Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказом Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Коми
от 09.01.2019 г. N 1-П
Модель республиканской системы оценки качества образования
1. Общие положения
Настоящая модель республиканской системы оценки качества образования (далее - РСОКО) устанавливает цель, задачи, структуру РСОКО на территории Республики Коми.
РСОКО распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие образовательные программы дошкольного, общего и среднего профессионального образования (далее - образовательные организации).
Целью создания РСОКО является совершенствование системы управления качеством образования в Республике Коми, обеспечение участников образовательных отношений и общественности в целом объективной и достоверной информацией о качестве образования, состоянии системы образования на различных уровнях, тенденциях её развития.
Задачами РСОКО являются:
формирование комплекса измерителей, позволяющего получить достоверную информацию о качестве образования;
обеспечение открытости и доступности проводимых оценочных процедур;
создание системы независимой внешней оценки качества образования с участием общественных институтов;
обеспечение качественного анализа и использования результатов оценочных процедур.
Функционирование РСОКО предполагает разделение полномочий между субъектами РСОКО:
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство) формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивает реализацию контроля и внешней оценки качества образования на республиканском уровне, координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, определяет состояние и тенденции развития республиканской системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в Республике Коми, контролирует работу по функционированию РСОКО.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - ОМСУ), обеспечивают проведение процедур в рамках внешней оценки качества образования на муниципальном уровне и осуществляют функционирование муниципальной системы оценки качества образования.
Образовательные организации самостоятельно организуют и проводят внутреннюю оценку качества образования на уровне образовательной организации и создают условия для проведения в образовательной организации процедур внешней (независимой) оценки качества образования.
Государственное автономное учреждение Республики Коми "Республиканский информационный центр оценки качества образования" (далее - РИЦОКО) осуществляет организационно-технологическое сопровождение функционирования РСОКО, разработки, формирования и апробации измерительных материалов для оценки качества образования, инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования, информационное обеспечение функционирования РСОКО, организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в Республике Коми.
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Комы республиканский институт развития образования" (далее - КРИРО) осуществляет повышение квалификации руководящих и педагогических работников, научно-методическое сопровождение процедур оценки качества образования и разработку аналитических материалов по функционированию РСОКО.
2. Структура РСОКО
Выбор модели РСОКО определяется действующим законодательством, современным состоянием республиканской системы образования, общепринятыми подходами к оценке качества образования (приложение).
Структура РСОКО включает в себя подсистемы оценки качества образования на 3 уровнях:
- дошкольное образование;
- общее образование;
- среднее профессиональное образование.
Каждую подсистему оценки качества образования можно описать, используя следующие показатели'.
1. Объекты оценки (образовательные организации, образовательные программы, индивидуальные достижения обучающихся, деятельность педагогических работников) с указанием аспектов оценки (условия, процессы, результаты).
2. Субъекты оценки (Министерство, ОМСУ, РИЦОКО, КРИРО, образовательные организации, общественность).
3. Оценочные процедуры и инструменты оценки:
3.1. внутриучрежденческие процедуры: самообследование и функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО);
3.2. внешние оценочные процедуры: общие для всех уровней образования (лицензирование, государственная аккредитация, государственный контроль (надзор), независимая оценка качества оказания услуг, удовлетворенность населения предоставлением услуг, аттестация педагогических работников, конкурсы профессионального мастерства) и имеющие специфику (в дошкольном образовании - лонгитюдное исследование, в общем - ВПР, ГИА и т.д.);
3.3. инструменты оценки в каждой оценочной процедуре (мониторинг, диагностика, исследование, контрольная работа, аттестация, экзамен и т.д.)
4. Механизмы управленческого воздействия по результатам оценки (управленческие решения, общественное мнение, общественное признание).
3. Подсистема оценки качества образования на уровне дошкольного образования
Подсистема оценки качества дошкольного образования включает следующие показатели:
1. Объектом оценки является уровень качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Республики Коми, включающий в себя качество содержания образовательных программ, качество условий организации образовательного процесса, качество образовательных результатов.
При оценке качества содержания образовательных программ дошкольного образования рассматривается соответствие структуры, объема и содержания образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) дошкольного образования.
При оценке качества условий организации образовательного процесса рассматривается обеспеченность дошкольной образовательной организации кадровыми, материально-техническими, финансовыми, психолого-педагогическими, информационно-методическими условиями.
При оценке качества образовательных результатов рассматриваются общая положительная динамика психического и физического здоровья детей, мотивационная готовность детей к обучению в школе, удовлетворенность родителей обучающихся качеством образовательных услуг.
2. Субъектами оценки качества образования на уровне дошкольного образования являются Министерство, ОМСУ, РИЦОКО, КРИРО, дошкольные образовательные организации, общественность.
Качество дошкольного образования оценивается субъектами оценки по следующим направлениям:
Министерство - в рамках проведения процедур лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля (надзора), организации лонгитюдного исследования, комплексного исследования качества дошкольного образования (далее - НИКО), аттестации педагогических кадров, проведения конкурсов профессионального мастерства;
ОМСУ - в рамках ведения муниципальной системы оценки качества образования;
РИЦОКО - в рамках проведения мониторинга системы дошкольного образования;
КРИРО - в рамках формирования научно-методической основы республиканской системы оценки качества дошкольного образования, подготовки экспертных заключений по результатам лонгитюдного исследования и НИКО, аттестации и конкурсов профессионального мастерства педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
дошкольные образовательные организации - в рамках ведения внутренней системы оценки качества образования;
общественность - в рамках участия в независимой оценке качества деятельности дошкольных образовательных организаций.
3. Оценочные процедуры и инструменты оценки:
3.1. внутриучрежденческие процедуры:
в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации проводятся такие оценочные процедуры, как:
самообследование (оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования);
комплексное исследование с включением диагностических процедур, контрольных заданий для детей дошкольного возраста с целью изучения и выявления уровня педагогического взаимодействия, обеспечивающего детское развитие по возрасту;
3.2. внешние оценочные процедуры:
Процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществление государственного контроля (надзора) в сфере, лицензионного контроля образовательной деятельности, в рамках которых осуществляется оценка условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями.
Аттестация педагогических работников дошкольных образовательных организаций осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и направлена на оценку профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления соответствующей квалификационной категории.
Проведение конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников дошкольных образовательных организаций (республиканские этапы всероссийских конкурсов "Воспитатель года", "Воспитатели России", "Педагог-психолог", "Учитель здоровья" и т.д.) осуществляется с целью выявления уровня профессиональных компетенций педагогических работников.
Лонгитюдное исследование качества образовательной среды в дошкольной образовательной организации включает оценку на уровне дошкольной образовательной организации качества создания психолого-педагогических условий образовательной среды, организации предметно-пространственной среды, присмотра и ухода за детьми, условий для развития речи и мышления, видов активности обучающихся, взаимодействия участников образовательных отношений, качества содержания образовательной программы.
НИКО включает оценку развития ребенка, качества образовательной среды, исследование условий, созданных для развития ребенка в семье.
3.3. инструменты оценки в каждой оценочной процедуре:
в рамках проведения внутриучрежденческих процедур используются показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
измерительные материалы, разработанные дошкольной образовательной организацией;
в рамках проведения внешних оценочных процедур используются:
экспертные и проверочные листы для проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществления государственного контроля (надзора) в сфере, лицензионного контроля образовательной деятельности;
экспертные заключения по результатам оценки результатов профессиональной деятельности педагогического работника;
протоколы и сводные ведомости по итогам оценивания членами жюри конкурсных мероприятий для педагогических работников;
диагностики, разработанные Институтом исследования качества образования, в рамках проведения лонгитюдного исследования и НИКО.
4. Механизмы управленческого воздействия по результатам оценки
4.1. на уровне дошкольной образовательной организации:
- совершенствование внутренней системы оценки качества дошкольного образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников;
- внесение изменений в образовательную программу в части корректировки учебных планов и рабочих учебных программ;
- разработка плана мероприятий по повышению качества образовательных результатов;
- разработка плана мероприятий по повышению качества условий образовательной среды;
4.2. на уро вне ОМС У:
- совершенствование муниципальной системы оценки качества дошкольного образования;
- принятие управленческих решений, направленных на совершенствование качества дошкольного образования (мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня руководителей, педагогических работников, совершенствование работы муниципальной методической службы, адресная методическая помощь дошкольной образовательной организации и т.д.);
- совершенствование работы муниципальных методических объединений;
4.3. на уровне КРИРО:
- разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, в том числе по оказанию адресной методической помощи педагогам и руководителям по реализации ФГОС;
- разработка содержания и форм адресной методической помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС;
- организация методической, консультативной поддержки руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС;
- проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций по реализации ФГОС;
- организация деятельности республиканских методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций;
4.4. на уро вне Министерства:
- организация деятельности республиканских инновационных площадок, направленных на обновление содержания в условиях реализации ФГОС;
- организация и проведение республиканских мероприятий по развитию инновационной деятельности организаций дошкольного образования в Республике Коми;
- развитие вариативных форм предоставления дошкольного образования, в том числе грантовой поддержки развития негосударственных детских организаций, реализующих программы дошкольного образования;
- повышение качества деятельности дошкольных образовательных организаций через проведение республиканских мероприятий и организацию их участия во всероссийских конкурсах;
- планирование контрольно-надзорной деятельности (применение рискоориентированного подхода);
4.5. на уровне общественности:
- общественное участие в оценке контроля качества дошкольного образования;
- придание гласности и открытости результатов оценки качества дошкольного образования (участие в форумах, конференциях, конкурсах, дискуссионных площадках и т.д.).
4. Подсистема оценки качества образования на уровне общего образования
Подсистема оценки качества общего образования включает следующие показатели:
1. Объектом оценки является уровень качества общего образования в общеобразовательных организациях Республики Коми, включающий в себя качество содержания основных общеобразовательных программ, качество условий организации образовательного процесса, качество образовательных результатов.
При оценке качества содержания основных общеобразовательных программ рассматривается соответствие структуры, объема и содержания основной общеобразовательной программы требованиям ФГОС общего образования.
При оценке качества условии организации образовательного процесса рассматривается обеспеченность общеобразовательной организации кадровыми, материально-техническими, финансовыми, психолого-педагогическими, информационно-методическими условиями.
При оценке качества образовательных результатов рассматриваются уровень освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, удовлетворенность родителей обучающихся качеством образовательных услуг.
2. Субъектами оценки качества образования на уровне общего образования являются Министерство, ОМСУ, РИЦОКО, КРИРО, общеобразовательные организации, общественность.
Качество общего образования оценивается субъектами оценки по следующим направлениям:
Министерство - в рамках проведения процедур лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля (надзора), внешних оценочных процедур, всероссийской олимпиады школьников, аттестации педагогических кадров, проведения конкурсов профессионального мастерства;
ОМСУ - в рамках ведения муниципальной системы оценки качества образования;
РИЦОКО - в рамках проведения мониторинга системы общего образования, подготовки аналитических материалов по результатам участия обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций во внешних оценочных процедурах;
КРИРО - в рамках формирования научно-методической основы республиканской системы оценки качества общего образования, подготовки аналитических материалов по результатам участия обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников, экспертных заключений по результатам аттестации и конкурсов профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательных организаций;
общеобразовательные организации - в рамках ведения внутренней системы оценки качества образования;
общественность - в рамках участия в независимой оценке качества деятельности общеобразовательных организаций.
3. Оценочные процедуры и инструменты оценки:
3.1. внутриучрежденческие процедуры.
в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации проводятся такие оценочные процедуры, как:
самообследование (оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации);
текущий контроль, промежуточная аттестация обучающихся, внутришкольные контрольные работы с целью выявления уровня освоения обучающимися основной общеобразовательной программы;
внутришкольный контроль осуществления образовательного процесса;
3.2. внешние оценочные процедуры:
Процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществление государственного контроля (надзора) в сфере, лицензионного контроля образовательной деятельности, в рамках которых осуществляется оценка условий осуществления образовательной деятельности общеобразовательными организациями.
Государственная итоговая аттестация обучающихся (ГИА) представляет собой форму оценки уровня освоения обучающимися основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. ГИА является обязательной для обучающихся 9 и 11 (12) классов независимо от формы получения образования после освоения ими общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) представляют собой комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения ФГОС, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения обучающимися предметных и межпредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями на всех уровнях общего образования.
Национальные исследования качества образования (НИКО) предусматривают проведение в системе общего образования выборочных исследований качества образования по отдельным учебным предметам или группам предметов на всех уровнях общего образования. Планируемая частота проведения исследований - не реже 2 раз в год. Каждое исследование представляет собой отдельный проект, в рамках которого помимо написания школьниками диагностических работ осуществляется их анкетирование, сбор и анализ широкого спектра контекстных данных. Участники НИКО отбираются по репрезентативной выборке с частичным квотированием по федеральным округам, видам и типам образовательных организаций на основании специально разработанной методики.
Международные сопоставительные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, PIAAC, ICCS) проводятся в целях сравнения и выявления особенностей образовательных систем разных стран, оценки эффективности стратегических решений в области образования. Данные исследования проводятся циклично, 1 раз в несколько лет, организаторами являются Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA и Организация Экономического Сотрудничества и Развития OECD. В каждой стране по определенным алгоритмам формируется выборка участников, которая является репрезентативной в рамках отдельно взятой страны. В зависимости от исследования участниками являются обучающиеся начальной и основной школ (PISA, TIMSS, PIRLS,), учителя и директора образовательных организаций (TALIS), взрослое население от 16 до 65 лет (PIAAC).
Исследования компетенций учителей (ИКУ) проводятся в рамках формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников. Разрабатываемые в рамках ИКУ модели уровневой оценки компетенций учителей способствуют выстраиванию системы адресного повышения квалификации педагогов.
Региональные проверочные работы (РПР) предполагают оценку качества учебных достижений обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми и проводятся в формате внутреннего мониторинга с внешними измерителями. Задачами РГ1Р является получение объективной и достоверной информации о состоянии качества общего образования, повышение информированности общественности о деятельности региональной, муниципальной систем общего образования, общеобразовательных организаций, стимулирование всех участников образовательных отношений на конкретные действия, направленные на повышение качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся.
Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников". Всероссийская олимпиада школьников проводится с целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и развития интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности в освоении учебных предметов.
Аттестация педагогических работников общеобразовательных организаций осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и направлена на оценку профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления соответствующей квалификационной категории.
Проведение конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников общеобразовательных организаций (республиканские этапы всероссийских конкурсов "Учитель года", "Педагог-психолог", "Учитель здоровья", федеральный и республиканский этапы конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, республиканский конкурс "Классный классный" и т.д.) осуществляется с целью выявления уровня профессиональных компетенций педагогических работников.
3.3. инструменты оценки в каждой оценочной процедуре'.
в рамках проведения внутриучрежденческих процедур используются
показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
измерительные материалы, разработанные общеобразовательной организацией;
в рамках проведения внешних оценочных процедур используются:
экспертные и проверочные листы для проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществления государственного контроля (надзора) в сфере, лицензионного контроля образовательной деятельности;
контрольные измерительные материалы, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, IEA и OECD, Министерством, для проведения ГИА, ВПР, НИКО, международных исследований, ИКУ, РПР, анкеты для участников образовательных отношений для проведения НИКО;
задания для проведения школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, разработанные муниципальными, республиканской и Центральной предметно-методической комиссиями;
экспертные заключения по результатам оценки результатов профессиональной деятельности педагогического работника;
протоколы и сводные ведомости по итогам оценивания членами жюри конкурсных мероприятий для педагогических работников.
4. Механизмы управленческого воздействия по результатам оценки
4.1. на уровне общеобразовательной организации:
- совершенствование внутренней системы оценки качества общего образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов через разработку и реализацию программ помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты;
- внесение изменений в основную общеобразовательную программу в части корректировки учебных планов и рабочих программ учебных предметов;
- разработка и реализация плана мероприятий по повышению качества образовательных результатов обучающихся;
- разработка и реализация плана мероприятий по повышению качества условий образовательной среды;
- разработка и реализация плана мероприятий по обеспечению преемственности начального и основного общего образования на организационном, содержательном и методическом уровнях;
- разработка и реализация плана мероприятий по выявлению, сопровождению и развитию обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в освоении учебных предметов;
4.2. на уровне ОМСУ:
- совершенствование муниципальной системы оценки качества общего образования;
- принятие управленческих решений, направленных на совершенствование качества общего образования (мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня руководителей, педагогических работников, совершенствование работы муниципальной методической службы, адресная методическая помощь общеобразовательным организациям и т.д.);
- совершенствование работы муниципальных методических объединений;
- совершенствование системы работы по выявлению, сопровождению и развитию обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в освоении учебных предметов;
4.3. на уровне КРИРО
- разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, в том числе по оказанию адресной методической помощи педагогам и руководителям по реализации ФГОС;
- разработка содержания и форм адресной методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций по вопросам реализации ФГОС;
- организация методической, консультативной поддержки руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам реализации ФГОС;
- проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов общеобразовательных организаций по реализации ФГОС;
- организация деятельности республиканских методических объединений педагогов общеобразовательных организаций;
- реализация мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и/или демонстрирующих стабильно низкие результаты;
- совершенствование информационно-методического сопровождения деятельности общеобразовательных организаций по выявлению, сопровождению и развитию обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в освоении учебных предметов;
4.4. на уровне Министерства'.
- организация деятельности республиканских инновационных площадок, направленных на обновление содержания в условиях реализации ФГОС;
- организация и проведение республиканских мероприятий по развитию инновационной деятельности общеобразовательных организаций в Республике Коми;
- обобщение и распространение опыта эффективных муниципальных моделей оценки качества образования, включающих общеобразовательные организации, показавшие высокие результаты;
- повышение качества деятельности общеобразовательных организаций через проведение республиканских мероприятий и организацию их участия во всероссийских конкурсах;
- планирование контрольно-надзорной деятельности (применение рискоориентированного подхода);
- совершенствование комплекса мер, направленных на выявление, сопровождение и развитие обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в освоении учебных предметов;
4.5. на уровне общественности'.
- общественное участие в оценке контроля качества общего образования;
- придание гласности и открытости результатов оценки качества общего образования (участие в форумах, конференциях, конкурсах, дискуссионных площадках и т.д.).
5. Подсистема оценки качества образования на уровне среднего профессионального образования
Подсистема оценки качества среднего профессионального образования включает следующие показатели:
1. Объектом оценки является уровень качества среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях Республики Коми, включающий в себя качество содержания образовательных программ, качество условий организации образовательного процесса, качество образовательных результатов.
При оценке качества содержания образовательных программ рассматривается соответствие структуры, объема и содержания образовательной программы требованиям ФГОС среднего профессионального образования.
При оценке качества условий организации образовательного процесса рассматривается обеспеченность образовательной организации кадровыми, материально-техническими, финансовыми, психолого-педагогическими, информационно-методическими условиями.
При оценке качества образовательных результатов рассматриваются уровень освоения обучающимися образовательных программ, удовлетворенность родителей обучающихся качеством образовательных услуг.
2. Субъектами оценки качества образования на уровне среднего профессионального образования являются Министерство, РИЦОКО, профессиональные образовательные организации, общественность.
Качество среднего профессионального образования оценивается субъектами оценки по следующим направлениям:
Министерство - в рамках проведения процедур лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля (надзора), внешних оценочных процедур, чемпионатов профессионального мастерства "WorldSkills", олимпиады аттестации педагогических кадров, проведения конкурсов профессионального мастерства;
РИЦОКО - в рамках проведения мониторинга системы среднего профессионального образования, подготовки аналитических материалов по результатам участия обучающихся профессиональных образовательных организаций во внешних оценочных процедурах;
профессиональные образовательные организации - в рамках ведения внутренней системы оценки качества образования;
общественность - в рамках участия в независимой оценке качества деятельности профессиональных образовательных организаций.
3. Оценочные процедуры и инструменты оценки:
3.1. внутриучрежденческие процедуры:
в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования в профессиональной образовательной организации проводятся такие оценочные процедуры, как:
самообследование (оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации);
мониторинг образовательных достижений обучающихся с целью выявления уровня освоения обучающимися образовательной программы;
внутриучрежденческий контроль осуществления образовательного процесса;
3.2. внешние оценочные процедуры.
Процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществление государственного контроля (надзора) в сфере, лицензионного контроля образовательной деятельности, в рамках которых осуществляется оценка условий осуществления образовательной деятельности профессиональными образовательными организациями.
Формами государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования являются:
- защита выпускной квалификационной работы;
- государственный экзамен, в том числе в виде демонстрационного экзамена.
Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
Государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (междисциплинарному курсу, дисциплине) определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данного профессионального модуля (междисциплинарного курса, дисциплины), установленное ФГОС среднего профессионального образования.
Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Исследование качества общеобразовательной подготовки обучающихся первых курсов по образовательным программам среднего общего образования (СПО) проводится на выборке образовательных организаций (00) СПО. Формирование выборки 00 СПО осуществляет организация-координатор проведения исследований на основании специально разработанной методики. Исследования проводятся анонимно.
Региональные и национальные чемпионаты "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) проводятся с целью повышения престижа рабочих профессий, выявления наиболее одаренных и талантливых студентов, привлечения молодежи в производственные секторы экономики, совершенствования квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования с учетом национальных и международных требований к профессиональным компетенциям.
Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования по профильным направлениям (республиканский и заключительный этапы олимпиады) проводится в целях выявления наиболее одаренных и талантливых студентов, повышения качества профессионального образования специалистов среднего звена, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности, реализации творческого потенциала обучающихся, повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.
Аттестация педагогических работников общеобразовательных организаций осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и направлена на оценку профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления соответствующей квалификационной категории.
Проведение конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников профессиональных образовательных организаций (республиканские конкурсы "Мастер года", "Преподаватель года" и т.д.) осуществляется с целью выявления уровня профессиональных компетенций педагогических работников.
3.3. инструменты оценки в каждой оценочной процедуре:
в рамках проведения внутриучрежденческих процедур используются показатели деятельности профессиональной образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
измерительные материалы, разработанные профессиональной образовательной организацией;
в рамках проведения внешних оценочных процедур используются:
экспертные и проверочные листы для проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществления государственного контроля (надзора) в сфере, лицензионного контроля образовательной деятельности;
контрольные измерительные материалы для проведения ГИА, разработанные профессиональной образовательной организацией;
контрольные измерительные материалы для проведения демонстрационного экзамена, разработанные профессиональной образовательной организацией с учетом материалов Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)";
задания для проведения регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia), разработанные Союзом "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)";
задания для проведения регионального этапа всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования, разработанные федеральным учебно-методическим объединением;
экспертные заключения по результатам оценки результатов профессиональной деятельности педагогического работника;
протоколы и сводные ведомости по итогам оценивания членами жюри конкурсных мероприятий для педагогических работников.
4. Механизмы управленческого воздействия по результатам оценки
4.1. на уровне профессиональной образовательной организации:
- совершенствование внутренней системы оценки качества среднего профессионального образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов через разработку и реализацию программ помощи преподавателям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты;
- внесение изменений в образовательную программу в части корректировки рабочих программ учебных предметов;
- разработка и реализация плана мероприятий по повышению качества образовательных результатов обучающихся;
- разработка и реализация плана мероприятий по повышению качества условий образовательной среды;
4.2. на уровне Министерства'.
- организация деятельности республиканских инновационных площадок, направленных на обновление содержания в условиях реализации ФГОС;
- организация и проведение республиканских мероприятий по модернизации системы среднего профессионального образования в Республике Коми;
- повышение качества деятельности профессиональных образовательных организаций через проведение республиканских мероприятий и организацию их участия во всероссийских конкурсах;
- планирование контрольно-надзорной деятельности (применение рискоориентированного подхода);
- совершенствование комплекса мер, направленных на выявление, сопровождение и развитие талантливых студентов;
4.3. на уровне общественности:
- общественное участие в оценке контроля качества среднего профессионального образования;
- придание гласности и открытости результатов оценки качества среднего профессионального образования (участие в форумах, конференциях, конкурсах, дискуссионных площадках и т.д.).
Республиканская система оценки качества образования
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 9 января 2019 г. N 1-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.