предусмотреть увеличение площади игровых зон;
- при подборе детской мебели учитывать требования трансформируемости и мобильности; для детей с ограниченными возможностями здоровья приобретать адаптированную мебель;
- сместить акценты с фронтальных форм работы педагога с целой группой на разнообразные формы работы в малых группах;
- обогащать развивающую среду в группах игрушками, книгами и другими материалами, способствующими открытию социального мира в многообразии разных национальностей и культурных традиций, представить их в свободном доступе для детей;
- обеспечить насыщенность предметно-развивающей среды для организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей и обеспечения поддержки инициативы и возможности совершать выбор;
- в оформлении пространства использовать продукты деятельности детей, детские работы;
- предусмотреть условия для удовлетворения личных и профессиональных потребностей педагогов: помещения для индивидуальных бесед с родителями, для проведения педагогических консилиумов и других совещаний педагогов, комната для отдыха педагогов.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 11 января 2019 г. N 7-п "Об итогах комплексного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.